Перевод и комментарии Вадима Витковского.
Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. н. э. (вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболее полном виде «Вознесение Моисея» сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся к кончине Моисея раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 3132 главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно.
Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, № 19, 1970.
I. [Завещание Моше, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, четырехсотый по отправлении из Финикии[1], когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Ярдэном по пророчеству Моше в Книге Дварим (Второзакония). Позвал Моше к себе Йеошуа, сына Нуна, человека, угодного Господу, чтобы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и чтобы ввел народ в землю, данную коленам его (Втор.31:14), дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Йеошуа; и сказал Моше к Йеошуа такое слово: Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира. Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, чтобы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, чтобы не забывал ты хранить книги, которые передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, чтобы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, которым почтил их Господь на исходе дней (ср. Втор.31:25 и след.).
II. Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их. В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу их по суду и справедливости. После того как войдут в землю свою, пройдет [пять][2] лет, и будет власть вождей и тиранов восемнадцать лет[3], и на девятнадцать лет[4] отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета. Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего. И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства. И будут приносить жертвы двадцать лет[5]: за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь. И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают.
III. В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей, и два колена уведет с собой. Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами? Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрека от двух колен и скажут: Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израиля вошло горе это? И все колена восплачут, вопия к Небу и говоря: Бог Авраама, Бог Ицхака, Бог Иакова, вспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им (Быт.15:18; 26:24; 28:13).
И в тот день вспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: Не то ли это, в чем удостоверял нас Моше в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена (Втор.28:15 и след.), и вышло, что ведут нас, плененных, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет (ср. Иер.25:11).
IV. Тогда войдет один, стоящий над ними[6], и прострет руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря: Господи, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, чтобы сей народ был народом Твоим избранным, тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их. И пошли они, плененные, в землю чуждую с женами и детьми своими, и пребывают у врат иноплеменных и там. Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними, Господь небесный! Тогда вспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Свое, и вложит в те времена в душу царя, чтобы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их. Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в свое место установленное и обновят укрепления его. Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся среди племен во времена пленения их.
V.[7] Когда же приблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину. Потому и было сказано: Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам. И не последуют истине Божьей, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу не жрецы, но рожденные рабами от рабов. Ибо те, которые суть ученые учителя их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность в наказаниях. И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред Лицом Господа, судьями станут и судить будут, кто как пожелает.
VI. Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. И придет вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического[8]. Сей человек безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны. Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, чтобы не ведал никто, где тела их. Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит. Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года[9], и покарает их. И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, и придут в землю их когорты мощного царя Западного[10], и одолеет он их и уведет в плен и часть храма их огнем сожжет, некоторых же распнет вокруг поселения их.
VII.[11] После того совершатся времена (...) и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными, и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками (...) пожиратели имущества бедных, скажут, что творили это по милосердию (...) и истребляя стяжателей. Будут обманывать, скрываясь, чтобы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря: Будут у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья. И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых. И скажут они: Не касайся, да не осквернишь места моего (...).
VIII. Придет к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени. Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнет на кресте исповедующих обрезание. И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу. А жен их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание[12]. Будут карать их пытками, огнем и железом, заставят их носить идолов своих оскверненных, как и те, кто им служит, и заставят их мучители войти в тайное место свое, и понудят их стрекалами произнести слова хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их.
IX. Тогда восстанет муж из колена Леви, имя коему будет Таксо[13]. Имея семерых сыновей, обратится к ним с просьбою: Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие доселе. Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление в доме своем, столько бед претерпел, сколько нас обступило? Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его. Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвертый день войдем в пещеру, которая на поле, и умрем лучше, чем преступим заповеди Бога богов, Господа родителей наших. Если так сотворим и умрем, кровь наша отомщена будет пред Господом.
