Книга «Иисус, прерванное Слово» (Jesus, Interrupted)
Барт Д. Эрман
304 стр.
HarperOne (март 2009 г.)
Этот обзор книги используется с разрешения, данного в WTJ 71 (Вестминстерском богословском журнале) № 2, осень 2009 г.
Как раз ко времени празднования Пасхи Барт Д. Эрман (снова) дал еще один, ставший уже популярным, резкий критический отзыв об исторической достоверности Библии. Можно задуматься, сколько вообще у Эрмана существует всевозможных способов нападения на Библию. В своей книге «Утраченное христианство» (2003 г.) он бросил вызов Библии, исходя из богословского разнообразия, существовавшего в ранней Церкви. В книге «Утраченное Писание» (2003 г.) он бросил вызов Библии, исходя из развития канона, в книге «Искаженные слова Иисуса» (2005 г.) исходя из сведений о копировании текста Писания переписчиками, а в книге «Божья проблема» (2007) исходя из существования проблемы зла. Не сосредотачивая внимания на какой-либо конкретной теме, основная весть всех этих книг очень похожа: христиане должны осознать тот факт, что Библии, которую они так превозносят, нельзя доверять. Действительно, похоже, что чем больше Эрман стремится призвать неискушенного читателя сосредоточить внимание на этой теме, тем больше его академическая карьера (по крайней мере, за последние годы) становится, так сказать, неакадемической. Время от времени он больше напоминает проповедника, чем ученого. С впечатляющей евангелистской ревностью и часто встречающимися личными свидетельствами он проповедует свою весть с серьезностью, убедительностью и безотлагательностью, надеясь обратить любого человека, сидящего на церковной скамье, который все еще отказывается принять так называемое научное единодушное мнение относительно Нового Завета, или который осмелится подумать, что Иисус Евангелий, возможно, был во многом похож на исторического Иисуса, и, конечно же, любого, кто откажется предположить, что все мнения об Иисусе должны рассматриваться как равноценные. Эрман говорит о том, что те дни, когда он был баптистским проповедником, закончились. Вполне очевидно, что баптистская сторона его жизни ушла в небытие. Что же касается его проповеднической стороны, то, скорее всего, она осталась.
Крестовый поход Эрмана продолжается с выходом в свет его самой последней книги «Иисус, прерванное Слово. Как на самом деле зарождалось христианство » (Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don't Know About Them)). Основная тема этой книги такая же, как и в вышеупомянутых книгах, когда дело касается истории, Библия это сплошная путаница, хотя основное средство для сообщения этой вести изменилось. Здесь Эрман углубляется в размышления о вопросе внутренних противоречий самого текста Писания (в основном в Евангелиях), утверждая, что священнописатели противоречили друг другу как с исторической точки зрения, так и с богословской (он также рассматривает много других тем во второй части своей книги). Основная озабоченность Эрмана, которая ясно видна на всех страницах его книги, заключается в том, что обыкновенный человек на церковной скамье либо очень мало, либо ничего не знает о современной исторической критике Библии, потому что его пасторы по каким либо причинам отказываются рассказать ему об этом. Во всем этом скрыт заговорщический подтекст ваш пастор на самом деле знает и верит во все это, но хранит это в тайне. Похоже, что Эрмана никогда не осеняла мысль (по крайней мере, он сам в этом не признается), что, возможно, некоторые пасторы не рассказывают своей пастве об этих вещах, потому что они считают их ложными. Тем не менее, Эрман предстает перед всеми как бы в роли освободителя: именно он имеет мужество быть честным по отношению к верящим Библии христианам и «не держит язык за зубами» (2). Естественно, можно вообще очень усомниться в том, что кто-нибудь все еще держит язык за зубами, но книг с такими подзаголовками как «Раскрывая вопросы о Библии, о которых все уже знают» продается все меньше.
