- - - Добавлено - - -Гордость /геава/ это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь, благословен Он, и предостерег нас от нее в Своем Учении, как сказано: «Остерегись, дабы ты не забыл Всевышнего» (Дварим 8; 11), ибо гордец забудет своего Создателя, как написано: «И скот твой, и овцы твои умножатся, и серебро и золото умножатся тебе <> и возвысится сердце твое, и забудешь Всевышнего <> и скажешь ты в сердце своем: моя сила и мощь руки моей сделали мне это богатство. Но помни Всевышнего, ибо Он дает тебе силу разбогатеть» (там же 8; 1318). И о царе сказано: «Дабы не возвысилось его сердце над братьями его» (там же 17; 20). Если Закон предостерегает даже царя, тем более простым людям не следует властно обращаться друг с другом!
Гордость бывает двух видов: гордость своим телом и гордость своими деяниями, степенями мудрости и добрыми делами. Гордость человека своим телом также содержит два вида, один вид добрый и один дурной.
Вот дурной вид гордости человека своим телом: если гордость преобладает в человеческом сердце, она будет владеть всем человеком целиком, от головы до пят. Головой и шеей как написано: «Ибо возгордились дочери Сиона и ходят, подъявши шею» (Ищая 3; 16). Руками и ногами как написано: «Да не ступит на меня нога высокомерного, и рука нечестивых да не изгонит меня» (Теилим 36; 12). «Нога высокомерного» за это была наказана дочь рабби Ханины бен-Традиона, ибо однажды шла она перед римскими вельможами и услышала, как они сказали: «Как красива поступь этой девушки!» И пошла она, ступая еще красивее (Авода зара 18а). Глазами как написано: «Глаза гордые» (Мишлей 6; 17). Ушами ибо гордец не услышит стенаний несчастных бедняков. Обонянием носа стоя возле бедных или входя в их дома, говорит гордец: «Воняют они!». А также словами, ибо из гордости станет лгать о праведнике. А также гордость проявляется в еде и питье, проявляется в одежде, ибо одежда гордости одежда нееврея. Учение Моше нас предостерегает, как сказано: «И не ходите по законам народов» (Ваикра 20; 23), и написано: «И по их законам не ходите» (там же 18; 13), и сказано: «Остерегись, дабы не попасться в сети, идя за ними» (Дварим 12; 30) все это об одном и том же, это предостережение еврею: будь отделен от неевреев своей одеждой, своими словами и всеми своими обычаями. И Он говорит: «И Я отделю вас от народов» (Ваикра 20; 26).
- - - Добавлено - - -
Гордецы мерзость пред Всевышним, как сказано: «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный» (Мишлей 16; 5), и он отдан во власть своего злого начала, ибо не с ним помощь Всевышнего мерзок он пред Всевышним. И даже если он ни словом, ни делом не пытается возвысить себя ни перед одним человеком, но в сердце своем возвышает себя, мерзок он, ибо сказано: «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный»; только лишь в сердце есть в нем гордыня, мерзок он. Сказали наши учители: каждый, в ком есть гордыня, как бы поклоняется идолам, написано: «Мерзок пред Всевышним всякий высокомерный» и написано: «Не вноси мерзость в дом свой» (Дварим 7; 26). А есть говорящие: «это как бы совершил прелюбодеяние, ибо написано: Ибо все это мерзкое делали» (Ваикра 18; 27). И есть говорящие: «это как бы поставил жертвенник» /вне Храма/ (Сота 46). И сказали: «Каждый, в ком есть гордыня, в конце концов уменьшится, как сказано: А чуть повыше и нет его (Иов 24; 24), и его следует срубить, как дерево идолов». Тут написано: «И высокие ростом срублены» (Ишаяу 10; 33), а там написано: «И деревья идолов их вырубите» (Дварим 7; 5). И прах гордеца не воспрянет, и Всевышний как бы сожалеет о нем. И сказал Всевышний: «Я и он, мы не можем быть в мире, как сказано: Его, чье око высокомерно и сердце надменно, не могу терпеть» (Теилим 101; 5). Не читай «его», а читай «с ним»: с ним не могу быть (Сота 5а). И сказали: «Гордец не подобает даже своим домочадцам, как сказано: Гордец да не приукрасится (Хавакук 2; 5) даже в своем собственном оазисе /навэ/» (Бава Батра 98а).
- - - Добавлено - - -
Гордость ведет к погоне за почестями, к желанию властвовать над людьми. И ты знаешь, что произошло с Корахом и его сообщниками из-за гордости Кораха! Он хотел возвыситься и получить власть, которая не была дана ему Всевышним. И затеял ссоры и раздоры, а от раздоров произошли зависть и ненависть, эти низменные качества. Все это будет объяснено с помощью Всевышнего!
