Человек пал. Падение нанесло огромный ущерб воле человека. Можно сказать, что в тот день во вселенной существовало две сильные противостоящие друг другу воли. С одной стороны, была святая, благая воля Бога, с другой грязная, бунтующая воля сатаны. Между этими двумя волями стояла автономная, независимая, свободная воля человека. Когда человек поступил по слову дьявола и ослушался Бога, он как бы сказал вечное «нет» Божьей воле и вечное «да» воле дьявола. После падения воля человека стала рабом дьявола, потому что человек своей волей выбрал волю дьявола. Вся его деятельность стала подчинённой воле дьявола. Пока человек не преодолеет последствий этого порабощения, его воля связана дьяволом.
После падения человек стал плотью по своему положению и состоянию. Плоть растлена до предела. Следовательно, воля человека, подобно другим его органам, управляется плотью. В таком ужасном состоянии ничто, исходящее от человеческой воли, не может удовлетворить Бога. Даже если человек хочет искать Бога, вся его деятельность остаётся в сфере плоти и не имеет духовной ценности. В таком состоянии человек может служить Богу, руководствуясь собственными представлениями, но всё это есть не что иное, как «самовольное служение» (Кол.2:23), которое неприемлемо для Бога.
Если человек не примет новую жизнь от Бога и не будет служить Богу в этой новой жизни, сколько бы он не служил, все его дела будут делами плоти. Даже его намерение работать для Бога и страдать за Бога будет тщетным. Воля неспасённого человека может стремиться к чему-то высокому, к добру и к Богу, однако всё это бесполезно, так как для Бога имеет значение не то, как падшая воля хочет работать для него, а то, как Он хочет, чтобы человек работал для Него. Человек может начать и приготовить много добрых дел, он может думать, что служит Богу, однако, если дела человека не начинаются и не осуществляются Богом, то человек поклоняется лишь своей собственной воле!
То же самое можно сказать и о спасении. Если человек пребывает в плоти, то даже если он хочет спастись и иметь вечную жизнь, такая воля не удовлетворит Бога. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти [не от воли плоти], ни от хотения мужа [не от воли человека], но от Бога родились (Иоан.1:12-13). Даже желая спастись, человек не может спасти себя. Мысль о спасении должна прийти от Бога. Нам кажется, что нет ничего лучше, чем человек, который старается спастись, найти путь жизни и быть хорошим учеником Христа. Однако Бог говорит нам о том, что в вопросе возрождения, как и во всём, что связано с Богом, воля человека бесполезна.
Многие из нас не понимают, почему в Иоан.1:12-13 Бог говорит, что воля человека бесполезна, а в Отк.22:17 Он говорит: «Жаждущий пусть приходит, и желающий [тот, кто хочет] пусть берет воду жизни даром». Во втором случае создаётся впечатление, что воля человека несёт всю ответственность за его спасение. Более того, в Иоан.5:40 Господь Иисус объяснил, почему иудеи не были спасены. Потому что «вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Здесь мы снова видим, что ответственность человека лежит на его воле. Можно ли утверждать, что в этом вопросе Библия противоречит сама себе? В чём смысл таких разных утверждений? Если мы поймём смысл этих стихов, мы увидим то, что Бог требует от нас в христианской жизни.
Бог не желает «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9), потому что Он желает «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Следовательно, Бог не принимает решения о том, кто будет спасён, а кто погибнет. С этим вопросом я думаю для нас всё ясно. Теперь встаёт вопрос о том, каково отношение грешников к Божьей воле. Человек, по природе своей религиозный и не обмирщённый, старающийся быть христианином, опираясь на свои традиции, окружение или вероисповедание своей семьи, так же далёк от Божьей жизни, как и любой грешник. Если у человека возникает желание стать христианином, он делает соответствующий вывод и принимает соответствующее решение вследствие сильного эмоционального возбуждения или поразительного вдохновения. Но его стремление всё равно будет бесплодным. Основной вопрос состоит в том, каково отношение человека к Божьей воле. Бог любит человека, но желает ли человек, чтобы его любили? Христос хочет, чтобы человек пришёл к Нему, но желает ли человек прийти? Святой Дух хочет дать человеку Божью жизнь, но желает ли человек принять эту жизнь и жить? Воля человека полезна только в Божьей воле. Однако остаётся вопрос: каково отношение человека к Божьей воле?
