История одного чуда
И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
(Евангелие от Марка, глава 5, стих 1-9)
Его звали Бадаргун и Авриель, Озриель и Адмирон*, и был он древней иорданских песков, старше каменно-гулких пещер страны Гадаринской.
На тощих птичьих ногах бродил по камням он*, и красным подземным огнем горели следы его, трехпалые когтистые метки, и мутной, нечистой водой вскипали ручьи, в которых утолял он жажду свою. Серым, осклизлым угрем таился в речном иле, сонмами падальщиц-мух кружился над лицами путников и пастухов, ревел в тростниках разморенным жарой бегемотом, нешама бли гуф, душа без тела, сумеречное порождение субботы*.
Его звали Энош, сын Елеазара-скотника*, и был он пастухом, и пас свиней в долине Гиеромакса. Удушливо-жарким полднем он зачерпнул в горсть воды, щекочущей воздушными пузырьками и странно-горькой на вкус, и плавленым свинцом обожгла его губы речная вода, и он забыл собственное имя, и кто он, и откуда не помнилось ему больше.
***
Демоны забрали его рассудок, рабби. Нечистый, прячется он в погребальных пещерах, среди нечистот
пустой, как треснувший глинобокий кувшин, и ветер-суховей свистит в нем сотнями чужих голосов, скрипучими песчинками-кинжалами истачивает снаружи и изнутри. Песок в волосах, песок под ногтями, песок забивает глазницы его.
Одиннадцать месяцев над ним читают погребальный кадиш*, и он лежит, обернутый пеленами-скорлупою, и смотрит в темноту. А на двенадцатый скорлупа расходится, и свет, пронзительно-белый, впивается в кожу и зрачки его, размалывает, точно зерно меж каменными жерновами, Арире и Лилит, Сагрит и Самаэлю
кричит, не переставая, целыми днями. Мы не единожды пытались связать его, но он
Горстка костей и пепла на дне оссуария. И Самаэль склоняется над ним с иззубренным ножом, и капли яда его сползают по крышке саркофага*, змеиные следы-дорожки на песке. Его ужалила змея и он уснул, и Самаэль, черный, как ночь, смотрит на него в упор сотнями глаз своих
кусает за шею, игольно-острыми зубами, и он просыпается. И Адмирон, цвета воды и крови, чешуистыми крыльями окутывает его лицо*, и Бадаргун собачкой скачет к нему на колени*, и просит погладь, и дышит песком и огнем, и кожа сходит с его ладоней, до красно-бордового мяса.
рвет свои путы, как паутины и бьется о камни, пока не лишится чувств. Быть может, вам удастся смирить его, рабби?
Танинивер, безглазый крокодил*, тревожно втягивает ноздрями воздух, и огненные язычки пламени меж лап его цветут сиреневым и бледно-синим. Ветер несет с собою влагу и соль, он тоже чувствует это губами, кончиками век, изъязвленными жаром ладонями реки вышли из берегов, моря расступились до желто-песчаного дна, давая дорогу тому, кто
Как тебе имя?
Его имя Кэфен и Танинивер, Дагдагирон и Аскара застрявшие в теле его, как колючий репейник в хлопке*, чужие имена, несчетные сонмы душ, гулкие голоса в голове, сливающиеся до звона. Гимгемия, красный, как роза*, Нахаширон, черно-сизого, гадючьего цвета*, Рахав и Рогзиэль, Ашмай и Цалель Демирон оставь, что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?
Это не так трудно, как кажется, Энош, светлый в светло-белом хитоне, пахнущий деревом вёсел и озерной водою, он присаживается рядом с ним на песок, и голоса в голове стихают до еле слышного шепота, вытаскивать колючки из чьих-то ран, когда не боишься изранить собственных пальцев. Хочешь, я научу тебя, как?
Тагаринун и Сатриэль, Насира и Кэтев Мерири раздувшимися от крови шипами ложатся на влажно-холодный песок, и Рахав смежает кожистые веки и погружается в сон*, и Озриель, взвизгнув по-поросячьи*, кидается с обрыва в озеро, застывшее недвижной водою, и Дагдагирон мутно-серебристою рыбой уходит на дно*, и раньше, чем, кольнув на прощанье виски, покинет тело его последняя колючка-репейник, он первый раз посмотрит в лицо своего целителя бледное, как хлопковая вата, повдоль исчерченное красно-кровавыми укусами шипов, и, прикоснувшись к собственному лбу, не обнаружит и следа от крови.
не так трудно, как кажется, Энош. Не так трудно, как кажется
***
Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
(Евангелие от Марка, глава 5, стих 14-20)
__________________________________________________ __________________________
* Бадаргун и Авриель, Озриель и Адмирон здесь и далее: имена демонов, согласно иудейской демонологии
* в иудаизме считается, что демоны имеют лапы, подобные птичьим
* считается, что Бог создал демонов в пятницу вечером, в канун наступления субботы, и потому тел этим созданиям не досталось
* Энош в переводе с древнееврейского имя означает «человек, смертный». Елеазар переводится как «Бог помог»
* кадиш еврейская поминальная молитва, согласно традиции, читается над усопшим в течение одиннадцати месяцев после смерти
* Самаэль в переводе с древнееврейского имя означает «яд Господень». В образе ангела смерти представляет собой ужасную черную фигуру, полную глаз. Является за душами грешников с иззубренным ножом, с которого стекают три капли яда. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля это желчь смерти, третья капля закрепляет начатое
* Адмирон один из двенадцати прислужников Самаэля. Имеет цвет крови, смешанной с водой
* Бадаргун демон, который может обращаться маленькой собачкой, котом или полевой мышью
* Танинивер демон, именующийся в Каббале «слепым крокодилом» или «слепым князем»
* Аскара демон, управляющий убийствами и смертью. Назван так потому, что из 918 видов смерти, известных Каббале, самым тяжелым считается смерть от болезни, именуемой «аскара» дифтерит. Талмуд говорит, что при дифтерите душа выходит из тела так же тяжело, как застрявший репейник выходит из хлопка
* Гимгемия демон, мешающий человеку молиться. Имеет цвет красный, как роза
* Нахаширон один из двенадцати прислужников Самаэля. Имеет цвет ядовитых змей
* Рахав демон, являющийся князем моря. Был умерщвлен Богом за отказ помочь отделить верхние воды от нижних, затем оживлен, и потому считается то спящим, то бодрствующим
* Озриель демон, являющийся в образе свиньи
* Дагдагирон один из двенадцати прислужников Самаэля. Имеет цвет некошерной рыбы мутно-серебристый, как кожа рыбы, не имеющей чешуи
Комментарий