Иными словами, принцип "мера за меру" содержит множество аспектов, один из них - это чистое сердце. Второй - насколько публично это делается. Третий - при каких обстоятельствах человек делает пожертвование? Дает ли он деньги чтобы его видели окружающие? Если да, то тогда и награду он получит от людей, но он ничего не добавит к своему сокровищу на небесах. Еще одни принцип - от чего человек дает?
Этому принципу нас учит притча из евангелия от Луки о фарисеях и бедной вдове, жертвующих на храм. Вдова, положившая две лепты дала больше в глазах Божьих, чем богачи, дающие от избытка и излишка. Когда мы даем, очень важно помнить этот принцип. Поэтому, когда мы говорим "мера за меру", нужно понимать, что зависимость между тем что ты даешь и что ты получишь не является математической.
Но то, какова будет твоя награда зависит от какого количества, при каких обстоятельствах ты даешь, и с каким сердцем. Когда мы говорим о принципе "мера за меру" мы должны учитывать все эти моменты. Принцип, действующий здесь - это не математическая формула, подобная проценту в банке, куда ты кладешь свои сбережения под 9% в год. Это гораздо более связано с твоими взаимоотношениями с Богом вообще, и принцип этот на самом деле гораздо более многогранен, чем то, что мы пытались сказать сегодня.
Отрывок Талмуда, который мы будем читать далее, начинается с цитаты из Мишны. Эта фраза выступает в качестве исходного высказывания (ивр. оптихта). И далее Раввины обсуждают его. На протяжении последних четырех - пяти уроков мы разбирали тексты Мишны, посвященные вопросу о том, кто наследует, и кто потеряет вечную жизнь. Среди тех, кто не получит части в мире грядущем будут и еретики, апикорус на иврите.
И далее Талмуд рассматривает, кто же такой апикорус? Следующий отрывок начинается с ответа на этот вопрос. Р.Акива сказал: Также те, кто читает неканонические книги.(на иврите - внешние книги, апокрифы). А Танна учит: (далее приводится отрывок из другой Барайты, не вошедшей в Талмуд, принадлежащей неизвестному Раввину, жившему не позднее 210 года н.э.). (Это означает) книги саддукеев.
О каких неканонических книгах здесь идет речь? Танна говорит, что имеются ввиду книги саддукеев. Это высказывание является очень странным, поскольку ко времени Р. Акивы саддукеев уже не было, во всяком случае как отдельной группы.
Раши утверждает, что под книгами саддукеев следует понимать книги тех, которые хулят или отрицают живого Бога.
Комментарии Сончино, собранные из различных еврейских источников, говорят следующее: "Возможно здесь имеются ввиду писания иудео-христиан, т.е. Новый Завет. После разрушения храма саддукеев не осталось, и поэтому возможно, что слово "саддукеи" - это цензурная замена слова сектанты или язычники".
В качестве доказательства приводятся несколько ссылок. Одна из них - это ссылка на книгу Херфорда "Талмуд о Христианстве", написанную в начале столетия. На стр. 333 этой книги Херфорд рекомендует читать вместо слова "саддукеи" слово "миним", которое переводится как сектанты и означает верующих в Иисуса.
Итак, мы имеем утверждение Танна о том, что тот кто читает книги сектантов - Новый Завет, не получит части в мире грядущем. Кстати говоря, в Талмуде есть аналогичное высказывание сделанное от имени Р. Акивы, где он говорит, что каждый читающий Евангелионим (Он произносит это слово как Авон Гилайон, что означает грешные страницы, и относит его, конечно же, к Писаниям Иудео-Христиан, т.е к Новому Завету) не получит части в мире грядущем.
Мы продолжаем читать нашу секцию Талмуда. Р. Йосеф сказал:"Также запрещено читать книгу Бен Сиры". (Книгу мудрости Бен Сиры, являющуюся одной из апокрифических книг, и этим открывается дискуссия) Абаей сказал ему:"Почему же? Скажем ли мы, поскольку там написано:"Не очищай кожу (с рыбы), даже с уха ее, дабы не испортить ее, но запеки ее (целиком, рыбу вместе с кожей) на огне, и затем ешь с двумя (плетеными) хлебами?" Абаея беспокоит, что же неправильного в книги Бен Сира, и почему мы не должны ее читать? С этого начинается дальнейшая интересная дискуссия, в которой раскрывается отношение Раввинов к апокрифическим писаниям.
