Законы Песаха

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • iosef
    Ветеран

    • 04 July 2012
    • 4835

    #1

    Законы Песаха

    ЗАКОНЫ КАНУНА ПЕСАХА, ВЫПАВШЕГО НА ШАББАТ
    1. Если канун Песаха выпал на Шаббат, хамец проверяют ночью 13-го Нисана, то есть в ночь с четверга на пятницу. После проверки хозяин дома аннулирует хамец, произнося текст: «Вся закваска...» как в нормальном случае; а в пятницу сжигают хамец в то же самое время, в которое сжигают его в любой другой год, но не нужно говорить еще раз: «Вся закваска...»; аннулировать же хамец последний раз, сказав: «Вся закваска...», следует в Шаббат, после того, как едят хамец в последний раз.
    2. Первенцы в том случае постятся в четверг. Если же человеку тяжело держать пост до окончания проверки хамеца, он может немного поесть1 до проверки или может попросить проверить хамец вместо себя кого-нибудь другого.
    3. На этот Шаббат не готовят блюд из муки и крупы, которые могут пристать к кастрюлям, поскольку кастрюли в Шаббат запрещено отскребать; поэтому из муки следует готовить только такие кушанья, которые не пристают к посуде. После еды следует тщательно встряхнуть скатерть и спрятать ее со всей остальной посудой в такое место, куда в Песах не заходят. Если же от трапезы осталось немного хлеба, следует отдать его нееврею, только нужно следить за тем, чтобы не нарушить запрет выносить из частного владения в общественное (см. выше, глава 82, параграф 9). И необходимо подмести дом, воспользовавшись помощью нееврея или сделав это так, как разрешается делать в Шаббат (см. выше, глaвa 80, параграф 73).
    4. Утреннюю молитву читают как можно раньше, чтобы не пропустить то время, когда еще можно есть хамец. И правильно было бы разделить трапезу надвое, то есть прочесть Биркат га-Мазон, немного позаниматься Торой или прогуляться, а после этого второй раз омыть руки, поесть немного и второй раз произнести Биркат га-Мазон, чтобы выполнить заповедь устроить третью трапезу2.
    5. Принято в качестве Гафтары читать отрывок из пророка Малахи: «И будет сладка...», поскольку там есть стих «Принесите все десятины в сокровищницу...» - и это связано с кануном Песаха, так как (по некоторым мнениям) время перенесения отделенных десятин в сокровищницу было установлено в канун Песаха четвертого и седьмого годов Шмиты, и в это время те десятины, которые отделялись три предыдущих года и складывались дома, необходимо было отдать левитам.
    6. Накануне Шаббата ни в коем случае нельзя забыть спросить, отделена ли хала от того хлеба, который испечен в честь Шаббата, поскольку, если халу не отделили и вспомнили об этом только в Шаббат, совершенно непонятно, что теперь делать, поскольку запрещено отделять халу в Шаббат и запрещено оставить кусок этого хлеба до исхода Шаббата. По мнению «Маген Авраам», в этом случае следует отдать весь испеченный хлеб нееврею в безусловный подарок до того часа, когда хамец становится запрещенным к использованию; некоторые спорят с этим и предлагают другие способы действий, и все они спорны. Поэтому такой ситуации ни в коем случае не следует допускать.

    1 Сколько можно съесть, см. выше, глава 69, параграф 3.
    2 А в конце дня следует устроить третью трапезу из фруктов, а лучше - из мяса и рыбы. Если эта трапеза устраивается до десятого часа, можно есть и кушанья из размолотой мацы (например, кнейдлах)
    .