И в заключение. Каждый украшающий себя, свое тело, чтобы гордиться этим, забывает Всевышнего, благословен Он, не соблюдает заповеди и за добрыми делами не погонится, ибо все его помыслы и намерения о себе: украсить свое тленное тело, чей конец гниль и черви. Тот, кто украшает свое тело, близок к разврату, ибо он появляется перед женщинами, чтобы понравиться им, а потом он сблизится с ними, что приведет к легкомыслию и насмешке. Такова же и женщина, украшающая себя перед людьми, она зажигает их сердца и наводит на дурные мысли. И потому наказание для нее очень велико, ибо она расставляет ловушки всему обществу. А мудрецы запретили даже смотреть на цветную женскую одежду, разостланную на стене для сушки, даже если женщина не надевает эту одежду (Авода зара 206). И тем более великим запретом запрещено и великое наказание определено женщине, украшающей себя перед людьми, которые глядят на нее.
И гордость приводит к страсти /таава/, ибо сердце гордеца алчно и он желает всего. Страсть это худшее из качеств, ибо гордец из гордости своей пожелает одевать дорогую одежду, строить большие дворцы и есть дорогую пищу. Потому что гордец вечно желает иметь дорогие вещи, но если случится, что у него нет для этого достаточных средств, он дойдет до воровства и злодейства. Сердце гордеца желает, и карман его широко раскрыт для богатства, он никогда не доволен своей участью, ибо все, что у него есть, в его глазах недостаточно, мало по множеству затрат ради страсти его гордости. И еще гордость приводит к тому, что гордец не может быть терпеливым, не может выносить ярмо /оль/ людей. И уж нет надобности много говорить о низости того, кто нетерпелив. Это всем известно!
- - - Добавлено - - -
А вот добрая гордость тела! Человек скажет: поскольку гордость дурное качество, отстранюсь и удалюсь от нее как можно больше и дальше! И отстранится настолько, что не станет есть мяса и не станет пить вина, и не женится, и не станет жить в красивом доме, и не наденет красивой одежды, но наденет дерюгу и грубую шерсть, и грязную, рваную одежду, и будет пользоваться грязной, отвратительной посудой, и не будет мыть лицо, руки и ноги, и его облик изменится настолько, что он будет выделяться среди других людей. Все это он делает, чтобы настолько удалиться от гордости, что невозможно уж дальше удаляться. Идущий этим путем называется преступником /хотэ/, ибо сказано о назорее: «И искупил его за то, что совершил преступление против души» (Бамидбар 6; 11). Сказали мудрецы: «Если назорей, который отказал себе лишь в вине, называется преступником, тот, кто отказывает себе во всем, тем более преступник» (Таанит Па). Сказали мудрецы: «Тебе недостаточно того, что запретил Закон, что ты запрещаешь себе другие вещи?» (Иер. Недарим 9; 1). И об этом и подобном этому сказал Шломо: «Не будь слишком праведным и не будь слишком умным, ибо зачем тебе быть опустошенным» (Коэлет 7; 16). Прямой путь для человека быть чистым во всех своих делах, ибо чистота это путь к добрым делам. Каким образом? Да наденет он одежду не очень дорогую; красивую, но не такую, на которую все обращают внимание; и не бедняцкую одежду, которая позорит носящего ее, но одежду в меру красивую, одежду чистую; бедный по своей бедности, а богатый по своему богатству. И негодно, если на одежде грязные пятна или следы жира, и да не будет она рваной, и да не будет она сшита подобно одежде высокомерных. И еда должна быть чистой, и пусть человек не ест царские деликатесы, но ест пищу и пьет вино по средствам своим, как может себе позволить. И из грязной посуды да не пьет он и да не ест, и тем не преступит запрет «не делайте самих себя отвратительными» (Ваикра 13; 43). И все пусть будет чистым! Его стол и постель пусть будут чистыми, и все его дела пусть будут чистыми и незапачканными. И он должен прилежно и часто мыть лицо, руки и ноги, и все свое тело, о чем находим сказанное о Гилеле. Как-то он прощался с учениками, и они спросили его: «Куда ты идешь?» Он ответил: «Исполнить заповедь!» Спросили его: «Какую заповедь?» Он ответил: «Мыться в бане!» Спросили его: «Разве это заповедь?» Он ответил: «Да! Мы видим, что статуи императоров, которые ставят в театрах и цирках, моет и чистит приставленный мыть их и чистить. И за это дают ему содержание. И более того, он общается с сановниками. А я, сотворенный по образу и подобию, как сказано по образу Всевышнего сотворил человека (Берешит 9; 6)? Я тем более!» (Ваикра Раба 34; 3). И еще ведь написано: «Все, что Всевышний сотворил, прославляет Его Имя» (Мишлей 16; 4). И хотя это может показаться похожим на гордость, каждый должен соблюдать это во имя заповеди, ибо его намерение во Имя Всевышнего, а не ради украшения себя и гордости своей[1]. В этом состоит великая мицва!
