
Есть темы, которые очень трудно поддаются описанию. Недаром один старец сказал: «Никто не может говорить о молитве, если он не молится. Если же он молится, у него нет ни малейшего желания об этом говорить».
Условные обозначения
[NB] Обратите внимание
[!] Опасность
[х] Мое личное мнение
Предисловие
Как исполнить заповедь о непрестанной молитве? Ведь так уж устроен человек, что он не может долго удерживать внимание, он бесконечно отвлекается. Да еще и эти монашеские страшилки по поводу того, что мирянам может вообще не нужно непрестанно молиться. Им достаточно регулярно приступать к Таинствам, поститься и читать правило.
В свободном доступе есть огромное количество книг по молитве. Но все они так или иначе написаны монахами увы для монахов. Практики монастырские мало применимы для жизни в миру, достаточно вспомнить многочасовые службы против необходимости вести детей в школу и идти на работу.
Вот родилась у меня мысль поделиться своими наработками.
[NB] Все изложенное ниже посвящается начинающим, делающим свои первые шаги в освоении навыка непрестанной молитвы. Если вы уже освоили этот этап, вы можете пропустить эту часть и сразу перейти к следующей.
-
Немного теории
/сокращение/
Итак, о необходимости постоянного пребывания в Богообщении, наконец, говорит апостол Павел: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 1618).
Отлично. Надо постоянно молиться. Хмм, а как же это реализовать на практике? Мы люди мирские, у нас полно житейских попечений. Дети, отношения, нужда и поездки на работу, иной раз через весь город. Как же в таких немонашеских условиях хранить памятование о Боге?
-
Шаг первый: открыть дверь
Начиная от простого к сложному, стоит предположить, что у читающего эти строки вообще нет никакого навыка в молитве, кроме зачитки до дыр молитвенных правил и канонов к Причастию. То есть, отсутствует самая важная деталь, делающая молитву личностной: собственное произволение. Невольник не богомольник. Стоя у икон с молитвословом, ощущая себя как на крепостной барщине, и заранее отмечая полчаса потерянного времени, которое можно было бы провести с детьми, поднимается внутренний ропот. На сухую долбежку чужих слов чужих книг, хоть и очень красивых, но заученных до дыр, не приходит ничего, кроме усталости, пустоты и иногда самодовольной мысли о жертве Богу своих страданий, разумеется. Страданий в том, что вроде как надо делать, но совершенно непонятно зачем. Принесешь эти полчаса в жертву Богу, отработаешь барщину, и вроде как праведник. Спи спокойно, дорогой товарищ.
[NB] Сухая молитва на чтении правила признак проблемы. Это все равно, что говорить что-то Тому, кто находится за запертой дверью. Запертой с вашей стороны.
Чтобы открыть дверь и не мешать Богу вас слушать, достаточно иметь ВОЛЮ к тому, чтобы вообще молиться. Проще говоря, достаточно ЗАХОТЕТЬ сказать что-то к Богу.
Вы спросите: а если я не хочу?
Неужели у вас нет ничего действительно насущного, что вас без конца заставляет переживать и волноваться? Вот о разрешении своих самых обычных бытовых проблем, о примирении с начальством если опять поругались, о прощении за то, что на детей накричал можно и нужно сказать Богу. И мало ли чего еще! Своими словами и простыми формулировками.
Молитва, сопряженная с вашим желанием получения помощи Божией, действенна. По причине того, что наша воля и есть тот камень, который создал Господь и не может поднять. Только в соработничестве с нашей волей и может твориться воля Божия, когда слагаются два направления, два вектора. А нежелание и непроизволение Господь не исполняет, потому что никогда не насилует собственную волю человека.
[х] Научившись прилагать свою волю к молитве, дело с чтением молитвенных правил пойдет гораздо лучше.
-
Шаг второй: якоря
С правилом более-менее понятно, молиться с «открытой дверью» как-то научились. Переходим к вопросу о том, как же нам хранить непрестанное памятование о Боге, чтобы исполнить заповедь о непрестанной молитве.
