Некоторые рассуждения о совершенстве
Мк 10:17-23 подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (в Мф 19:16 «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»)
18 Иисус сказал ему:
19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. 20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей - то есть, юноша УЖЕ выполнял все то, что Господь велит, в целом, выполнять, человеку! все заповеди Ветхого Завета.
Итак, юноша УЖЕ был тем, кто выполняет (систематически и регулярно) повеления ВЗ. Но, как видно из того, что будет сказано ниже, это еще не является СОВЕРШЕНСТВОМ.
При этом, похоже, юноша осознает, что, возможно, есть нечто такое, что выше и больше того, чего он уже достиг!
В нашем рассмотрении (в данном случае), не так уже и важно, осознает ли юноша необходимости достигать совершенства (1), или, он, просто, зная из Писания, насколько свят Всемогущий Бог и насколько высоки Его требования к человеку, старается исключить любую «неучтенку», т.е., любую негативную «зацепку» - старается учесть абсолютно всякий (даже и трудновообразимый для него) аспект и аспектик, что может потенциально препятствовать его входу в добрую вечность (2) (хотя, по большому счету, и то (1), и другое (2), скорее всего, стоит учитывать и нам сегодня).
В данном случае, важно то, что юноша говорит (спрашивает):
«чего ЕЩЕ недостает мне?»
То есть юноша, как бы, через это говорит: а вдруг, есть еще нечто такое, что важно для входа в небеса, а я об этом не знаю.., а значит, не учитываю, а значит - не выполняю!!! И, что со мною будет, если это «нечто», все таки есть, а я не учитываю этого в пути на небеса?!!
Не окажется ли, таким образом, моя жизнь и мое стремление достичь доброй вечности, тщетными, при этом???!!!!
Очевидно, юноша хорошо помнил слова Соломона: «Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника», Еккл 10:1.. и, зная строгость Божью, пытался избежать любой такой «мертвой мухи» в своей жизни.., ради того, чтобы войти в добрую вечность ради того, чтобы избежать на ЭТОМ пути любого преткновения.
То есть, понятно, что юноша искал МАКСИМУМА максимума в угождении Богу, великому и страшному: от Которого полностью зависит и его нынешняя жизнь, и вечность (максимума, даже в выполнении тех Божьих повелений, о которых он пока еще и не знает потому и спрашивал: «чего еще недостает мне?»).
Как минимум, понятно, что этот юноша был весьма небезразличен к тому, чтобы ВЫПОЛНЯТЬ повеления Божьи
Согласно тому, что говорится о Боге в Священном Писании, мы понимаем - Бог, просто, не может быть равнодушным к таким людям!
Потому и Иисус, «взглянув на него, полюбил его» - это очевидно и понятно!
А затем Иисус «сказал ему: одного тебе недостает» - нетрудно видеть, что, все таки, опасения юноши были не напрасны: все-таки, есть еще нечто такое, что, кроме соблюдения общих заповедей Божьих, ему нужно выполнять (или делать, или сделать), что, как видно из дальнейших слов Господа, гарантирует возможность его входа в небеса (что он, все-таки, не мог знать, а поэтому не учитывал).., и именно об этом Господь сейчас скажет ему (а, заодно и всем нам, читающим спасительные слова учения Нового Завета всем, кому присуще то важное качество, о котором еще Соломон говорил в своих Притчах - рассудительность).
Привожу слова Иисуса, записанные Матфеем: «Иисус сказал ему: если хочешь быть СОВЕРШЕННЫМ, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21 - у Марка записано: «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест»).
Вот она, ключевая (для нашего рассмотрения), в данном случае, фраза если хочешь быть совершенным).
В контексте рассмотренного, понятно, что говоря о совершенстве, Господь указывает на нечто такое, что выше закона Моисея, который юноша полностью ИСПОЛНЯЛ! (т.е., с позиции закона ВЗ, юноша был, как бы, «совершенен».
Но, только, с позиции ВЗ - ведь, позиция НЗ такова: «закон ничего не довел до совершенства», Евр 7:19).
Об этом же (о том, что есть нечто, намного выше закона Моисея), Иисус говорит здесь:
«говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5:20-22) требования Христа намного выше требований Моисея (требований ветхозаветного закона) - требования ВЗ сводились, большей частью, к внешнему проявлению того или другого в человеке; требования Христа охватывают то же, плюс внутреннюю составляющую человека: его мысли, желания, эмоции.., все, что в совокупности составляет душу человека.
