Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)
Аннотация
Книга первая
ссылки на главы книги:
Глава I. Учение Валентиниан об Эонах.
Глава II. Неудача Премудрости. Произведение Христа и Святого Духа.
Глава III. Места Священного Писания, на которые ссылались еретики.
Глава IV. Ахамоф и происхождение видимого мира.
Глава V. Образование Демиурга.
Глава VI. Учение Валентиниан о трех родах людей и о добрых делах.
Глава VII. Учение о судьбе Ахамофы, Демиурга и проч. и о воплощении Христа от Девы Марии.
Глава VIII. Как Валентиниане извращают Писание в подкрепление своих мнений.
Глава IX. Опровержение еретических толкований.
Глава X. Единство Веры Церкви во всем мире.
Глава XI. Мнения Валентина и разногласие с ним учеников его.
Глава XII. Учение последователей Птолемея и Колорваса.
Глава ХIII. Обманчивые и нечестивые действия Марка.
Глава XIV. Гипотезы Марка и других относительно букв и слогов.
Глава XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четырех стихий.
Глава XVI. Нелепые толкования маркосиан.
Глава XVII. Теория Маркосиан, что вещи сотворены по образу невидимых вещей.
Глава XVIII. Места из Моисея, извращаемые еретиками в подтверждение их мнений.
Глава XIX. Места из Писания, приводимые еретиками в подтверждение мнения, будто Отец был неведом до Христа.
Глава XX. Указания еретиков на апокрифические книги.
Глава XXI. Мнение маркосиан об искуплении.
Глава XXII. Уклонения еретиков от истины.
Глава ХХIII. Учение Симона волхва и Менандра.
Глава XXIV. Учения Сатурнина н Василида.
Глава XXV. Учение Карпократа.
Глава XXVI. Учения Керинфа, евионитов и николаитов.
Глава XXVII. Учения Кердона и Маркиона.
Глава XXVIII. Учение Татиана, энкратитов и других.
Глава XXIX. Учения других гностических сект, в особенности варвелиотов.
Глава XXX. Учение офитов.
Глава XXXI. Учение каинитов.
Книга вторая
Глава I. О том, что един есть Бог, и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы.
Глава II. Мир был сотворен не ангелами, или кем-либо другим, против воли Высочайшего Отца всего, но Самим Отцом чрез Слово.
Глава III. Глубина и Полнота валентиниан, равно и Бог Маркиона, нелепы.
Глава IV. Доказывается нелепость еретиков относительно пустоты и недостатка.
Глава V. Мир не был создан кем-либо другим в области, принадлежащей Отцу.
Глава VI. Ангелам или мироздателю не мог быть неведом Высочайший Бог.
Глава VII. Твари не суть подобие эонов, находящихся в Плироме.
Глава VIII. Твари не суть тень Плиромы.
Глава IX. Творец мира Бог Отец, как постоянно веровала Церковь.
Глава X. Писание превратно изъясняется еретиками; Бог все сотворил из ничего, а не из предсуществовавшей материи.
Глава XI. Еретики, не веруя истине, впали в бездну заблуждения.
Глава XII. Тридесятица у еретиков страдает и недостатком и излишеством;.
Глава XIII. Первый ряд принятых еретиками произведений никаким образом нельзя защитить.
Глава XIV. Валентин и его последователи заимствовали начала своего учения, только с изменением названий, у язычников.
Глава XV. Доказательств их системы происхождения эонов нельзя указать никаких.
Глава XVI. Творец мира или произвел из самого себя первообразы вещей, имевших быть созданными, или же Плирома создана по какому-либо предшествующему образу, а тот в свою очередь по другому, и так далее в бесконечность.
Глава XVII. Разбор учения о происхождении эонов и доказательство, что оно совершенно несостоятельно, и что Ум и Отец в учении еретиков страдают неведением.
Глава XVIII. Премудрость не была в неведении или страдании; ее помышление не может быть отделено от нее, а тем более иметь особенные свойства.
Глава XIX. Нелепости еретиков относительно их семени, и несостоятельность их мнений о Демиурге.
Глава XX. Доказательства страданий двенадцатаго эона, приводимые из притчей, из отпадения Иуды и из страдания нашего Господа, не состоятельны.
Глава XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эонов.
Глава XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения.
Глава XXIII. Жена, страдавшая кровотечением, не есть образ падшего эона.
Глава ХХIV. Нелепость доказательств, заимствуемых еретиками из чисел, букв и слов.
Глава XXV. Бог не исследуется буквами, слогами и числами; и не должно исследовать такие предметы, которых не может постигнуть человеческий разум, стоящий далеко ниже Бога.
Глава XXVI. Знание надмевает, а любовь назидает.
Глава XXVII. Надлежащий способ толкования притчей и темных мест Писания.
Глава ХХVIII. Совершенное знание не может быть достигнуто в настоящей жизни; многие вопросы должны быть смиренно предоставлены Богу.
Глава XXIX. Опровержение мнений еретиков о будущей судьбе души и тела.
Глава XXX. Нелепость еретиков, которые себя называют духовными, а Демиурга душевным.
Глава XXXI. Краткое повторение предшествующего опровержения.
Глава XXXII. Дальнейшее обличение нечестивых учений еретиков.
Глава XXXIII. Нелепость учения о переселении душ.
Глава XXXIV. Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны.
Глава XXXV. Опровержение Василида и того мнения, будто пророки предсказывали по внушению различных богов.
>>>
Комментарий