Нам достоверно известно, что в конце прошлой - начале нашей эры апокрифические книги были очень популярны в еврейской среде. Эти книги были написаны не в Израиле, а в Диаспоре, на греческом языке, и являлись своего рода бестселлерами того времени. Поэтому, когда после разрушения храма в еврейской среде поднялась волна против эллинизации еврейской общины, эти книги были запрещены, так как их сочли слишком эллинистическими или либеральными.
В результате этого Р. Акива, обратившийся в иудаизм из язычества, занял наиболее радикальную позицию и сказал, что всякий читающий эти книги не получит части в мире грядущем. Р. Абаей, живший позднее в Вавилоне, говорит на это: "Почему же? Мы, читали эти книги..."
В принципе, человек никогда не задаст такой вопрос, если только он сам не читал эти книги. Он говорит: " Мы читали эти книги, как часть еврейской литературы того периода, почему же это запрещено?" И он делает предположение, что возможно из-за того, что у Бен Сиры написано, не чистить кожу с рыбы, но зажаривать ее целиком. Возможно это было понято Раввинами, как предписание запрещающее выбрасывать пищу, потому что снимая кожу, можно снять и часть мякоти, и затем, часть мякоти будет сожжено огнем, и значит это высказывание сделано против порчи пищи.
Таково мнение Абаея, на это Раввины возражают, что подобное предписание есть и в Торе. И если (ты протестуешь против) буквального смысла, то и Тора говорит не порти (губи) дерев его. Это очень интересный стих из книги Второзакония 20:19, говорящий о том, что ты не должен губить деревья, и на иврите это дополнено причиной - ки Адам у эц асаде, ибо человек - он дерево полевое, поэтому ты не должен губить полевые деревья, как ты не должен губить людей.
В заключение этой дискуссии я хочу сказать, что уже в этих текстах мы видим враждебность Талмуда. Начало неприязни между писаниями ранней церкви и еврейской общиной, возникшее уже во дни Р. Акивы, когда раввины говорят, что еретик, апикорус - это тот, кто читаем писания верующих, писания сектантов, иудео-христиан. Так трактуют этот текст комментаторы последнего столетия, то же самое считает и христианин Хердфорд.
Мы знаем, что этот раскол между двумя общинами произошел в следствии того, что верующие в Йешуа не приняли участия в восстании Бар-Кохбы. Из-за этого, под влиянием Р. Акивы, в еврейской общине развилось неприязненное отношение к ним за то, что они отвергли провозглашенного Р. Акивой лжемессию - Бар Кохбу.
Далее в Талмуде идет дискуссия о ценности женщин, и о том, что лучше, иметь сыновей или дочерей. Мы пропустим эту секцию, и будем читать продолжение обсуждения того, кто же такой апикорус на странице 101 а. Там сказано:
Наши раввины учат: "Тот кто произносит стих из Песни Песней и смотрит на него как на (светскую)песню, тот кто произносит стих во время застолья без причины, тот несет зло в мир. Ибо Тора, одетая во власяницу, стоит перед Святым, Благословен Он, и стенает перед Ним. "Владыка Вселенной! Дети твои превратили меня в лютню, на которой они наигрывают фривольно". Он ответил: "Дочь моя, когда они едят и пьют, чем им занимать себя?" На это она сказала: "Владыка Вселенной! Если они знают Писания, то пусть они занимают себя Торой, Пророками и Писаниями, если они ученики Мишны - Мишной, галахой и агадой, если они ученики Талмуда; пусть они посвятят (это время) законам Пасхи, Пятидесятницы и праздника Кущей".
Р.Симеон б. Элеазар свидетельствовал на основании слов Р.Симеона б.Ханины: "Тот кто произносит стих своевременно, несет добро в мир, как написано: "и как хорошо слово вовремя". Это стих 23 из главы 15 Притч.
Проанализируем прочитанный нами отрывок. Говорится, что еретик - это тот, кто читает Песню Песней, как светский текст, или тот кто без причины цитирует из нее во время застолья. Иными словами, светское использование Писания во время трапезы или празднества, и смех над Писанием, легкомысленное восприятие Писания считается еретическим. Это интересно, поскольку сами Раввины поколения Р. Акивы и их ученики обсуждали, находясь и Ямнии (ивр. Явне), должна ли Песнь Песней войти в Библию или нет.
