Борис Васюков - координатор Рабочей группы
по ведению иудео-христианского диалога в России,
национальный директор фонда «Эвен-Эзер» в России,
главный редактор журнала и интернет-портала «Зов Сиона»
Информационный христианский портал "Зов Сиона" callofzion.ru
Из журнала "Зов Сиона" № 64.
по ведению иудео-христианского диалога в России,
национальный директор фонда «Эвен-Эзер» в России,
главный редактор журнала и интернет-портала «Зов Сиона»
Информационный христианский портал "Зов Сиона" callofzion.ru
Из журнала "Зов Сиона" № 64.
Осенью череда Божьих праздников,
которые из года в год и из века в век
празднует еврейский народ: радостный,
устремлённый в будущее Рош ха-Шана (еврейский Новый год),
Суккот (праздник Кущей) и совершенно не по-
хожий на эти и другие праздники Израиля Йом
Кипур (День искупления). В этот день вместо
подготовки богатых праздничных столов евреи
постятся, а вместо весёлых застольных песен
они в слезах просят прощения друг у друга и
у Всевышнего. В Йом Кипур жизнь в Израиле
замирает: закрываются магазины, кинотеа-
тры, другие общественные здания, улицы ста-
новятся пустынными, не ходит автотранспорт.
Израиль просит прощения у Бога.
В духовном и пророческом значении Йом
Кипур занимает особенное место. Именно в
этот день один раз в году первосвященник вхо-
дил во Святое Святых Иерусалимского храма,
чтобы совершить служение и попросить у Все-
могущего Бога Израилева прощения за грехи
еврейского народа, а также о его спасении.
Богослужение в Йом Кипур сопровожда-
лось принесением особенных жертв. Именно
на этом я хотел бы сконцентрировать ваше
внимание. Если вы будете внимательно чи-
тать 16 главу книги Левит Священного Писа-
ния, описывающую порядок богослужения в
День искупления, то заметите, что первосвя-
щенник в этот день приносил три вида жертв.
Помимо жертвы во всесожжение, «жертвы
Господу» (Лев.1:2), необходимой для совер-
шения любого храмового богослужения, при-
носились «жертва за грех за себя и за дом
свой» (Лев.16:11) и «жертва за грех за народ»
(Лев.16:15). Жертвой за собственный грех и
грех своего дома являлся телец. Эта жертва
была обычной. Каждый раз перед богослуже-
нием первосвященник совершал её. Иначе
бы он не смог войти во святилище Храма.
Вторая же жертва «за грех за народ» была
особенной и приносилась только в Йом Кипур
один раз в году. В качестве этой жертвы вы-
бирались два козла. «И возьмёт двух козлов,
и поставит их пред лицом Господним, у входа
скинии собрания. И бросит Аарон об обо-
их козлах жребии: один жребий для Господа,
а другой жребий для отпущения. И приведёт
Аарон козла, на которого вышел жребий для
Господа, и принесёт его в жертву за грех. А коз-
ла отпущения, на которого выпал жребий для
отпущения, поставит живого пред Господом,
чтобы совершить над ними очищение и ото-
слать его в пустыню для отпущения» (Лев.16:7-
10).
Итак, мы видим, что первосвященник,
прося Господа о спасении народа, должен был
поставить перед лицом Господним две жерт-
вы. Одна из них должна была пролить свою
кровь, которая вносилась за завесу во Святое
Святых. «И заколет козла в жертву за народ, и
внесёт кровь его за завесу, и покропит ею на
крышку и перед крышкою (ковчега Завета
прим. авт.), - и очистит святилище от нечистот
сынов Израилевых и от преступлений их, во
всех грехах их» (Лев.16:15,16).
Вторая же жертва должна была остаться
живой.
«И возложит Аарон обе руки свои на
голову живого козла, и исповедает над ним
все беззакония сынов Израилевых, и все пре-
ступления их, и все грехи их, и возложит их на
голову козла, и отошлёт в пустыню. И понесёт
козёл на себе все беззакония их в землю не-
проходимую» (Лев.16:21,22).
Из года в год в День искупления (или в
День спасения) первосвященник приносил,
как было предписано, две жертвы, двух коз-
лов. Один своей пролитой кровью, вносимой
во Святое Святых, очищал Израиль от грехов,
на второго же возлагались эти грехи, и он изго-
нялся в пустыню. Господь принимал эти жерт-
вы и прощал Свой народ. Так продолжалось на
протяжении веков и тысячелетий.