Гордость бывает двух видов: гордость своим телом и гордость своими деяниями, степенями мудрости и добрыми делами. Гордость человека своим телом также содержит два вида, один вид добрый и один дурной.
Вот дурной вид гордости человека своим телом: если гордость преобладает в человеческом сердце, она будет владеть всем человеком целиком, от головы до пят. Головой и шеей как написано: «Ибо возгордились дочери Сиона и ходят, подъявши шею» (Ищая 3; 16). Руками и ногами как написано: «Да не ступит на меня нога высокомерного, и рука нечестивых да не изгонит меня» (Теилим 36; 12). «Нога высокомерного» за это была наказана дочь рабби Ханины бен-Традиона, ибо однажды шла она перед римскими вельможами и услышала, как они сказали: «Как красива поступь этой девушки!» И пошла она, ступая еще красивее (Авода зара 18а). Глазами как написано: «Глаза гордые» (Мишлей 6; 17). Ушами ибо гордец не услышит стенаний несчастных бедняков. Обонянием носа стоя возле бедных или входя в их дома, говорит гордец: «Воняют они!». А также словами, ибо из гордости станет лгать о праведнике. А также гордость проявляется в еде и питье, проявляется в одежде, ибо одежда гордости одежда нееврея. Учение Моше нас предостерегает, как сказано: «И не ходите по законам народов» (Ваикра 20; 23), и написано: «И по их законам не ходите» (там же 18; 13), и сказано: «Остерегись, дабы не попасться в сети, идя за ними» (Дварим 12; 30) все это об одном и том же, это предостережение еврею: будь отделен от неевреев своей одеждой, своими словами и всеми своими обычаями. И Он говорит: «И Я отделю вас от народов» (Ваикра 20; 26).
- - - Добавлено - - -
Гордецы мерзость пред Всевышним, как сказано: «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный» (Мишлей 16; 5), и он отдан во власть своего злого начала, ибо не с ним помощь Всевышнего мерзок он пред Всевышним. И даже если он ни словом, ни делом не пытается возвысить себя ни перед одним человеком, но в сердце своем возвышает себя, мерзок он, ибо сказано: «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный»; только лишь в сердце есть в нем гордыня, мерзок он. Сказали наши учители: каждый, в ком есть гордыня, как бы поклоняется идолам, написано: «Мерзок пред Всевышним всякий высокомерный» и написано: «Не вноси мерзость в дом свой» (Дварим 7; 26). А есть говорящие: «это как бы совершил прелюбодеяние, ибо написано: Ибо все это мерзкое делали» (Ваикра 18; 27). И есть говорящие: «это как бы поставил жертвенник» /вне Храма/ (Сота 46). И сказали: «Каждый, в ком есть гордыня, в конце концов уменьшится, как сказано: А чуть повыше и нет его (Иов 24; 24), и его следует срубить, как дерево идолов». Тут написано: «И высокие ростом срублены» (Ишаяу 10; 33), а там написано: «И деревья идолов их вырубите» (Дварим 7; 5). И прах гордеца не воспрянет, и Всевышний как бы сожалеет о нем. И сказал Всевышний: «Я и он, мы не можем быть в мире, как сказано: Его, чье око высокомерно и сердце надменно, не могу терпеть» (Теилим 101; 5). Не читай «его», а читай «с ним»: с ним не могу быть (Сота 5а). И сказали: «Гордец не подобает даже своим домочадцам, как сказано: Гордец да не приукрасится (Хавакук 2; 5) даже в своем собственном оазисе /навэ/» (Бава Батра 98а).
- - - Добавлено - - -
Гордость ведет к погоне за почестями, к желанию властвовать над людьми. И ты знаешь, что произошло с Корахом и его сообщниками из-за гордости Кораха! Он хотел возвыситься и получить власть, которая не была дана ему Всевышним. И затеял ссоры и раздоры, а от раздоров произошли зависть и ненависть, эти низменные качества. Все это будет объяснено с помощью Всевышнего!