Для этого придется научиться слагать свою молитву в бессловесное, молчаливое, но четко сформулированное прошение к Богу.
[NB] Не путайте непрестанную молитву с самодвижной! Непрестанная постоянная, на всяком месте, на всяком деле, неотступное и непрерывное призывание Бога, движимое волей человека.
[х] Метод якорей помогал мне во время работы в офисе.
[!] Занятие молитвой на рабочем месте или в обществе коллег должна быть максимально скрыта! Не стоит креститься на иконы на столе, становиться на колени и прочим образом привлекать к себе внимание. Это приведет к непониманию с их стороны, как минимум, а как максимум вас сочтут фриком, повернутым на православии. Ну а если вы при этом станете думать, что пострадали за веру придется вас разочаровать: самовольное мученичество не венчается.
Итак, никто не должен заметить, что вы молитесь.
Дома, на работе или в дороге очень трудно удержать внимание на мысли, конечно, если это не мысли о том, куда спустить грядущую зарплату. Мысль и воля к молитве моментально уплывает в воображение, которое может вам тут же надеть нимб и присудить премию «великий молитвенник» первой степени.
[!] Воображение самый хитрый и опасный враг. Нельзя воображать в молитве. Это ведет к прелестному самообольщению.
Мысль, обращенная к Богу, должна быть краткой, тезисной, и иметь волевой вектор. Вы должны ХОТЕТЬ сказать это. В святоотеческих трудах такая молитва называется «умной».
Вопрос о том, что именно вам сказать, да еще и говорить постоянно, должен к этому этапу уже быть у вас решен. Если вы уже всем поделились, что было для вас насущным, и пожелали здравия всем знакомым болеющим, самое время перейти к молитве Иисусовой, которая в своей краткости является, тем не менее, шедевром и «вещью в себе» молитвенного творчества святых отцов. Полный текст звучит так: «Господи, Иисусе Христе сыне Божий, помилуй мя грешного». Можно использовать самый краткий ее вариант «Господи помилуй», который даже от сокращения ничего не теряет по сути.
Обратимся к св.Отцам:
/сокращение/
Мы не монахи в монастыре, и исихастские практики пробовать скорее всего не будем, поэтому важно не количество молитв и счет по четкам. Важно прицепиться своей мыслью, своим сознанием, к молитве, к Богу. Это первый шаг на пути совершенствования в навыке непрестанного личного Предстояния.
Переходим к якорям. Якоря это такие предметы, или цвета, или характеристики, которые нас постоянно окружают, где бы вы ни находились. То есть это то, что всегда перед глазами. Но якорями они называются потому, что мы сделаем такую установку, как если бы мы нарисовали памятный значок (крестик, нолик) на левой руке шариковой ручкой, чтобы не забыть о записи к стоматологу. Этот памятный значок и есть якорь. Каждый раз, наталкиваясь взглядом на этот значок, а мы постоянно замечаем что там на нашей левой руке, мы будем моментально вспоминать обстоятельство, с ним связанное. Такой простой старинный прием, и мы его используем.
Ставить якоря лучше всего с вечера, до того как вы приедете на работу, где уже будет ждать вас памятная метка.
Итак, сегодня якорем у нас является кружка. Мы выбрали кружку и сказали себе: сегодня ты мне не дашь забыть кое-что важное. И пока пьешь из нее свой утренний кофе, начнешь потихоньку молиться.
Кружка на работе снова перед нами. Неважно, полная или пустая. Она кружка, и уже тем самым является вам напоминанием. Помолились, переключились на работу. Бац, а на столе опять кружка!
Думаю, идею вы уже поняли. Однако человеческое сознание устроено так, что через пару дней якорь перестанет вам что-то напоминать, вы попросту привыкнете. Значит, пора придумать что-то еще. Например, зеленый цвет. Или круг. Или желтый стикер на мониторе или на ноутбуке.