Многие считали, что Песнь Песней не должна быть в Библии, поскольку это светская песня о любви. Шла борьба за то, чтобы оставить эту книгу в каноне. Р. Акива был одним из тех, кто отстаивал Песнь Песней. Сказано, что он поднялся на кровлю своего дома и оставался там до тех пор, пока не дал объяснение каждому стиху Песни Песней, и когда он сошел вниз, то сказал, что эта книга является наиболее священной из всех книг Библии.
После этого, согласно еврейским источникам, Р. Акиве удалось оставить Песнь Песней в составе Библии. Он сделал из этой книги аллегорию, сказав, что в Песне Песней говориться не о любви между мужчиной и женщиной, но что мужчина - это Бог, а женщина - Израиль. Р. Акива, подобно всем грекам того времени умел все объяснить аллегорически, ибо это было частью языческой культуры.
Сделав из Песни Песни аллегорию, он смог сохранить ее в составе канона. Конечно все эти дискуссии были чисто теоретическими, ибо Раввины пытались объяснить себе, почему эти книги входят в Библию, и усилиями Р. Акивы, удалось сохранить в каноне Песнь Песней.
И вот, Раввины, жившие после Р. Акивы и написания Мишны, которых мы называем аммораим, обсуждают теперь, смысл его слов: "Светское использование Писаний без сомнения делает тебя еретиком". Они приводят интересную притчу о том, как Тора стоит перед Богом, как живая, как человек. И Тора взывает к Богу, говоря что Его дети используют ее, как музыкальный инструмент, как лютню для развлечения во время празднеств и трапез. И Бог спрашивает, что же должны они делать, чем занимать себя во время еды? Греческая трапеза, застолье, на котором основан наш Пасхальный Седер, строился по принципу, что сначала они заказывали блюда, а затем они устраивали вопросы и ответы, представляющие собой остроумные шутки, мудрые изречения и загадки.
Такая традиция была распространена еще в филистимский период. Мы знаем, что во время застолья, которое сделала Далила для Самсона, он загадал филистимлянам загадку, которую они должны были отгадать Такова была греко-римская традиция, проводить время за трапезами, поэзией и развлечениями. Ибо это было до появления телевидения. И вот, Бог спрашивает, чем же должны заниматься Его дети во время подобных застолий?
На это Тора отвечает, что если они знатоки Писания, то пусть занимают себя Торой, Пророками и Писаниями. (Здесь мы сталкиваемся с разделением ТаНаХа на три части - Тора Невиим веКтувим, Тора, Пророки и Писания). Если же они ученики Мишны - Мишной и т.д. Мы можем сказать наверняка, что эта притча про Тору была написана после завершения Мишны, скорее всего в конце периода амораим.
Далее Талмуд приводит высказывание Р. Симеона б. Ханины о том, что когда ты говоришь слово к месту и с уважением, когда ты приводишь цитату из Писания своевременно, ты делаешь доброе дело, как написано: "и как хорошо слово вовремя". Согласно этой дискуссии Талмуда, еретиком является тот, кто читает Новый Завет, также это тот, кто использует слово Божие не к месту, в неверном контексте и без должного уважения.
Продолжая тему, кто же апикорус, Талмуд говорит: ТАКЖЕ ТОТ, КТО ЗАГОВАРИВАЕТ РАНУ и т.д. Р. Йоханан сказал: Лишь если он делая это плюет, поскольку Божественное Имя нельзя произносить вместе с плевком. Еретик - это тот, кто заговаривает рану, чтобы увидеть исцеление, и в то же самое время плюет. Он плюет, произнося Имя Божие, и использует слюну, для целительства. Сноска, которая дается в издании Сончино весьма интересна.
Там сказано: "Произнося заговор, человек как правило плевал, а заговором часто являлся библейский стих, содержащий Имя Божие. Чародейство такого рода осуществлялось посредством Библейского стиха; подобного рода чародейство применялось Ессеями. По мнению некоторых исследователей плевание являлось необходимой частью заговора, и Л. Блау утверждает, что слово (плевать) принадлежит первоначальному тексту Мишны". Эта дискуссия покажется нам еще более интересной, если мы примем во внимание историю об исцелении слепого, из главы 9 евангелия от Иоанна.
В стихе 2 мы читаем, что ученики Иисуса подошли к Нему, говоря: "Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил не он, ни родители его, но это для того, чтобы не нем явились дела Божии; Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам. что значит "посланный". Он пошел и умылся, и пришел зрячим".
