«ГАРРИ и К или ОХОТА НА ВЕДЬМ(?)».
Не находите ли вы, что в последние годы наблюдаются поразительные перемены в детской масс-культуре, в особенности в литературе. Это напоминает настоящее вторжение темных демонических сил, оккультных практик, магии, мистики и откровенно сатанинских культов даже в произведения для самых маленьких. Процесс этот, на первый взгляд незаметный, но тенденция настолько сильна, что в пору было бы назвать происходящее настоящей духовной агрессией, направленной против детей. Если это утверждение все-таки вызовет у кого-то сомнения, мы попробуем провести небольшое исследование. Хотите проверить? Не надо далеко ходить книжных магазинов и рынков в любом городе превеликое множество, стоит пройтись и по печатным или интернет-каталогам крупнейших российских книжных издательств. Возьмем для обзора всего лишь два из них, очень уважаемые и популярные: «Росмэн» и «Эгмонт Россия». Нет сомнений, что в каждой семье есть хоть одна книга, выпущенная ими.
Гордость «Росмэна» - пять книг Джоанн Ролинг о Гарри Потере, и шестая уже на подходе. Не упомянуть о «Г.П.» было бы непростительно, ведь, по мнению издателей, это «самый удачный бестселлер не только в истории детской литературы. Дж. Ролинг каким-то образом удалось околдовать и детей, и их родителей. Волшебная сила, пришедшая к автору из иного мира, тянет за собой, и через 500 лет после смерти первого книгопечатника Иоганна Гуттенберга, забыв о сверхплоских экранах и цифровых технологиях, весь мир снова читает книги». Забыв о том, что первой печатной книгой Гуттенберга была Библия, издатели правы в одном весь мир, действительно, выглядит загипнотизированным, наивно радуясь и закрывая глаза на то, что подсовывается детям в качестве настольных книг. Если бы речь шла лишь о художественных достоинствах произведений РолингСуществуют версии о принадлежности писательницы к сатанистской церкви. Даже если это не совсем так, ее авторская идея, вдохновение и знание материала таковы, что выводы напрашиваются сами собой.
Надо сказать, по всему миру «Гарри Поттер» наделал немало шума. И удивляет не только его «магическая» популярность, но и то рвение и фанатизм, с которыми защищают это культовое произведение от немногочисленных протестов со стороны религиозной общественности, в основном зарубежной. Мракобесами и сектантами пытаются выставить тех, кто видит в «Г.П.» некую опасность или угрозу детскому сознанию. Тем более странно видеть в рядах его адвокатов таких духовных знаменитостей, как дьякон РПЦ Андрей Кураев, который всерьез полагает, что ребенок в состоянии сам определять границы между реальностью и вымыслом, между добром и злом, и что закон Божий, в качестве детского чтения, конечно же, не составит конкуренции этому произведению.
МНЕНИЕ:
ЛИЛИЯ ДУДНИКОВА, сотрудник детской библиотеки:
В последние годы, действительно, больше детей стало появляться в библиотеках. Я думаю, это связано и с многообразием школьных программ, и с тем, что возрос интерес к книгам такого жанра, как приключения и фантастика. Это то, что детей привлекает чаще всего. Наверно, это связано с влиянием окружения: то, что они видят вокруг, то, что культивируется в их среде. В принципе, как мама, я не против «Гарри Поттера», даже не против «страшилок». В известной степени, дети должны через все это пройти, чтобы разобраться, нужно ли им это. Я не думаю, что это какой-то «захлест», что это может перерасти во что-то серьезное. Тогда вообще нужно по-другому подходить к воспитанию детей.
