Предисловие
Апокалипсис Элийяhу сочинение, созданное на греческом языке в Египте, по-видимому, в III в. Оно сохранилось только в коптских переводах, если не считать маленького греческого фрагмента, кусочка папируса 6,5 x 6,5 см.
Известны три коптские рукописи с переводом этого сочинения, две с текстом на саидском диалекте и одна на ахмимском. Ахмимская рукопись (до нас дошло всего 13 листов) хранится частью в Берлине (6 листов: Берлинские музеи, отдел папирусов, № 1862), частью в Париже (7 листов: Парижская национальная библиотека, Copte 135). Она написана в конце III начале IV в. В Парижской библиотеке, под тем же номером, хранятся и 6 листов саидской рукописи начала IV в. Наиболее полный текст (кроме заключительной части) Апокалипсиса содержит саидская рукопись IVV в. (Дублин, Chester Beatty Library and Gallery of Oriental Art, 2018).
Этот перевод сделан по дублинской рукописи, с привлечением прочих.
Апокалипсис Элийяhу
Было слово Адоная ко мне, говоря (мне): (Пойди) скажи этому народу: Почему вы творите грех и умножаете грехи ваши, гневя Адоная Всесильного, Который сотворил вас?
Не любите (ни) мир, ни то, что существует в мире - ибо гордыня мира от диавола, (как) и распущенность его. Помните, (ведь) умилосердился над вами Адонай, Который сотворил все, чтобы спасти нас от плена века этого, ибо много раз дьявол желал не дать солнцу взойти над землей, и не дать земле принести плод обильный, желая пожрать людей подобно огню, что бежит по соломе, желая поглотить их (подобно) волне. И потому умилосердился над нами Бог славы. Пошлет Он Сына Своего в мир, чтобы Он спас нас от плена. Ибо Он не открыл ни ангелам, когда Он грядет к нам, ни архангелам, но придал Он Ему образ человека, и притом Он грядет к нам, чтобы нас спасти от (рабства) плоти и (для того, чтобы) мы были Ему детьми, а Он был нам Отцом. Помните же, что Он уготовил нам престолы и венцы на небе, чтобы все, кто послушается Его гласа, получили престолы и венцы. У тех, которые принадлежат Мне, сказал Адонай, Я напишу Мое имя на лбу их и запечатлею их правую руку их. Они не взалкают, не возжаждут, и сыны беззакония не одолеют их, не воспрепятствуют им более престолы (власти сатаны), но они будут идти с ангелами (моими) в Мой город. Грешники же не взойдут на престолы (небесные), не захватят их, но возобладают над ними престолы смерти, потому что ангелы не повинуются им, и они сделали себя чуждыми обителям Его.
Внемлите же, мудрые земли, о заблуждениях, которые умножатся в конце времен, потому что они примут учения, чуждые Богу, и отвергнут Тору Всесильного, эти (люди), бог которых их утроба, и которые говорят: Пост не существует, ибо Бог не установил его; делая себя чуждыми Союзу Всесильного, лишая себя обетований драгоценных, эти (люди есть те), которые никогда не укрепятся в твердой вере. Пусть же не собьют вас с пути истинного эти (люди). Помните, что Адонай установил пост с тех пор, как сотворил небеса, на пользу людям, из-за страсти и изменчивых (их) желаний, борющихся с вами - чтобы не поработило вас зло. Пост святой Он установил. Сказал Адонай: Тот же, который постится, не согрешит никогда, (даже) если в нем зависть и борьба; но чистый пусть постится. Тот же, кто постится, не будучи чистым, гневит Господа и Его ангелов, и вредит своей душе, (и) навлекает на нее гнев - ко Дню гнева.