X. И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда дьявол обретет конец, и скорбь с ним отойдет. Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на небесах[14], и тотчас избавит он их от врагов их. Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих. И задрожит земля и до пределов своих сотрясется, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звезд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут. Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всех идолов их[15]. Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе звездном в месте пребывания звезд. И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесешь Создателю твоему. Ты же, Йеошуа Бен-Нун, сбереги слова эти и книгу сию. Ибо от того дня, когда приму я смерть, пройдет до пришествия Его двести пятьдесят времен[16]. Столько времени пройдет, пока не прейдут времена. Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Йеошуа Бен-Нун, мужайся, тебя избрал Бог быть мне преемником в завете этом (Втор.31:7).
XI. Когда услышал Йеошуа слова Моше, записанные в писании его, и все, что предрек он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моше и плакал с ним. И отвечал ему Йеошуа и сказал: Утешишь ты меня, господин мой Моше, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих, и полон слез и рыданий, ибо уходишь ты от народа Исраэля. Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твое из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в свое время, есть могилы свои на земле, твоя же могила от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона[17] весь мир есть могила твоя, господин мой. Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождем будет им в пути, и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков. Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит ее для славного мужа, оберегает, боясь, тело ее от солнца и старается, чтобы не поранила та ног своих, бегая по земле? Как дам им пищу по желанию их и насыщу их? Ведь их шестьсот тысяч[18] возросло их число молитвами твоими, господин мой Моше. Какая же у меня мудрость и какое разумение в доме Божьем словами судить и давать ответы? Но и цари Эморейские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибо нет больше с нами Духа Святого, достойного Господа, слову многоликого и непонятного Господа верного во всем, божественного пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя, и скажут они тогда: Пойдем на них, если нечестивое совершили они единожды Господу своему, нет у них заступника, который бы вознес молитвы Господу, каков был Моше, великий вестник. Он по целым часам стоял днем и ночью коленами своими на земле, молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков своих и клятвами умилостивляя Господа. Итак, скажут они: Не с ними Бог. Пойдем же и сотрем их с лица земли. Вот как будет с народом сим, господин мой Моше.
Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. н. э. (вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболее полном виде «Вознесение Моисея» сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся к кончине Моисея раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 3132 главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно.
Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, № 19, 1970.
Вознесение Моше
I. [Завещание Моше, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, четырехсотый по отправлении из Финикии[1], когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Ярдэном по пророчеству Моше в Книге Дварим (Второзакония). Позвал Моше к себе Йеошуа, сына Нуна, человека, угодного Господу, чтобы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и чтобы ввел народ в землю, данную коленам его (Втор.31:14), дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Йеошуа; и сказал Моше к Йеошуа такое слово: Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира. Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, чтобы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, чтобы не забывал ты хранить книги, которые передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, чтобы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, которым почтил их Господь на исходе дней (ср. Втор.31:25 и след.).
II. Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их. В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу их по суду и справедливости. После того как войдут в землю свою, пройдет [пять][2] лет, и будет власть вождей и тиранов восемнадцать лет[3], и на девятнадцать лет[4] отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета. Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего. И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства. И будут приносить жертвы двадцать лет[5]: за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь. И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают.
III. В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей, и два колена уведет с собой. Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами? Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрека от двух колен и скажут: Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израиля вошло горе это? И все колена восплачут, вопия к Небу и говоря: Бог Авраама, Бог Ицхака, Бог Иакова, вспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им (Быт.15:18; 26:24; 28:13).
И в тот день вспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: Не то ли это, в чем удостоверял нас Моше в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена (Втор.28:15 и след.), и вышло, что ведут нас, плененных, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет (ср. Иер.25:11).
IV. Тогда войдет один, стоящий над ними[6], и прострет руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря: Господи, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, чтобы сей народ был народом Твоим избранным, тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их. И пошли они, плененные, в землю чуждую с женами и детьми своими, и пребывают у врат иноплеменных и там. Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними, Господь небесный! Тогда вспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Свое, и вложит в те времена в душу царя, чтобы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их. Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в свое место установленное и обновят укрепления его. Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся среди племен во времена пленения их.