    Глава 116
    ЗАКОНЫ КОШЕРОВАНИЯ ПОСУДЫ
    11. Глиняные сосуды, в которых хранился или готовился хамец, невозможно откошеровать ни кипячением, ни прокаливанием. Но печи и плиты, построенные из камней и кирпичей можно прокалить (и см. выше, глава 110, параграфы 1 и 2). Про отопительные печи в зимних домах принято считать, что кошерование им не помогает. И, когда в Песах хотят поставить на эту печь кастрюлю, необходимо подложить под нее железный лист, и так можно готовить также на глиняной печи.
    2. Деревянную, металлическую, каменную и костяную посуду можно кошеровать кипячением. Но если это такая посуда, которая портится от пребывания в кипящей воде, как, например, посуда, склеенная клеем, и даже если только ручка ее приклеена, согласно постановлению мудрецов кипячение не делает ее кошерной на Песах. Это постановление связано с опасением, что хозяин пожалеет посуду и не прокипятит ее как следует.
    3. Прежде чем кошеровать посуду, ее следует тщательно отчистить от ржавчины и т.д., так, чтобы она была полностью чистой. Но простыe цветные пятна не обязательно отчищать.
    Если на посуде есть вмятины, следует вычистить их особенно тщательно. Если речь идет о металлической посуде, следует сначала набить вмятины углями, чтобы тщательно прокалить их, а после этого прокипятить посуду2. А если невозможно ни тщательно отчистить трещины или вмятины, ни прокалить их, эту посуду откошеровать нельзя. Н поэтому при кошеровании ножей с ручками следует сначала выяснить, можно ли их откошеровать вообще. И самое лучшее выполнение заповеди, если средства это позволяют, - купить на Песах новые ножи.
    4. Если посуда используется для готовки на огне без воды, ее необходимо прокаливать. Н поэтому те миски и сковородки, в которых пекут хамец, необходимо прокаливать3. И прокаливание должно быть сильным, то есть необходимо накалить вещь так, чтобы от нее летели искры. Деревянный же ухват невозможно откошеровать на Песах.
    5. Если на посуде стоит заплатка, то, если есть основания опасаться, что под заплаткой сохранился хамец в количестве, заметном для глаза, необходимо сначала прокалить это место так, чтобы быть уверенным, что, даже если там и был хамец, он сгорел; после же этого посуду можно кипятить. Если же нет опасения, что под заплаткой есть хамец в количестве, заметном для глаза, то, если заплатка поставлена до того, как в этом сосуде стали готовить хамец, можно кипятить его как есть, поскольку как хамец впитался при готовке, точно так же он выйдет наружу при кипячении; но если в посуде сначала готовили хамец, а потом уже поставили заплатку, тогда кипячение не поможет освободить от хамеца то место, которое находится по заплаткой. Поэтому необходимо перед кипячением положить на эту заплатку горящие угли, чтобы прокалить это место4. Если же эта заплатка припаяна с помощью оловянного, серебряного или другого металлического припоя, можно кипятить эту посуду как есть, поскольку впитавшийся в этом месте хамец при пайке сгорел.
    6. Ступку, если в ней принято было толочь острые приправы вместе с хамецом, необходимо прокалить легким прокаливанием, то есть наполнить ее горящими углями и нагреть ее настолько, чтобы, если коснуться ее соломинкой с обратной стороны, эта соломинка загорелась5; если же в ней толкли только перец и т.д., достаточно про кипятить ее6.
    7. Если посуда предназначена для длительного хранения водки - вкус и запах водки невозможно удалить из посуды с помощью кипячения; но если эта посуда очень тщательно проварена с моющим средством, так что теперь совершенно не пахнет - после этого кипячение на нее действует.
    8. Кошерование бочки кипячением делается так: нужно накалить камни, положить в нее и залить их кипящей водой из сосуда, стоявшего на огне, и покачать бочку, чтобы кипящая вода залилась во все места. Если же речь идет про наши бочки, сделанные из нескольких досок, скрепленных обручами, то, если в них хранился хамец, например водка или мука, кипячение не кошерует их7.
    9. Если данная посуда кошеруется кипячением, то, если вместо этого соскрести с нее верхний слой, это не делает ее кошерной, а необходимо именно прокипятить ее.
    10. Посуду, которую невозможно отчистить, например сито, мешок, в который ссыпается свежесмолотая мука на мельнице, или корзины, в которых хранился хамец, или терку, или посуду с узким горлышком или узким носиком, которые невозможно отчистить изнутри, - эту посуду невозможно откошеровать на Песах.
    11. Сундуки для хранения продуктов, если на них иногда проливают суп из кастрюль, нуждаются в легком кошеровании8, то есть их нужно облить кипящей водой. Их обливают водой именно из того самого сосуда, который стоял на огне, и не разбрызгивают воду, а льют ее струей.
    Столы же принято кошеровать следующим образом: накаливают камни, кладут их на стол и обливают их кипящей водой, перекатывая камни по столу так, чтобы вода попала на всю поверхность стола. И необходимо сначала отчистить стол, а по прошествии двадцати четырех часов откошеровать его. И тем не менее у некоторых принято даже после кошерования не пользоваться рабочими поверхностями столов или сундуков, а застилать их скатертями или чем-то другим9.
    12. Ручки сосудов также необходимо кошеровать. Но тем не менее, если ручка не влезает в котел для кошерования, можно откошеровать ее отдельно, облив кипящей водой.
    13. Посуда для питья и мерная посуда также нуждается в кошеровании кипячением10. А относительно стеклянной посуды в наших странах принято считать, что кипячение их не кошерует11. И также металлическую эмалированную посуду невозможно откошеровать кипячением, однако12 им достаточно легкого прокаливания, как описано в параграфе 6.
    14. Кошерование кипячением производят только в воде, к которой ничего не примешано, даже моющие средства и т.д. Если в одном котле кошеровалось много посуды, так что вода помутнела и стала похожа на рассол, в этой воде больше не кошеруют.
    15. Если при кошеровании кипячением человек использует клещи, которыми держит кошеруемый сосуд, следует на мгновение отпустить кошеруемый сосуд и снова схватить его, поскольку в противном случае кошерующая вода не дойдет до того места, за которое сосуд держат клещи. А лучше поместить кошеруемый сосуд на решетку или в корзину, и не следует класть сразу много сосудов в котел, в котором они кошеруются, чтобы они не касались один другого, поскольку в этом случае место касания не кошеруется.
    16. Кошеровать следует только такую посуду, которая в течение ближайших двадцати четырех часов13 не использовалась для приготовления хамеца. И то же требование относится к котлу, в котором посуда кошеруется. И следует внимательно следить, чтобы, когда в котел кладут новую порцию посуды, вода непременно успела закипеть. Если же необходимо откошеровать сам котел, то нужно, наполнив котел водой до краев и дождавшись, пока онa закипит, бросить туда раскаленные камни, чтобы кипящая вода выплеснулась на стенки котла.
    Кошерование посуды нужно закончить до полудня.
    17. Принято после кошерования мыть откошерованную посуду холодной водой.
    18. Если это возможно, следует кошеровать посуду в присутствии знатока Торы, хорошо знающего законы кошерования.