Пост Святой Адонай установил Святым сердцем и Святыми руками, ибо Пост святой отпускает грехи, исцеляет болезни, изгоняет демонов, направляет к престолу Всесильного сладость и благоухание, (производит) отпущение грехов посредством молитвы святой. Ибо кто из вас выйдет в поле и прославится своим умением, не имея орудия в руках своих? Или кто выйдет на битву, не имея вооружения? Разве, если его обнаружат (таковым), не убьют его за то, что он пренебрег долгом перед царем? Так же невозможно никому войти в Святое место, (при этом) сомневаясь. Тот, кто сомневается в своей молитве, является (сам) для себя тьмой, и Ангелы не повинуются ему. Если же вы являетесь одним сердцем (искренними) во всякое время в (имени) Адоная, будьте мудрыми в время (это), чтобы распознать все о царях Ашшура и разрушении неба и земли.
Принадлежащих мне не одолеют, так сказал Адонай, и они не устрашатся в бою. И когда они увидят царя, восставшего на севере, они назовут его царь Ашшура и царь неправедности. Он умножит свои нападения на Египет и (вызовет) смуту. Земля разом застонет, захватит детей ваших. Многие захотят смерти в те дни. Тогда восстанет царь на западе, которого назовут царь мира (т. е. мирный). Он взбежит на море как лев рычащий. Он убьет царя неправедности. Будет отмщено Египту в битве, и свершатся многочисленные кровопролития. В тот день он повелит быть миру в Египте и дарует дар бесценный. Он даст мир святым. Он станет говорить: Едино имя Бога. Он восславит священников Божьих. Он возвысит места святые. Он даст бесценные дары дому Божьему. Он тайно объедет города Египта, чтобы его не узнали. Он сосчитает святилища. Он взвесит (оценит) идолов язычников. Он сосчитает богатства их. Он приставит к ним священников. Он прикажет, чтобы схватили мудрецов земли и знатных людей и доставили их в столицу, которая (находится) при море, говоря: Один язык это. Когда же вы услышите: Мир это и радость...[1] Ибо вот, о его знамениях (заранее) скажу вам, чтобы вы распознали его. Ибо у него два сына, один справа от него и один слева. Тот, что справа от него, примет лицо диавольское. Он будет бороться против имени Бога. Ибо четыре царя произойдут от того царя. На тридцатом году он придет в Мемфис. Он построит храм в Мемфисе в день тот. Восстанет на него его собственный сын и убьет его. Земля содрогнется в день тот. Он издаст указ по всей земле, чтобы схватили священников земли и всех святых, говоря: Все дары, которые мой отец даровал вам, и блага все вы отдадите вдвойне. Он закроет святилища. Он отберет их дома. Он захватит детей их в плен. Он прикажет, чтобы совершали жертвоприношения, и (всякие) мерзости на земле, и непотребства. Он явится под солнцем и луной в день тот. Священники земли разорвут свои одежды. Горе вам, правители Египта, в день тот, потому что ваш день пришел. Притеснение бедных обратится на вас, и захватят детей ваших как добычу.
Города Египта застонут в день тот. И не будет слышен голос рождающего и покупающего на площадях городов Египта, и покроются они пылью. Заплачут же разом живущие в Египте. Они захотят смерти, но смерть убежит от них. Они поднимутся на скалы и спрыгнут с них, говоря: Упади на нас!, и не умрут, но смерть отступит от них. Скорбь двойная умножится[2], чтобы обойти всю землю в те дни. В то время[3] прикажет царь, чтобы схватили всех женщин, которые кормят грудью, и доставили к нему связанными, чтобы они давали грудь драконам, и те сосали их кровь из грудей, и отдавали ее в виде яда для стрел из-за неизбежности битв, которые наступят. Он прикажет, чтобы схватили всех мальчиков от двенадцати лет и меньше и научили их стрелять из лука. Средина земли застонет в (те) времена, и родившая поднимет глаза к небу, говоря: Почему я села на кирпичи[4], чтобы произвести ребенка на свет?. Возрадуется бесплодная и девственница, говоря: Это время (для того), чтобы мы радовались, что нет детей у нас на земле, но наши дети - на небесах. В день тот восстанут три царя в Персии, и захватят в плен йеудеев, которые в Египте, и вышлют их в Йерушалаим, и дадут его им снова в поселение. Тогда, если вы услышите, что раскол и (нет) безопасности в Йерушалаиме, разорвите ваши одежды, священники земли, потому что не замедлит прийти сын погибели. Явится беззаконный в те дни в местах святых. Побегут цари персов в те дни... и цари ашшурцев. Четыре царя будут воевать с тремя. Они проведут три года в месте том. Кровь прольется от Куша до Мемфиса. Река Египта превратится в кровь, и не смогут пить из нее три дня. Горе Египту и тем, кто в Египте, в те дни. Восстанет царь в городе, называемом город солнца. Земля вся содрогнется. Он устремится к Мемфису в шестом году царей персов. Он устроит хитрость в Мемфисе.