Мы читаем здесь, как, встретив этого слепого и побуждаемый вопросом своих учеников, Иисус плюет на землю, делает брение, кладет его слепому на глаза и посылает его в купальню Силоам - умыться. Вернувшись, этот человек мог видеть.
На первый взгляд, если мы сравним эту историю с высказыванием Р. Йоханана из Мишны, то может показаться, что именно так и поступил Йешуа. Мы читаем, что он плюнул на землю и смешал из грязи брение, однако, насколько нам известно из текста, Он ничего не шептал, не произносил никакого заклинания или стиха над этим человеком.
Продолжение раввинской дискуссии по этому вопросу, делает эту проблему еще более интересной. Сказано, Рав признает:
"Даже (стих), "Если будет на ком язва проказы..." (речь идет о стихе 9 из 13 главы Левит, который не содержит Имени Бога, даже такой стих нельзя использовать как магическую формулу для исцеления)" Р.Ханина сказал:"Даже,"И он воззвал к Моисею" (Иными словами, запрещено взывать даже к имени Моисея с целью целительства). Наши Раввины учат: "Можно смазывать и делать массаж (больному) желудком в Шаббат, и можно заклинать змей и скорпионов (чтобы они становились пассивными и безопасными) в Шаббат, и можно в Шаббат класть предмет на глаз (чтобы предохранить его)".
Р.Симеон б. Гамалиэль сказал: "Это относится лишь к предметам, которые разрешено вручать. (Это ключ,нож,кольцо и другие предметы, которые разрешено вручать другому человеку в Шаббат); но то, что нельзя вручать в Шаббат, запрещено использовать; (Иными словами, предметы которые запрещается вручать другому человеку в Шаббат, например, рабочие инструменты, запрещено даже класть на глаз больному); также в Шаббат нельзя совещаться с демонами". Р. Йосе сказал: "Это запрещено даже в будни". (Иначе говоря, поскольку запрещено совещаться с демонами в будние дни, то очевидно, что это также запрещено и в Шаббат).
Р. Хуна сказал: Галаха говорит не так, как Р. Йосе, и даже он говорит, что только в случае опасности, как это было в случае с Р. Исааком б. Йосефом, когда кедровое дерево поглотило его, но он совершил чудо, кедр раздвоился и отпустил его. И раз произошло чудо, значит это разрешено.
>>>
Этому принципу нас учит притча из евангелия от Луки о фарисеях и бедной вдове, жертвующих на храм. Вдова, положившая две лепты дала больше в глазах Божьих, чем богачи, дающие от избытка и излишка. Когда мы даем, очень важно помнить этот принцип. Поэтому, когда мы говорим "мера за меру", нужно понимать, что зависимость между тем что ты даешь и что ты получишь не является математической.
Но то, какова будет твоя награда зависит от какого количества, при каких обстоятельствах ты даешь, и с каким сердцем. Когда мы говорим о принципе "мера за меру" мы должны учитывать все эти моменты. Принцип, действующий здесь - это не математическая формула, подобная проценту в банке, куда ты кладешь свои сбережения под 9% в год. Это гораздо более связано с твоими взаимоотношениями с Богом вообще, и принцип этот на самом деле гораздо более многогранен, чем то, что мы пытались сказать сегодня.
Отрывок Талмуда, который мы будем читать далее, начинается с цитаты из Мишны. Эта фраза выступает в качестве исходного высказывания (ивр. оптихта). И далее Раввины обсуждают его. На протяжении последних четырех - пяти уроков мы разбирали тексты Мишны, посвященные вопросу о том, кто наследует, и кто потеряет вечную жизнь. Среди тех, кто не получит части в мире грядущем будут и еретики, апикорус на иврите.
И далее Талмуд рассматривает, кто же такой апикорус? Следующий отрывок начинается с ответа на этот вопрос. Р.Акива сказал: Также те, кто читает неканонические книги.(на иврите - внешние книги, апокрифы). А Танна учит: (далее приводится отрывок из другой Барайты, не вошедшей в Талмуд, принадлежащей неизвестному Раввину, жившему не позднее 210 года н.э.). (Это означает) книги саддукеев.
О каких неканонических книгах здесь идет речь? Танна говорит, что имеются ввиду книги саддукеев. Это высказывание является очень странным, поскольку ко времени Р. Акивы саддукеев уже не было, во всяком случае как отдельной группы.