Мы сделаем все возможное, чтобы что-нибудь сказать по каждой главе книги Эрмана, хотя объем этой статьи не позволит нам углубиться в долгие и детальные рассуждения о какой-либо из них. Не удивительно, что первая глава «Исторические нападки на веру» задает тон всей книге. В этой главе Эрман прилагает немалые усилия, чтобы убедить читателя в том, что его мнение относительно Библии является просто «стандартным уровнем» среди современных богословов (18). Так начинаются его многократно повторяющиеся обращения (которые дублируются во всех главах) к неоспоримому единодушному мнению научных кругов, когда он утверждает, что в это верят «все мои близкие друзья» (17), это «широко преподается в семинариях и богословских колледжах» (18) и «в значительной степени принимается богословами, которые исследуют Новый Завет» (271). Подобное академическое запугивание, по сути, является довольно эффективной стратегией для Эрмана. Оно позволяет с самого начала представить его взгляды как в высшей степени здравомыслящие и объективные (в конце концов, какой мирянин пожелает выступить против всех богословов мира?), а евангельских верующих показать как таковых, интеллектуальный уровень которых сравним с интеллектом тех людей, которые отрицают факт прилунения или верят в то, что земля плоская. В самом деле, в первой главе книги он описывает евангельских верующих, учившихся вместе с ним в университете, как тех, которые «закрывают свои уши и громко гудят себе под нос, чтобы не слышать ничего, что может заставить их усомниться в своих нежно любимых верованиях» (14). Подобные насмешки подталкивают читателя к ложной (но эффективной) дилемме: сберечь свою веру в Библию, пожертвовав своей интеллектуальной неприкосновенностью, или принять все выводы современных ученых-критиков. Оградившись таким образом от дебатов, он вынуждает читателя сделать выбор относительно того, какую сторону принять, прежде исследования каких-либо доказательств. Не удивительно, что остальные главы книги становятся более убедительными для среднего читателя, чем они могли бы быть при других условиях; с самой первой страницы стратегия Эрмана заставляет читателей принимать решение раньше, чем они сами этого захотят. Для человека, который заявляет, что он является всего лишь непредубежденным историком, неправильно так начинать книгу. Более того, нигде в первой главе Эрман не представляет доказательств (кроме своего личного мнения) того, что его взгляды отображают взгляды почти всех семинарий. Он забывает упомянуть, что из всех семинарий, аккредитованных при Ассоциации богословских школ в Соединенных Штатах, первые десять самых больших являются евангельскими. Эти семинарии представляют тысячи и тысячи студентов, а также сотни и сотни профессоров. Если фактически все профессоры семинарий согласны с Эрманом, тогда кто же эти профессоры, преподающие в десяти наибольших семинариях США? Очевидно, единственные учебные заведения из всех современных семинарий, которые учитываются в анализе Эрмана, это те, которые уже согласны с ним. Не очень тяжело подтвердить, что собственные взгляды представляют общепринятые взгляды, если ты сам определяешь, что такое «общепринятые взгляды».
Во второй и третьей главах Эрман излагает большую часть своих аргументов относительно внутренних противоречий (исторических и богословских). Естественно, у нас нет достаточно времени, чтобы перечислять все эти воображаемые противоречия, но по их поводу необходимо сделать несколько замечаний.
1. Стоя перед выбором согласования различных повествований в Евангелиях (даже когда решение представляется вполне убедительным), Эрман снова и снова противится ему. Стандартная причина противления его вера в то, что согласование вынуждает «создавать свою собственную версию Евангелия, которая отличается от обеих читаемых версий» (22). Подобным же образом, он заявляет, что согласование «создает третью версию события, отличающуюся от версий Марка и Луки» (54). Такие возражения озадачивают, когда слышишь их из уст такого ученого как Эрман. В конце концов, по определению, древняя историография имеет значительные ограничения в том, что она может зафиксировать; писатель не может сказать все о каком-то конкретном событии. Таким образом, когда рассматривается множество различных исторических источников, описывающих одно событие, то естественно, чтобы объединить их воедино, создается «третья» история. Что Эрман ожидает увидеть? Всегда будет история того, что «в действительности произошло», история, которая стоит за каждым историческим повествованием; такая ситуация неизбежна, когда признаешь тот факт, что ни один источник не является (или не может быть) абсолютно исчерпывающим. Невероятно, но именно непосредственная задача историков собирать воедино то, что «в действительности произошло», используя всю доступную информацию, и есть то, что отказывается сделать Эрман (и даже намекает на возмутительность этого факта). В таком случае не удивительно, что Эрман делает вывод, что евангельские истории нельзя согласовать одну с другой. Его методология не допускает никакого иного варианта.
