проблема «екатеринбургских останков» может расколоть Церковь
Проблема переросла масштаб внутрицерковной, превратившись в политическую
РПЦ загнала себя в такой тупик, что компромиссного выхода из него не будет.
Неожиданно вновь возникшая на политическом горизонте тема расстрела царской семьи в Екатеринбурге и судьбы останков не могла оставить равнодушными экспертов. Суть проблемы разъяснил в телеграм-канале Bunin & Co политолог Алексей Макаркин:
«Проблема признания мощами «екатеринбургских останков» заключается в том, что церкви придётся признать, что в конце 90-х годов в этом вопросе правы были Ельцин и Немцов. Первый как президент, второй как председатель государственной комиссии, непосредственно занимавшийся вопросами захоронения семьи Романовых. Отношение к этим политикам в церковной среде в целом негативное им припоминают и сближение с «бездуховным» Западом, и падение жизненного уровня граждан, среди которых было и немало нынешних прихожан, и распространение новых религиозных движений (от кришнаитов до мормонов). Возвращение же храмов при Ельцине приписывается воле Бога, а не президента. И получается, что ошибались многочисленные священники, монашествующие и благочестивые миряне, которые искренне считали «екатеринбургские останки» не принадлежавшими семье последнего царя. А признать всё это очень сложно.
В этой ситуации церковное руководство оказывается между двух огней. На признании настаивает Кремль, для которого важно захоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии как символический акт примирения. И ради этого власть разрешила провести все экспертизы, на которых настаивала церковь (вплоть до вскрытия гробницы Александра III). И эксперты подтвердили принадлежность останков Николаю II и его семье. Отказать Кремлю значит, пойти на конфликт, который церковь не может себе позволить. Согласиться значит, восстановить против себя часть верующих. Численно не очень большую, но активную, готовую при необходимости участвовать в молитвенных стояниях, бороться за выделение земельных участков для строительства храмов. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу власти, от которой церковь зависела во все периоды её истории. Путин не Ельцин, который был вынужден согласиться с отсутствием патриарха на церемонии захоронения царской семьи. А Кирилл чувствует себя в отношениях с властью куда менее уверенно, чем Алексий II.
История с ритуальным убийством царской семьи неудачная попытка руководства церкви договориться с крайне правыми примерно в следующем формате. С одной стороны, все же придётся признать «екатеринбургские останки» царскими мощами и экспертизы об этом свидетельствует, и позиция Кремля однозначна. Да и президент на соборе будет. Но, с другой, взамен можно порассуждать на одну из излюбленных в среде крайне правых тем ритуальный характер убийства. Можно назначить новую экспертизу, которая займёт немало времени и, конечно же, отвергнет эту версию. А к тому времени страсти поулягутся. Что недооценили? Изменение общественных настроений. В 90-е годы были возможны антисемитские ораторские упражнения депутата Госдумы генерала Макашова. В центре Москвы продавались черносотенные газеты. Даже в начале нулевых появилось антииудейское «Письмо 500». Но время идёт, и антисемитская тема стала выглядеть совсем уж архаично и неприлично. А вопрос о «ритуале» связан с антисемитизмом намертво. Так что основной имиджевый ущерб понес епископ Тихон (Шевкунов), ставший главным церковным спикером по этой теме. Да и для репутации самой церкви эта история весьма неприятна.»

А обстоятельный и всесторонний разбор этой темы сделалтелеграм-канал НЕЗЫГАРЬ
Вся история про останки царской семьи, в которую влезли церковь, государство и общество стало одной сплошной чередой накопленных ошибок. Сегодня уже в церкви говорят, что тема «святых мощей» и «святости» последнего императора и его семьи могут стать причиной раскола церкви. Церковь загнала себя в такой тупик, что компромиссного выхода из него не будет. Рано или поздно конфликт полыхнет.
Обретение останков
РПЦЗ и консервативная часть РПЦ продолжительное время считают, что убийство царской семьи носило чисто ритуальный характер. «Останки царской семьи с помощью огня и серной кислоты уничтожены. Пепел развеян».
Убийство совершено масонами, сатанистами, врагами России и прочими товарищами. До сих пор среди многих представителей клира модно считать, что «сатанисты» отрезали головы у царской семьи и отправили их к Ленину в Кремль.
Патриарх Кирилл в 2010 году заявил, что тела членов царской семьи якобы были сожжены у шахты Ганиной Ямы как «кости царя Едомского».
Если ритуальный характер, то любые останки надо отрицать.