    1 Подробности этого закона см. в «Шульхан Арухе», глава 451, параграф 22.
    2 И в данном случае достаточно легкого прокаливания, описанного в параграфе 6. Если же забыли прокалить до кипячения, допускается сделать это ужe после кипячения.
    3 Для сковороды (поскольку в ней готовят на масле и поэтому прокаливание необходимо ей только из-за обычая) достаточно легкого прокаливания, описанного в параграфе 6. Миски (формы для выпечки) и т.д. (даже если их смазывают маслом, прокаливание для них необходимо по Галахе) нуждаются в сильном прокаливании, и если его не сделано, они некошерны для Песаха.
    4 Некоторые говорят, что достаточно легкого прокаливания. И если в сосуде готовили больше двадцати четырех часов назад, несомненно, можно полагаться на это мнение.
    5 Если же невозможно прокалить, ее, то, если в ней нет вмятин, достаточно кипячения.
    6 И в этом случае самое лучшее выполнение заповеди - толочь до Песаха.
    7 См. законы кошеровании бочек в МБ.
    8 Если же на них иногда ставят горячие запеканки, используя их в качестве столов, то их кошеруют также, как столы (кошерование столов описано ниже).
    9 Так следует использовать ящики и т.д., поверхность которых поцарапана. Но обычный стол с гладкой поверхностью можно использовать, не застилая скатертью.
    10 Посуда, которая используется по большей части для холодных продуктов и не дли консервирования и в которой в течение двадцати четырех часовне было хамеца, можно откошеровать, налив и вылив воду (то есть следует наполнить ее холодной водой до самых краев, дать постоять двадцать четыре часа, вылить, и так сделать три раза).
    11 А В тех местах, где невозможно достать новой стеклянной посуды и в распоряжении имеется только та, которую использовали весь год, - пишет «Хайей Адам», что ее можно откошеровать, наливая и выливая воду, как описано выше. (Кипячение же не требуется потому, что обычно в стеклянную посуду не наливается горячий хамец.)
    12 В МБ не приводится.
    13 Некоторые же стараются выполнить заповедь кошерования еще лучше и ждут три дня (БГ)
    .
    ברוך הבא בשם יהוה
    Благословен Приходящий во Имя ЯХВЭ