Потому закон ничего и не мог довести до совершенства (Евр 7:19), что, даже, при внешне видимом угашении человеком проявлений своего зла, внутренность человека, все равно, оставалась кишеть плотскими страстями и похотями И, даже, если верующий прожил день, ни разу не согрешив даже мыслью или чувством (что, само по себе, весьма непросто).., то и при этом, ни сам он, ни, тем более, внутренность его, при этом, еще не стала совершенной (его плотские похоти его земные члены, всё еще на своих местах.., хотя, возможно, уже несколько более ослаблены, чем вчера пищи то им верующий не давал весь ЭТОТ день!).
Итак, Бог, жаждущий совершенства (во всем.. и, особенно, в человеке), принес нечто новое и заключил с людьми Новый Завет.., согласно которому, Он, в т.ч., требует от человека не только внешнего благочестия.., но, и внутренней чистоты сердца, о чем, отчасти проговаривалось уже и в ВЗ читаем ниже
Известно, что в синодальном переводе текст Пс 2:12 звучит так:
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре.
Блаженны все, уповающие на Него.
А, вот как звучит этот же текст в одном из переводов ТаНаХ (ВЗ) - в одной из его редакций: издательство «Моссад Рав Кук»:
Пс 2:12 Вооружитесь чистотой, чтобы не разгневался Он и чтобы не погибнуть вам в пути, ибо еще немного и разгорится гнев Его.
Счастливы все, полагающиеся на Него!
То же самое место в переводе псалмов (Тегилим) Б.Хаскелевича:
Пс 2:12 Жаждите чистоты сердца, чтобы не прогневался Он и чтобы не погибнуть вам в пути, когда гнев Его возгорится внезапно.
Счастливы все уповающие на Него.
То же самое в переводе Меир Левинова:
Пс 2:12 Поставляйте урожай, чтобы не разгневался; чтобы не придти к погибели, как только разгорится гнев Его.
Прославлены все, кто под защитой Его. («Поставляйте урожай» - можно понимать, как «приносите плод»; а мы помним, что «плод ваш есть святость», Рим 6:22 и, что всякий, кто не приносит Ему плод будет отсечен (см. Ин 15:2).
В совокупности с приведенными выше переводами, суть 12-го стиха сводится к одному и тому же, а именно: достигать внутренней чистоты (чистоты сердца) - достигать совершенной святости приносить плод, что, по сути, и есть святость, см. Рим 6:22).
Ветхий Завет не принес угодного Богу совершенства (хотя и были люди, соблюдающие все его требования, в т.ч., как тот юноша.., или, Ап. Павел (Савл - см. Флп 3:6) целью закона было привести человека ко Христу.., Который уже и дал человечеству возможность достичь совершенства (в т.ч., и посредством Своего учения). По сути, все повеления и запреты Христа (точнее - Нового Завета), по большому счету, сводятся к тому, чтобы в итоге их соблюдения, верующий стал совершенным!
В этом цель и смысл жизни Христианина.
Поэтому, если говорить в общем и целом совершенный верующий, это такой человек (пока, скажем так), который достиг успеха в выполнении ВСЕХ повелений НЗ (который является ПОБЕЖДАЮЩИМ во всем, см. Отк 21:7), как и тот богатый юноша достиг успеха в выполнении повелений ВЗ.
И, как Иисус полюбил того юношу.., так же Он любит особой любовью и тех, которые, внимая Его слову, стремятся достигать УСПЕХА в выполнении всех Его повелений.
Таковые именуются Его овцами: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Ин 10:27,28) это о тех, для которых важно КАЖДОЕ Его слово.., КАЖДОЕ Его повеление (они внимают, вслушиваются, вникают в каждое Его слово и всеми силами стремятся выполнять Его повеления; они ИДУТ за Ним.. и только за Ними!!! Для таковых нет учения больше и важнее, чем слово Нового Завета. Они стараются быть верными Христу во всем в каждом Его слове, хотя, возможно, и не всегда ЭТО у них получается! Но оные, несмотря на это, снова и снова пытаются и стараются достигнуть того, что Он велит достигать, почитая это ЦЕЛЬЮ своей жизни).