Он убьет царей ашшурцев. Персы накажут землю[5]. Он прикажет, чтобы убили (всех язычников) и беззаконных, чтобы разрушили храмы язычников и уничтожили их жрецов, чтобы построили храмы святых. Он даст дары двойные дому Бога. Он скажет: Едино имя Всесильного. Вся земля будет почитать персов. Остаток же (людей), которые не умерли из-за бедствий, скажут: Царя праведного Адонай послал нам, чтобы земля не опустела. Он прикажет, чтобы не давали никакой подати царю три года и шесть месяцев. Земля наполнится благами во время благоденствия великого. Живые пойдут к умершим (и скажут): Восстаньте и пребудьте с нами в этом мире (т. е. спокойствии). В четвертом же году царя того явится (сын беззакония), говоря: Я Мессия, но это не (будет) Он, не верьте ему. Ведь когда придет, грядя, Мессия, Он грядет как голубятня[6], и венец из голубей окружает Его, Он шествует на облаке небесном, знак креста движется перед Ним, и весь мир видит Его подобно солнцу, светящему от восхода до заката. Так грядет Мессия, и Его ангелы вокруг Него.
Сын же беззакония прежде всего станет в месте святом. Он скажет солнцу: Зайди, и оно зайдет, Затмись, и оно затмится, Свети, и оно засветит. (Он скажет луне: Превратись в кровь, и она превратится.)[7] Он сведет их с неба и скажет: Ступайте по морю и рекам как по суше. Он заставит хромых ходить, глухих слышать, немых говорить, слепых видеть, прокаженных он очистит, больных исцелит, (из) одержимых демонами "изгонит" их. Он умножит перед всеми свои знамения и чудеса. Он совершит деяния, которые Мессия совершил, за исключением лишь воскрешения мертвых: по этому-то (признаку) вы узнаете, что он сын беззакония, потому что он не может дать душу.
Вот его признаки, я сообщу (их) вам, чтобы вы узнали его. Он...[8] немного, молодой, тонконогий, одно пятно седое спереди на голове его, плешивый, брови его доходят до ушей, и пятно проказы спереди на его руках. Он будет изменяться перед вами. То он будет стариком, то снова молодым. Он будет изменяться во всех признаках, но признаки своей головы он не изменит. Благодаря этому вы узнаете, что он сын беззакония. Услышит дева, имя которой Тавита, что бесстыдный явился в местах святых. Она наденет одежду льняную, и поспешит в Йеудею, и будет обличать его вплоть до Йерушалаима, говоря ему: О бесстыдный, о сын беззакония, о ставший врагом всем святым!. Тогда разгневается на деву бесстыдный. Он будет преследовать ее до заката солнца. Он высосет ее кровь во время вечернее и бросит ее на Храм, и она станет спасением (для) народа. Она же восстанет во время утреннее живой и будет обличать его, говоря: О бесстыдный, нет у тебя власти (ни) над душой моей, ни над телом, потому что живу я всегда во Всесильном. Моя кровь, которую ты излил на храм[9], стала спасением (для) народа.