  • iosef
    Ветеран

    • 04 July 2012
    • 4835

    #2
    Глава 118
    ЗАКОНЫ ПОДГОВКИ СЕДЕРА
    НА ПЕСАХ
    1. Для выполнения заповеди «четырех стаканов» следует постараться найти хорошее вино. Если в наличии имеется красное вино, такое же хорошее и такое же кошерное, как белое, заповедь требует выбрать именно красное вино, поскольку сказано: «Не бойся вина, когда оно красно» - значит, напиток достоин по-настоящему называться вином, именно когда он красный. Кроме того, в красном вине содержится намек на кровь еврейских детей, убитых Фараоном. А в тех странах, где народы глупы и необразованны и ложно обвиняют евреев, следует воздержаться от использования красного вина.
    2. Для «первого окунания», когда окунают карпас в соленую воду, многие покупают петрушку. Однако лучше покупать сельдерей, поскольку в свежем виде он очень вкусный. Самое же лучшее выполнение заповеди - взять редьку1.
    3. В качестве марора обычно покупают хрен; и, поскольку он очень жгучий, разрешается натереть его на терке, только нужно проследить, чтобы острота его не пропала совсем. И его нужно тереть после возвращения из синагоги2 (и см. выше, глава 98, параграф 3, о том, что необходимо тереть его необычным способом)3. В Шаббат же тереть его вообще нельзя, а необходимо натереть его до наступления ночи и оставить в закрытой посуде до ночи.
    Однако лучше в качестве марора покупать кресс-салат4, который приятнее есть и который также называется «горькой травой», поскольку, если его оставить расти, его стебель становится горьким. И можно выполнить заповедь есть горькую траву, взяв полынь5. (Другие упомянутые в Талмуде горькие травы, такие, как настоящий цикорий и «змеиный корень», в наших местах встречаются редко.)
    Все горькие травы, которыми можно выполнить заповедь есть марор, «объединяются», то есть необходимо съесть ке-заит всех их вместе, и не обязательно есть ке-заит строго одного вида. И для выполнения этой заповеди можно брать как листья, так и стебли, но не корни, если они тонкие и разветвляются. Но толстый корень, из которого растут листья, хотя он и скрыт землей, для данного закона считается стеблем. Но тем не менее лучше взять те листья и стебли, которые растут выше уровня почвы, поскольку некоторые говорят, что все, что скрыто землей, называетсякорнем5*. Листья можно использовать для выполнения этой заповеди, только если они свежие; однако стебли можно брать и свежие, и сухие, лишь бы они не были вареными или консервированными6.
    4. Харосет должен быть достаточно вязким, чтобы напоминать о глине (из которой делались кирпичи в Египте. - Перев. ). И когда приходит время окунать в него марор, нужно налить в харосет вина или уксуса, чтобы он стал жидким - в память о крови (в которую превратилась вода в реках Египта - Перев.), и чтобы марор можно было в него окунуть. Харосет следует сделать из таких фруктов, которым уподобляется Община Израиля, например из инжира, поскольку сказано: «...на инжире завязались плоды...»; или из орехов, про которые сказано: «...В ореховый сад...»; или из фиников, про которые сказано: «взберусь на финиковую пальму...»; или из граната, про который сказано: «...как долька граната»; или из яблок - в память о том, что сказано: «... под яблоней пробудила я тебя» (стих говорит о том, что в Египте женщины рожали сыновей под яблонями без страданий); или из миндаля, поскольку Всевышний стремился (на иврите это слово созвучно названию миндаля. - Перев.) приблизить конец египетского рабства. И необходимо добавить в харосет приправу, похожую на солому, такую, как гвоздика или имбирь, не размельчая ее слишком, чтобы остались волокна6* - в память о соломе, которую замешивали вместе с глиной, когда делали кирпичи.
    А в Шаббат не следует доливать вино или уксус в харосет, поскольку необходимо сделать это необычным способом, то есть положить харосет в уже налитые вино или уксус7. А соленую воду (даже если Йом-Тов выпал не на Шаббат) нужно приготовить накануне Йом-Това. Если же эта вода готовится в Йом-Тов, следует приготовить ее необычным способом8 - то есть налить сначала воду, а потом добавить в нее соль.
    5. После того, как Храм был разрушен, мудрецы постановили, что во время чтения Пасхальной Агады на столе должны быть два кушанья: одно - в память о пасхальной жертве, а другое - в память о праздничной жертве, которые приносили во времена Храма. И принято одно из кушаний делать мясным, причем из той части мяса, которая называется «плечевая часть» (зроа), - в память того, что Всевышний вывел евреев из рабства «склоненной рукой» (на иврите - также зроа. - Перев.). И это мясо должно быть пожарено на углях, в память о пасхальной жертве, которая должна была быть жаренной на огне. А в качестве второго кушанья берется яйцо, поскольку на арамите слово «яйцо» (беа) созвучно со словом «желает» (баэй), то есть мы намекаем на то, что Всевышний желает избавить нас от изгнания высоко поднятой рукой, то есть ни от кого не скрываясь. И это яйцо может быть как печеным, так и вареным9; и его необходимо испечь или сварить накануне Йом-Това, днем. Если же это забыли сделать, или если канун Йом-Това выпал на Шаббат, следует испечь или сварить его ночью, но тогда в первый Йом-Тов необходимо его съесть. И также во второй Йом-Тов нужно будет испечь или сварить яйцо и съесть его во второй Йом-Тов, поскольку в Йом-Тов не готовят на завтра, ни на второй Йом-Тов, ни на будний день.
    Поскольку в первые две ночи Песаха не едят жареное мясо, нужно съесть «зроа» именно днем. И даже если это мясо подарено накануне Йом-Това, после Седера не следует его выбрасывать, а следует во второй Йом-Тов добавить его в какое-нибудь готовящееся кушанье и затем съесть.
    6. Место, где человек будет сидеть во время Седера, следует приготовить заранее, так красиво, как только возможно, и с тем расчетом, чтобы сидящий на нем мог склониться и возлечь, опираясь на левую руку. И даже если он левша, ему нужно будет склоняться на ту сторону, которая у всех людей называется левой. Также и пасхальное блюдо необходимо подготовить накануне, чтобы немедленно по возвращении из синагоги человек мог, не откладывая, начать Седер.
    7. Хотя в остальные дни года следует поменьше использовать красивую посуду в память о разрушении Храма, - в ночь Песаха лучше, наоборот, поставить на стол как можно больше красивой посуды. И даже ту посуду, которая не нужна непосредственно для трапезы, лучше красиво расставить на столе - в память об освобождении.
    8. Вот как должны быть расположены принадлежности на пасхальном блюде10: кладут на блюдо три мацы, накрыв их красивой салфеткой, а на ней сверху и справа - зроа, а сверху слева - яйцо; марор для благословения - снизу посередине; харосет - под зроа, на одном уровне с марором, карпас - под яйцом, на одном уровне с харосетом, а марор, который будут есть вместе с мацой, - посередине между харосетом и карпасом.
    9. Бокалы должны быть целыми, безо всяких трещин, и хорошо вымытыми, и должны вмещать по меньшей мере ревиит.
    10. У нас принято надевать китл (специальную белую одежду. - Перев.); и следует приготовить его также с вечера. Соблюдающий траур, Боже упаси, не надевает eгo11; однако в нужных местах возлежать, опираясь на левую руку, обязан и он12. Только в случае, если до наступления Йом-Това он не соблюдал траур ни минуты, как в случае, когда он похоронил умершего родственника в сам Йом-Тов, - в этом случае принято, чтобы он не опирался на левую руку; однако Галлель он произносит, поскольку это - обязанность для всех.
    11. Сын, участвующий в Седере вместе с отцом, обязан опираться на левую руку; однако ученик, участвующий в Седере вместе со своим учителем, не обязан этого делать13.