Раши утверждает, что под книгами саддукеев следует понимать книги тех, которые хулят или отрицают живого Бога.
Комментарии Сончино, собранные из различных еврейских источников, говорят следующее: "Возможно здесь имеются ввиду писания иудео-христиан, т.е. Новый Завет. После разрушения храма саддукеев не осталось, и поэтому возможно, что слово "саддукеи" - это цензурная замена слова сектанты или язычники".
В качестве доказательства приводятся несколько ссылок. Одна из них - это ссылка на книгу Херфорда "Талмуд о Христианстве", написанную в начале столетия. На стр. 333 этой книги Херфорд рекомендует читать вместо слова "саддукеи" слово "миним", которое переводится как сектанты и означает верующих в Иисуса.
Итак, мы имеем утверждение Танна о том, что тот кто читает книги сектантов - Новый Завет, не получит части в мире грядущем. Кстати говоря, в Талмуде есть аналогичное высказывание сделанное от имени Р. Акивы, где он говорит, что каждый читающий Евангелионим (Он произносит это слово как Авон Гилайон, что означает грешные страницы, и относит его, конечно же, к Писаниям Иудео-Христиан, т.е к Новому Завету) не получит части в мире грядущем.
Мы продолжаем читать нашу секцию Талмуда. Р. Йосеф сказал:"Также запрещено читать книгу Бен Сиры". (Книгу мудрости Бен Сиры, являющуюся одной из апокрифических книг, и этим открывается дискуссия) Абаей сказал ему:"Почему же? Скажем ли мы, поскольку там написано:"Не очищай кожу (с рыбы), даже с уха ее, дабы не испортить ее, но запеки ее (целиком, рыбу вместе с кожей) на огне, и затем ешь с двумя (плетеными) хлебами?" Абаея беспокоит, что же неправильного в книги Бен Сира, и почему мы не должны ее читать? С этого начинается дальнейшая интересная дискуссия, в которой раскрывается отношение Раввинов к апокрифическим писаниям.
Нам достоверно известно, что в конце прошлой - начале нашей эры апокрифические книги были очень популярны в еврейской среде. Эти книги были написаны не в Израиле, а в Диаспоре, на греческом языке, и являлись своего рода бестселлерами того времени. Поэтому, когда после разрушения храма в еврейской среде поднялась волна против эллинизации еврейской общины, эти книги были запрещены, так как их сочли слишком эллинистическими или либеральными.
В результате этого Р. Акива, обратившийся в иудаизм из язычества, занял наиболее радикальную позицию и сказал, что всякий читающий эти книги не получит части в мире грядущем. Р. Абаей, живший позднее в Вавилоне, говорит на это: "Почему же? Мы, читали эти книги..."
В принципе, человек никогда не задаст такой вопрос, если только он сам не читал эти книги. Он говорит: " Мы читали эти книги, как часть еврейской литературы того периода, почему же это запрещено?" И он делает предположение, что возможно из-за того, что у Бен Сиры написано, не чистить кожу с рыбы, но зажаривать ее целиком. Возможно это было понято Раввинами, как предписание запрещающее выбрасывать пищу, потому что снимая кожу, можно снять и часть мякоти, и затем, часть мякоти будет сожжено огнем, и значит это высказывание сделано против порчи пищи.
Таково мнение Абаея, на это Раввины возражают, что подобное предписание есть и в Торе. И если (ты протестуешь против) буквального смысла, то и Тора говорит не порти (губи) дерев его. Это очень интересный стих из книги Второзакония 20:19, говорящий о том, что ты не должен губить деревья, и на иврите это дополнено причиной - ки Адам у эц асаде, ибо человек - он дерево полевое, поэтому ты не должен губить полевые деревья, как ты не должен губить людей.
В заключение этой дискуссии я хочу сказать, что уже в этих текстах мы видим враждебность Талмуда. Начало неприязни между писаниями ранней церкви и еврейской общиной, возникшее уже во дни Р. Акивы, когда раввины говорят, что еретик, апикорус - это тот, кто читаем писания верующих, писания сектантов, иудео-христиан. Так трактуют этот текст комментаторы последнего столетия, то же самое считает и христианин Хердфорд.
Мы знаем, что этот раскол между двумя общинами произошел в следствии того, что верующие в Йешуа не приняли участия в восстании Бар-Кохбы. Из-за этого, под влиянием Р. Акивы, в еврейской общине развилось неприязненное отношение к ним за то, что они отвергли провозглашенного Р. Акивой лжемессию - Бар Кохбу.