Ясна ли нам теперь разница? Если человек является начинателем стремления к спасению, он всё равно погибнет. Многие религиозные люди в мире принадлежат к этой категории. Если, услышав благовестие, человек хочет принять то, что Бог желает ему дать, он будет спасён. В первом случае человек считает источником и началом себя, во втором случае он занимает положение принимающего. В первом случае начинает человек, во втором случае начинает Бог, а человек принимает Его волю. Поэтому здесь нет противоречия. Скорее, мы видим в этом очень важный для нас урок. В Иоан.1:12-13 говорится о том, что хочет человек. А в Иоан.5 и в Отк.22 говорится о том, что человек принимает волю Бога. Поэтому мы видим такие выражения, как «не хотите» (Иоан.5:40) и «тот, кто хочет» (Отк.22:17). Вопрос здесь не в цели, а в том, кто поставил эту цель.
Бог говорит нам, что даже такое великое и чудесное понятие как «спасение» будет неугодно ему и даже отвергнуто Им, если оно исходит из нашего «я». Если мы желаем возрастать в духовной жизни, мы должны понимать принципы, согласно которым Бог работает с нами во время нашего спасения, потому что эти начальные принципы указывают на другие принципы, которых мы должны придерживаться в духовной жизни в будущем. Один из важнейших принципов заключается в том, что намерение нашей плоти не имеет никакой ценности перед Богом. Всё, что исходит от нас самих, то есть от ветхого творения, неприемлемо для Бога. Даже если мы стремимся к чему-то столь чудесному и важному, как спасение, Бог отвергнет это. Мы должны всегда помнить, что Бога не интересует разница между плохим и хорошим, крупным и мелким; Он смотрит лишь на то, что является источником этих дел и Он ли начинает и осуществляет их. Мы были спасены не потому, что мы хотели спастись, а потому, что этого хотел Бог. Поэтому мы всегда должны помнить о том, что все наши дела, даже самые чудесные, будут совершенно бесполезны, если эта работа осуществляется не Богом через нас. Если мы не усвоим принципы нашего жития с самого первого шага - нашего спасения, впоследствии мы обречены на бесконечные неудачи.
Что касается состояния человека, то мы видим, что, когда он был грешником, его воля бунтовала против Бога. Поэтому Богу необходимо не только дать человеку жизнь, но и вернуть человека Себе. Как воля человека является сущностью человека, так и воля Бога есть Сам Бог, истинная жизнь Бога. Следовательно, сказать, что Бог хочет вернуть человека Себе, - значит сказать, что Бог хочет вернуть человека к Своей воле. Вот к чему мы должны стремиться всю свою жизнь. Даже во время первого шага спасения Бог работает в этом направлении. Поэтому, когда Бог при помощи Святого Духа обличает человека в грехе, Он вынуждает его осознать, что ему нечего сказать в ответ. Даже если Бог осудит и пошлёт его в геенну, ему всё равно будет нечего сказать в своё оправдание. Когда Бог посредством благовестия раскрывает человеку Свою волю о кресте Господа Иисуса, Он побуждает человека с готовностью, от всего сердца сказать: «Я желаю принять Божье спасение». Первый шаг спасения человека это спасение его воли. Когда грешник верует и принимает, он становится человеком, который «хочет взять воду жизни», результатом чего является спасение. Когда грешник возражает и сопротивляется, он является человеком, который «не хочет прийти, чтобы иметь вечную жизнь», результатом чего становится гибель. Война между спасением и гибелью ведётся в воле человека. В самом начале человек пал из-за того бунта его воли против воли Бога. Следовательно, спасение человека есть не что иное, как подчинение воли человека воле Божьей.
Хотя после спасения воля человека не пребывает в полном единстве с Богом, она тем не менее, становится несколько возвышенной после того, как человек отвергает сатану и мир и принимает Господа Иисуса. Более того, воля человека обновляется благодаря тому, что он верит слову Господа и принимает Божьего Духа. При возрождении человек получает новый дух, новое сердце и новую жизнь. Следовательно, у воли теперь появляется новый хозяин, который управляет и распоряжается ей. Если воля подчиняется, она становится частью этой новой жизни, а если сопротивляется, она становится сильным врагом этой новой жизни.