Однако желанием Бога являлось не толь-
ко прощение Своего народа, но и спасение от
смерти греха всего человечества, каждого, жи-
вущего на земле. И потому к концу времён Он
должен был подготовить и поставить пред Своё
лицо более совершенные жертвы: и жертву ис-
купления, и жертву отпущения.
Когда пришла полнота времён, Бог явил
миру его Спасителя Господа Иисуса Христа.
«Ибо Христос вошёл не в рукотворённое свя-
тилище, но в самое небо, чтобы предстать
ныне за нас пред лицо Божие. И не для того,
чтобы многократно приносить Себя, как пер-
восвященник входит во святилище каждогод-
но с чужою кровью. Иначе надлежало бы Ему
многократно страдать от начала мира. Он же
однажды, к концу веков, явился для уничтоже-
ния греха жертвою Своею» (Евр.9:24-26). На
Голгофе пролилась кровь совершенной иску-
пительной жертвы во спасение каждого от его
собственного греха и греха его дома. «Ибо так
возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди-
нородного, дабы всякий, верующий в него не
погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Но кто же предстал пред лицом Божьим
второй совершенной и необходимой для иску-
пления человечества жертвой - козлом отпуще-
ния? Кто должен был понести на себе беззако-
ния и грехи, от которых мы были освобождены
кровью Иисуса? Кто должен быть изгнан из
своей земли и отправлен в «землю непроходи-
мую»? Кто должен был за возложенные на него
поношения пережить ожесточение всего мира
и быть в нём изгоем?
Господь приготовил и эту жертву Свой на-
род, евреев.
«Итак, спрашиваю: неужели они
преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но
от их падения спасение язычникам Падение
их богатство миру, и оскудение их богат-
ство язычникам Отвержение их примире-
ние мира» (Рим.11:11,12,15). Для того чтобы
эта жертва была совершенной, Бог ослепил
и оглушил Свой народ, сделал сердца евре-
ев ожесточёнными по отношению к Иисусу и
Евангелию (Деян.28:26,27), отчего и весь мир
ожесточился против них, проведя Божий народ
через отвержение, унижение, крестовые по-
ходы, инквизицию, погромы и, наконец, Холо-
кост. Церковь, видя ужасное положение евре-
ев, лишённых земли, и, казалось, всех Божьих
благословений, поспешила сделать вывод, что
Господь разорвал с ними всякие отношения и
вместо Израиля избрал Себе её, Церковь, как
Свой новый народ.
Однако апостол Павел так обращался к
первой Церкви: «Не хочу оставить вас, бра-
тия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не
мечтали о себе, что ожесточение в Израиле
произошло отчасти, до времени, пока войдёт
полное число язычников» (Рим.11:25). Павел
предупреждал Церковь, чтобы она не была по-
спешной в каких-либо выводах по отношению
к еврейскому народу. Он говорил, что этот на-
род, избранный и любимый Богом, живущий
в заветах с Ним, отвергнут и унижен другими
только лишь для того, чтобы мы, язычники, не
знавшие Господа, примирились с Ним и обо-
гатились Им, привившись к заветам Израиля и
Бога, подобно тому, как ветвь дикой маслины
может быть привита к природному дереву.
Две тысячи лет длится время Церкви.
Мы, язычники, благодаря драгоценной крови
Христовой, один раз пролитой на Голгофском
кресте, сегодня имеем чудесный дар лично-
го спасения и рождения свыше. Мы имеем
обетования о благословении наших семей до
тысячного рода! Мы знаем это, и мы верим в
это. Но при этом, даже не задумываемся о том,
что те же две тысячи лет Израиль, Божий «ко-
зёл отпущения», до сегодняшнего дня платит
за наше спасение свою жертвенную цену. «От
их падения спасение язычникам» (Рим11:11).
«Спасение от иудеев» (Ин.4:22).
В 1948 году на карте мира вновь появи-
лось государство Израиль. Евреи стали воз-
вращаться на свою землю. Рассеяние в «зем-
лю непроходимую», их блуждание по пустыне
мира, как козла отпущения, подходит к концу.