2. Во многих примерах воображаемых противоречий, похоже, что Эрман не имеет ни малейшего представления (очевидно, что не имеет) о том способе, посредством которого древняя историографическая литература записывала чьи-либо слова, выражения или учение. Или же, по крайней мере, он не удосуживается обсудить эти вопросы со своими читателями. Хорошо известно, что ограниченность, присущая историческим записям речей, позволяет автору суммировать, собрать воедино или перефразировать сказанные слова (напр., Фукидид, Тацит, Иосиф Флавий). Более того, тот факт, что вероятней всего Иисус учил на арамейском языке, предполагает, что мы должны ожидать дополнительную степень несоответствия, когда различные авторы по-разному переводят Его слова на греческий язык. Тем не менее, Эрман настаивает на том, что различия в формулировках указывают на подлинные противоречия, как, например, когда сотник у креста называет Иисуса «Сыном Божьим» в Евангелии от Марка 15:39, а в Евангелии от Луки 23:47 он называет Его «праведником». Эрман не принимает во внимание тот факт, что положение праведника неотъемлемо от титула «Сын Божий», что делает эти термины, в некоторой степени, взаимозаменяемыми, в зависимости от того, на что автор хочет обратить особое внимание. Принимая во внимание тот факт, что Марк придает особое значение теме «Сына Божьего» (1:1), а Лука желает доказать властям, что Иисус и христиане являются праведниками (1:3-4), эти отличия становятся вполне понятными. Но Эрман не способен замечать подобные нюансы; похоже, он ожидает, чтобы Евангелия были похожи на видеозапись, где в точности снято именно то, что буквально в реальности произошло. Но история не действует подобным образом. Возможно, Эрман думает, что доктрина о богодухновенности требует того, чтобы Евангелия всегда содержали точные слова (ipssissima verba лат. «точные слова цитируемого», - прим. перев.) Иисуса (или кого-либо другого). Можно даже представить себе его возражение: «Как вы можете верить, что у вас есть Слово Божье, если у вас даже нет подлинных слов Иисуса? Разве вы не согласны с тем, что именно слова имеют значение?» Но (сказал Эрман так или нет) важно понимать, что Евангелия могут быть именно Словом Божьим, даже если они не содержат буквальные слова Иисуса Бог может вдохновить перефразирование слов Иисуса (ipssissima vox), которые бы эффективно передавали Его весть. Неспособность Эрмана принять естественную словарную гибкость, присущую древней литературе, предполагает тот факт, что он (по иронии судьбы) может все еще читать Евангелия таким же образом, как он читал их, когда был фундаменталистом, применяя современные методы точности и определенности к евангельским текстам, которые к ним абсолютно неприменимы.
- - - Добавлено - - -
3. Подобным же образом Эрман не в состоянии по достоинству оценить тот факт, что древняя историографическая литература не всегда придерживается точного хронологического порядка описания событий события (и аспекты этих событий) часто излагаются тематически; иногда они могут быть изложены в сжатой лаконичной форме. Например, Эрман выражает недовольство, что в Евангелии от Луки описывается о том, что «завеса в храме раздралась» до смерти Иисуса (23:45), в то время как в Евангелии от Марка это событие упоминается как произошедшее после смерти Иисуса (15:38). Однако очевидно, что Лука поместил историю о разорванной завесе до распятия просто для того, чтобы упомянуть ее вместе с остальными космическими знамениями (напр., тьма по всей земле, солнце померкло). Лука просто говорит: «Вот какие космические знамения произошли во время смерти Иисуса», не настаивая на определенном порядке их совершения в то утро, когда Иисус висел на кресте. Этот тип хронологической гибкости не является чем-то необычным для Евангелий (как и для другой древней литературы), но удивительно, что этот факт не замечается Эрманом. Если принять во внимание этот факт, можно еще очень долго объяснять некоторые другие предполагаемые противоречия, которые он упоминает: детали, связанные с повествованиями о рождении Иисуса, призвание первых учеников и явление Христа после воскресения.