Ах, если бы мы говорили лишь об одном «Гарри Поттере»! Но он отнюдь не одиночка, в противном случае не возникали бы мысли о массированной духовной атаке. Существует уже целый ряд его менее «удачных» римейков и ремиксов, откровенных пародий, и, кроме того, огромный список прочих книг, скромно причисляемых к жанру фэнтези, столь популярному у юных читателей. В том же «Росмэне» выходят 58(!) книг серии «Ужастики» «известного автора детских триллеров» Р. Л. Стайна. Вот лишь несколько названий: «Дьявольская кровь» ( четырехтомник), «Как убить монстра», «Лагерь ужасов», «Маска одержимости», «Улыбнись и умри» ( возрастная категория: 9 13 лет). Еще один признанный автор А. Зоммер-Боденбург: пятитомник «Мой друг вампир», включающий такие перлы, как «Выселение из склепа», «Свидание на кладбище», «Гроб в подарочной бумаге» и т. п. ( возраст: 8 12 лет). Современный классик детской литературы, книгами которого, наравне с «Гарри Поттером», зачитывается полмира Филипп Пулманн выходит в издательстве «Росмэн» со своей известной трилогией «Темные начала» ( многообещающее название) для детей 9 14 лет. Тот же набор персонажей ведьмы, призраки и прочая братия в серии книг Влада Калашникова, который теперь, со свойственным ему «черным юморком», приглашает детишек 9 12 лет посетить « Город Зомби»
Не все дети прочтут эти книги, скажете вы. Но сюрпризы могут подстерегать и любителей литературы абсолютно иного жанра. Подарочный вариант детской энциклопедии, к примеру, выпущенной тем же издательством «Росмэн», предлагает знакомство с миром, мягко говоря, непривычным, искаженным, населенным всевозможными монстрами. Автор их так и называет чудовища: лохматые, отвратительные, устрашающие, ядовитые. А ведь речь-то идет всего лишь об обыкновенных диких животных, птицах, насекомых, назвать которых можно было бы совершенными и прекрасными, как все Божье творение. Неудивительно, что в подобной книге для самого Бога вообще не нашлось места. Вместо знакомства ребенка с понятием «Бог», «божественное», или, к примеру, с историей и традициями христианства и основных мировых религий, ему предлагают обширнейший раздел под названием «Сверхъестественное», превосходящий по объему даже такой важный раздел, как «Величайшие изобретения в истории цивилизации». Что же такого ценного можно в нем найти? А вот что: привидения и призраки, полтергейст, НЛО, ведовство, культы, гадание, ясновидение, левитацию и т.п., в общем, неотъемлемую часть нашего мира! При чтении энциклопедии создается впечатление, что у самого автора существуют проблемы с восприятием реальности. Не смотря на это, книга прекрасно издана, иллюстрирована и выходит тиражем в 10 тыс. экземпляров.
Еще один лидер российского издательского дела «Эгмонт Россия», в активе которого множество качественной развивающей детской литературы для разных возрастов, в том числе несколько наименований красочных периодических журналов. На первый взгляд, все очень мило и безобидно. Но вот небольшой каталог книжных новинок в одном из журналов для девочек «Принцесса»: Дж. Бинг, «Молли Мун и волшебная книга гипноза», «Молли Мун останавливает время» ( очередной, после «Гарри Поттера» детский «бестселлер №1», по утверждению издателей);Ш.Хепти,« Отто и летающие близнецы», А. Винокуров, «Наследник Мерлина»; а также двухтомник «Школа волшебников» - продолжение той же традиции или тенденции, начатой Дж. Ролинг. И уже более практическая «Настольная книга волшебника» - две книги, вводящие ребенка в мир прикладной магии, в игровой форме, конечно.
Спрос рождает предложение, не правда ли? Но о какой ответственности взрослого поколения перед собственными детьми может идти речь, когда, кокетливо подыгрывая детскому любопытству, солидные дяди и тети предлагают нашим девочкам освоить азы колдовства, гадания и всевозможных эффективных заклятий и приворотов вместе с детским журналом «Ведьма»?! Подчеркиваем, детским журналом для девочек! Подписка на него осуществляется в любом почтовом отделении России, можете проверить. Кроме журнала, в серии «Ведьма» выпущены шесть книг с «практическими чародейскими советами», и четырехтомник «Расколотая сфера», в котором «подруги-чародейки призваны спасти Вселенную», не больше, не меньше. И это, поверьте, далеко не все. Только лишь два издательства, а сколько их в нашей стране! И у каждого, выпускающего детскую литературу, не менее солидные списки это десятки и десятки наименований только лишь книг подобной тематики!