[!] Единственное, хотелось бы предостеречь от использования в качестве якоря молитвенных четок. Штука хорошая, но только там, где вас никто не видит. Молитва с четками может склонить вас к мысли, что вы уже такой крутой подвижник.
Особенно важно на этом этапе как можно чаще и регулярней приступать к Причастию. Борение вашей греховности с волевым движением к Богу можно победить только с непосредственной помощью Божьей, получаемой в Святом Причастии.
Со временем вы поймете, что становится все легче и легче «открывать дверь». Нарабатывается привычный навык. И тут, в один прекрасный момент, вы поймете что уже не хотите ничего говорить. Что пришло время хоть иногда просто помолчать. Пора учиться молитвенному безмолвию.
-
Шаг третий: трезвенное молчание
Предстоять Богу значит поставить себя пред очами Божиими, во всем своем человеческом непотребстве, зная, что Он видит тебя таким, какой ты есть. Это значит, нужно признать и принять свое глубокое несовершенство. Это и есть смирение принять тот факт, что ты сам по себе ничего не можешь с этим несовершенством поделать.
Поэтому в основе более совершенной молитвы лежит именно осознание своей немощи, неспособности в чем-то действительно стать лучше, чем ты есть. В смиренной молитве можно получить прямую помощь Божию в борьбе со своими недостатками, в первую очередь теми, что мешают тебе общаться с Богом.
«Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Пс. 50:19)
[NB] Но не проси у Бога даров духовных и высоких степеней молитвы! Господь Сам знает, что тебе по плечам.
[!] Никогда нельзя забывать о том, что молитва не может быть целью! Это опасное заблуждение! Молитва не цель, а средство достижения цели. Цель общение с Богом, обожение!
Теперь о трезвении.
Трезвение христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.
Трезвение есть проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения. С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать (источник)
И последнее необходимое звено в этой цепочке покаяние. В данном случае, речь не идет об исповеди! Речь о том, чтобы с помощью трезвения обнаружить себя прямо «на месте преступления» совершенного греха, не откладывая, неотступно молить Бога о прощении. Нужно при этом постараться исправить совершенное, например если обидел человека извиниться. Даже если он надменно сочтет это твоей слабостью. О других не думай, «внимай себе», они уже взрослые, сами разберутся.
Со временем начнет усиливаться чувствительность ко греху. Это признак того, что душа потихоньку начала прорастать совестью из зацементированного грехом и цинизмом нутра.
[x] Тонкое чувство внутренней тишины и умиротворения, со временем, станет для вас постоянным, всегда имеющимся в наличии якорем.
Итак, для непрестанного предстояния нам нужно смирение, трезвение и покаяние.
На практике это только тем отличается от молитвы словесной, что вы больше слушаете, чем говорите. Больше тут мало что можно добавить, ведь чем дольше идешь этим путем, тем сложнее о нем говорить. Потому что надо не говорить, а делать.
-
Заключение
Я намеренно начала свое пособие непосредственно с личной осознанной молитвы. Без всевозможных идей предочищения, чтения множества книг (особенно монашеских) и прочих «предисловий», которые некоторые ревнители сегодня предлагают ставить на первое место перед занятием молитвой. Пугают прелестью, бесами какими-то такое чувство, что мечтают вообще запретить людям молиться. Ну и кто тут бесы? Тому, кто желает общения с Богом, Он сам подаст все необходимое, лишь бы человек захотел. Поэтому и покаяние, и трезвение идут следующими пунктами после самого волевого и личностного обращения.
Молитва тот путь, который сам ведет и сам учит. Поэтому чем трепетать и читать теорию, лучше попробовать и своим опытом, на своей шкуре, понять, что правда а что сказки. Без ошибок никакой путь не обходится, но вы же не одни по нему пойдете, с вами будет Господь, Которого вы призовете. А с таким сопровождением вообще ничего не страшно.
Автор: Anđeo, специально для портала "Православие сегодня".
Полностью здесь.
Комментарий