Барт Д. Эрман
304 стр.
HarperOne (март 2009 г.)
Этот обзор книги используется с разрешения, данного в WTJ 71 (Вестминстерском богословском журнале) № 2, осень 2009 г.
Как раз ко времени празднования Пасхи Барт Д. Эрман (снова) дал еще один, ставший уже популярным, резкий критический отзыв об исторической достоверности Библии. Можно задуматься, сколько вообще у Эрмана существует всевозможных способов нападения на Библию. В своей книге «Утраченное христианство» (2003 г.) он бросил вызов Библии, исходя из богословского разнообразия, существовавшего в ранней Церкви. В книге «Утраченное Писание» (2003 г.) он бросил вызов Библии, исходя из развития канона, в книге «Искаженные слова Иисуса» (2005 г.) исходя из сведений о копировании текста Писания переписчиками, а в книге «Божья проблема» (2007) исходя из существования проблемы зла. Не сосредотачивая внимания на какой-либо конкретной теме, основная весть всех этих книг очень похожа: христиане должны осознать тот факт, что Библии, которую они так превозносят, нельзя доверять. Действительно, похоже, что чем больше Эрман стремится призвать неискушенного читателя сосредоточить внимание на этой теме, тем больше его академическая карьера (по крайней мере, за последние годы) становится, так сказать, неакадемической. Время от времени он больше напоминает проповедника, чем ученого. С впечатляющей евангелистской ревностью и часто встречающимися личными свидетельствами он проповедует свою весть с серьезностью, убедительностью и безотлагательностью, надеясь обратить любого человека, сидящего на церковной скамье, который все еще отказывается принять так называемое научное единодушное мнение относительно Нового Завета, или который осмелится подумать, что Иисус Евангелий, возможно, был во многом похож на исторического Иисуса, и, конечно же, любого, кто откажется предположить, что все мнения об Иисусе должны рассматриваться как равноценные. Эрман говорит о том, что те дни, когда он был баптистским проповедником, закончились. Вполне очевидно, что баптистская сторона его жизни ушла в небытие. Что же касается его проповеднической стороны, то, скорее всего, она осталась.
Крестовый поход Эрмана продолжается с выходом в свет его самой последней книги «Иисус, прерванное Слово. Как на самом деле зарождалось христианство » (Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don't Know About Them)). Основная тема этой книги такая же, как и в вышеупомянутых книгах, когда дело касается истории, Библия это сплошная путаница, хотя основное средство для сообщения этой вести изменилось. Здесь Эрман углубляется в размышления о вопросе внутренних противоречий самого текста Писания (в основном в Евангелиях), утверждая, что священнописатели противоречили друг другу как с исторической точки зрения, так и с богословской (он также рассматривает много других тем во второй части своей книги). Основная озабоченность Эрмана, которая ясно видна на всех страницах его книги, заключается в том, что обыкновенный человек на церковной скамье либо очень мало, либо ничего не знает о современной исторической критике Библии, потому что его пасторы по каким либо причинам отказываются рассказать ему об этом. Во всем этом скрыт заговорщический подтекст ваш пастор на самом деле знает и верит во все это, но хранит это в тайне. Похоже, что Эрмана никогда не осеняла мысль (по крайней мере, он сам в этом не признается), что, возможно, некоторые пасторы не рассказывают своей пастве об этих вещах, потому что они считают их ложными. Тем не менее, Эрман предстает перед всеми как бы в роли освободителя: именно он имеет мужество быть честным по отношению к верящим Библии христианам и «не держит язык за зубами» (2). Естественно, можно вообще очень усомниться в том, что кто-нибудь все еще держит язык за зубами, но книг с такими подзаголовками как «Раскрывая вопросы о Библии, о которых все уже знают» продается все меньше.
