Автор: Наклеушев Евгений свободный философ, точнее унолог
"Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого." Мало в мире известных сентенций, столь превратно понятых публикой.
Культурологи говорят, что Западная цивилизация стоит на трёх китах: греческой мудрости, римском законе и еврейской [по происхождению] религии. Поворотной фигурой в истории греческой мысли явился Сократ. Вся она делится его именем на досократиков и сократиков. И этот человек "ничего не знал"?! И твёрдо предпочёл умереть за своё "невежество" (хотя не заинтересованные в скандале власти Афин всячески оттягивали его казнь и предлагали бежать)?!
В "Апологии Сократа", как передал нам её Платон: "А я говорю, афиняне, не ума не хватает мне, чтобы прожить в согласии с вами, - а дерзости и бесстыдства!" Похоже это на слова неуверенного в себе скромника от мысли?!
Сократ и известнейший из его учеников Платон - вершина и излом греческой мысли. "Вся европейская мысль - ряд ступеней, восходящих к Платону", - сказано не однажды. А ещё это время острейшего социального кризиса, когда демократия всё еще блистательных послеперикловых Афин, обуздав аристократическую партию*, лишается внутренней энергии, превращаясь в игрушку своекорыстных и беспринципных "демагогов" (буквально - "вождей народа"), становясь тем на путь самоубийства.
Сократ предлагает тогда радикальный выход из кризиса: не родовая подзакосневшая аристократия и не механическое, во многом ещё более косное, плебейское большинство народного собрания, но новая ненаследственная аристократия мудрости и нравственных достоинств должна стать у власти**. Но для этого требуется интеллектуальное и нравственное просвещение - в небывалой системе представлений! - целых Афин, и это вовсе не устраивает косного во все времена массового обывателя. Между тем обыватель испуган влиянием Сократа на молодёжь. Переспорить его никому не под силу: Сократ одолевает, как детей, и лучших профессиональных учителей демагогии - софистов. Его остаётся только оклеветать и казнить - или подтолкнуть к бегству от казни. Будучи всецело уверен в правоте своего дела, Сократ предпочитает умереть.
А что же имел он ввиду, говоря, что "ничего не знает"? То была его знаменитая ирония: Сократ "не знал", то есть не находил никакого смысла, в выживших из ума представлениях афинских обывателей - и не желал этого скрывать, видя в таком сокрытии "дерзость и бесстыдство" перед лицом истины.
В настоящее время общемировой кризис "восстания масс" (против культуры - Ортега-и-Гассет) и сопутствующей ему "воли к бездарности" (Бердяев) может преодолеть по моему скромному убеждению только новая редакция программы Сократа.
* Вовсе избавиться от аристократии афиняне не могли: наследственные "стратеги" вели их в бой и на суше, и на море.
** Сократ ничего не знал о Китае, где в 6-5 вв.д.н.э. ту же в принципе программу предложил "Совершенный Учитель" Конфуций и развил в 4 в.д.н.э. "Второй Конфуций" Мэн-цзы. Со временем конфуцианство, правда, "отредактированное" в его "императорской" версии, победило в Китае и сопредельных ему странах, обеспечив - и в этой редакции! - "культурное чудо" китайской классики. Нарочно приведу мнение видных американских экономистов Г. Кана и А. Уинера, добросовестно констатирующих в книге "Год 2000-й", что с 3 в.д.н.э. и - с некоторыми перерывами варварских завоеваний - по начало 19 в. (то есть пребывая уже в упадке и под властью чужеземцев манчжур!) "Китай оставался по сумме решающих показателей самой свободной, самой просвещённой, самой гуманной и самой экономически процветавшей страной мира"!
Что стояло за самым знаменитым изречением Сократа
"Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого." Мало в мире известных сентенций, столь превратно понятых публикой.
Культурологи говорят, что Западная цивилизация стоит на трёх китах: греческой мудрости, римском законе и еврейской [по происхождению] религии. Поворотной фигурой в истории греческой мысли явился Сократ. Вся она делится его именем на досократиков и сократиков. И этот человек "ничего не знал"?! И твёрдо предпочёл умереть за своё "невежество" (хотя не заинтересованные в скандале власти Афин всячески оттягивали его казнь и предлагали бежать)?!
В "Апологии Сократа", как передал нам её Платон: "А я говорю, афиняне, не ума не хватает мне, чтобы прожить в согласии с вами, - а дерзости и бесстыдства!" Похоже это на слова неуверенного в себе скромника от мысли?!
Сократ и известнейший из его учеников Платон - вершина и излом греческой мысли. "Вся европейская мысль - ряд ступеней, восходящих к Платону", - сказано не однажды. А ещё это время острейшего социального кризиса, когда демократия всё еще блистательных послеперикловых Афин, обуздав аристократическую партию*, лишается внутренней энергии, превращаясь в игрушку своекорыстных и беспринципных "демагогов" (буквально - "вождей народа"), становясь тем на путь самоубийства.
Сократ предлагает тогда радикальный выход из кризиса: не родовая подзакосневшая аристократия и не механическое, во многом ещё более косное, плебейское большинство народного собрания, но новая ненаследственная аристократия мудрости и нравственных достоинств должна стать у власти**. Но для этого требуется интеллектуальное и нравственное просвещение - в небывалой системе представлений! - целых Афин, и это вовсе не устраивает косного во все времена массового обывателя. Между тем обыватель испуган влиянием Сократа на молодёжь. Переспорить его никому не под силу: Сократ одолевает, как детей, и лучших профессиональных учителей демагогии - софистов. Его остаётся только оклеветать и казнить - или подтолкнуть к бегству от казни. Будучи всецело уверен в правоте своего дела, Сократ предпочитает умереть.
А что же имел он ввиду, говоря, что "ничего не знает"? То была его знаменитая ирония: Сократ "не знал", то есть не находил никакого смысла, в выживших из ума представлениях афинских обывателей - и не желал этого скрывать, видя в таком сокрытии "дерзость и бесстыдство" перед лицом истины.
В настоящее время общемировой кризис "восстания масс" (против культуры - Ортега-и-Гассет) и сопутствующей ему "воли к бездарности" (Бердяев) может преодолеть по моему скромному убеждению только новая редакция программы Сократа.
* Вовсе избавиться от аристократии афиняне не могли: наследственные "стратеги" вели их в бой и на суше, и на море.
** Сократ ничего не знал о Китае, где в 6-5 вв.д.н.э. ту же в принципе программу предложил "Совершенный Учитель" Конфуций и развил в 4 в.д.н.э. "Второй Конфуций" Мэн-цзы. Со временем конфуцианство, правда, "отредактированное" в его "императорской" версии, победило в Китае и сопредельных ему странах, обеспечив - и в этой редакции! - "культурное чудо" китайской классики. Нарочно приведу мнение видных американских экономистов Г. Кана и А. Уинера, добросовестно констатирующих в книге "Год 2000-й", что с 3 в.д.н.э. и - с некоторыми перерывами варварских завоеваний - по начало 19 в. (то есть пребывая уже в упадке и под властью чужеземцев манчжур!) "Китай оставался по сумме решающих показателей самой свободной, самой просвещённой, самой гуманной и самой экономически процветавшей страной мира"!
Что стояло за самым знаменитым изречением Сократа
Комментарий