Лесть /ханифут/ имеет девять видов. Первый вид: когда человек льстит тому, про которого известно, что он - злодей и обманщик, клевещущий на добродетельных людей и присваивающий чужое имущество. И даже не то, чтобы он льстил и хвалил, нет! Он сглаживает шероховатости и недостатки поступков и говорит: "Ты не сделал ничего дурного!" В этом содержатся несколько преступлений, влекущих за собой много наказаний. Во-первых, он должен был укорить за грехи, а он не только не укоряет, но оправдывает - "ты не согрешил!" - и поддерживает творящих зло. Этому льстецу полагается наказание за то, что не взревновал за правду, и за то, что помогает лжи. И еще ему следует наказание за то, что ставит ловушку на пути грешника, говоря: "ты не согрешил", - значит, грешник не раскается в своем зле и будет грешить еще больше. Все это, - не считая наказания за вред и огорчения людей, которым грешник причинил вред и обиду, и не возместил им, и не помирился с ними из-за лести и поощрения льстеца. Он оправдывает злодея, а сказано: "Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Всевышним" (Мишлей 17; 15). Но если грех преступника известен многим, а льстец льстит ему на людях, говоря: "Ты чист и праведен", - тем он оскорбляет Имя Всевышнего и позорит Закон и Суд. Человек обязан быть готовым подвергнуть себя опасности, но не быть виноватым в этом грехе. И сказали мудрецы об Агриппе, который читал Тору публично и заплакал, дойдя до стиха: "Не можешь поставить над собой /царем/ иноземца, который не брат тебе.
-(Дварим 17; 15). Но стоявшие там сказали ему: "Не бойся, Агриппа, ты - брат наш". В тот же час они были приговорены к уничтожению, потому что льстили Агриппе (Сота 41а). Так же тот, кто судит, не должен никого бояться, как сказано: "Никого не бойтесь" (Дварим 1; 17). И в этом содержится наказание за ложь и лесть.
- - - Добавлено - - -
Второй вид лести - это когда хвалят злодея перед людьми в присутствие или в отсутствие его. И хотя льстец не оправдывает дурные дела злодея, но просто говорит: "Он хороший человек", сказано о таком: "Оставляющие Закон хвалят нечестивого" (Мишлей 28; 4). Потому что если бы такой льстец не оставил Закон, не стал бы он хвалить преступившего Закон и то, что в Законе написано. И даже, если льстец не хвалит злодея, но лишь говорит о нем доброе перед людьми, - например: "Вот он сделал такое-то доброе дело, и поэтому пожалейте его", - он поступает дурно, потому что слышавшие это считают злодея праведником и оказывают ему почет. А в почитании злодеев кроются великие напасти. Потому что когда оказывают почет праведным мудрецам и они возвышаются, - народ слушается их. Кроме того, людей восхищают их добрые дела, и они подражают им, больше учатся, и знание увеличивается, и от "изучения не во Имя" они перейдут к "изучению во Имя". И еще: увидев великолепие Учения, многие осознают значение его, и в их сердцах зарождается желание Учения. И они станут чистосердечно учиться во Имя Всевышнего. И еще есть вот какой хороший резон для почета праведным мудрецам. Известно, что цель человеческого существования состоит в том, чтобы служить Всевышнему, страшиться Его и изучать Его Учение, для чего Он и создал мир. Значит, оказывающий почет праведникам укрепляет и поддерживает намерение Всевышнего в создании мира, а пренебрегающий праведными мудрецами и теми, кто страшится Всевышнего, нарушает намерение Всевышнего и как бы провозглашает: "Служение Всевышнему - не главное!" Поэтому те, кто служит Всевышнему, почитают мудрецов Торы во Имя Всевышнего, тем провозглашая, что служение Ему есть главное. А в оказании почета злодеям содержится оскорбление Закона и служения, и это преступление с тяжелыми последствиями. А кроме того, многие потянутся за злодеями и станут подражать их поступкам, за что получат такое же возмездие, какое получают злодеи. Сказано: "Горе злодею, горе соседу его" (Негаим 12; 6). И еще: почитающие злодеев умаляют почитание праведников, и не может быть почета праведникам ранее, чем будут унижены злодеи. Таким образом, поскольку честь злодеев есть препятствие для людей, - остерегайся рассказывать доброе о злодеях, не упоминая об их зле, как сказано: "И имя злодеев сгинет" (Мишлей 10; 7), и написано: "Ненавистен праведникам нечестивец" (там же 29; 27). А если не хочешь рассказывать об их злодействе, то уж не рассказывай об их добром.
