Что же такое духовность...

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • ★Алексей★
    Участник

    • 04 April 2013
    • 146

    #1

    Что же такое духовность...

    ДУХОВНОСТЬ - присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо "внешним" духом (положенность в духе, сдержанность духом); существенное свойство души быть образом (эйдосом, зеркалом) Духа Божьего. Соответственно, бездуховность есть прежде всего покинутость человека Богом, разрыв связи души с духом, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки (плоти) и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм.

    В переносном, светски-материалистическом, смысле Д. чаще всего трактуют как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. В этом случае понятия духа и души обычно берут не в их собственных традиционных значениях, а искаженно - как некие синонимы общественного и индивидуального сознания (либо интеллекта или поведения); далее к ним применяется перевернутая религиозная формула: вместо описания Д как присутствия в душе человека Духа Божьего о Д. говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям.

    Например, теория деятельности объясняет наполнение сознания индивида общественным разумом идеей поэтапного свертывания базовых схем действия в процессах оперирования с вещами и положения этих схем во внутренний мир человека в форме интериоризованных социальных норм. Согласно Библии, души животных созданы Богом из преображаемой воды и земли (Быт., 1:20, 24); им никогда не бывает свойственна Д., хотя по завершении своего формирования эти души утратили статус материальности. Человеческая же душа сотворена принципиально иным способом - "вдухновением Божьим" (Быт., 2·7): человек создан по образу и подобию Бога, и Дух Божий может жить в нас, как в храме (I Кор., 3:16), одухотворяя нашу душу.

    Существуют две религиозно-философские оценки Д. - восхищенно-положительная и критико-аналитическая Первая оценка основана на понимании Д. только как благодати, дара Св. Духа; о случаях же овладения душами злыми духами предпочитают говорить как об одержимости бесами, которых надо изгонять. Однако иерархия духов не исчерпывается Св. Духом и бесами, религиозная пневматология повествует также о множестве служебных духов, добрых или злых (духах стихий, ангелах, архангелах), которые способны вступать в контакт с людьми. Критико-аналитическая оценка Д исходит из дефиниции Д. как пребывания в душе духа любого рода и из суждения, что духовность духовности рознь Не всякий дух заслуживает полного доверия и выражает подлинную Полноту Бытия (Бог "и в ангелах Своих усматривает недостатки" (Иов, 4:18).

    Поэтому Д. бывает истинной, квазиистинной и ложной, доброй, нейтральной или злой. С этой т. зр., неправомерно восхищаться "духовностью вообще", оценивая ее исключительно положительно. Лучше быть бездуховным, нежели злодуховным, т е. одержимым злым духом. Об этом следует помнить, когда речь заходит о Д. людей, нации, искусства, науки и любых иных отраслей культуры. По учению ап. Павла, истинная Д. сопряжена с внутренним познанием тех миров и горизонтов бытия, которые сокрыты от внешних органов чувств; она дает человеку мистическую способность прямо усматривать - внутренним оком, интуитивно - суть вещей и беспристрастно оценивать совестью собственные намерения и поступки. Д. В. Пивоваров

    Источник: Философский словарь.
  • Лука
    Отключен

    • 14 September 2003
    • 77980

    #2
    ДУХОВНОСТЬ по-Христиански - любовь к Богу.

    Комментарий

    • FREEZER
      Участник

      • 23 November 2012
      • 190

      #3
      Я бы сказал, что духовность - это стремление к чему то, что выше материального мира.
      Но если судить только в рамках Христианства, то да, духовность это то насколько человек близок к богу.

      Комментарий

      • Andrij
        учащийся

        • 14 October 2010
        • 4968

        #4
        Сообщение от ★Алексей★
        ДУХОВНОСТЬ - присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо "внешним" духом (положенность в духе, сдержанность духом); существенное свойство души быть образом (эйдосом, зеркалом) Духа Божьего. Соответственно, бездуховность есть прежде всего покинутость человека Богом, разрыв связи души с духом, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки (плоти) и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм.

        В переносном, светски-материалистическом, смысле Д. чаще всего трактуют как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. В этом случае понятия духа и души обычно берут не в их собственных традиционных значениях, а искаженно - как некие синонимы общественного и индивидуального сознания (либо интеллекта или поведения); далее к ним применяется перевернутая религиозная формула: вместо описания Д как присутствия в душе человека Духа Божьего о Д. говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям.