Времена ожесточения заканчиваются, близят-
ся времена спасения Израиля. И оттого моё
сердце трепещет от радостного и волнующего
предчувствия грядущих величайших Божьих
перемен, когда я вновь и вновь читаю слова
апостола Павла:
«Ибо если их отвержение примирение
миру, то что будет принятие, как не жизнь из
мёртвых?» (Рим.11:15).
которые из года в год и из века в век
празднует еврейский народ: радостный,
устремлённый в будущее Рош ха-Шана (еврейский Новый год),
Суккот (праздник Кущей) и совершенно не по-
хожий на эти и другие праздники Израиля Йом
Кипур (День искупления). В этот день вместо
подготовки богатых праздничных столов евреи
постятся, а вместо весёлых застольных песен
они в слезах просят прощения друг у друга и
у Всевышнего. В Йом Кипур жизнь в Израиле
замирает: закрываются магазины, кинотеа-
тры, другие общественные здания, улицы ста-
новятся пустынными, не ходит автотранспорт.
Израиль просит прощения у Бога.
В духовном и пророческом значении Йом
Кипур занимает особенное место. Именно в
этот день один раз в году первосвященник вхо-
дил во Святое Святых Иерусалимского храма,
чтобы совершить служение и попросить у Все-
могущего Бога Израилева прощения за грехи
еврейского народа, а также о его спасении.
Богослужение в Йом Кипур сопровожда-
лось принесением особенных жертв. Именно
на этом я хотел бы сконцентрировать ваше
внимание. Если вы будете внимательно чи-
тать 16 главу книги Левит Священного Писа-
ния, описывающую порядок богослужения в
День искупления, то заметите, что первосвя-
щенник в этот день приносил три вида жертв.
Помимо жертвы во всесожжение, «жертвы
Господу» (Лев.1:2), необходимой для совер-
шения любого храмового богослужения, при-
носились «жертва за грех за себя и за дом
свой» (Лев.16:11) и «жертва за грех за народ»
(Лев.16:15). Жертвой за собственный грех и
грех своего дома являлся телец. Эта жертва
была обычной. Каждый раз перед богослуже-
нием первосвященник совершал её. Иначе
бы он не смог войти во святилище Храма.
Вторая же жертва «за грех за народ» была
особенной и приносилась только в Йом Кипур
один раз в году. В качестве этой жертвы вы-
бирались два козла. «И возьмёт двух козлов,
и поставит их пред лицом Господним, у входа
скинии собрания. И бросит Аарон об обо-
их козлах жребии: один жребий для Господа,
а другой жребий для отпущения. И приведёт
Аарон козла, на которого вышел жребий для
Господа, и принесёт его в жертву за грех. А коз-
ла отпущения, на которого выпал жребий для
отпущения, поставит живого пред Господом,
чтобы совершить над ними очищение и ото-
слать его в пустыню для отпущения» (Лев.16:7-
10).
Итак, мы видим, что первосвященник,
прося Господа о спасении народа, должен был
поставить перед лицом Господним две жерт-
вы. Одна из них должна была пролить свою
кровь, которая вносилась за завесу во Святое
Святых. «И заколет козла в жертву за народ, и
внесёт кровь его за завесу, и покропит ею на
крышку и перед крышкою (ковчега Завета
прим. авт.), - и очистит святилище от нечистот
сынов Израилевых и от преступлений их, во
всех грехах их» (Лев.16:15,16).
Вторая же жертва должна была остаться
живой.
«И возложит Аарон обе руки свои на
голову живого козла, и исповедает над ним
все беззакония сынов Израилевых, и все пре-
ступления их, и все грехи их, и возложит их на
голову козла, и отошлёт в пустыню. И понесёт
козёл на себе все беззакония их в землю не-
проходимую» (Лев.16:21,22).
Из года в год в День искупления (или в
День спасения) первосвященник приносил,
как было предписано, две жертвы, двух коз-
лов. Один своей пролитой кровью, вносимой
во Святое Святых, очищал Израиль от грехов,
на второго же возлагались эти грехи, и он изго-
нялся в пустыню. Господь принимал эти жерт-
вы и прощал Свой народ. Так продолжалось на
протяжении веков и тысячелетий.
Однако желанием Бога являлось не толь-
ко прощение Своего народа, но и спасение от
смерти греха всего человечества, каждого, жи-
вущего на земле. И потому к концу времён Он
должен был подготовить и поставить пред Своё
лицо более совершенные жертвы: и жертву ис-
купления, и жертву отпущения.