- - - Добавлено - - -
Третий вид лести - это когда хвалят злодея в лицо, говоря ему: "Ты милый и хороший человек!" Это грех, хотя такой льстец не хвалит злодея на людях, что было бы для них ловушкой. Преступление этого льстеца велико, как написано: "Устами льстец губит ближнего своего" (там же 11; 9). Почему? Потому что когда хвалят злодея, тот верит лести и станет считать себя праведным. И станет самодовольным, и возгордится, и не раскается. Ибо когда хвалят человека неправедного, он скажет себе: "Это верно! Я действительно таков!" И вот этот человек уничтожен лестью! А праведник не возгордится, если его похвалят. Так говорят мудрецы: "Даже если все люди на земле говорят тебе "ты праведник", будь в своих глазах злодеем" (Нида 30б). И говорят: "Если у тебя есть друзья, которые тебя хвалят, и есть друзья, которые тебя упрекают и укоряют, - люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету" (Авот де-рабби Натан 29; 1). И сказано: "Льстивые уста подготавливают падение" (Мишлей 26; 28). Льстивые уста уподоблены скользкой дороге, ибо как человек, идущий по скользкой дороге, не устоит на ногах и упадет, как сказано: "Да будет путь их темен и скользок" (Теилим 35; 6), - так же он поскользнется и упадет от "скользких" уст, они же уста льстеца, полные преступления. И об этом сказано: "Истребит Всевышний все уста льстивые, язык высокомерный" (там же 12; 4). Он проклял льстивые уста, потому что с их помощью льстец уничтожает своего ближнего. И проклял надменный язык, противоположный льстивому, то есть злословие.
- - - Добавлено - - -
А есть вид лести, когда льстят обладающим силой, чтобы понравиться им и чтобы обладающие силой превозносили и возвеличивали льстеца. О таких сказали мудрецы: "Кто льстит ради почести, останется с позором" (Авот де-рабби Натан 29; 4).
- - - Добавлено - - -
Четвертый вид лести - это когда льстец присоединяется к злодею. Он не льстит злодею и не хвалит его, но дружит с ним и приближает к себе, - такой достоин наказания. Мало того, что он не упрекает злодея, - а за это ему следует наказание! - он еще и добавляет к этому наказанию, потому что приближает злодея к себе, как сказано: "Так как ты объединился с Ахазъяу, разрушит Всевышний дело твое" (Диврей а-ямим II 20; 37).А праведникам злодеи мерзки. И говорят мудрецы: "Не просто так грач пошел к ворону, а потому что он того же рода", и так сказано: "Каждая птица обитает рядом со своим видом, а человек - с похожими на него" (Бава Кама 92б). И говорят: "Нельзя глядеть в лицо преступника, как сказано: "Если бы я не почитал Иеошафата, царя Иудеи, то и не посмотрел бы на тебя и не взглянул бы на тебя" (Млахим II 3; 14). Если кто смотрит в лицо злодею, ослепнет к старости, подобно Ицхаку, который ослеп, потому что смотрел на Эйсава, хотя и не знал ничего о его дурных поступках.Дружба со злодеями содержит многие препоны. Первое: друг злодея любит того, кто ненавидит Творца. А верный слуга не дружит с ненавистником своего господина. Второе: друг злодея учится злодейским поступкам. Третье: по этому примеру и другие подружатся со злодеем и поверят ему, а он ограбит их. И они тоже будут учиться злодейским поступкам, подражая ему. Они увидят у злодея то, что им видеть запрещено. И злодей не раскается, потому что если бы его упрекали и укоряли, и удалились бы от него, он раскаялся бы. И тот, кто присоединяется к злодею, в конце концов оказывается злодеем, ибо злодей властвует над ним, а это хуже всего. Потому что, управляя человеком, злодей не позволит ему творить добро. Четвертое: кто дружит со злодеем, должен оставить многие добрые дела из страха перед ним. Пусть же человек присоединится лишь к тем, кто страшится Всевышнего. И известно, что тому, с кем Рейш-Лакиш разговаривал на улице, доверяли товар в кредит без свидетелей, - потому что точно знали: с ним разговаривал Рейш-Лакиш, значит, он верный человек. Дружба, таким образом, может уподобиться лести.