Обновлённая воля играет более важную роль, чем любая другая часть человека (души). У человека могут быть неправильные мысли и неправильные чувства, но его воля всегда должна быть правильной. Если не право что-то помимо воли, это не так страшно, как если не права воля, потому что воля это собственное «я» человека и та его часть, которая побуждает его к поступкам. Если воля становится неправильной, на пути Божьего замысла возникает препятствие.
После падения человек стал плотью по своему положению и состоянию. Плоть растлена до предела. Следовательно, воля человека, подобно другим его органам, управляется плотью. В таком ужасном состоянии ничто, исходящее от человеческой воли, не может удовлетворить Бога. Даже если человек хочет искать Бога, вся его деятельность остаётся в сфере плоти и не имеет духовной ценности. В таком состоянии человек может служить Богу, руководствуясь собственными представлениями, но всё это есть не что иное, как «самовольное служение» (Кол.2:23), которое неприемлемо для Бога.
Если человек не примет новую жизнь от Бога и не будет служить Богу в этой новой жизни, сколько бы он не служил, все его дела будут делами плоти. Даже его намерение работать для Бога и страдать за Бога будет тщетным. Воля неспасённого человека может стремиться к чему-то высокому, к добру и к Богу, однако всё это бесполезно, так как для Бога имеет значение не то, как падшая воля хочет работать для него, а то, как Он хочет, чтобы человек работал для Него. Человек может начать и приготовить много добрых дел, он может думать, что служит Богу, однако, если дела человека не начинаются и не осуществляются Богом, то человек поклоняется лишь своей собственной воле!
То же самое можно сказать и о спасении. Если человек пребывает в плоти, то даже если он хочет спастись и иметь вечную жизнь, такая воля не удовлетворит Бога. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти [не от воли плоти], ни от хотения мужа [не от воли человека], но от Бога родились (Иоан.1:12-13). Даже желая спастись, человек не может спасти себя. Мысль о спасении должна прийти от Бога. Нам кажется, что нет ничего лучше, чем человек, который старается спастись, найти путь жизни и быть хорошим учеником Христа. Однако Бог говорит нам о том, что в вопросе возрождения, как и во всём, что связано с Богом, воля человека бесполезна.
Многие из нас не понимают, почему в Иоан.1:12-13 Бог говорит, что воля человека бесполезна, а в Отк.22:17 Он говорит: «Жаждущий пусть приходит, и желающий [тот, кто хочет] пусть берет воду жизни даром». Во втором случае создаётся впечатление, что воля человека несёт всю ответственность за его спасение. Более того, в Иоан.5:40 Господь Иисус объяснил, почему иудеи не были спасены. Потому что «вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Здесь мы снова видим, что ответственность человека лежит на его воле. Можно ли утверждать, что в этом вопросе Библия противоречит сама себе? В чём смысл таких разных утверждений? Если мы поймём смысл этих стихов, мы увидим то, что Бог требует от нас в христианской жизни.
Бог не желает «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9), потому что Он желает «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Следовательно, Бог не принимает решения о том, кто будет спасён, а кто погибнет. С этим вопросом я думаю для нас всё ясно. Теперь встаёт вопрос о том, каково отношение грешников к Божьей воле. Человек, по природе своей религиозный и не обмирщённый, старающийся быть христианином, опираясь на свои традиции, окружение или вероисповедание своей семьи, так же далёк от Божьей жизни, как и любой грешник. Если у человека возникает желание стать христианином, он делает соответствующий вывод и принимает соответствующее решение вследствие сильного эмоционального возбуждения или поразительного вдохновения. Но его стремление всё равно будет бесплодным. Основной вопрос состоит в том, каково отношение человека к Божьей воле. Бог любит человека, но желает ли человек, чтобы его любили? Христос хочет, чтобы человек пришёл к Нему, но желает ли человек прийти? Святой Дух хочет дать человеку Божью жизнь, но желает ли человек принять эту жизнь и жить? Воля человека полезна только в Божьей воле. Однако остаётся вопрос: каково отношение человека к Божьей воле?