    1 Редька в МБ не упоминается. Если нет сельдерея, можно взять что-нибудь другое. (И хорошо бы выбрать то, на что произносится благословение «сотворивший плод земли».)
    2 В МБ написано: «Необходимо проследить, чтобы его не ели целым, поскольку это опасно, и поэтому нужно потереть его и оставить закрытым. И га-Гра ввел обычай тереть его по возвращении из синагоги, класть в закрытую посуду до начала Середа, когда его раздают».
    3 О том, что необходимо тереть необычным способом, МБ говорит в разделе о законах Йом-Това. А в разделе про законы Седера она об этом не говорит.
    4 Тому, кто не умеет удалять оттуда червей, очень часто в нем встречающихся, лучше покупать хрен.
    5 В том случае, если нет ничего другого: и не следует произносить на нее благословение.
    5* Этого в МБ не сказано. (И см. «Шаар га-Цийун», где сказано, что некоторые предпочитают именно листья).
    6 Если ничего другого нет, см. МБ
    6* Некоторые же пишут, что их вообще не следует размалывать, чтобы они оставались длинными.
    7 Размешивать же следует не ложкой, а пальцем. (И следует сделать харосет жидким. И см., что думает об этом «Шаар га-Цийун») Но, вообще говоря, следует сделать харосет накануне.
    8 Из слов МБ можно понять, что, если Йом-Тов выпал не на Шаббат, нет необходимости готовить соленую воду накануне Йом-Това или делать это необычным способом (однако см. МБ, глава 510, параграф 27), если же Йом-Тов выпал на Шаббат, а человек не приготовил соленую воду с вечера (и у него нет уксуса), пусть приготовит совсем немного. И даже в этом случае нет необходимости делать это необычным способом.
    9 Рамо: «А в нашем городе принято печь его».
    10 Такой порядок установил Аризаль. А по словам Рамо, следует расположить принадлежности так, чтобы не приходилось тянуться к одной вещи через другую, оставляя ее без внимания: карпас ближе всего к ведущему Седер: после него - уксус, затем - маца, после нее - марор и харосет: а в конце - зроа и яйцо. (Некоторые же говорят, что зроа, яйцо, а может быть, также марор и харосет можно положить в любое место.)
    11 Если же он хочет его надеть - ему не запрещают.
    12 Но пусть делает это немного необычным способом. См. МБ.
    13 Если же учитель дал ему на это право (или если это его отец) - тогда он должен опираться на левую руку.
    ברוך הבא בשם יהוה
    Благословен Приходящий во Имя ЯХВЭ

    Комментарий

    • iosef
      Ветеран

      • 04 July 2012
      • 4835

      #3
      КАКОЙ ХАМЕЦ ЗАПРЕЩЕНО ДЕРЖАТЬ В ДОМЕ В ПЕСАХ, А КАКОЙ РАЗРЕШЕНО
      1. Всякое кушанье, к которому примешан хамец, даже если там сейчас нет никакого хамеца, а остался только вкус от него, как в случае, когда хамец из кушанья вынут, такое кушанье запрещено держать дома в Песах. Но если в кушанье вообще нет никакой примеси хамеца, а оно всего лишь было сварено в посуде, в которой прежде варили хамец, даже в тот же день, или если оно было законсервировано в сосуде, в котором готовили хамец, - это кушанье разрешается держать дома в Песах. Речь идет только о случае, когда кушанье было сварено или законсервировано до наступления Песаха; если же оно сварено или законсервировано во время Песаха в посуде, в которой готовили хамец, его необходимо уничтожить.
      2. Если среди пшеницы есть проросшие или разбухшие зерна, даже если их очень немного, а также если на зерна пшеницы попала вода или если они были вымыты в воде, - такую пшеницу запрещено держать дома в Песах. И также все, что сделано из этой пшеницы, запрещено держать дома. И если человек продает своему товарищу подмокшую пшеницу, он должен предупредить его о том, что эту пшеницу нельзя держать дома в Песах. Нееврею же запрещается продать ее, если есть опасение, что тот, в свою очередь, продаст ее еврею, который будет держать ее у себя дома в Песах.
      3. Если одежда была после стирки обработана пшеничным крахмалом, ее разрешается надевать в Песах1. Но если на ткани заметны комочки крахмала, ее не стелют на стол, поскольку можно опасаться, что эти комочки отпадут от нее, и уж тем более не насыпают муку для Песаха в накрахмаленный мешок.
      4. Разрешается использовать клейстер для того, чтобы заклеить окна бумагой, даже если до Песаха осталось меньше тридцати дней, только нужно сделать так, чтобы клейстер не виднелся из-под бумаги. Это разрешено потому, что клейстер не является настоящим хамецом и, кроме того, он закрыт сверху - из-за этого мудрецы не запретили им пользоваться2. Но если клейстер виднеется из-под бумаги, это запрещено3.
      Если же до Песаха осталось больше тридцати дней, разрешается заклеивать окна как угодно.
      5. Чернилами, сваренными из пива до Песаха, разрешается писать в Холь га-Моэд Песаха, поскольку этот хамец еще до Песаха был приведен в такое состояние, в котором его не станет есть собака. И во всех подобных случаях, когда хамец стал полностью непригодным для еды до Песаха, им разрешается пользоваться в Песах и разрешается держать его дома. Но если нееврей сварил чернила из пива во время Песаха, еврею запрещено ими пользоваться, поскольку хамец, принадлежащий нееврею, также запрещен евреям к использованию во время Песаха.
      6. Всю посуду, не откошерованную для Песаха, следует тщательно отчистить накануне Песаха до наступления шестого временного часа, и нужно отмыть ее так, чтобы никаких следов хамеца на ней не было видно. После этого ее следует поместить в такое место, куда во время Песаха не заходят. И лучше всего запереть ее в отдельной комнате, а ключ от этой комнаты спрятать до окончания Песаха.