- - - Добавлено - - -
Пятый вид лести - когда человек, которому все доверяют и которого слушаются, назначает своего родственника руководителем общины или в раввины, говоря, что тот мудрец, а это не так. Но, зная образ поведения доверенного человека, все полагаются на его указания. А вот некто, говорящий: "Он верный человек!" о том, кого не знает. И у этого "верного" человека люди оставляют заклады, а тот отказывается эти заклады возвращать. И говорят мудрецы:"Кто назначает недостойного судью, как бы устанавливает идола во Израиле, а если там есть мудрецы, то как бы устанавливает идола возле жертвенника, и Всевышний накажет того, кто назначил недостойного" (Санэдрин 7б).
- - - Добавлено - - -
К шестому виду лести относятся случаи, когда у человека есть возможность протестовать против деяний преступников, а он не протестует, но как бы не замечает совершаемых преступлений. Это близко к лести. Потому что преступники думают: "Вот они не протестуют против нас и не сердятся на нас, и не ругают нас, - значит, хорошо все, что мы делаем". Но нам заповедано искоренять зло из нашей среды, как сказано: "И искорени зло из среды своей" (Дварим 13; 6). И говорят мудрецы: "Если есть возможность протестовать против своих домашних, но не протестует, - он наказывается за своих домашних; если есть возможность протестовать против жителей своего города, и не протестует, - наказывается за жителей своего города; если есть возможность протестовать против всего мира, и не протестует, - наказывается за весь мир, как сказано (Ваикра 26; 37): "И упал один из-за другого" (Шабат 54б); и говорят мудрецы: "Один из-за преступлений другого, - отсюда следует, что все евреи отвечают друг за друга" (Швуот 39а).
- - - Добавлено - - -
К седьмому виду лести относятся случаи, подобные тому, когда некто видя, что жители его города - жестоковыйный народ, говорит себе: "Если я стану укорять их, они, наверно, меня не послушаются". И он останавливает себя и не укоряет их. Это тоже преступление, и преступник понесет наказание за то, что не попытался даже предостеречь и укорить. А ведь жители города могли бы раскаяться! За это были наказаны чистые праведники во времена разрушения Первого Храма (см. Шабат 55а).Но если открыто и известно всем, и испытано, и исследовано, что преступник ненавидит назидания и не послушается укоряющих его, об этом сказано: "Не обличай нечестивца, ибо он возненавидит тебя" (Мишлей 9; 8). И говорят: "Добрым делом /мицва/ является сказать то, что выслушают, и также добрым делом является не говорить то, что не выслушают" (Евамот 656); и сказали, что лучше пусть грешат неумышленно, чем станут преступать Закон умышленно (Шабат 1486).
- - - Добавлено - - -
К восьмому виду лести относятся случаи, подобные тому, когда некто слышит злословящих и сквернословящих или находится среди насмешников и пренебрегающих Законом и заповедями и молчит, зная, что они люди жестоковыйные и не слушают назиданий. Этот тоже будет наказан, потому что должен был им возразить, дабы они не говорили, что он такой же как они, что он соглашается с их речами, поскольку молчит. Ибо он обязан был прикрикнуть на них во славу Закона и заповедей, должен был возмутиться, защищая честь праведника, которого они оговорили. Это одна из причин, по которым человек обязан оставить общество нечестивых, ибо слушая их злые речи и не отвечая им, он подвергает себя наказанию. Об этом ясно сказал Шломо: "Не завидуй злым людям и не желай быть с ними, ибо о насилии помышляет сердце их и о преступном говорят уста их" (Мишлей 24; 1-2). Это значит: ты будешь наказан, потому что будешь постоянно слушать их злые речи и смолчишь.
- - - Добавлено - - -
К девятому виду льстецов относится уважающий злодеев ради мира. И хотя он не скажет доброго о преступнике и не почтит его таким образом, что покажется, будто он уважает преступника. Он окажет ему честь подобно тому, как люди оказывают честь богачам из вежливости или надеясь получить пользу, но не в виду важности их значения. В этом также содержится вина и преступление, потому что позволено оказывать честь богачам, но не преступникам. Преступникам позволено оказывать честь из опасения, что те, имея власть и силу, навредят и нанесут ущерб. Потому-то и разрешено оказывать им честь, подобно тому, как из страха оказывают честь людям, обладающим силой и властью. Но не хвали же его и на людях не говори о нем хорошо!