Далее в Талмуде идет дискуссия о ценности женщин, и о том, что лучше, иметь сыновей или дочерей. Мы пропустим эту секцию, и будем читать продолжение обсуждения того, кто же такой апикорус на странице 101 а. Там сказано:
Наши раввины учат: "Тот кто произносит стих из Песни Песней и смотрит на него как на (светскую)песню, тот кто произносит стих во время застолья без причины, тот несет зло в мир. Ибо Тора, одетая во власяницу, стоит перед Святым, Благословен Он, и стенает перед Ним. "Владыка Вселенной! Дети твои превратили меня в лютню, на которой они наигрывают фривольно". Он ответил: "Дочь моя, когда они едят и пьют, чем им занимать себя?" На это она сказала: "Владыка Вселенной! Если они знают Писания, то пусть они занимают себя Торой, Пророками и Писаниями, если они ученики Мишны - Мишной, галахой и агадой, если они ученики Талмуда; пусть они посвятят (это время) законам Пасхи, Пятидесятницы и праздника Кущей".
Р.Симеон б. Элеазар свидетельствовал на основании слов Р.Симеона б.Ханины: "Тот кто произносит стих своевременно, несет добро в мир, как написано: "и как хорошо слово вовремя". Это стих 23 из главы 15 Притч.
Проанализируем прочитанный нами отрывок. Говорится, что еретик - это тот, кто читает Песню Песней, как светский текст, или тот кто без причины цитирует из нее во время застолья. Иными словами, светское использование Писания во время трапезы или празднества, и смех над Писанием, легкомысленное восприятие Писания считается еретическим. Это интересно, поскольку сами Раввины поколения Р. Акивы и их ученики обсуждали, находясь и Ямнии (ивр. Явне), должна ли Песнь Песней войти в Библию или нет.
Многие считали, что Песнь Песней не должна быть в Библии, поскольку это светская песня о любви. Шла борьба за то, чтобы оставить эту книгу в каноне. Р. Акива был одним из тех, кто отстаивал Песнь Песней. Сказано, что он поднялся на кровлю своего дома и оставался там до тех пор, пока не дал объяснение каждому стиху Песни Песней, и когда он сошел вниз, то сказал, что эта книга является наиболее священной из всех книг Библии.
После этого, согласно еврейским источникам, Р. Акиве удалось оставить Песнь Песней в составе Библии. Он сделал из этой книги аллегорию, сказав, что в Песне Песней говориться не о любви между мужчиной и женщиной, но что мужчина - это Бог, а женщина - Израиль. Р. Акива, подобно всем грекам того времени умел все объяснить аллегорически, ибо это было частью языческой культуры.
Сделав из Песни Песни аллегорию, он смог сохранить ее в составе канона. Конечно все эти дискуссии были чисто теоретическими, ибо Раввины пытались объяснить себе, почему эти книги входят в Библию, и усилиями Р. Акивы, удалось сохранить в каноне Песнь Песней.
И вот, Раввины, жившие после Р. Акивы и написания Мишны, которых мы называем аммораим, обсуждают теперь, смысл его слов: "Светское использование Писаний без сомнения делает тебя еретиком". Они приводят интересную притчу о том, как Тора стоит перед Богом, как живая, как человек. И Тора взывает к Богу, говоря что Его дети используют ее, как музыкальный инструмент, как лютню для развлечения во время празднеств и трапез. И Бог спрашивает, что же должны они делать, чем занимать себя во время еды? Греческая трапеза, застолье, на котором основан наш Пасхальный Седер, строился по принципу, что сначала они заказывали блюда, а затем они устраивали вопросы и ответы, представляющие собой остроумные шутки, мудрые изречения и загадки.
Такая традиция была распространена еще в филистимский период. Мы знаем, что во время застолья, которое сделала Далила для Самсона, он загадал филистимлянам загадку, которую они должны были отгадать Такова была греко-римская традиция, проводить время за трапезами, поэзией и развлечениями. Ибо это было до появления телевидения. И вот, Бог спрашивает, чем же должны заниматься Его дети во время подобных застолий?