Когда услышат Элияhу и Ханох, что бесстыдный явился в местах святых, они сойдут и сразятся с ним, говоря ему: (И) ты не стыдишься, что ты чужд (всему)? Ты стал врагом небесным и (врагом) тем, которые на земле. Ты стал врагом Ангелам и Силам. Ты чужд всегда. Ты упал с неба, как (падают) звезды утром. Ты изменился. Твоя материя стала темной. Не стыдишься ли ты, что ополчился на Бога, ты, клеветник?. Услышит бесстыдный, и разгневается, и будет сражаться с ними на площади большого города, и проведет семь дней, сражаясь с ними, и убьет их, и они будут три с половиной дня мертвыми на площади, и весь народ будет видеть их. На четвертый же день они восстанут и будут вновь обличать его, говоря ему: О бесстыдный, и ты не стыдишься, ты, соблазнив народ Божий, тот, за который ты не пострадал? Разве ты не знаешь, что мы живы во Господе, обличая тебя, во всякое время говорящего: Я одолел этих? Мы сложим (с себя) плоть этого тела и убьем тебя, и ты не сможешь сказать (ни слова) в День тот, потому что мы живы в Адонае во всякое время, (и) потому что ты враг (Ему) во всякое время. Услышит бесстыдный, разгневаясь, и будет сражаться с ними. Город весь обступит их. В день тот они возвысят призыв к Небу, облекутся светом, и весь мир увидит их, и не сможет одолеть их сын беззакония. Он разгневается на землю (Исраэля) и будет стремиться согрешить против народа. Он прикажет, чтобы выжгли им глаза железным сверлом. Он вырвет их ногти один за другим. Он прикажет, чтобы им в нос влили уксус с известью[10]. Те же, которые не смогут вынести пыток царя того, возьмут свое золото и побегут к переправам, говоря: Переправь нас в пустыню. Они упокоятся подобно уснувшему, и Адонай примет дух их к себе и их души. Их тела станут как камни[11]. Звери не съедят их до последнего, дня великого суда. Они воскреснут и получат место успокоения, но не будут в царстве Мессии как пострадавшие. Пострадавшим же, так сказал Адонай, я дам воссесть одесную меня. Они восторжествуют над сыном беззакония. Они увидят разрушение неба и земли. Они получат венцы и престолы славы.
>>>>>
Апокалипсис Элийяhу сочинение, созданное на греческом языке в Египте, по-видимому, в III в. Оно сохранилось только в коптских переводах, если не считать маленького греческого фрагмента, кусочка папируса 6,5 x 6,5 см.
Известны три коптские рукописи с переводом этого сочинения, две с текстом на саидском диалекте и одна на ахмимском. Ахмимская рукопись (до нас дошло всего 13 листов) хранится частью в Берлине (6 листов: Берлинские музеи, отдел папирусов, № 1862), частью в Париже (7 листов: Парижская национальная библиотека, Copte 135). Она написана в конце III начале IV в. В Парижской библиотеке, под тем же номером, хранятся и 6 листов саидской рукописи начала IV в. Наиболее полный текст (кроме заключительной части) Апокалипсиса содержит саидская рукопись IVV в. (Дублин, Chester Beatty Library and Gallery of Oriental Art, 2018).
Этот перевод сделан по дублинской рукописи, с привлечением прочих.
Апокалипсис Элийяhу
Было слово Адоная ко мне, говоря (мне): (Пойди) скажи этому народу: Почему вы творите грех и умножаете грехи ваши, гневя Адоная Всесильного, Который сотворил вас?
Не любите (ни) мир, ни то, что существует в мире - ибо гордыня мира от диавола, (как) и распущенность его. Помните, (ведь) умилосердился над вами Адонай, Который сотворил все, чтобы спасти нас от плена века этого, ибо много раз дьявол желал не дать солнцу взойти над землей, и не дать земле принести плод обильный, желая пожрать людей подобно огню, что бежит по соломе, желая поглотить их (подобно) волне. И потому умилосердился над нами Бог славы. Пошлет Он Сына Своего в мир, чтобы Он спас нас от плена. Ибо Он не открыл ни ангелам, когда Он грядет к нам, ни архангелам, но придал Он Ему образ человека, и притом Он грядет к нам, чтобы нас спасти от (рабства) плоти и (для того, чтобы) мы были Ему детьми, а Он был нам Отцом. Помните же, что Он уготовил нам престолы и венцы на небе, чтобы все, кто послушается Его гласа, получили престолы и венцы. У тех, которые принадлежат Мне, сказал Адонай, Я напишу Мое имя на лбу их и запечатлею их правую руку их. Они не взалкают, не возжаждут, и сыны беззакония не одолеют их, не воспрепятствуют им более престолы (власти сатаны), но они будут идти с ангелами (моими) в Мой город. Грешники же не взойдут на престолы (небесные), не захватят их, но возобладают над ними престолы смерти, потому что ангелы не повинуются им, и они сделали себя чуждыми обителям Его.