- - - Добавлено - - -
И говорят мудрецы: "Разрешено льстить злодеям в этом мире" (Сота 41б). Но есть лиходеи, которым нельзя льстить. Откуда мы это знаем? Из истории Мордехая, когда сказали ему: "Польсти же Аману!" А он ответил: "Не ищи им мира и благополучия" (Дварим 23; 7). И говорили ему: "Говорят мудрецы, что можно льстить преступнику ради мира". Но он не соглашался, как написано: "И не встал, и не дрогнул перед ним" (Эстер 5; 9).
-(Дварим 17; 15). Но стоявшие там сказали ему: "Не бойся, Агриппа, ты - брат наш". В тот же час они были приговорены к уничтожению, потому что льстили Агриппе (Сота 41а). Так же тот, кто судит, не должен никого бояться, как сказано: "Никого не бойтесь" (Дварим 1; 17). И в этом содержится наказание за ложь и лесть.
- - - Добавлено - - -
Второй вид лести - это когда хвалят злодея перед людьми в присутствие или в отсутствие его. И хотя льстец не оправдывает дурные дела злодея, но просто говорит: "Он хороший человек", сказано о таком: "Оставляющие Закон хвалят нечестивого" (Мишлей 28; 4). Потому что если бы такой льстец не оставил Закон, не стал бы он хвалить преступившего Закон и то, что в Законе написано. И даже, если льстец не хвалит злодея, но лишь говорит о нем доброе перед людьми, - например: "Вот он сделал такое-то доброе дело, и поэтому пожалейте его", - он поступает дурно, потому что слышавшие это считают злодея праведником и оказывают ему почет. А в почитании злодеев кроются великие напасти. Потому что когда оказывают почет праведным мудрецам и они возвышаются, - народ слушается их. Кроме того, людей восхищают их добрые дела, и они подражают им, больше учатся, и знание увеличивается, и от "изучения не во Имя" они перейдут к "изучению во Имя". И еще: увидев великолепие Учения, многие осознают значение его, и в их сердцах зарождается желание Учения. И они станут чистосердечно учиться во Имя Всевышнего. И еще есть вот какой хороший резон для почета праведным мудрецам. Известно, что цель человеческого существования состоит в том, чтобы служить Всевышнему, страшиться Его и изучать Его Учение, для чего Он и создал мир. Значит, оказывающий почет праведникам укрепляет и поддерживает намерение Всевышнего в создании мира, а пренебрегающий праведными мудрецами и теми, кто страшится Всевышнего, нарушает намерение Всевышнего и как бы провозглашает: "Служение Всевышнему - не главное!" Поэтому те, кто служит Всевышнему, почитают мудрецов Торы во Имя Всевышнего, тем провозглашая, что служение Ему есть главное. А в оказании почета злодеям содержится оскорбление Закона и служения, и это преступление с тяжелыми последствиями. А кроме того, многие потянутся за злодеями и станут подражать их поступкам, за что получат такое же возмездие, какое получают злодеи. Сказано: "Горе злодею, горе соседу его" (Негаим 12; 6). И еще: почитающие злодеев умаляют почитание праведников, и не может быть почета праведникам ранее, чем будут унижены злодеи. Таким образом, поскольку честь злодеев есть препятствие для людей, - остерегайся рассказывать доброе о злодеях, не упоминая об их зле, как сказано: "И имя злодеев сгинет" (Мишлей 10; 7), и написано: "Ненавистен праведникам нечестивец" (там же 29; 27). А если не хочешь рассказывать об их злодействе, то уж не рассказывай об их добром.