Когда пришла полнота времён, Бог явил
миру его Спасителя Господа Иисуса Христа.
«Ибо Христос вошёл не в рукотворённое свя-
тилище, но в самое небо, чтобы предстать
ныне за нас пред лицо Божие. И не для того,
чтобы многократно приносить Себя, как пер-
восвященник входит во святилище каждогод-
но с чужою кровью. Иначе надлежало бы Ему
многократно страдать от начала мира. Он же
однажды, к концу веков, явился для уничтоже-
ния греха жертвою Своею» (Евр.9:24-26). На
Голгофе пролилась кровь совершенной иску-
пительной жертвы во спасение каждого от его
собственного греха и греха его дома. «Ибо так
возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди-
нородного, дабы всякий, верующий в него не
погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Но кто же предстал пред лицом Божьим
второй совершенной и необходимой для иску-
пления человечества жертвой - козлом отпуще-
ния? Кто должен был понести на себе беззако-
ния и грехи, от которых мы были освобождены
кровью Иисуса? Кто должен быть изгнан из
своей земли и отправлен в «землю непроходи-
мую»? Кто должен был за возложенные на него
поношения пережить ожесточение всего мира
и быть в нём изгоем?
Господь приготовил и эту жертву Свой на-
род, евреев.
«Итак, спрашиваю: неужели они
преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но
от их падения спасение язычникам Падение
их богатство миру, и оскудение их богат-
ство язычникам Отвержение их примире-
ние мира» (Рим.11:11,12,15). Для того чтобы
эта жертва была совершенной, Бог ослепил
и оглушил Свой народ, сделал сердца евре-
ев ожесточёнными по отношению к Иисусу и
Евангелию (Деян.28:26,27), отчего и весь мир
ожесточился против них, проведя Божий народ
через отвержение, унижение, крестовые по-
ходы, инквизицию, погромы и, наконец, Холо-
кост. Церковь, видя ужасное положение евре-
ев, лишённых земли, и, казалось, всех Божьих
благословений, поспешила сделать вывод, что
Господь разорвал с ними всякие отношения и
вместо Израиля избрал Себе её, Церковь, как
Свой новый народ.
Однако апостол Павел так обращался к
первой Церкви: «Не хочу оставить вас, бра-
тия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не
мечтали о себе, что ожесточение в Израиле
произошло отчасти, до времени, пока войдёт
полное число язычников» (Рим.11:25). Павел
предупреждал Церковь, чтобы она не была по-
спешной в каких-либо выводах по отношению
к еврейскому народу. Он говорил, что этот на-
род, избранный и любимый Богом, живущий
в заветах с Ним, отвергнут и унижен другими
только лишь для того, чтобы мы, язычники, не
знавшие Господа, примирились с Ним и обо-
гатились Им, привившись к заветам Израиля и
Бога, подобно тому, как ветвь дикой маслины
может быть привита к природному дереву.
Две тысячи лет длится время Церкви.
Мы, язычники, благодаря драгоценной крови
Христовой, один раз пролитой на Голгофском
кресте, сегодня имеем чудесный дар лично-
го спасения и рождения свыше. Мы имеем
обетования о благословении наших семей до
тысячного рода! Мы знаем это, и мы верим в
это. Но при этом, даже не задумываемся о том,
что те же две тысячи лет Израиль, Божий «ко-
зёл отпущения», до сегодняшнего дня платит
за наше спасение свою жертвенную цену. «От
их падения спасение язычникам» (Рим11:11).
«Спасение от иудеев» (Ин.4:22).
В 1948 году на карте мира вновь появи-
лось государство Израиль. Евреи стали воз-
вращаться на свою землю. Рассеяние в «зем-
лю непроходимую», их блуждание по пустыне
мира, как козла отпущения, подходит к концу.
Времена ожесточения заканчиваются, близят-
ся времена спасения Израиля. И оттого моё
сердце трепещет от радостного и волнующего
предчувствия грядущих величайших Божьих
перемен, когда я вновь и вновь читаю слова
апостола Павла:
«Ибо если их отвержение примирение
миру, то что будет принятие, как не жизнь из
мёртвых?» (Рим.11:15).
Комментарий