Митрополит Воронежский Сергий предельно ясно сказал: «а если это останки безбожника, убийцы, сатаниста?»
Между тем историки и Архивное управление ФСБ заявляют, что убийство семьи последнего императора носило чисто политический харктер.
Существует и ещё одна версия - весьма популярная у украинской части РПЦ. Там популярны слухи, что семья Романовых выжила, спокойно прожила при советской власти и их потомки живы сегодня.
Патриарх Алексий Второй, отказавшийся признать останки в 1998 году, а затем патриарх Кирилл использовали тему останков в диалоге с государством. Через нее (обещание согласиться на признание) Церковь старалась добиться решений материальных и законодательных вопросов.
Но две стороны допустили столько ошибок, что проблема стала конфликтной.
Ошибок со стороны государства было несколько:
заигрывание «молодых реформаторов» (Немцов, Семья и проч.) с династией Романовых и с идеями восстановления монархии;
закрытый характер экспертизы признания останков и недопуск представителей РПЦ (1995 год);
поспешная процедура с признанием и официальным захоронением останков в 1998 году в Петербурге и отказ РПЦ признать их заинтересованность в ходе процесса восстановления единства РПЦ и РПЦЗ в признании царской семьи как святых страстотерпцев.
Известно, что с избранием Кирилла патриархом звучали разговоры об обещании решить проблему останков. Но кризис 2011-2012 годов и внутрицерковный конфликт привели к тому, что партия патриарха потеряла инициативу и вынуждена была под требованием консервативной части Церкви снять тему признания останков.
Патриарх в попытке перехватить «реакционно-консервативные лозунги», идеи русского мира, русской Церкви лишь укрепил позиции ультраконсерваторов. Фактически церковь начала скатываться к черносотенству, с верой в черные заговоры, влияния масонства.
Нельзя сказать, что государство не волнует возникновение «православного экстремизма» с атрибутикой ненависти. После восстановления единства Церкви, светская власть неоднократно высказывала заинтересованность решить тему царских останков.
В 2015 году было решено тему царских останков закрыть. В связи с обнаружением останков цесаревича Алексея и княжны Марии в июле 2015 распоряжением Медведева была создана комиссия Приходько. Через несколько месяцев комиссия признала останки подлинными и было решено провести их захоронение 18 октября 2015 года.
Проблема переросла масштаб внутрицерковной, превратившись в политическую
РПЦ загнала себя в такой тупик, что компромиссного выхода из него не будет.
Неожиданно вновь возникшая на политическом горизонте тема расстрела царской семьи в Екатеринбурге и судьбы останков не могла оставить равнодушными экспертов. Суть проблемы разъяснил в телеграм-канале Bunin & Co политолог Алексей Макаркин:
«Проблема признания мощами «екатеринбургских останков» заключается в том, что церкви придётся признать, что в конце 90-х годов в этом вопросе правы были Ельцин и Немцов. Первый как президент, второй как председатель государственной комиссии, непосредственно занимавшийся вопросами захоронения семьи Романовых. Отношение к этим политикам в церковной среде в целом негативное им припоминают и сближение с «бездуховным» Западом, и падение жизненного уровня граждан, среди которых было и немало нынешних прихожан, и распространение новых религиозных движений (от кришнаитов до мормонов). Возвращение же храмов при Ельцине приписывается воле Бога, а не президента. И получается, что ошибались многочисленные священники, монашествующие и благочестивые миряне, которые искренне считали «екатеринбургские останки» не принадлежавшими семье последнего царя. А признать всё это очень сложно.
В этой ситуации церковное руководство оказывается между двух огней. На признании настаивает Кремль, для которого важно захоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии как символический акт примирения. И ради этого власть разрешила провести все экспертизы, на которых настаивала церковь (вплоть до вскрытия гробницы Александра III). И эксперты подтвердили принадлежность останков Николаю II и его семье. Отказать Кремлю значит, пойти на конфликт, который церковь не может себе позволить. Согласиться значит, восстановить против себя часть верующих. Численно не очень большую, но активную, готовую при необходимости участвовать в молитвенных стояниях, бороться за выделение земельных участков для строительства храмов. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу власти, от которой церковь зависела во все периоды её истории. Путин не Ельцин, который был вынужден согласиться с отсутствием патриарха на церемонии захоронения царской семьи. А Кирилл чувствует себя в отношениях с властью куда менее уверенно, чем Алексий II.