Ясна ли нам теперь разница? Если человек является начинателем стремления к спасению, он всё равно погибнет. Многие религиозные люди в мире принадлежат к этой категории. Если, услышав благовестие, человек хочет принять то, что Бог желает ему дать, он будет спасён. В первом случае человек считает источником и началом себя, во втором случае он занимает положение принимающего. В первом случае начинает человек, во втором случае начинает Бог, а человек принимает Его волю. Поэтому здесь нет противоречия. Скорее, мы видим в этом очень важный для нас урок. В Иоан.1:12-13 говорится о том, что хочет человек. А в Иоан.5 и в Отк.22 говорится о том, что человек принимает волю Бога. Поэтому мы видим такие выражения, как «не хотите» (Иоан.5:40) и «тот, кто хочет» (Отк.22:17). Вопрос здесь не в цели, а в том, кто поставил эту цель.
Бог говорит нам, что даже такое великое и чудесное понятие как «спасение» будет неугодно ему и даже отвергнуто Им, если оно исходит из нашего «я». Если мы желаем возрастать в духовной жизни, мы должны понимать принципы, согласно которым Бог работает с нами во время нашего спасения, потому что эти начальные принципы указывают на другие принципы, которых мы должны придерживаться в духовной жизни в будущем. Один из важнейших принципов заключается в том, что намерение нашей плоти не имеет никакой ценности перед Богом. Всё, что исходит от нас самих, то есть от ветхого творения, неприемлемо для Бога. Даже если мы стремимся к чему-то столь чудесному и важному, как спасение, Бог отвергнет это. Мы должны всегда помнить, что Бога не интересует разница между плохим и хорошим, крупным и мелким; Он смотрит лишь на то, что является источником этих дел и Он ли начинает и осуществляет их. Мы были спасены не потому, что мы хотели спастись, а потому, что этого хотел Бог. Поэтому мы всегда должны помнить о том, что все наши дела, даже самые чудесные, будут совершенно бесполезны, если эта работа осуществляется не Богом через нас. Если мы не усвоим принципы нашего жития с самого первого шага - нашего спасения, впоследствии мы обречены на бесконечные неудачи.
Что касается состояния человека, то мы видим, что, когда он был грешником, его воля бунтовала против Бога. Поэтому Богу необходимо не только дать человеку жизнь, но и вернуть человека Себе. Как воля человека является сущностью человека, так и воля Бога есть Сам Бог, истинная жизнь Бога. Следовательно, сказать, что Бог хочет вернуть человека Себе, - значит сказать, что Бог хочет вернуть человека к Своей воле. Вот к чему мы должны стремиться всю свою жизнь. Даже во время первого шага спасения Бог работает в этом направлении. Поэтому, когда Бог при помощи Святого Духа обличает человека в грехе, Он вынуждает его осознать, что ему нечего сказать в ответ. Даже если Бог осудит и пошлёт его в геенну, ему всё равно будет нечего сказать в своё оправдание. Когда Бог посредством благовестия раскрывает человеку Свою волю о кресте Господа Иисуса, Он побуждает человека с готовностью, от всего сердца сказать: «Я желаю принять Божье спасение». Первый шаг спасения человека это спасение его воли. Когда грешник верует и принимает, он становится человеком, который «хочет взять воду жизни», результатом чего является спасение. Когда грешник возражает и сопротивляется, он является человеком, который «не хочет прийти, чтобы иметь вечную жизнь», результатом чего становится гибель. Война между спасением и гибелью ведётся в воле человека. В самом начале человек пал из-за того бунта его воли против воли Бога. Следовательно, спасение человека есть не что иное, как подчинение воли человека воле Божьей.
Хотя после спасения воля человека не пребывает в полном единстве с Богом, она тем не менее, становится несколько возвышенной после того, как человек отвергает сатану и мир и принимает Господа Иисуса. Более того, воля человека обновляется благодаря тому, что он верит слову Господа и принимает Божьего Духа. При возрождении человек получает новый дух, новое сердце и новую жизнь. Следовательно, у воли теперь появляется новый хозяин, который управляет и распоряжается ей. Если воля подчиняется, она становится частью этой новой жизни, а если сопротивляется, она становится сильным врагом этой новой жизни.
Обновлённая воля играет более важную роль, чем любая другая часть человека (души). У человека могут быть неправильные мысли и неправильные чувства, но его воля всегда должна быть правильной. Если не право что-то помимо воли, это не так страшно, как если не права воля, потому что воля это собственное «я» человека и та его часть, которая побуждает его к поступкам. Если воля становится неправильной, на пути Божьего замысла возникает препятствие.
Комментарий