Внемлите же, мудрые земли, о заблуждениях, которые умножатся в конце времен, потому что они примут учения, чуждые Богу, и отвергнут Тору Всесильного, эти (люди), бог которых их утроба, и которые говорят: Пост не существует, ибо Бог не установил его; делая себя чуждыми Союзу Всесильного, лишая себя обетований драгоценных, эти (люди есть те), которые никогда не укрепятся в твердой вере. Пусть же не собьют вас с пути истинного эти (люди). Помните, что Адонай установил пост с тех пор, как сотворил небеса, на пользу людям, из-за страсти и изменчивых (их) желаний, борющихся с вами - чтобы не поработило вас зло. Пост святой Он установил. Сказал Адонай: Тот же, который постится, не согрешит никогда, (даже) если в нем зависть и борьба; но чистый пусть постится. Тот же, кто постится, не будучи чистым, гневит Господа и Его ангелов, и вредит своей душе, (и) навлекает на нее гнев - ко Дню гнева.
Пост Святой Адонай установил Святым сердцем и Святыми руками, ибо Пост святой отпускает грехи, исцеляет болезни, изгоняет демонов, направляет к престолу Всесильного сладость и благоухание, (производит) отпущение грехов посредством молитвы святой. Ибо кто из вас выйдет в поле и прославится своим умением, не имея орудия в руках своих? Или кто выйдет на битву, не имея вооружения? Разве, если его обнаружат (таковым), не убьют его за то, что он пренебрег долгом перед царем? Так же невозможно никому войти в Святое место, (при этом) сомневаясь. Тот, кто сомневается в своей молитве, является (сам) для себя тьмой, и Ангелы не повинуются ему. Если же вы являетесь одним сердцем (искренними) во всякое время в (имени) Адоная, будьте мудрыми в время (это), чтобы распознать все о царях Ашшура и разрушении неба и земли.
Принадлежащих мне не одолеют, так сказал Адонай, и они не устрашатся в бою. И когда они увидят царя, восставшего на севере, они назовут его царь Ашшура и царь неправедности. Он умножит свои нападения на Египет и (вызовет) смуту. Земля разом застонет, захватит детей ваших. Многие захотят смерти в те дни. Тогда восстанет царь на западе, которого назовут царь мира (т. е. мирный). Он взбежит на море как лев рычащий. Он убьет царя неправедности. Будет отмщено Египту в битве, и свершатся многочисленные кровопролития. В тот день он повелит быть миру в Египте и дарует дар бесценный. Он даст мир святым. Он станет говорить: Едино имя Бога. Он восславит священников Божьих. Он возвысит места святые. Он даст бесценные дары дому Божьему. Он тайно объедет города Египта, чтобы его не узнали. Он сосчитает святилища. Он взвесит (оценит) идолов язычников. Он сосчитает богатства их. Он приставит к ним священников. Он прикажет, чтобы схватили мудрецов земли и знатных людей и доставили их в столицу, которая (находится) при море, говоря: Один язык это. Когда же вы услышите: Мир это и радость...[1] Ибо вот, о его знамениях (заранее) скажу вам, чтобы вы распознали его. Ибо у него два сына, один справа от него и один слева. Тот, что справа от него, примет лицо диавольское. Он будет бороться против имени Бога. Ибо четыре царя произойдут от того царя. На тридцатом году он придет в Мемфис. Он построит храм в Мемфисе в день тот. Восстанет на него его собственный сын и убьет его. Земля содрогнется в день тот. Он издаст указ по всей земле, чтобы схватили священников земли и всех святых, говоря: Все дары, которые мой отец даровал вам, и блага все вы отдадите вдвойне. Он закроет святилища. Он отберет их дома. Он захватит детей их в плен. Он прикажет, чтобы совершали жертвоприношения, и (всякие) мерзости на земле, и непотребства. Он явится под солнцем и луной в день тот. Священники земли разорвут свои одежды. Горе вам, правители Египта, в день тот, потому что ваш день пришел. Притеснение бедных обратится на вас, и захватят детей ваших как добычу.