V.[7] Когда же приблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину. Потому и было сказано: Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам. И не последуют истине Божьей, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу не жрецы, но рожденные рабами от рабов. Ибо те, которые суть ученые учителя их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность в наказаниях. И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред Лицом Господа, судьями станут и судить будут, кто как пожелает.
VI. Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. И придет вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического[8]. Сей человек безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны. Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, чтобы не ведал никто, где тела их. Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит. Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года[9], и покарает их. И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, и придут в землю их когорты мощного царя Западного[10], и одолеет он их и уведет в плен и часть храма их огнем сожжет, некоторых же распнет вокруг поселения их.
VII.[11] После того совершатся времена (...) и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными, и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками (...) пожиратели имущества бедных, скажут, что творили это по милосердию (...) и истребляя стяжателей. Будут обманывать, скрываясь, чтобы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря: Будут у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья. И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых. И скажут они: Не касайся, да не осквернишь места моего (...).
VIII. Придет к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени. Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнет на кресте исповедующих обрезание. И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу. А жен их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание[12]. Будут карать их пытками, огнем и железом, заставят их носить идолов своих оскверненных, как и те, кто им служит, и заставят их мучители войти в тайное место свое, и понудят их стрекалами произнести слова хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их.
IX. Тогда восстанет муж из колена Леви, имя коему будет Таксо[13]. Имея семерых сыновей, обратится к ним с просьбою: Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие доселе. Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление в доме своем, столько бед претерпел, сколько нас обступило? Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его. Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвертый день войдем в пещеру, которая на поле, и умрем лучше, чем преступим заповеди Бога богов, Господа родителей наших. Если так сотворим и умрем, кровь наша отомщена будет пред Господом.
X. И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда дьявол обретет конец, и скорбь с ним отойдет. Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на небесах[14], и тотчас избавит он их от врагов их. Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих. И задрожит земля и до пределов своих сотрясется, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звезд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут. Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всех идолов их[15]. Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе звездном в месте пребывания звезд. И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесешь Создателю твоему. Ты же, Йеошуа Бен-Нун, сбереги слова эти и книгу сию. Ибо от того дня, когда приму я смерть, пройдет до пришествия Его двести пятьдесят времен[16]. Столько времени пройдет, пока не прейдут времена. Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Йеошуа Бен-Нун, мужайся, тебя избрал Бог быть мне преемником в завете этом (Втор.31:7).
XI. Когда услышал Йеошуа слова Моше, записанные в писании его, и все, что предрек он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моше и плакал с ним. И отвечал ему Йеошуа и сказал: Утешишь ты меня, господин мой Моше, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих, и полон слез и рыданий, ибо уходишь ты от народа Исраэля. Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твое из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в свое время, есть могилы свои на земле, твоя же могила от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона[17] весь мир есть могила твоя, господин мой. Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождем будет им в пути, и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков. Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит ее для славного мужа, оберегает, боясь, тело ее от солнца и старается, чтобы не поранила та ног своих, бегая по земле? Как дам им пищу по желанию их и насыщу их? Ведь их шестьсот тысяч[18] возросло их число молитвами твоими, господин мой Моше. Какая же у меня мудрость и какое разумение в доме Божьем словами судить и давать ответы? Но и цари Эморейские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибо нет больше с нами Духа Святого, достойного Господа, слову многоликого и непонятного Господа верного во всем, божественного пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя, и скажут они тогда: Пойдем на них, если нечестивое совершили они единожды Господу своему, нет у них заступника, который бы вознес молитвы Господу, каков был Моше, великий вестник. Он по целым часам стоял днем и ночью коленами своими на земле, молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков своих и клятвами умилостивляя Господа. Итак, скажут они: Не с ними Бог. Пойдем же и сотрем их с лица земли. Вот как будет с народом сим, господин мой Моше.
Комментарий