История с ритуальным убийством царской семьи неудачная попытка руководства церкви договориться с крайне правыми примерно в следующем формате. С одной стороны, все же придётся признать «екатеринбургские останки» царскими мощами и экспертизы об этом свидетельствует, и позиция Кремля однозначна. Да и президент на соборе будет. Но, с другой, взамен можно порассуждать на одну из излюбленных в среде крайне правых тем ритуальный характер убийства. Можно назначить новую экспертизу, которая займёт немало времени и, конечно же, отвергнет эту версию. А к тому времени страсти поулягутся. Что недооценили? Изменение общественных настроений. В 90-е годы были возможны антисемитские ораторские упражнения депутата Госдумы генерала Макашова. В центре Москвы продавались черносотенные газеты. Даже в начале нулевых появилось антииудейское «Письмо 500». Но время идёт, и антисемитская тема стала выглядеть совсем уж архаично и неприлично. А вопрос о «ритуале» связан с антисемитизмом намертво. Так что основной имиджевый ущерб понес епископ Тихон (Шевкунов), ставший главным церковным спикером по этой теме. Да и для репутации самой церкви эта история весьма неприятна.»

А обстоятельный и всесторонний разбор этой темы сделалтелеграм-канал НЕЗЫГАРЬ
Вся история про останки царской семьи, в которую влезли церковь, государство и общество стало одной сплошной чередой накопленных ошибок. Сегодня уже в церкви говорят, что тема «святых мощей» и «святости» последнего императора и его семьи могут стать причиной раскола церкви. Церковь загнала себя в такой тупик, что компромиссного выхода из него не будет. Рано или поздно конфликт полыхнет.
Обретение останков
РПЦЗ и консервативная часть РПЦ продолжительное время считают, что убийство царской семьи носило чисто ритуальный характер. «Останки царской семьи с помощью огня и серной кислоты уничтожены. Пепел развеян».
Убийство совершено масонами, сатанистами, врагами России и прочими товарищами. До сих пор среди многих представителей клира модно считать, что «сатанисты» отрезали головы у царской семьи и отправили их к Ленину в Кремль.
Патриарх Кирилл в 2010 году заявил, что тела членов царской семьи якобы были сожжены у шахты Ганиной Ямы как «кости царя Едомского».
Если ритуальный характер, то любые останки надо отрицать.
Митрополит Воронежский Сергий предельно ясно сказал: «а если это останки безбожника, убийцы, сатаниста?»
Между тем историки и Архивное управление ФСБ заявляют, что убийство семьи последнего императора носило чисто политический харктер.
Существует и ещё одна версия - весьма популярная у украинской части РПЦ. Там популярны слухи, что семья Романовых выжила, спокойно прожила при советской власти и их потомки живы сегодня.
Патриарх Алексий Второй, отказавшийся признать останки в 1998 году, а затем патриарх Кирилл использовали тему останков в диалоге с государством. Через нее (обещание согласиться на признание) Церковь старалась добиться решений материальных и законодательных вопросов.
Но две стороны допустили столько ошибок, что проблема стала конфликтной.
Ошибок со стороны государства было несколько:
заигрывание «молодых реформаторов» (Немцов, Семья и проч.) с династией Романовых и с идеями восстановления монархии;
закрытый характер экспертизы признания останков и недопуск представителей РПЦ (1995 год);
поспешная процедура с признанием и официальным захоронением останков в 1998 году в Петербурге и отказ РПЦ признать их заинтересованность в ходе процесса восстановления единства РПЦ и РПЦЗ в признании царской семьи как святых страстотерпцев.
Известно, что с избранием Кирилла патриархом звучали разговоры об обещании решить проблему останков. Но кризис 2011-2012 годов и внутрицерковный конфликт привели к тому, что партия патриарха потеряла инициативу и вынуждена была под требованием консервативной части Церкви снять тему признания останков.
Патриарх в попытке перехватить «реакционно-консервативные лозунги», идеи русского мира, русской Церкви лишь укрепил позиции ультраконсерваторов. Фактически церковь начала скатываться к черносотенству, с верой в черные заговоры, влияния масонства.
Нельзя сказать, что государство не волнует возникновение «православного экстремизма» с атрибутикой ненависти. После восстановления единства Церкви, светская власть неоднократно высказывала заинтересованность решить тему царских останков.
В 2015 году было решено тему царских останков закрыть. В связи с обнаружением останков цесаревича Алексея и княжны Марии в июле 2015 распоряжением Медведева была создана комиссия Приходько. Через несколько месяцев комиссия признала останки подлинными и было решено провести их захоронение 18 октября 2015 года.
Комментарий