На это Тора отвечает, что если они знатоки Писания, то пусть занимают себя Торой, Пророками и Писаниями. (Здесь мы сталкиваемся с разделением ТаНаХа на три части - Тора Невиим веКтувим, Тора, Пророки и Писания). Если же они ученики Мишны - Мишной и т.д. Мы можем сказать наверняка, что эта притча про Тору была написана после завершения Мишны, скорее всего в конце периода амораим.
Далее Талмуд приводит высказывание Р. Симеона б. Ханины о том, что когда ты говоришь слово к месту и с уважением, когда ты приводишь цитату из Писания своевременно, ты делаешь доброе дело, как написано: "и как хорошо слово вовремя". Согласно этой дискуссии Талмуда, еретиком является тот, кто читает Новый Завет, также это тот, кто использует слово Божие не к месту, в неверном контексте и без должного уважения.
Продолжая тему, кто же апикорус, Талмуд говорит: ТАКЖЕ ТОТ, КТО ЗАГОВАРИВАЕТ РАНУ и т.д. Р. Йоханан сказал: Лишь если он делая это плюет, поскольку Божественное Имя нельзя произносить вместе с плевком. Еретик - это тот, кто заговаривает рану, чтобы увидеть исцеление, и в то же самое время плюет. Он плюет, произнося Имя Божие, и использует слюну, для целительства. Сноска, которая дается в издании Сончино весьма интересна.
Там сказано: "Произнося заговор, человек как правило плевал, а заговором часто являлся библейский стих, содержащий Имя Божие. Чародейство такого рода осуществлялось посредством Библейского стиха; подобного рода чародейство применялось Ессеями. По мнению некоторых исследователей плевание являлось необходимой частью заговора, и Л. Блау утверждает, что слово (плевать) принадлежит первоначальному тексту Мишны". Эта дискуссия покажется нам еще более интересной, если мы примем во внимание историю об исцелении слепого, из главы 9 евангелия от Иоанна.
В стихе 2 мы читаем, что ученики Иисуса подошли к Нему, говоря: "Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил не он, ни родители его, но это для того, чтобы не нем явились дела Божии; Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам. что значит "посланный". Он пошел и умылся, и пришел зрячим".
Мы читаем здесь, как, встретив этого слепого и побуждаемый вопросом своих учеников, Иисус плюет на землю, делает брение, кладет его слепому на глаза и посылает его в купальню Силоам - умыться. Вернувшись, этот человек мог видеть.
На первый взгляд, если мы сравним эту историю с высказыванием Р. Йоханана из Мишны, то может показаться, что именно так и поступил Йешуа. Мы читаем, что он плюнул на землю и смешал из грязи брение, однако, насколько нам известно из текста, Он ничего не шептал, не произносил никакого заклинания или стиха над этим человеком.
Продолжение раввинской дискуссии по этому вопросу, делает эту проблему еще более интересной. Сказано, Рав признает:
"Даже (стих), "Если будет на ком язва проказы..." (речь идет о стихе 9 из 13 главы Левит, который не содержит Имени Бога, даже такой стих нельзя использовать как магическую формулу для исцеления)" Р.Ханина сказал:"Даже,"И он воззвал к Моисею" (Иными словами, запрещено взывать даже к имени Моисея с целью целительства). Наши Раввины учат: "Можно смазывать и делать массаж (больному) желудком в Шаббат, и можно заклинать змей и скорпионов (чтобы они становились пассивными и безопасными) в Шаббат, и можно в Шаббат класть предмет на глаз (чтобы предохранить его)".
Р.Симеон б. Гамалиэль сказал: "Это относится лишь к предметам, которые разрешено вручать. (Это ключ,нож,кольцо и другие предметы, которые разрешено вручать другому человеку в Шаббат); но то, что нельзя вручать в Шаббат, запрещено использовать; (Иными словами, предметы которые запрещается вручать другому человеку в Шаббат, например, рабочие инструменты, запрещено даже класть на глаз больному); также в Шаббат нельзя совещаться с демонами". Р. Йосе сказал: "Это запрещено даже в будни". (Иначе говоря, поскольку запрещено совещаться с демонами в будние дни, то очевидно, что это также запрещено и в Шаббат).
Р. Хуна сказал: Галаха говорит не так, как Р. Йосе, и даже он говорит, что только в случае опасности, как это было в случае с Р. Исааком б. Йосефом, когда кедровое дерево поглотило его, но он совершил чудо, кедр раздвоился и отпустил его. И раз произошло чудо, значит это разрешено.
>>>
Комментарий