11. Комментарии к Книге пророка Исаии. День Господа (34:1-9, 13:1-13)
"Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как
разрушительная сила от Всемогущего" (Ис. 13:6)
1. Вступление
Пророк Исаия, в еврейской транскрипции, "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее, "Спасает Яхве") родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений иудейских царей: Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715) и Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
Исаия происходил из знатной семьи, имел свободный доступ к царям и первосвященникам, по преданию, был связан с царём Озией кровными узами [Л.2, 5, 9]. Возможно, он являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40 лет, вероятно, около 55 лет [Л.2, 6, 8]. Его современниками являлись пророки Осия и Михей [Л.3, 4, 9].
Год смерти Исаии не известен, по-видимому, после 686 г., года смерти царя Езекии, и не ранее 681 г., когда был убит ассирийский царь Сеннахирим, обстоятельства смерти которого он описал [Л.4]. Согласно предания, на мучительную смерть престарелого Исаию обрёк иудейский царь Манассия (единолично правил с 686 по 642 год), по приказу которого перепилили полое дерево с укрывшимся в нём пророком [Л.1, 4, 7-9].
Время написания книги. Богословы консервативной школы, считающие Исаию единственным автором книги, предполагают, что она писалась с 739 г. по 681 год, т.е., по меньшей мере, 58 лет [Л.9] или более 50 лет [Л.1, 4].
В последние два столетия, либеральные богословы приписывают Исаие только главы 1-39, утверждая,- главы 40-55 написаны другим пророком (т.н. Второисаией), жившим во времена вавилонского плена евреев, т.е. в VI веке. Главы же 56-66, якобы, сочинил ещё более поздний автор (т.н. Тритоисаия), живший во II - IV веке до Р.Х. (подробнее об этом, смотрите в [Л.2, 3, 5, 6, 8]).
Композиция. Речи пророка составлены "не по хронологическому, а скорее, по тематическому принципу ..." [Л.9, стр.8]. Поэтому, для лучшего восприятия, все настоящие статьи с комментрариями изложены в хронологической последовательности событий.
В таком случае, композиция первой темы (ст.34:1-9; 13:1-13), очень похожая на композицию книг пророков Иоиля и Софонии, будет выглядеть следующим образом.
1. Введение (34:1), призывающее весь мир обратить внимание на пророческую речь.
2. Изложение главной темы - день Господа:
а) предупреждение об истребелнии народов с лица земли (34::2, 3);
б) орудия наказания (34:4-6, 13:2-6);
в) Яхве сокрушит всю землю (13:5).;
г) последствия наказания (34:7-9, 13:7-13).
Главная тема ст. 34:1-9; 13:1-13. День Господа - эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в историю человечества для суда, опустошения земли, истребления грешников.
Цель написания. Предупредить народы на земле о неотвратимости суда Божьего над ними, о разрушении мира, гибели людей.
Содержание. Исаия призывает все народы внимать (34:1) его грозному пророчеству об их физическом истреблении с лица земли (34:2, 3) за грех, зло и нечестие (13:9, 11). Орудием наказания послужит боевое войско Яхве (13:3-5) - небесное воинство и меч Его (34:4-6).
Сокрушение всей земли (13:5) произойдёт в эсхатологический день Господа (13:6, 9). Тогда потрясутся небо и земля (13:13), реки и суша станут горящей смолой (34:9), померкнут все светила на небе (13:10), погибнут животные (34:7).
У людей опустятся руки, растает сердце (13:7), покраснеют лица, их схватят судороги (13:8). Убитые будут разбросаны по поверхности земли, от их крови размокнут горы (34:3), а живые станут встречаться реже чистого золота (13:12).
Проблемы толкования. Следует ли воспринимать пророчество буквально или это всего лишь поэтические образы. К каким историческим периодам относятся ст.34:1-9 и 13:1-13.
"Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как
разрушительная сила от Всемогущего" (Ис. 13:6)
1. Вступление
Пророк Исаия, в еврейской транскрипции, "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее, "Спасает Яхве") родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений иудейских царей: Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715) и Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
Исаия происходил из знатной семьи, имел свободный доступ к царям и первосвященникам, по преданию, был связан с царём Озией кровными узами [Л.2, 5, 9]. Возможно, он являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40 лет, вероятно, около 55 лет [Л.2, 6, 8]. Его современниками являлись пророки Осия и Михей [Л.3, 4, 9].
Год смерти Исаии не известен, по-видимому, после 686 г., года смерти царя Езекии, и не ранее 681 г., когда был убит ассирийский царь Сеннахирим, обстоятельства смерти которого он описал [Л.4]. Согласно предания, на мучительную смерть престарелого Исаию обрёк иудейский царь Манассия (единолично правил с 686 по 642 год), по приказу которого перепилили полое дерево с укрывшимся в нём пророком [Л.1, 4, 7-9].
Время написания книги. Богословы консервативной школы, считающие Исаию единственным автором книги, предполагают, что она писалась с 739 г. по 681 год, т.е., по меньшей мере, 58 лет [Л.9] или более 50 лет [Л.1, 4].
В последние два столетия, либеральные богословы приписывают Исаие только главы 1-39, утверждая,- главы 40-55 написаны другим пророком (т.н. Второисаией), жившим во времена вавилонского плена евреев, т.е. в VI веке. Главы же 56-66, якобы, сочинил ещё более поздний автор (т.н. Тритоисаия), живший во II - IV веке до Р.Х. (подробнее об этом, смотрите в [Л.2, 3, 5, 6, 8]).
Композиция. Речи пророка составлены "не по хронологическому, а скорее, по тематическому принципу ..." [Л.9, стр.8]. Поэтому, для лучшего восприятия, все настоящие статьи с комментрариями изложены в хронологической последовательности событий.
В таком случае, композиция первой темы (ст.34:1-9; 13:1-13), очень похожая на композицию книг пророков Иоиля и Софонии, будет выглядеть следующим образом.
1. Введение (34:1), призывающее весь мир обратить внимание на пророческую речь.
2. Изложение главной темы - день Господа:
а) предупреждение об истребелнии народов с лица земли (34::2, 3);
б) орудия наказания (34:4-6, 13:2-6);
в) Яхве сокрушит всю землю (13:5).;
г) последствия наказания (34:7-9, 13:7-13).
Главная тема ст. 34:1-9; 13:1-13. День Господа - эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в историю человечества для суда, опустошения земли, истребления грешников.
Цель написания. Предупредить народы на земле о неотвратимости суда Божьего над ними, о разрушении мира, гибели людей.
Содержание. Исаия призывает все народы внимать (34:1) его грозному пророчеству об их физическом истреблении с лица земли (34:2, 3) за грех, зло и нечестие (13:9, 11). Орудием наказания послужит боевое войско Яхве (13:3-5) - небесное воинство и меч Его (34:4-6).
Сокрушение всей земли (13:5) произойдёт в эсхатологический день Господа (13:6, 9). Тогда потрясутся небо и земля (13:13), реки и суша станут горящей смолой (34:9), померкнут все светила на небе (13:10), погибнут животные (34:7).
У людей опустятся руки, растает сердце (13:7), покраснеют лица, их схватят судороги (13:8). Убитые будут разбросаны по поверхности земли, от их крови размокнут горы (34:3), а живые станут встречаться реже чистого золота (13:12).
Проблемы толкования. Следует ли воспринимать пророчество буквально или это всего лишь поэтические образы. К каким историческим периодам относятся ст.34:1-9 и 13:1-13.

Но почему, после бойни, тела не похоронят как принято? отчего трупы будут разбросаны ("брошены" [Л.12]) по всей земле? (рис.1).
Комментарий