Все дети любят сказки, попробуете возразить вы. Всех влечет неизведанное и таинственное. И «страшилки» по ночам рассказывали, и над «черными» стишками потешались все поколения детей. НоСказка сказке рознь. В классических сказках злые силы играют, как правило, роли второго плана, являясь как бы контрастным фоном для большей убедительности победы добра. И, честно говоря, в недавние еще времена детских книг было так мало, что сказка, пусть даже самая страшная, могла служить чем-то вроде прививки против боязни сверхъестественного, и быть лишь небольшим эпизодом в жизни ребенка. А не формирующим фактором сознания и всей духовной атмосферы, что окружает его.
МНЕНИЕ:
СВЕТЛАНА ПОПРАВКИНА, педагог- психолог::
Причин, по которым дети выбирают подобную литературу, несколько. Первая: в возрасте 7-11 лет у детей начинает формироваться чувство страха смерти, вначале собственной, затем родителей, страха стихии, огня, воды. Поэтому в этом возрасте их привлекает все сказочное, сверхъестественное, потустороннее, гадания и т.п. Ребенок «отрабатывает» эти страхи, читая книги соответственной тематики. Вторая причина: дети из неблагополучных и неполных семей, кстати, которых сейчас все больше и больше, пытаются найти в литературе образ, скажем, отсутствующего папы, модель поведения которого они затем переносят в свою жизнь. Не случайно этой же категории детей образ сироты Гарри Поттера кажется особо близким и понятным. Еще одна причина это элементарная мода на определенные книги. Если в классе что-то особо популярно у лидеров, за ними постепенно подтягиваются остальные. И еще, читают такую литературу дети, как правило, чувствительные, мнительные, которые уходят от реальности в мир фантазий, где чувствуют себя увереннее. Если существует какая-либо опасность такой литературы, то подвержены ей именно такие дети, с хорошо развитым воображением. А опасность может быть в том, что две-три прочитанные книги могут иметь достаточно негативное влияние на сознание, если, в отличие от сказок, прочитанных когда-то мамой, дети не видят в них счастливого финала, грани между добром и злом стерты, если герои «расчеловечены» ( полу-монстры, полу-машины, полу-животные). Если вдруг ребенок перестал с вами общаться после чтения книги или просмотра видеофильма, «ушел в себя» или открыто агрессивен - это уже не «звоночек», это уже серьезный сигнал, чтобы обратиться за помощью к специалисту.
Не находите ли вы, что в последние годы наблюдаются поразительные перемены в детской масс-культуре, в особенности в литературе. Это напоминает настоящее вторжение темных демонических сил, оккультных практик, магии, мистики и откровенно сатанинских культов даже в произведения для самых маленьких. Процесс этот, на первый взгляд незаметный, но тенденция настолько сильна, что в пору было бы назвать происходящее настоящей духовной агрессией, направленной против детей. Если это утверждение все-таки вызовет у кого-то сомнения, мы попробуем провести небольшое исследование. Хотите проверить? Не надо далеко ходить книжных магазинов и рынков в любом городе превеликое множество, стоит пройтись и по печатным или интернет-каталогам крупнейших российских книжных издательств. Возьмем для обзора всего лишь два из них, очень уважаемые и популярные: «Росмэн» и «Эгмонт Россия». Нет сомнений, что в каждой семье есть хоть одна книга, выпущенная ими.
Гордость «Росмэна» - пять книг Джоанн Ролинг о Гарри Потере, и шестая уже на подходе. Не упомянуть о «Г.П.» было бы непростительно, ведь, по мнению издателей, это «самый удачный бестселлер не только в истории детской литературы. Дж. Ролинг каким-то образом удалось околдовать и детей, и их родителей. Волшебная сила, пришедшая к автору из иного мира, тянет за собой, и через 500 лет после смерти первого книгопечатника Иоганна Гуттенберга, забыв о сверхплоских экранах и цифровых технологиях, весь мир снова читает книги». Забыв о том, что первой печатной книгой Гуттенберга была Библия, издатели правы в одном весь мир, действительно, выглядит загипнотизированным, наивно радуясь и закрывая глаза на то, что подсовывается детям в качестве настольных книг. Если бы речь шла лишь о художественных достоинствах произведений РолингСуществуют версии о принадлежности писательницы к сатанистской церкви. Даже если это не совсем так, ее авторская идея, вдохновение и знание материала таковы, что выводы напрашиваются сами собой.