И в заключение. Каждый украшающий себя, свое тело, чтобы гордиться этим, забывает Всевышнего, благословен Он, не соблюдает заповеди и за добрыми делами не погонится, ибо все его помыслы и намерения о себе: украсить свое тленное тело, чей конец гниль и черви. Тот, кто украшает свое тело, близок к разврату, ибо он появляется перед женщинами, чтобы понравиться им, а потом он сблизится с ними, что приведет к легкомыслию и насмешке. Такова же и женщина, украшающая себя перед людьми, она зажигает их сердца и наводит на дурные мысли. И потому наказание для нее очень велико, ибо она расставляет ловушки всему обществу. А мудрецы запретили даже смотреть на цветную женскую одежду, разостланную на стене для сушки, даже если женщина не надевает эту одежду (Авода зара 206). И тем более великим запретом запрещено и великое наказание определено женщине, украшающей себя перед людьми, которые глядят на нее.
И гордость приводит к страсти /таава/, ибо сердце гордеца алчно и он желает всего. Страсть это худшее из качеств, ибо гордец из гордости своей пожелает одевать дорогую одежду, строить большие дворцы и есть дорогую пищу. Потому что гордец вечно желает иметь дорогие вещи, но если случится, что у него нет для этого достаточных средств, он дойдет до воровства и злодейства. Сердце гордеца желает, и карман его широко раскрыт для богатства, он никогда не доволен своей участью, ибо все, что у него есть, в его глазах недостаточно, мало по множеству затрат ради страсти его гордости. И еще гордость приводит к тому, что гордец не может быть терпеливым, не может выносить ярмо /оль/ людей. И уж нет надобности много говорить о низости того, кто нетерпелив. Это всем известно!
- - - Добавлено - - -
А вот добрая гордость тела! Человек скажет: поскольку гордость дурное качество, отстранюсь и удалюсь от нее как можно больше и дальше! И отстранится настолько, что не станет есть мяса и не станет пить вина, и не женится, и не станет жить в красивом доме, и не наденет красивой одежды, но наденет дерюгу и грубую шерсть, и грязную, рваную одежду, и будет пользоваться грязной, отвратительной посудой, и не будет мыть лицо, руки и ноги, и его облик изменится настолько, что он будет выделяться среди других людей. Все это он делает, чтобы настолько удалиться от гордости, что невозможно уж дальше удаляться. Идущий этим путем называется преступником /хотэ/, ибо сказано о назорее: «И искупил его за то, что совершил преступление против души» (Бамидбар 6; 11). Сказали мудрецы: «Если назорей, который отказал себе лишь в вине, называется преступником, тот, кто отказывает себе во всем, тем более преступник» (Таанит Па). Сказали мудрецы: «Тебе недостаточно того, что запретил Закон, что ты запрещаешь себе другие вещи?» (Иер. Недарим 9; 1). И об этом и подобном этому сказал Шломо: «Не будь слишком праведным и не будь слишком умным, ибо зачем тебе быть опустошенным» (Коэлет 7; 16). Прямой путь для человека быть чистым во всех своих делах, ибо чистота это путь к добрым делам. Каким образом? Да наденет он одежду не очень дорогую; красивую, но не такую, на которую все обращают внимание; и не бедняцкую одежду, которая позорит носящего ее, но одежду в меру красивую, одежду чистую; бедный по своей бедности, а богатый по своему богатству. И негодно, если на одежде грязные пятна или следы жира, и да не будет она рваной, и да не будет она сшита подобно одежде высокомерных. И еда должна быть чистой, и пусть человек не ест царские деликатесы, но ест пищу и пьет вино по средствам своим, как может себе позволить. И из грязной посуды да не пьет он и да не ест, и тем не преступит запрет «не делайте самих себя отвратительными» (Ваикра 13; 43). И все пусть будет чистым! Его стол и постель пусть будут чистыми, и все его дела пусть будут чистыми и незапачканными. И он должен прилежно и часто мыть лицо, руки и ноги, и все свое тело, о чем находим сказанное о Гилеле. Как-то он прощался с учениками, и они спросили его: «Куда ты идешь?» Он ответил: «Исполнить заповедь!» Спросили его: «Какую заповедь?» Он ответил: «Мыться в бане!» Спросили его: «Разве это заповедь?» Он ответил: «Да! Мы видим, что статуи императоров, которые ставят в театрах и цирках, моет и чистит приставленный мыть их и чистить. И за это дают ему содержание. И более того, он общается с сановниками. А я, сотворенный по образу и подобию, как сказано по образу Всевышнего сотворил человека (Берешит 9; 6)? Я тем более!» (Ваикра Раба 34; 3). И еще ведь написано: «Все, что Всевышний сотворил, прославляет Его Имя» (Мишлей 16; 4). И хотя это может показаться похожим на гордость, каждый должен соблюдать это во имя заповеди, ибо его намерение во Имя Всевышнего, а не ради украшения себя и гордости своей[1]. В этом состоит великая мицва!
Комментарий