Города Египта застонут в день тот. И не будет слышен голос рождающего и покупающего на площадях городов Египта, и покроются они пылью. Заплачут же разом живущие в Египте. Они захотят смерти, но смерть убежит от них. Они поднимутся на скалы и спрыгнут с них, говоря: Упади на нас!, и не умрут, но смерть отступит от них. Скорбь двойная умножится[2], чтобы обойти всю землю в те дни. В то время[3] прикажет царь, чтобы схватили всех женщин, которые кормят грудью, и доставили к нему связанными, чтобы они давали грудь драконам, и те сосали их кровь из грудей, и отдавали ее в виде яда для стрел из-за неизбежности битв, которые наступят. Он прикажет, чтобы схватили всех мальчиков от двенадцати лет и меньше и научили их стрелять из лука. Средина земли застонет в (те) времена, и родившая поднимет глаза к небу, говоря: Почему я села на кирпичи[4], чтобы произвести ребенка на свет?. Возрадуется бесплодная и девственница, говоря: Это время (для того), чтобы мы радовались, что нет детей у нас на земле, но наши дети - на небесах. В день тот восстанут три царя в Персии, и захватят в плен йеудеев, которые в Египте, и вышлют их в Йерушалаим, и дадут его им снова в поселение. Тогда, если вы услышите, что раскол и (нет) безопасности в Йерушалаиме, разорвите ваши одежды, священники земли, потому что не замедлит прийти сын погибели. Явится беззаконный в те дни в местах святых. Побегут цари персов в те дни... и цари ашшурцев. Четыре царя будут воевать с тремя. Они проведут три года в месте том. Кровь прольется от Куша до Мемфиса. Река Египта превратится в кровь, и не смогут пить из нее три дня. Горе Египту и тем, кто в Египте, в те дни. Восстанет царь в городе, называемом город солнца. Земля вся содрогнется. Он устремится к Мемфису в шестом году царей персов. Он устроит хитрость в Мемфисе.
Он убьет царей ашшурцев. Персы накажут землю[5]. Он прикажет, чтобы убили (всех язычников) и беззаконных, чтобы разрушили храмы язычников и уничтожили их жрецов, чтобы построили храмы святых. Он даст дары двойные дому Бога. Он скажет: Едино имя Всесильного. Вся земля будет почитать персов. Остаток же (людей), которые не умерли из-за бедствий, скажут: Царя праведного Адонай послал нам, чтобы земля не опустела. Он прикажет, чтобы не давали никакой подати царю три года и шесть месяцев. Земля наполнится благами во время благоденствия великого. Живые пойдут к умершим (и скажут): Восстаньте и пребудьте с нами в этом мире (т. е. спокойствии). В четвертом же году царя того явится (сын беззакония), говоря: Я Мессия, но это не (будет) Он, не верьте ему. Ведь когда придет, грядя, Мессия, Он грядет как голубятня[6], и венец из голубей окружает Его, Он шествует на облаке небесном, знак креста движется перед Ним, и весь мир видит Его подобно солнцу, светящему от восхода до заката. Так грядет Мессия, и Его ангелы вокруг Него.
