ДЖОН КОНСТАНТИН И АМЕРИКАНСКИЙ АНТИХРИСТ?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • 3nity
    Завсегдатай

    • 18 April 2005
    • 660

    #1

    ДЖОН КОНСТАНТИН И АМЕРИКАНСКИЙ АНТИХРИСТ?

    ДЖОН КОНСТАНТИН И АМЕРИКАНСКИЙ АНТИХРИСТ.


    Любите ли вы кино так, как люблю его я? Вряд ли. Потому что я его не люблю. В кинотеатры не хожу принципиально, а смотрю то, что попадает в руки в пиратских копиях, дома, в созерцательном гордом одиночестве. Это почти ритуал, потому что смотрю с одной целью: не высмотрю ли хоть какие-то крупицы духовного в довольно многочисленных попытках голливудских монстров представить супер-духовное кино. В принципе, занятие бесполезное, но позволяющее хоть как-то выяснить, что же волнует массового зрителя, не относящего себя к религиозному меньшинству, каким образом он, зритель, пытается удовлетворить извечную потребность в чем-то более возвышенном, чем ежедневная борьба за выживание. И что ему для этого предлагается. Хотя, по вышеизложенным причинам выбор фильмов несколько ограничен, в сегодняшнем меню киноиндустрией, найти можно предостаточно, на любой вкус: от ортодоксально-католического Гибсона с его «Страстями» до пародийно-католического Ривза в «Константине», о коем речь и пойдет далее.

    «Опасные связи» К.Р.
    Да, что ни говори, не повезло Кеану Ривзу с внешностью. То есть, в чем-то, конечно, повезло она у него есть. Но, как это повсеместно происходит в кинематографе, внешность диктует амплуа. В том случае, конечно, если больше нечему диктовать. Роли, подобно демонам, просто витают в воздухе, ища очередную жертву. Неоднократно иронизировали насчет безупречности чутья Ривза при выборе ролей: взлет - падение, роль «звездная» - роль провальная. Но не актер выбирает его выбирают. Иначе трудно объяснима эта зловещая череда мистических персонажей, которая тянется за К.Р. на протяжении доброго десятилетия, начиная с «Адвоката дьявола». Кто первый разглядел мистический дар в непроницаемых потемках души этого полукровки, остается только гадать. Возможно, все началось еще с «Дракулы Брема Стокера»(1992 г.), снятого Копполой. Хотя в этом фильме Ривз выглядит несколько бутафорски, старательно скрывая смысл своего присутствия в картине, соприкосновение с невидимым миром все же произошло. Уже в «Маленьком Будде»(1993 г.) Бертолуччи он, пожалуй, впервые замечен как личность, наполненная неким духовным подтекстом. Изобразить мыслительный процесс на лице задача далеко не для каждого актера выполнимая. Если это, как писал один из критиков, блестяще удается, скажем, Тому Хэнксу, на чудном лице Ривза блестяще отображается лишь главный философский вопрос бытия: «Какого х..на я тут оказался?» . Может быть, это его перманентное состояние потерянности, некоего публичного аутизма и становилось основным критерием режиссерских предпочтений? Но практически все творчество этого своеобразного актера каким-то образом вращается вокруг бесплодных попыток найти ответ на этот риторический вопрос.