        Например, теория деятельности объясняет наполнение сознания индивида общественным разумом идеей поэтапного свертывания базовых схем действия в процессах оперирования с вещами и положения этих схем во внутренний мир человека в форме интериоризованных социальных норм. Согласно Библии, души животных созданы Богом из преображаемой воды и земли (Быт., 1:20, 24); им никогда не бывает свойственна Д., хотя по завершении своего формирования эти души утратили статус материальности. Человеческая же душа сотворена принципиально иным способом - "вдухновением Божьим" (Быт., 2·7): человек создан по образу и подобию Бога, и Дух Божий может жить в нас, как в храме (I Кор., 3:16), одухотворяя нашу душу.

        Существуют две религиозно-философские оценки Д. - восхищенно-положительная и критико-аналитическая Первая оценка основана на понимании Д. только как благодати, дара Св. Духа; о случаях же овладения душами злыми духами предпочитают говорить как об одержимости бесами, которых надо изгонять. Однако иерархия духов не исчерпывается Св. Духом и бесами, религиозная пневматология повествует также о множестве служебных духов, добрых или злых (духах стихий, ангелах, архангелах), которые способны вступать в контакт с людьми. Критико-аналитическая оценка Д исходит из дефиниции Д. как пребывания в душе духа любого рода и из суждения, что духовность духовности рознь Не всякий дух заслуживает полного доверия и выражает подлинную Полноту Бытия (Бог "и в ангелах Своих усматривает недостатки" (Иов, 4:18).

        Поэтому Д. бывает истинной, квазиистинной и ложной, доброй, нейтральной или злой. С этой т. зр., неправомерно восхищаться "духовностью вообще", оценивая ее исключительно положительно. Лучше быть бездуховным, нежели злодуховным, т е. одержимым злым духом. Об этом следует помнить, когда речь заходит о Д. людей, нации, искусства, науки и любых иных отраслей культуры. По учению ап. Павла, истинная Д. сопряжена с внутренним познанием тех миров и горизонтов бытия, которые сокрыты от внешних органов чувств; она дает человеку мистическую способность прямо усматривать - внутренним оком, интуитивно - суть вещей и беспристрастно оценивать совестью собственные намерения и поступки. Д. В. Пивоваров

        Источник: Философский словарь.
        А чем плох философский словарь ?

        Тут есть все, даже ссылка на христианство.

        Могу лишь сказать, что путь человека без трансцендентного (потустороннего) - неполон, т.к. человек, не только материя облеченная в форму.

        Потому, атеисту нужен вождь, наука и что-угодно еще, чему он будет свято верить безо всяких особых доказательств, строя теории, которые будет после опровергать
        Почему мы - это мы, одна из наибольших загадок, подтверждающая бессмертие души.

        Комментарий

        • ★Алексей★
          Участник

          • 04 April 2013
          • 146

          #5
          Сообщение от Andrij
          А чем плох философский словарь ?

          Тут есть все, даже ссылка на христианство.
          Сам удивился что в мирском философском словаре такое здравое толкование нашел.

          Комментарий

          • мизюн
            Челочек

            • 08 October 2012
            • 1810

            #6
            Сообщение от ★Алексей★
            ...
            Поэтому Д. бывает истинной, квазиистинной и ложной, доброй, нейтральной или злой...
            Это все разные стороны одного явления. Духовность от слова дух, по латыни spiritus (спиритус).
            Так вот, если этот самый спиритус, принять на грудь с вечера, в достойном количестве, то на утро обычно бывает злой дух. Разит за версту, как говорится.
            Бывает ложный дух, так например надушится дама щедро, а помыться перед этим забудет. И вот злой дух начинает потихоньку, незаметно для его облодательницы, так сказать - портить впечатление.
            Спиритус, обычно сочетается с такими явлениями как курение и раскрепощения внутреннего зрения и способность видеть красоту. Человек начинает замечать как прекрасно Господь устроил мир, а главное как много красивых людей вокруг. Отсюда пошла поговорка, "Некрасивых женщин нет, просто вы мало выпили".
            Самые большие враги христианства, это не ученые атеисты, а неучи и дураки исповедующие это самое христианство.

            Комментарий

            • Дальнобойщик
              В пути

              • 29 December 2008
              • 2640

              #7
              ★Алексей★
              ДУХОВНОСТЬ - присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо "внешним" духом (положенность в духе, сдержанность духом); существенное свойство души быть образом (эйдосом, зеркалом) Духа Божьего.
              Приобретите и развивайте в себе те качества которые перечисляет Апостол и будете духовным человеком, все остальное - ДОМЫСЛЫ и ФИЛОСОФИЯ.

              22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
              23 кротость, воздержание.
              На таковых нет закона.
              Чтоб мир очистился от скверны,
              Для этого не надо много:
              Люби людей и слушай Бога.
              (Дальнобойщик)

              Комментарий

              Обработка...