Сын же беззакония прежде всего станет в месте святом. Он скажет солнцу: Зайди, и оно зайдет, Затмись, и оно затмится, Свети, и оно засветит. (Он скажет луне: Превратись в кровь, и она превратится.)[7] Он сведет их с неба и скажет: Ступайте по морю и рекам как по суше. Он заставит хромых ходить, глухих слышать, немых говорить, слепых видеть, прокаженных он очистит, больных исцелит, (из) одержимых демонами "изгонит" их. Он умножит перед всеми свои знамения и чудеса. Он совершит деяния, которые Мессия совершил, за исключением лишь воскрешения мертвых: по этому-то (признаку) вы узнаете, что он сын беззакония, потому что он не может дать душу.
Вот его признаки, я сообщу (их) вам, чтобы вы узнали его. Он...[8] немного, молодой, тонконогий, одно пятно седое спереди на голове его, плешивый, брови его доходят до ушей, и пятно проказы спереди на его руках. Он будет изменяться перед вами. То он будет стариком, то снова молодым. Он будет изменяться во всех признаках, но признаки своей головы он не изменит. Благодаря этому вы узнаете, что он сын беззакония. Услышит дева, имя которой Тавита, что бесстыдный явился в местах святых. Она наденет одежду льняную, и поспешит в Йеудею, и будет обличать его вплоть до Йерушалаима, говоря ему: О бесстыдный, о сын беззакония, о ставший врагом всем святым!. Тогда разгневается на деву бесстыдный. Он будет преследовать ее до заката солнца. Он высосет ее кровь во время вечернее и бросит ее на Храм, и она станет спасением (для) народа. Она же восстанет во время утреннее живой и будет обличать его, говоря: О бесстыдный, нет у тебя власти (ни) над душой моей, ни над телом, потому что живу я всегда во Всесильном. Моя кровь, которую ты излил на храм[9], стала спасением (для) народа.
Когда услышат Элияhу и Ханох, что бесстыдный явился в местах святых, они сойдут и сразятся с ним, говоря ему: (И) ты не стыдишься, что ты чужд (всему)? Ты стал врагом небесным и (врагом) тем, которые на земле. Ты стал врагом Ангелам и Силам. Ты чужд всегда. Ты упал с неба, как (падают) звезды утром. Ты изменился. Твоя материя стала темной. Не стыдишься ли ты, что ополчился на Бога, ты, клеветник?. Услышит бесстыдный, и разгневается, и будет сражаться с ними на площади большого города, и проведет семь дней, сражаясь с ними, и убьет их, и они будут три с половиной дня мертвыми на площади, и весь народ будет видеть их. На четвертый же день они восстанут и будут вновь обличать его, говоря ему: О бесстыдный, и ты не стыдишься, ты, соблазнив народ Божий, тот, за который ты не пострадал? Разве ты не знаешь, что мы живы во Господе, обличая тебя, во всякое время говорящего: Я одолел этих? Мы сложим (с себя) плоть этого тела и убьем тебя, и ты не сможешь сказать (ни слова) в День тот, потому что мы живы в Адонае во всякое время, (и) потому что ты враг (Ему) во всякое время. Услышит бесстыдный, разгневаясь, и будет сражаться с ними. Город весь обступит их. В день тот они возвысят призыв к Небу, облекутся светом, и весь мир увидит их, и не сможет одолеть их сын беззакония. Он разгневается на землю (Исраэля) и будет стремиться согрешить против народа. Он прикажет, чтобы выжгли им глаза железным сверлом. Он вырвет их ногти один за другим. Он прикажет, чтобы им в нос влили уксус с известью[10]. Те же, которые не смогут вынести пыток царя того, возьмут свое золото и побегут к переправам, говоря: Переправь нас в пустыню. Они упокоятся подобно уснувшему, и Адонай примет дух их к себе и их души. Их тела станут как камни[11]. Звери не съедят их до последнего, дня великого суда. Они воскреснут и получат место успокоения, но не будут в царстве Мессии как пострадавшие. Пострадавшим же, так сказал Адонай, я дам воссесть одесную меня. Они восторжествуют над сыном беззакония. Они увидят разрушение неба и земли. Они получат венцы и престолы славы.
>>>>>
Комментарий