- - - Добавлено - - -
Третий вид лести - это когда хвалят злодея в лицо, говоря ему: "Ты милый и хороший человек!" Это грех, хотя такой льстец не хвалит злодея на людях, что было бы для них ловушкой. Преступление этого льстеца велико, как написано: "Устами льстец губит ближнего своего" (там же 11; 9). Почему? Потому что когда хвалят злодея, тот верит лести и станет считать себя праведным. И станет самодовольным, и возгордится, и не раскается. Ибо когда хвалят человека неправедного, он скажет себе: "Это верно! Я действительно таков!" И вот этот человек уничтожен лестью! А праведник не возгордится, если его похвалят. Так говорят мудрецы: "Даже если все люди на земле говорят тебе "ты праведник", будь в своих глазах злодеем" (Нида 30б). И говорят: "Если у тебя есть друзья, которые тебя хвалят, и есть друзья, которые тебя упрекают и укоряют, - люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету" (Авот де-рабби Натан 29; 1). И сказано: "Льстивые уста подготавливают падение" (Мишлей 26; 28). Льстивые уста уподоблены скользкой дороге, ибо как человек, идущий по скользкой дороге, не устоит на ногах и упадет, как сказано: "Да будет путь их темен и скользок" (Теилим 35; 6), - так же он поскользнется и упадет от "скользких" уст, они же уста льстеца, полные преступления. И об этом сказано: "Истребит Всевышний все уста льстивые, язык высокомерный" (там же 12; 4). Он проклял льстивые уста, потому что с их помощью льстец уничтожает своего ближнего. И проклял надменный язык, противоположный льстивому, то есть злословие.
- - - Добавлено - - -
А есть вид лести, когда льстят обладающим силой, чтобы понравиться им и чтобы обладающие силой превозносили и возвеличивали льстеца. О таких сказали мудрецы: "Кто льстит ради почести, останется с позором" (Авот де-рабби Натан 29; 4).
- - - Добавлено - - -
Четвертый вид лести - это когда льстец присоединяется к злодею. Он не льстит злодею и не хвалит его, но дружит с ним и приближает к себе, - такой достоин наказания. Мало того, что он не упрекает злодея, - а за это ему следует наказание! - он еще и добавляет к этому наказанию, потому что приближает злодея к себе, как сказано: "Так как ты объединился с Ахазъяу, разрушит Всевышний дело твое" (Диврей а-ямим II 20; 37).А праведникам злодеи мерзки. И говорят мудрецы: "Не просто так грач пошел к ворону, а потому что он того же рода", и так сказано: "Каждая птица обитает рядом со своим видом, а человек - с похожими на него" (Бава Кама 92б). И говорят: "Нельзя глядеть в лицо преступника, как сказано: "Если бы я не почитал Иеошафата, царя Иудеи, то и не посмотрел бы на тебя и не взглянул бы на тебя" (Млахим II 3; 14). Если кто смотрит в лицо злодею, ослепнет к старости, подобно Ицхаку, который ослеп, потому что смотрел на Эйсава, хотя и не знал ничего о его дурных поступках.Дружба со злодеями содержит многие препоны. Первое: друг злодея любит того, кто ненавидит Творца. А верный слуга не дружит с ненавистником своего господина. Второе: друг злодея учится злодейским поступкам. Третье: по этому примеру и другие подружатся со злодеем и поверят ему, а он ограбит их. И они тоже будут учиться злодейским поступкам, подражая ему. Они увидят у злодея то, что им видеть запрещено. И злодей не раскается, потому что если бы его упрекали и укоряли, и удалились бы от него, он раскаялся бы. И тот, кто присоединяется к злодею, в конце концов оказывается злодеем, ибо злодей властвует над ним, а это хуже всего. Потому что, управляя человеком, злодей не позволит ему творить добро. Четвертое: кто дружит со злодеем, должен оставить многие добрые дела из страха перед ним. Пусть же человек присоединится лишь к тем, кто страшится Всевышнего. И известно, что тому, с кем Рейш-Лакиш разговаривал на улице, доверяли товар в кредит без свидетелей, - потому что точно знали: с ним разговаривал Рейш-Лакиш, значит, он верный человек. Дружба, таким образом, может уподобиться лести.
- - - Добавлено - - -
Пятый вид лести - когда человек, которому все доверяют и которого слушаются, назначает своего родственника руководителем общины или в раввины, говоря, что тот мудрец, а это не так. Но, зная образ поведения доверенного человека, все полагаются на его указания. А вот некто, говорящий: "Он верный человек!" о том, кого не знает. И у этого "верного" человека люди оставляют заклады, а тот отказывается эти заклады возвращать. И говорят мудрецы:"Кто назначает недостойного судью, как бы устанавливает идола во Израиле, а если там есть мудрецы, то как бы устанавливает идола возле жертвенника, и Всевышний накажет того, кто назначил недостойного" (Санэдрин 7б).