      1 Те, кто старается выполнять все заповеди тщательно, не обрабатывают одежду пшеничным крахмалом, если до Песаха осталось меньше тридцати дней.
      2 Если же человек запрещает себе пользоваться мучным клейстером, а выбирает другой клей, - он удостоится благословения («Шаар гa-Цийун»).
      3 Если же виднеющегося клея меньше по количеству, чем ке-заит, его нет необходимости уничтожать
      .
      ברוך הבא בשם יהוה
      Благословен Приходящий во Имя ЯХВЭ

      Комментарий

      • iosef
        Ветеран

        • 04 July 2012
        • 4835

        #4
        КАК ПРОВОДИТСЯ ПАСХАЛЬНЫЙ СЕДЕР
        1. Хотя во всякий Шаббат или Йом-Тов разрешается сделать Кидуш и поесть еще днем, чтобы прибавить к святому, отняв от будничного, - в Песах дело обстоит не так, поскольку заповедь есть мацу действует именно ночью, как и заповедь есть пасхальную жертву, про которую сказано: «...и пусть съедят его мясо этой ночью». И также заповедь выпить четыре стакана вина действует именно ночью. И поскольку один из четырех cтaкaнов - это тот стакан, на который делают Кидуш, нельзя сделать Кидуш и выпить этот стакан, пока не наступила ночь.
        Проводящий Седер надевает китл и усаживается на свое место, чтобы начать Седер. И заповедь требует в этом месте раздать детям миндаль, орехи и т.д., чтобы они увидели, что все идет не так, как они привыкли, и спросили, почему это так, а из-за этого им теперь станет интересно, и они спросят также о том, для чего на столе маца и марор и почему едят, опершись на левую руку. А если ребенок достиг того возраста, когда его уже можно воспитывать, то есть когда он уже имеет представление о святости Йом-Това и о том, что сейчас рассказывают об исходе из Египта, ему также дают стакан, чтобы он из него пил. И принято наливать на один стакан больше, чем нужно для всех присутствующих на Седере, и этот лишний стакан называют «стаканом пророка Элиягу».
        2. Стаканы должен наполнять слуга или кто-либо из домашних, но не проводящий Седер. И всякий раз, когда возникает необходимость наполнить стаканы, это делает кто-нибудь другой, но не глава Седера, чтобы показать освобождение от рабства. И следует предупредить всех домашних, чтобы они отпивали от стакана каждый раз по крайней мере его большую часть за раз, а от четвертого стакана - по крайней мере ревиит за раз, и чтобы они имели в виду, что они выполняют заповедь пить четыре стакана вина, слушать рассказ о выходе из Египта и есть мацу и марор, поскольку женщины также обязаны выполнять все эти заповеди; только есть и пить, опершись на левую руку, у них не принято.
        Глава Седера делает Кидуш, как написано в Пасхальной Агаде, и выпивает первый стакан, опершись на левую руку. И лучше, если это возможно, выполнить требование тех мудрецов, которые говорят, что каждый из четырех стаканов необходимо выпивать целиком.
        3. После этого глава Седера делает нетилат ядаим, не произнося благословения, вытирает руки и отрезает от карпаса себе и всем домашним по кусочку, меньшему, чем ке-заит. Карпас окунают в соленую воду, произносят благословение: «сотворивший плод земли», имея в виду, что это благословение будет относиться также и к марору, и съедают, также опираясь на левую руку1. После этого глава Седера берет среднюю мацу, разламывает ее на две части и кладет большую из них рядом с собой для афикомана. Н принято заворачивать этот кусок мацы в салфетку - в память о сказанном об исходе из Египта: «еда их завернута в платье их». Некоторые же кладут этот кусок мацы себе на плечо - в память об исходе из Египта, Н поскольку афикоман съедается вместо пасхальной жертвы, это самая важная часть мацы, поэтому для афикомана откладывается больший кусок Меньший же кусок глава Седера кладет обратно на блюдо, немного приоткрывает мацу, поднимает блюдо и говорит: «Вот хлеб бедности, который ели...» - до слов «в будущем году свободные». А те, кто говорят: «Такой хлеб бедности», не должны говорить слово «который»2.
        4. После этого наливают второй стакан, и кто-то из детей спрашивает: «Чем отличается?..». Если же на Седере не присутствует маленький сын проводящего Седер, эти вопросы может задать другой маленький мальчик, или дочь главы Седера, или его товарищ, или его жена,
        После этого произносят: «Рабами были мы». И правильно было бы, чтобы глава Седера объяснял своим домашним слова Агады3 на языке, который они понимают. Н также если он сам не понимает Святого языка, ему следует читать Агаду по изданию с переводом на идиш (или на другой язык) и после каждого отрывка читать его перевод - и в особенности отрывок «Раббан Гамлиэль говаривал», в котором объясняется, что такое Песах, маца и марор.
        Дойдя до слов «И это то, что поддерживало», следует накрыть мацу (чтобы хлеб не видел пренебрежения к нему, когда его оставляют и вместо него берут стакан вина). Берут стаканы в руки и произносят: «И это то, что поддерживало...» - до слов «...из рук их», после чего снова открывают мацу.
