Когда я читаю мемуары типа «Почему я перешёл в православие?», меня в первую очередь интересует личность автора.
Скажем, почему в католичество переходит какой-нибудь петербургский щёголь в начале 19 века? Потому что ему приятнее общаться по-французски с католическим проповедником умником Жозефом де Местром, нежели с недалёкими батюшками священного синода православной церкви.
А вот ответ человека с несколько иными духовными запросами, писателя Гоголя: "...религия наша, как и католическая, совершенно одно и то же, и потому совершенно нет надобности переменять одну на другую."
Почему же в православие переходят протестанты? Вот по этой самой причине, что протестантизм это учение господа Иисуса Христа, а православие это религия.
По сути такой переход означает переход из учения в религию.
Одно дело быть таким зашуганным баптистом, по степени общественного презрения к нему дотягивающим до еврея; и совсем другое дело быть лицом, приближённым к жрецам.
Одно дело путаться у всех под ногами с безумными проповедями, и другое дело наслаждаться таинственной значительностью своего статуса.
Одно дело вслепую тыкаться в поисках правильного пути, и другое уверенно стоять под раззолоченными сводами час, и другой... и третий... четвёртый и пятый даже.
То есть бывший протестант получает наконец в православии тот покой, которого ему так не хватало в протестантизме.
Ведь это же с ума сойти: ходить всё время с небесным отцом, всё время оказываться в компании Иисуса Христа, если собираешься вдвоём или втроём. Никакие нервы это не выдержат. Это же страх и трепет.
То ли дело в православии тебя мгновенно превращают из царственного священства, которым ты был у протестантов, в так называемого мирянина. Фокус-покус! То ты был крещён святым духом а теперь ты святой дух «стяжаешь»; то ты возлагал руки на больных и они исцелялись а теперь тебе самому мажут лоб «миром»; то у тебя был псалом, поучение, язык, откровение, истолкование а теперь у тебя есть только ектения.
Ты читал библию теперь ты читаешь Брянчанинова.
Вся эта бездна, которая тебе была так неприятна, теперь заслонена жрецами: они сами не вошли и тебя не пускают; но ты рад. Тебе гораздо интереснее изучать видимые парчовые набедренник и палицу на жреце, чем невидимым духовным мечом самому вооружиться.
Раньше у тебя была тайна Христа теперь у тебя появились таинства.
Все твои страхи, все твои заботы взяли на себя жрецы, ничего взамен особо и не потребовав от тебя.
Идёт время, ты спокоен, и в какой-то момент у тебя появляется такое непонятное чувство, которое ты поначалу идентифицируешь как благодарность к своим новым попечителям. Ты хочешь их как-то отблагодарить за свой покой, но не знаешь, как.
Раньше в таких случаях ты просто спрашивал небесного отца, но сейчас ты читаешь вслух уже готовые молитвы на болгарском языке.
И ты понимаешь, что тебе надо сделать: объяснить твоим прежним друзьям-протестантам, что они заблуждаются. Ты пытаешься объяснить, но из этих попыток ничего не получается: как раньше они тебя мучили и унижали, так и сейчас ты чувствуешь их превосходство. Они знают что-то такое, чего ты, как выясняется, никогда не знал. Но у тебя теперь есть жрецы, и ты теперь спокоен.
Ты не претендуешь на знания жрецов, понимая, что сам к этому знанию не предназначен. Но зато ты предназначен к защите жрецов. И ты их защищаешь, и в этом находишь удовлетворение наконец-то, - когда впервые ты срамишь протестанта. Потом второго, третьего. Это приятно.
Жизнь постепенно налаживается. Про бездну уже не вспоминаешь. Появляются православные друзья. И однажды по их совету ты пишешь такую вот статью «Почему я перешёл из протестантизма в православие?»
Скажем, почему в католичество переходит какой-нибудь петербургский щёголь в начале 19 века? Потому что ему приятнее общаться по-французски с католическим проповедником умником Жозефом де Местром, нежели с недалёкими батюшками священного синода православной церкви.
А вот ответ человека с несколько иными духовными запросами, писателя Гоголя: "...религия наша, как и католическая, совершенно одно и то же, и потому совершенно нет надобности переменять одну на другую."
Почему же в православие переходят протестанты? Вот по этой самой причине, что протестантизм это учение господа Иисуса Христа, а православие это религия.
По сути такой переход означает переход из учения в религию.
Одно дело быть таким зашуганным баптистом, по степени общественного презрения к нему дотягивающим до еврея; и совсем другое дело быть лицом, приближённым к жрецам.
Одно дело путаться у всех под ногами с безумными проповедями, и другое дело наслаждаться таинственной значительностью своего статуса.
Одно дело вслепую тыкаться в поисках правильного пути, и другое уверенно стоять под раззолоченными сводами час, и другой... и третий... четвёртый и пятый даже.
То есть бывший протестант получает наконец в православии тот покой, которого ему так не хватало в протестантизме.
Ведь это же с ума сойти: ходить всё время с небесным отцом, всё время оказываться в компании Иисуса Христа, если собираешься вдвоём или втроём. Никакие нервы это не выдержат. Это же страх и трепет.
То ли дело в православии тебя мгновенно превращают из царственного священства, которым ты был у протестантов, в так называемого мирянина. Фокус-покус! То ты был крещён святым духом а теперь ты святой дух «стяжаешь»; то ты возлагал руки на больных и они исцелялись а теперь тебе самому мажут лоб «миром»; то у тебя был псалом, поучение, язык, откровение, истолкование а теперь у тебя есть только ектения.
Ты читал библию теперь ты читаешь Брянчанинова.
Вся эта бездна, которая тебе была так неприятна, теперь заслонена жрецами: они сами не вошли и тебя не пускают; но ты рад. Тебе гораздо интереснее изучать видимые парчовые набедренник и палицу на жреце, чем невидимым духовным мечом самому вооружиться.
Раньше у тебя была тайна Христа теперь у тебя появились таинства.
Все твои страхи, все твои заботы взяли на себя жрецы, ничего взамен особо и не потребовав от тебя.
Идёт время, ты спокоен, и в какой-то момент у тебя появляется такое непонятное чувство, которое ты поначалу идентифицируешь как благодарность к своим новым попечителям. Ты хочешь их как-то отблагодарить за свой покой, но не знаешь, как.
Раньше в таких случаях ты просто спрашивал небесного отца, но сейчас ты читаешь вслух уже готовые молитвы на болгарском языке.
И ты понимаешь, что тебе надо сделать: объяснить твоим прежним друзьям-протестантам, что они заблуждаются. Ты пытаешься объяснить, но из этих попыток ничего не получается: как раньше они тебя мучили и унижали, так и сейчас ты чувствуешь их превосходство. Они знают что-то такое, чего ты, как выясняется, никогда не знал. Но у тебя теперь есть жрецы, и ты теперь спокоен.
Ты не претендуешь на знания жрецов, понимая, что сам к этому знанию не предназначен. Но зато ты предназначен к защите жрецов. И ты их защищаешь, и в этом находишь удовлетворение наконец-то, - когда впервые ты срамишь протестанта. Потом второго, третьего. Это приятно.
Жизнь постепенно налаживается. Про бездну уже не вспоминаешь. Появляются православные друзья. И однажды по их совету ты пишешь такую вот статью «Почему я перешёл из протестантизма в православие?»
Комментарий