Мы сделаем все возможное, чтобы что-нибудь сказать по каждой главе книги Эрмана, хотя объем этой статьи не позволит нам углубиться в долгие и детальные рассуждения о какой-либо из них. Не удивительно, что первая глава «Исторические нападки на веру» задает тон всей книге. В этой главе Эрман прилагает немалые усилия, чтобы убедить читателя в том, что его мнение относительно Библии является просто «стандартным уровнем» среди современных богословов (18). Так начинаются его многократно повторяющиеся обращения (которые дублируются во всех главах) к неоспоримому единодушному мнению научных кругов, когда он утверждает, что в это верят «все мои близкие друзья» (17), это «широко преподается в семинариях и богословских колледжах» (18) и «в значительной степени принимается богословами, которые исследуют Новый Завет» (271). Подобное академическое запугивание, по сути, является довольно эффективной стратегией для Эрмана. Оно позволяет с самого начала представить его взгляды как в высшей степени здравомыслящие и объективные (в конце концов, какой мирянин пожелает выступить против всех богословов мира?), а евангельских верующих показать как таковых, интеллектуальный уровень которых сравним с интеллектом тех людей, которые отрицают факт прилунения или верят в то, что земля плоская. В самом деле, в первой главе книги он описывает евангельских верующих, учившихся вместе с ним в университете, как тех, которые «закрывают свои уши и громко гудят себе под нос, чтобы не слышать ничего, что может заставить их усомниться в своих нежно любимых верованиях» (14). Подобные насмешки подталкивают читателя к ложной (но эффективной) дилемме: сберечь свою веру в Библию, пожертвовав своей интеллектуальной неприкосновенностью, или принять все выводы современных ученых-критиков. Оградившись таким образом от дебатов, он вынуждает читателя сделать выбор относительно того, какую сторону принять, прежде исследования каких-либо доказательств. Не удивительно, что остальные главы книги становятся более убедительными для среднего читателя, чем они могли бы быть при других условиях; с самой первой страницы стратегия Эрмана заставляет читателей принимать решение раньше, чем они сами этого захотят. Для человека, который заявляет, что он является всего лишь непредубежденным историком, неправильно так начинать книгу. Более того, нигде в первой главе Эрман не представляет доказательств (кроме своего личного мнения) того, что его взгляды отображают взгляды почти всех семинарий. Он забывает упомянуть, что из всех семинарий, аккредитованных при Ассоциации богословских школ в Соединенных Штатах, первые десять самых больших являются евангельскими. Эти семинарии представляют тысячи и тысячи студентов, а также сотни и сотни профессоров. Если фактически все профессоры семинарий согласны с Эрманом, тогда кто же эти профессоры, преподающие в десяти наибольших семинариях США? Очевидно, единственные учебные заведения из всех современных семинарий, которые учитываются в анализе Эрмана, это те, которые уже согласны с ним. Не очень тяжело подтвердить, что собственные взгляды представляют общепринятые взгляды, если ты сам определяешь, что такое «общепринятые взгляды».
Во второй и третьей главах Эрман излагает большую часть своих аргументов относительно внутренних противоречий (исторических и богословских). Естественно, у нас нет достаточно времени, чтобы перечислять все эти воображаемые противоречия, но по их поводу необходимо сделать несколько замечаний.
1. Стоя перед выбором согласования различных повествований в Евангелиях (даже когда решение представляется вполне убедительным), Эрман снова и снова противится ему. Стандартная причина противления его вера в то, что согласование вынуждает «создавать свою собственную версию Евангелия, которая отличается от обеих читаемых версий» (22). Подобным же образом, он заявляет, что согласование «создает третью версию события, отличающуюся от версий Марка и Луки» (54). Такие возражения озадачивают, когда слышишь их из уст такого ученого как Эрман. В конце концов, по определению, древняя историография имеет значительные ограничения в том, что она может зафиксировать; писатель не может сказать все о каком-то конкретном событии. Таким образом, когда рассматривается множество различных исторических источников, описывающих одно событие, то естественно, чтобы объединить их воедино, создается «третья» история. Что Эрман ожидает увидеть? Всегда будет история того, что «в действительности произошло», история, которая стоит за каждым историческим повествованием; такая ситуация неизбежна, когда признаешь тот факт, что ни один источник не является (или не может быть) абсолютно исчерпывающим. Невероятно, но именно непосредственная задача историков собирать воедино то, что «в действительности произошло», используя всю доступную информацию, и есть то, что отказывается сделать Эрман (и даже намекает на возмутительность этого факта). В таком случае не удивительно, что Эрман делает вывод, что евангельские истории нельзя согласовать одну с другой. Его методология не допускает никакого иного варианта.