        Дойдя до слов «Эта маца», глава Седера берет половинку мацы, лежащую на блюде, поднимает ее, показывает своим домашним и произносит: «Эта маца...». Н также, произнося: «Этот марор...», показывает всем марор. Но, произнося: «Песах, который ели отцы наши...», не следует поднимать зроа, лежащий на блюде в память о пасхальной жертве, чтобы не показалось, что тем самым он посвящает этот кусок мяса в жертву.
        Дойдя до слов «Поэтому...», снова накрывают мацу, каждый берет в руки стакан вина и держит его в руках до завершения отрывка, то есть до слов «избавивший Израиль!», затем произносят благословение: «...сотворивший плод виноградной лозы» - и пьют, опершись на левую руку.
        5. После этого омывают руки и произносят благословение на омовение pyк4, после чего произносят на мацу благословение: «...дающий хлебу вырасти из земли». И поскольку в Йом-Тов необходимо произносить благословение непременно на два целых хлеба, а для заповеди есть мацу нужно съесть кусок непременно от разломанной мацы, поскольку маца называется «хлебом бедности», а бедный обычно ест разломанный хлеб, - по этим двум причинам, произнося благословение на хлеб, глава Седера держит в руках две целых мацы, а между ними - разломанную, произнеся же благословение, кладет нижнюю, целую мацу на блюдо, оставляя в руках только две мацы - целую и разломанную, произносит благословение на заповедь есть мацу и отламывает по куску от целой и от разломанной мацы, по ке-заиту от каждой, и такие же два куска дает всем присутствующим, после чего съедает оба их вместе, опершись на левую руку5. Если же ему тяжело съесть одновременно два ке-заита, пусть съест сначала ке-заит, на который произнесено благословение на хлеб (то есть от целой мацы. - Перев.), а затем - ке-заит от разломленной мацы; только не следует делать между ними никакого перерыва, и необходимо съесть оба ке-заита, опершись на левую руку. И в наших странах принято в ночь Седера не окунать мацу в соль, ни ту, на которую произносится благословение на хлеб, ни ту, которую съедают для выполнения заповеди есть мацу.
        6. Тому, кто не в состоянии разжевать мацу, разрешается размочить ее в воде, чтобы она стала мягче, однако необходимо проследить, чтобы она не размокла окончательно6. Если же речь идет о старом или больном человеке, который не может есть мацу, размоченную в простой воде, он может размочить ее в вине или в другом напитке. Когда размачивают мацу, которую будут есть для того, чтобы выполнить заповедь, нельзя держать ее замоченной в воде двадцать четыре часа или больше, потому что в этом случае она будет считаться вареной и ею нельзя будет выполнить заповедь есть мацу6*. Также нужно следить, чтобы маца по-прежнему по закону считалась хлебом (см. выше, глава 48, параграф 7).
        7. После этого глава Седера берет ке-заит марора и столько же дает каждому из присутствующих на Седере, окунает его в харосет и стряхивает прилипшее, чтобы вкус марора сохранился, произносит благословение: «...и заповедал нам есть марор», - и съедает взятый им марор, не опираясь на левую руку.
        После этого он берет ке-заит мацы, отломленный от нижней мацы, а также ке-заит марора, и правильно было бы окунуть его также в харосет7 и стряхнуть лишнее. После этого оборачивают марор мацой, произносят: «Так делал Гиллель...»8 и съедают марор с мацой, опершись на левую руку. Сколько составляет ке-заит мы написали в приложении в конце книги, что это примерно половина ке-бейца; однако некоторые говорят, что это чуть меньше, чем треть ке-бейца. И поскольку в наше время заповедь есть марор - это заповедь по словам мудрецов (а не непосредственное требование Торы, как заповедь есть мацу. - Перев.), поэтому тот, кому трудно есть марор, может положиться на второе мнение и съесть чуть меньше, чем треть ке-бейца, произнеся благословение (см. «Шульхан Арух га-Рав»). Если же человек болен и совсем не в состоянии есть марор, он должен по крайней мере немного пожевать одного из тех видов трав, которыми можно выполнить заповедь есть марор, или другой горькой травы, чтобы почувствовать во рту горький вкус; и это делается просто как напоминание о заповеди, и благословение в этом случае не произносится.
        8. После этого приступают к трапезе. И следует все подаваемые кушанья есть, опершись на левую руку. И принято за этой трапезой есть яйца9. И «мудрый имеет глаза» - следует самому проследить за собой, чтобы не наесться слишком и потом, в конце трапезы, съесть афикоман, как положено, а не через силу.
        В первые две ночи Песаха не едят жареное мясо и даже птицу. И даже если мясо сначала сварили, а потом поджарили в кастрюле - его не едят. У некоторых принято в эти две ночи не окунать никакие кушанья в напитки, кроме тех двух раз, когда во время Седера положено окунуть, чтобы было видно, что эти два раза окунают именно ради выполнения заповеди.