Надо сказать, по всему миру «Гарри Поттер» наделал немало шума. И удивляет не только его «магическая» популярность, но и то рвение и фанатизм, с которыми защищают это культовое произведение от немногочисленных протестов со стороны религиозной общественности, в основном зарубежной. Мракобесами и сектантами пытаются выставить тех, кто видит в «Г.П.» некую опасность или угрозу детскому сознанию. Тем более странно видеть в рядах его адвокатов таких духовных знаменитостей, как дьякон РПЦ Андрей Кураев, который всерьез полагает, что ребенок в состоянии сам определять границы между реальностью и вымыслом, между добром и злом, и что закон Божий, в качестве детского чтения, конечно же, не составит конкуренции этому произведению.
МНЕНИЕ:
ЛИЛИЯ ДУДНИКОВА, сотрудник детской библиотеки:
В последние годы, действительно, больше детей стало появляться в библиотеках. Я думаю, это связано и с многообразием школьных программ, и с тем, что возрос интерес к книгам такого жанра, как приключения и фантастика. Это то, что детей привлекает чаще всего. Наверно, это связано с влиянием окружения: то, что они видят вокруг, то, что культивируется в их среде. В принципе, как мама, я не против «Гарри Поттера», даже не против «страшилок». В известной степени, дети должны через все это пройти, чтобы разобраться, нужно ли им это. Я не думаю, что это какой-то «захлест», что это может перерасти во что-то серьезное. Тогда вообще нужно по-другому подходить к воспитанию детей.
Ах, если бы мы говорили лишь об одном «Гарри Поттере»! Но он отнюдь не одиночка, в противном случае не возникали бы мысли о массированной духовной атаке. Существует уже целый ряд его менее «удачных» римейков и ремиксов, откровенных пародий, и, кроме того, огромный список прочих книг, скромно причисляемых к жанру фэнтези, столь популярному у юных читателей. В том же «Росмэне» выходят 58(!) книг серии «Ужастики» «известного автора детских триллеров» Р. Л. Стайна. Вот лишь несколько названий: «Дьявольская кровь» ( четырехтомник), «Как убить монстра», «Лагерь ужасов», «Маска одержимости», «Улыбнись и умри» ( возрастная категория: 9 13 лет). Еще один признанный автор А. Зоммер-Боденбург: пятитомник «Мой друг вампир», включающий такие перлы, как «Выселение из склепа», «Свидание на кладбище», «Гроб в подарочной бумаге» и т. п. ( возраст: 8 12 лет). Современный классик детской литературы, книгами которого, наравне с «Гарри Поттером», зачитывается полмира Филипп Пулманн выходит в издательстве «Росмэн» со своей известной трилогией «Темные начала» ( многообещающее название) для детей 9 14 лет. Тот же набор персонажей ведьмы, призраки и прочая братия в серии книг Влада Калашникова, который теперь, со свойственным ему «черным юморком», приглашает детишек 9 12 лет посетить « Город Зомби»
Не все дети прочтут эти книги, скажете вы. Но сюрпризы могут подстерегать и любителей литературы абсолютно иного жанра. Подарочный вариант детской энциклопедии, к примеру, выпущенной тем же издательством «Росмэн», предлагает знакомство с миром, мягко говоря, непривычным, искаженным, населенным всевозможными монстрами. Автор их так и называет чудовища: лохматые, отвратительные, устрашающие, ядовитые. А ведь речь-то идет всего лишь об обыкновенных диких животных, птицах, насекомых, назвать которых можно было бы совершенными и прекрасными, как все Божье творение. Неудивительно, что в подобной книге для самого Бога вообще не нашлось места. Вместо знакомства ребенка с понятием «Бог», «божественное», или, к примеру, с историей и традициями христианства и основных мировых религий, ему предлагают обширнейший раздел под названием «Сверхъестественное», превосходящий по объему даже такой важный раздел, как «Величайшие изобретения в истории цивилизации». Что же такого ценного можно в нем найти? А вот что: привидения и призраки, полтергейст, НЛО, ведовство, культы, гадание, ясновидение, левитацию и т.п., в общем, неотъемлемую часть нашего мира! При чтении энциклопедии создается впечатление, что у самого автора существуют проблемы с восприятием реальности. Не смотря на это, книга прекрасно издана, иллюстрирована и выходит тиражем в 10 тыс. экземпляров.