2. Во многих примерах воображаемых противоречий, похоже, что Эрман не имеет ни малейшего представления (очевидно, что не имеет) о том способе, посредством которого древняя историографическая литература записывала чьи-либо слова, выражения или учение. Или же, по крайней мере, он не удосуживается обсудить эти вопросы со своими читателями. Хорошо известно, что ограниченность, присущая историческим записям речей, позволяет автору суммировать, собрать воедино или перефразировать сказанные слова (напр., Фукидид, Тацит, Иосиф Флавий). Более того, тот факт, что вероятней всего Иисус учил на арамейском языке, предполагает, что мы должны ожидать дополнительную степень несоответствия, когда различные авторы по-разному переводят Его слова на греческий язык. Тем не менее, Эрман настаивает на том, что различия в формулировках указывают на подлинные противоречия, как, например, когда сотник у креста называет Иисуса «Сыном Божьим» в Евангелии от Марка 15:39, а в Евангелии от Луки 23:47 он называет Его «праведником». Эрман не принимает во внимание тот факт, что положение праведника неотъемлемо от титула «Сын Божий», что делает эти термины, в некоторой степени, взаимозаменяемыми, в зависимости от того, на что автор хочет обратить особое внимание. Принимая во внимание тот факт, что Марк придает особое значение теме «Сына Божьего» (1:1), а Лука желает доказать властям, что Иисус и христиане являются праведниками (1:3-4), эти отличия становятся вполне понятными. Но Эрман не способен замечать подобные нюансы; похоже, он ожидает, чтобы Евангелия были похожи на видеозапись, где в точности снято именно то, что буквально в реальности произошло. Но история не действует подобным образом. Возможно, Эрман думает, что доктрина о богодухновенности требует того, чтобы Евангелия всегда содержали точные слова (ipssissima verba лат. «точные слова цитируемого», - прим. перев.) Иисуса (или кого-либо другого). Можно даже представить себе его возражение: «Как вы можете верить, что у вас есть Слово Божье, если у вас даже нет подлинных слов Иисуса? Разве вы не согласны с тем, что именно слова имеют значение?» Но (сказал Эрман так или нет) важно понимать, что Евангелия могут быть именно Словом Божьим, даже если они не содержат буквальные слова Иисуса Бог может вдохновить перефразирование слов Иисуса (ipssissima vox), которые бы эффективно передавали Его весть. Неспособность Эрмана принять естественную словарную гибкость, присущую древней литературе, предполагает тот факт, что он (по иронии судьбы) может все еще читать Евангелия таким же образом, как он читал их, когда был фундаменталистом, применяя современные методы точности и определенности к евангельским текстам, которые к ним абсолютно неприменимы.
- - - Добавлено - - -
3. Подобным же образом Эрман не в состоянии по достоинству оценить тот факт, что древняя историографическая литература не всегда придерживается точного хронологического порядка описания событий события (и аспекты этих событий) часто излагаются тематически; иногда они могут быть изложены в сжатой лаконичной форме. Например, Эрман выражает недовольство, что в Евангелии от Луки описывается о том, что «завеса в храме раздралась» до смерти Иисуса (23:45), в то время как в Евангелии от Марка это событие упоминается как произошедшее после смерти Иисуса (15:38). Однако очевидно, что Лука поместил историю о разорванной завесе до распятия просто для того, чтобы упомянуть ее вместе с остальными космическими знамениями (напр., тьма по всей земле, солнце померкло). Лука просто говорит: «Вот какие космические знамения произошли во время смерти Иисуса», не настаивая на определенном порядке их совершения в то утро, когда Иисус висел на кресте. Этот тип хронологической гибкости не является чем-то необычным для Евангелий (как и для другой древней литературы), но удивительно, что этот факт не замечается Эрманом. Если принять во внимание этот факт, можно еще очень долго объяснять некоторые другие предполагаемые противоречия, которые он упоминает: детали, связанные с повествованиями о рождении Иисуса, призвание первых учеников и явление Христа после воскресения.

Комментарий