    АнгелоДемоны или Осбенности голливудского экзорцизма.
    Похоже, К.Р. мистик и по жизни. Главная роль, сыгранная им в новом мистическом триллере «Константин», трактуется актером как очередной вызов череде его личных жизненных драм и нарастающих духовных проблем. В многочисленных интервью он говорит об этой работе, как о чем-то для себя жизненно важном, как о некоей «программной» вещи. Хотя здесь попахивает и своеобразной актерской иронией, не сказать «стебом»: Ривз знает, что с его именем публика съест все, что ей подсунут. Вот, скажем, экзорцизм. Оказывается, в отличие от «английского», набившего оскомину в многочисленных голливудских римейках и сиквелах, «Константин» представляет нам образец настоящего «латинского» обряда. Так, по крайней мере, уже отозвались представители католической церкви. Серьезно и с уважением. Хотя, в общем, фильм не понравился. Но к самому фильму разве можно относиться серьезно? Это же комедия! Пусть «черная», «нуарная», как многим нравится называть, но в этом жанре ближайший конкурент «Константину» вовсе не новоиспеченный «Хеллбой», а, пожалуй, «Очень страшное кино». По стилистическому же решению этот юмористический блокбастер гораздо ближе к нашему «Ночному дозору» (правда, американским товарищам было невдомек, что снимают они римейк русского варианта извечной войны «бобра с козлом»). Совпадения вопиющи, и не только по зрительному ряду, но и по терминологии: и там темные и светлые со своим мировым равновесием, и здесь полупроводники да ангелодемоны со своим всеобщим балансом.
    Итак, «Константин». Первая большая роль К.Р. после «Матрицы». Их уже начали сравнивать еще до выхода новой картины в прокат: Нео и Джона Константина. Хакера-спасителя мира и частного предпринимателя-экзорциста из Лос-Анджелеса. Сравнения не совсем обоснованные. Ну что с того, что они оба избранные. Первый освободитель вымирающего человечества от ига всеобщей компьютеризации, второй от пришествия сына дьявола со странным именем Маммон. Ну да, они люди подневольные. Нео на протяжении трех фильмов мучается тем самым извечным ривзовским вопросом: кто я? Джон Константин, поняв однажды, кто он, решает покончить жизнь самоубийством: дар видеть невидимый мир расценивается им как проклятье. Из огня да в полымя. Ад, нарисованный довольно добротно, в хорошей дантовской манере ( за что фильм удостоился еще одной похвалы от традиционной католической церкви), Константину понравился меньше, чем реальный мир, и он решает больше туда не попадать. Оказывается, спасение можно заработать, братья во Христе! Какая оптимистичная новость от создателей «Константина»! Отправить в ад пару десятков демонов, поливая их святой водой и расстреливая серебряными пулями и ты уже в раю! Даже с сигаретой и «такой-то матерью» на богохульных устах!
    Трудно придумать более наивную концепцию мирового порядка. Трудно придумать более уморительный образ, чем К.Р., с важным видом осеняющий себя крестным знамением и отчитывающий на ломаной латыни беса! Или моющий ноги в адском тазике ( странно, почему авторы не дошли до идеи соединения миров с помощью того же унитаза?). Мрачный Константин, действительно, откровенно «стебается» над всеми нами, пытающимися увидеть смысл в груде бессмыслицы. Похоже, режиссер Френсис Лоуренс просто чрезмерно увлекся процессом параллельного монтажа, в итоге чего «кони-люди» смешались в такую кучу, что первоначальная авторская идея была безнадежно утеряна, и никто даже не спохватился, когда это произошло. Есть вариант, что идеи изначально вообще не было, был набор клише, приемов, ходов, из которых создавали форму для неопределенного содержимого. Конечно, излишне самонадеянно рассчитывать на серьезную сценарную базу, если в ее основе всего лишь комикс. Комикс и комедия слова родственные. Вот и получилось то, что получилось: винегрет из католических текстов, перемежаемых площадной руганью, из персонажей с нетрадиционной духовной ориентацией, недоговоренностей, за которыми не глубокий смысл, а отсутствие всякой логики. Необъяснимых вещей в фильме пруд пруди. Не сверхъестественных просто необъясненных. Что же так жестоко бросили на произвол судьбы самоубийцу-сестренку главной героини? Забыли, что ли, вытащить ее из преисподней? За что милейший архангел Габриэль схлопотал по физиономии в финале? Разве девушек бьют? И, наконец, в чем заключалась та самая «жертва» Константина, позволившая ему послать самого Satanа «известно куда» отработанным жестом? После чего это вдруг сам Satan превратился в доброго хирурга-хилера, не просто оставив в покое умирающего горе-экзорциста, но и поменяв ему внутренности и подарив жизнь? Не вечную, случаем?
  • 3nity
    Завсегдатай