Еще один лидер российского издательского дела «Эгмонт Россия», в активе которого множество качественной развивающей детской литературы для разных возрастов, в том числе несколько наименований красочных периодических журналов. На первый взгляд, все очень мило и безобидно. Но вот небольшой каталог книжных новинок в одном из журналов для девочек «Принцесса»: Дж. Бинг, «Молли Мун и волшебная книга гипноза», «Молли Мун останавливает время» ( очередной, после «Гарри Поттера» детский «бестселлер №1», по утверждению издателей);Ш.Хепти,« Отто и летающие близнецы», А. Винокуров, «Наследник Мерлина»; а также двухтомник «Школа волшебников» - продолжение той же традиции или тенденции, начатой Дж. Ролинг. И уже более практическая «Настольная книга волшебника» - две книги, вводящие ребенка в мир прикладной магии, в игровой форме, конечно.
Спрос рождает предложение, не правда ли? Но о какой ответственности взрослого поколения перед собственными детьми может идти речь, когда, кокетливо подыгрывая детскому любопытству, солидные дяди и тети предлагают нашим девочкам освоить азы колдовства, гадания и всевозможных эффективных заклятий и приворотов вместе с детским журналом «Ведьма»?! Подчеркиваем, детским журналом для девочек! Подписка на него осуществляется в любом почтовом отделении России, можете проверить. Кроме журнала, в серии «Ведьма» выпущены шесть книг с «практическими чародейскими советами», и четырехтомник «Расколотая сфера», в котором «подруги-чародейки призваны спасти Вселенную», не больше, не меньше. И это, поверьте, далеко не все. Только лишь два издательства, а сколько их в нашей стране! И у каждого, выпускающего детскую литературу, не менее солидные списки это десятки и десятки наименований только лишь книг подобной тематики!
Все дети любят сказки, попробуете возразить вы. Всех влечет неизведанное и таинственное. И «страшилки» по ночам рассказывали, и над «черными» стишками потешались все поколения детей. НоСказка сказке рознь. В классических сказках злые силы играют, как правило, роли второго плана, являясь как бы контрастным фоном для большей убедительности победы добра. И, честно говоря, в недавние еще времена детских книг было так мало, что сказка, пусть даже самая страшная, могла служить чем-то вроде прививки против боязни сверхъестественного, и быть лишь небольшим эпизодом в жизни ребенка. А не формирующим фактором сознания и всей духовной атмосферы, что окружает его.
МНЕНИЕ:
СВЕТЛАНА ПОПРАВКИНА, педагог- психолог::
Причин, по которым дети выбирают подобную литературу, несколько. Первая: в возрасте 7-11 лет у детей начинает формироваться чувство страха смерти, вначале собственной, затем родителей, страха стихии, огня, воды. Поэтому в этом возрасте их привлекает все сказочное, сверхъестественное, потустороннее, гадания и т.п. Ребенок «отрабатывает» эти страхи, читая книги соответственной тематики. Вторая причина: дети из неблагополучных и неполных семей, кстати, которых сейчас все больше и больше, пытаются найти в литературе образ, скажем, отсутствующего папы, модель поведения которого они затем переносят в свою жизнь. Не случайно этой же категории детей образ сироты Гарри Поттера кажется особо близким и понятным. Еще одна причина это элементарная мода на определенные книги. Если в классе что-то особо популярно у лидеров, за ними постепенно подтягиваются остальные. И еще, читают такую литературу дети, как правило, чувствительные, мнительные, которые уходят от реальности в мир фантазий, где чувствуют себя увереннее. Если существует какая-либо опасность такой литературы, то подвержены ей именно такие дети, с хорошо развитым воображением. А опасность может быть в том, что две-три прочитанные книги могут иметь достаточно негативное влияние на сознание, если, в отличие от сказок, прочитанных когда-то мамой, дети не видят в них счастливого финала, грани между добром и злом стерты, если герои «расчеловечены» ( полу-монстры, полу-машины, полу-животные). Если вдруг ребенок перестал с вами общаться после чтения книги или просмотра видеофильма, «ушел в себя» или открыто агрессивен - это уже не «звоночек», это уже серьезный сигнал, чтобы обратиться за помощью к специалисту.
Комментарий