        После завершения трапезы едят афикоман - в память о пасхальной жертве, которую ели в конце трапезы, чтобы окончательное насыщение пришло именно отнее9*. И необходимо съесть10 два ке-заита: один - в память о пасхальной жертве, а второй - в память о маце, которую ели вместе с пасхальной жертвой. И в любом случае следует съесть не меньше ке-заита, и необходимо есть, опершись на левую руку. И после афикомана запрещено есть что бы то ни было11.
        После этого наливают третий стакан для Биркат га-Мазон. И необходимо проследить, чтобы в стакане не оставалось никаких остатков вина, в которое во время трапезы окунали мацу; если же стакан не является чистым, необходимо вымыть его изнутри и ополоснуть снаружи (см. выше, глава 45, параграф 4). И заповедь требует устроить так, чтобы можно было сказать Зимун12, однако не следует идти в другой дом в поисках третьего, поскольку каждый должен произнести Биркат га-Мазон именно в том месте, где он ел. И принято, чтобы Зимун произносил глава Седера, как сказано: «Щедрый будет благословен» (см. выше, глава 45, параграф 5), а в данном случае глава Седера проявил свою щедрость - ведь именно он сказал: «Всякий, кто голоден, пусть придет и поест...».
        После Биркат га-Мазон произносят благословение на вино и пьют его, опершись на левую руку. И запрещено пить между этим и четвертым стаканами12*.
        9. После чтения Биркат га-Мазон наполняют четвертый cтакaн13. И, по обычаю, открывают дверь, в память о том, что это «охраняемая ночь», когда совершенно нечего бояться; и наградой за эту уверенность будет то, что придет Машиах, и Святой, благословен Он, изольет гнев свой на народы, - и поэтому произносят: «Излей гнев Свой...». И начинают оставшиеся главы из Галлеля: «Не нам...» и дальше по порядку. А когда доходят до отрывка «Благодарите Господа...», то, если читающих трое, даже считая жену и сыновей, достигших возраста, когда их можно воспитывать, глава Седера произносит: «Благодарите Господа»14, а остальные двое отвечают ему точно так же, как делают, когда читают Галлель в миньяне.
        Из четвертого стакана следует отпить целый ревиит, и после него произносится завершающее благословение на вино. После этого заканчивают Седер, как написано в Агаде15.
        После того, как выпиты все четыре стакана, запрещено пить что бы то ни было, кроме воды16. Если не очень хочется спать, следует произнести после Агады «Песнь Песней»17. И принято, произнося «Шма» перед сном, читать только отрывок «Слушай, Израиль» (см. выше, глава 71, параграф 4) и благословение «смежающий сном глаза мои...», чтобы показать, что мы уверены в том, что в эту ночь мы защищены от всех вредящих созданий и не нуждаемся в дополнительной охране.
        10. Если человек все дни года не пьет вина, поскольку оно ему вредно, в эти две ночи он тем не менее должен пересилить себя и выпить четыре стакана, как рассказали мудрецы наши благословенной памяти о рабби Йегуде, сыне рабби Илая, который выпивал в Песах четыре стакана вина, а потом вынужден был ходить с завязанной головой до самого праздника Шавуот.
        Но тем не менее он может разбавить вино водой, или пить вино, приготовленное из изюма (см. выше, глава 53, параграф 6, и глава 49, параграф 3), или выпить медовухи или любого другого напитка, принятого в данной местности.
        11. Если афикоман потерялся, то, если есть еще такая маца, которая была испечена специально для выполнения заповеди есть мацу, нужно съесть ке-заит такой мацы; если же такой мацы нет совсем, следует съесть ке-заит любой мацы.
        12. Если человек забыл съесть афикоман, то, если он спохватился до прочтения Биркат га-Мазон, даже если он уже омыл руки или сказал первую фразу Зимуна: «Господа, давайте благословим! - съедает афикоман и не должен произносить на него благословение на хлеб. И хотя он уже решил больше не есть, все равно не считается, что он прекратил свою трапезу, поскольку он еще обязан есть, а в этом случае «мы следуем за желанием Всевышнего, а не за его». Но тем не менее ему следует сделать нетилат ядаим18, не произнося на него благословения. Если же он спохватился только после Биркат га-Мазон, но до того, как произнес благословение «сотворивший плод виноградной лозы» на третий стакан вина, пусть сделает нетилат ядаим также без благословения, произнесет благословение на хлеб и съест ке-заит; после же этого пусть прочтет Биркат га-Мазон, произнесет благословение на третий стакан вина и выпьет его. Но если он спохватился только после того, как произнес благословение «сотворивший плод виноградной лозы» на третий стакан, пусть сначала выпьет этот стакан. И, если он обычно произносит Биркат га-Мазон не над стаканом вина, пусть сделает нетилат ядаим, съест афикоман и произнесет Биркат га-Мазон не над стаканом вина. Но если он всегда читает Биркат га-Мазон только над стаканом вина, а сейчас не сможет этого сделать, потому что тогда ему придется выпить больше четырех стаканов вина, пусть не ест афикомана19, а считает, что заповедь есть мацу выполнена уже съеданием той мацы, что он ел вначале20.
        ברוך הבא בשם יהוה
        Благословен Приходящий во Имя ЯХВЭ

        Комментарий

        Обработка...