Таковым Он гарантирует успех в достижении доброй вечности (таковые точно сподобятся достичь будущего века, см. Лк 20:35).
но, это не о тех, кто, получив из рук Христа избавление от своих грехов, далее живут легкомысленно и беспечно, будучи увлеченными ложной идеей, типа мы спасены не по делам.., значит и далее нам ничего ДЕЛАТЬ не нужно! Христос уже все сделал вместо нас! Мы УЖЕ СПАСЕНЫ а поэтому, ВОЙДЕМ В НЕБЕСА, НЕЗАВИСИМО НИ ОТ ЧЕГО!!!
- такое понимание, лишь, отчасти верное (а, в целом губительное).
о таковых говорится еще и в Мф 7:21-27
Ухода с земли Иисус сказал Апостолам:
«Итак идите, научите все народы.., уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:19,20) именно ЭТОМУ Апостолы и учили всех уверовавших во Христа.
Именно это и есть цель и смысл жизни Христианина соблюдать (в т.ч., выполнять) все написанное в НЗ.
Если для верующего это так, то таковой находится на пути достижения совершенства - то есть, достижения максимального угождения Богу во всем!
А именно - достижения совершенства в следующем:
- в делах (Отк 3:2, Иак 1:25);
- в словах (Иак 3:2);
- в мыслях (Флп 3:15);
- в чувствах (Евр 5:14);
- и во всем остальном (Иак 1:4,5).
В этом воля Божья это Его повеления: Мф 5:48, Иак 1:4,5, Еф 4:11-13, Кол 4:12, Кол 1:28
Об этом же Господь говорит:
«Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк 6:40) мы знаем, каким был наш Учитель, живя на земле. Мы также можем быть такими же, живя на земле, если усовершенствуемся (речь, пока что, идет, именно о том, что здесь - на земле. О том же, что будет после Апостол говорит, что мы знаем мало: лишь, «как сквозь тусклое стекло». Но о том, что нам нужно делать и чего достигать здесь, при жизни на земле - Писание говорит довольно внятно и ясно: достигать совершенства и быть совершенными! Еще раз акцентирую именно на земле).
Полагаю, будет уместно (и полезно) рассмотреть смысловые значения слова «совершенство», используемого в Мф 5:48.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»
Здесь использовано слово телеос (н.с.5046): совершенный, законченный, полный в греческом языке, указывает на достижение цели или предела, достижение завершенности (законченной завершенности).
Учитывая указанные смысловые оттенки этого слова, понятно, что здесь (см. Мф 5:48) звучит требование Христа достичь того состояния верующего человека, о котором можно будет говорить, как о состоянии совершенном, законченном, полном (исходя из того, что Бог вкладывает в это понятие для верующего человека все эти требования Божьи к верующему указаны в текстах Нового Завета). Другими словами, в этом месте Христос говорит не о необходимости достичь некоего абсолютного совершенства, но о достижении известной нам (из Писания) заданной Богом цели для жизни верующего человека - о достижении заданной Богом завершенности (той завершенности, которую Бог положил именно для верующего человека).
Это вовсе не значит, что, когда мы достигнем этого, то будем, настолько же совершенными, насколько и Всемогущий Бог (мы НИКАК, тем более, живя в теле, не будем, Вездесущими, Всемогущими, Всезнающими и т.д.).
Даже достигнув этого НЕОБХОДИМОГО состояния угодной Богу нашей завершенности (читай - совершенства), мы все равно не сможем поднимать как порошинку острова, мы не сможем создавать то, что создал Он (например различных животных, птиц и рыб), мы не сможем собирать капли воды на небе, чтобы они во множестве изливались дождем, не сможем скрывать в дланях своих молнию и повелевать ей, кого разить, не сможем давать приказания утру и указывал заре её место, не сможем выводить созвездия в своё время, не сможем исчерпать воды горстью своею и пядью измерить небеса, и вместить в меру прах земли, и взвесить на весах горы и на чашах весовых холмы, не сможем уразуметь Дух Господа и многое другое мы не сможем из того, что может Всесильный Бог, ДАЖЕ и, когда достигнем должного состояния своей ЗАВЕРШЕННОСТИ, т.е., угодного Богу нашего совершенства, живя в теле).
...окончание во 2-м посте

...я ведь изначально обозначил, что сие - лишь НЕКОТОРЫЕ рассуждения о совершенстве.
Комментарий