- - - Добавлено - - -
К шестому виду лести относятся случаи, когда у человека есть возможность протестовать против деяний преступников, а он не протестует, но как бы не замечает совершаемых преступлений. Это близко к лести. Потому что преступники думают: "Вот они не протестуют против нас и не сердятся на нас, и не ругают нас, - значит, хорошо все, что мы делаем". Но нам заповедано искоренять зло из нашей среды, как сказано: "И искорени зло из среды своей" (Дварим 13; 6). И говорят мудрецы: "Если есть возможность протестовать против своих домашних, но не протестует, - он наказывается за своих домашних; если есть возможность протестовать против жителей своего города, и не протестует, - наказывается за жителей своего города; если есть возможность протестовать против всего мира, и не протестует, - наказывается за весь мир, как сказано (Ваикра 26; 37): "И упал один из-за другого" (Шабат 54б); и говорят мудрецы: "Один из-за преступлений другого, - отсюда следует, что все евреи отвечают друг за друга" (Швуот 39а).
- - - Добавлено - - -
К седьмому виду лести относятся случаи, подобные тому, когда некто видя, что жители его города - жестоковыйный народ, говорит себе: "Если я стану укорять их, они, наверно, меня не послушаются". И он останавливает себя и не укоряет их. Это тоже преступление, и преступник понесет наказание за то, что не попытался даже предостеречь и укорить. А ведь жители города могли бы раскаяться! За это были наказаны чистые праведники во времена разрушения Первого Храма (см. Шабат 55а).Но если открыто и известно всем, и испытано, и исследовано, что преступник ненавидит назидания и не послушается укоряющих его, об этом сказано: "Не обличай нечестивца, ибо он возненавидит тебя" (Мишлей 9; 8). И говорят: "Добрым делом /мицва/ является сказать то, что выслушают, и также добрым делом является не говорить то, что не выслушают" (Евамот 656); и сказали, что лучше пусть грешат неумышленно, чем станут преступать Закон умышленно (Шабат 1486).
- - - Добавлено - - -
К восьмому виду лести относятся случаи, подобные тому, когда некто слышит злословящих и сквернословящих или находится среди насмешников и пренебрегающих Законом и заповедями и молчит, зная, что они люди жестоковыйные и не слушают назиданий. Этот тоже будет наказан, потому что должен был им возразить, дабы они не говорили, что он такой же как они, что он соглашается с их речами, поскольку молчит. Ибо он обязан был прикрикнуть на них во славу Закона и заповедей, должен был возмутиться, защищая честь праведника, которого они оговорили. Это одна из причин, по которым человек обязан оставить общество нечестивых, ибо слушая их злые речи и не отвечая им, он подвергает себя наказанию. Об этом ясно сказал Шломо: "Не завидуй злым людям и не желай быть с ними, ибо о насилии помышляет сердце их и о преступном говорят уста их" (Мишлей 24; 1-2). Это значит: ты будешь наказан, потому что будешь постоянно слушать их злые речи и смолчишь.
- - - Добавлено - - -
К девятому виду льстецов относится уважающий злодеев ради мира. И хотя он не скажет доброго о преступнике и не почтит его таким образом, что покажется, будто он уважает преступника. Он окажет ему честь подобно тому, как люди оказывают честь богачам из вежливости или надеясь получить пользу, но не в виду важности их значения. В этом также содержится вина и преступление, потому что позволено оказывать честь богачам, но не преступникам. Преступникам позволено оказывать честь из опасения, что те, имея власть и силу, навредят и нанесут ущерб. Потому-то и разрешено оказывать им честь, подобно тому, как из страха оказывают честь людям, обладающим силой и властью. Но не хвали же его и на людях не говори о нем хорошо!
- - - Добавлено - - -
И говорят мудрецы: "Разрешено льстить злодеям в этом мире" (Сота 41б). Но есть лиходеи, которым нельзя льстить. Откуда мы это знаем? Из истории Мордехая, когда сказали ему: "Польсти же Аману!" А он ответил: "Не ищи им мира и благополучия" (Дварим 23; 7). И говорили ему: "Говорят мудрецы, что можно льстить преступнику ради мира". Но он не соглашался, как написано: "И не встал, и не дрогнул перед ним" (Эстер 5; 9).

Комментарий