    • 18 April 2005
    • 660

    #2
    Уж не мессия ли «JC»?
    Мессианская идея, нещадно эксплуатируемая современным кинематографом,- что это, по сути, как не полубессознательный страх атеистического мира перед неизбежной гибелью, которая им предощущается, и которую он всеми силами стремиться отодвинуть в необозримое будущее. Более-менее значительные блокбастеры и киноэпосы последнего времени в какой-то мере развивают эту тему. Бесконечные «Звездные войны» и «Космические одиссеи», наивно-прмолинейные «Астероиды» и «Послезавтра», помпезный «Властелин колец» и моментальная классика: «Терминаторы» и «Матрицы» - разброс жанров роли не играет. Во всех картинах присутствует некий спаситель, избранный, супермен, единственный способный постоять за беззащитное человечество. Но, согласно библейской эсхатологии, какая бы угроза над миром не нависла, инопланетная, климатическая, кибернетическая, - можно фантазировать бесконечно, - конец света произойдет. И любой из супер-героев, попытающийся предотвратить неминуемое, потерпит неудачу. Более того, подобный «Спасатель» в глазах искушенного христианского мира выгладит до боли похожим на некий иной библейский персонажУж не Антихрист ли ожидается человечеством перед лицом всемирной катастрофы? Тоже мессия, своего рода. Закрадывается ощущение дежа-вю: теперь Джон Коннор из «Терминатора» и Джон Константин что общего? На «раз, два, три»! «JC» знакомые инициалы, не правда ли? Jesus Christe тоже «JC». В «Терминаторе» это декларировалось, в «Константине» - нет. Нет ли? Значит, все еще впереди. Наверняка, в грядущем сиквеле это ружье еще выстрелит. А вот для самого К.Р. эта роль, пожалуй, станет очередным камешком в глубокие воды религиозного общественного мнения. В первый раз круги расходились долго после «Адвоката дьявола». Сам фильм был достаточно манифестным. В блестящем дуэте с Аль Пачино воплощенным дьяволом, Ривз сыграл его сына, успешного адвоката Кевина Ломакса, идущего на поводу своего честолюбия и разрушающего собственную жизнь. То ли игра была настолько достоверной, то ли роль так прочно срослась в восприятии зрителя с самим актером, но именно тогда, в конце 90-х, К.Р. и был впервые присвоен титул «Антихриста». Уж что послужило тому причиной, теперь трудно сказать. Во внешности актера нашли массу неслучайных, знаковых черт, указывающих на его «темную» сущность. Вплоть до шрама после катастрофы прообраза «исцелившейся смертельной раны» Зверя. Его восточное происхождение ( полукровка, родившийся волей судьбы в Ливане) тоже каким то образом указывало на родство с Антихристом. Даже рок-группа, где с двумя друзьями тогда играл Ривз, у кое-кого вызвала ассоциации с «Лже-Троицей» и богохульными пророчествами. Со временем все стихло, но тут грянула «Матрица». Тут уж деваться было некуда. Нео он и есть, прямым текстом, мессия посткибернетической эпохи. Новая волна паники, новый анти- Антихристовый поход против ничего не подозревающего актера. О «Матрице», этой новоявленной иконе начала тысячелетия, писано-переписано много. Но ничего не попишешь фильм духовный, от начала до конца. Правда лишь в том, что духовность эта не христианская. Этакая, «христианская в условиях отсутствия Бога». Эксперты выкопали в фильме столь многочисленные аллюзии и гиперссылки, что авторы, братки Вачовские, пожалуй, удивились бы сами. Там и индуистское единство Шива-Шакти, и откровения Кастанеды о паразитирующей на человечестве высшей духовной расе, и растафарианская « Зион - земля обетованная». Вот почему заволновалась христианская мировая общественность. Не вся, конечно. Та, что все-таки кино смотрит. Лжепророчества «Матрицы» готовили пришествие нового лжемессии, ни больше, ни меньше. Вот до чего доводит увлечение кибер-панком. Реальность виртуальная уже становится частью сознания подготовленных масс. Но есть ли еще нечто общее у Кевина Ломакса, Нео и Константина, кроме папочки Ривза? Будущее, пожалуй. Подозрительные, недоброжелательно настроенные зрители, переносящие на личность актера свое неприятие художественного вымысла. Похоже, очередной необдуманный выбор К.Р. уже стал фатальным. О чем он думал? Снова позлить добропорядочную консервативную Америку? А потом мир фанатов и поклонников вновь содрогнется от очередных подробностей его личной жизни, в которой уже и так и катастроф, и трагедий столько, что на несколько жизней хватит. «Неправильные» роли существуют. И, путь не верующие, просто суеверные актеры об этом знают. И предпочитают с Satanом ни в жизни, ни на экране не встречаться. Трудно жить под «знаком Зверя», пусть и виртуальным. Все-таки, видно, встречаются по-настоящему духовные вещи, даже в потоке «супер-духовной» целуллоидной продукции, даже в том мире, который скрывается за красочными фасадами картонного Голливуда.

    P.S. Поклонникам Кеану Ривза, пожалуй, пора создавать Международное Общество Защиты К.Р. от Внешней и Внутренней Агрессии. А христианам молиться о спасении души несостоявшегося Антихриста. А то вдруг чего

    LUMEN.

    Комментарий

    Обработка...