Как уже многие начали открывать темы о совершенно известных между нами дарах святого духа, то рассудилось и мне, так сказать, достопочтенный Теофил, по порядку всё описать про языки.
Читатель ждёт уж рифмы «розы» - то есть за языки я или против?
Цитирую на это фильм моего детства:
Василь Иваныч, а ты за Второй Интернационал или за Третий?
А Ленин в каком?
Иными словами, я ни за баптистов, ни за пятидесятников, - а за Иисуса Христа в тех и других.
Хотя подождите: есть же ещё католики! Блаженного Августина и Иоанна Хризостома мнение о языках прочитал я давеча в свежей теме про языки. Оба считают, что языки служат для проповеди евангелия, а поскольку евангелие уже проповедано всем народам, то ныне (в их хронологическом «ныне») Бог уже не даёт дар языков.
Я человек маленький в сравнении с обоими: я и не блаженный, и уста у меня не золотые, а обычный рот (обычный я христианин, в господа Иисуса верю по старинке, не лезу ни на столп, ни на лествицу), поэтому я стесняюсь спросить: а что, на тот момент евангелие уже разве было проповедано якутам? Китайцам? Японцам, и в особенности корейцам? Инкам, майя, могиканам? Зулусам?
Впрочем, может оказаться, что и тот, и другой - вовсе не католики, а православные (а лучше бы они были нормальными еврейскими апостолами и разбирались бы в том, о чём писали). В любом случае вопрос снимается с повестки дня.
Потому что надо бы вообще разобраться в языках. Как получилось, что один и тот же Бог вначале смешал один язык всей земли, а затем дал разделяющимся языкам снизойти на апостолов?
Зачем тогда было смешивать один язык, на котором все изначально говорили?
И какой это был язык?
И как вообще это себе представить: потомки трёх братьев (Сим, Иафет, Хам) вначале говорят на одном языке, а потом вдруг в один прекрасный момент перестают друг друга понимать?
Такая Анти-Пятидесятница как бы. В Вавилоне.
Причём библия не берёт в расчёт возможность нанять и обучить переводчиков с целью продолжить строительство башни. Стало быть, не в переводчиках дело? Не в лингвистике? Другой какой-то язык имеется в виду? Язык понимания, что ли.
Ведь вот Иосиф в Египте спокойно общается со своими братьями через египетско-ивритского переводчика. При этом все понимают, что Иосифу переводчик не нужен.
Или ассириец Рабсак обращается с речью к осаждённому Иерусалиму на иврите, хотя чиновники еврейского царя Езекии и просят его говорить по-арамейски, ведь они понимают арамейский язык. Почему просят?
Пророка Иеремию Бог уполномочивает пророчествовать народам. На каком же языке, интересно? На иврите? Если Иерусалим осаждён на этот раз как раз Вавилонской империей?
На каком языке Бог называет царя Кира своим Христом? Понятно, что Исайя всё это описывает на иврите, - но как это было доведено до самого Кира? Путём перевода Книги Исайи с иврита? Или Бог выучил язык Кира и сам ему сказал?
На каком это языке Иона проповедовал в Ниневии, что вся Ниневия покаялась? На иврите разве?
Даниил и другие отроки в Вавилоне целенаправленно учились книгам и языку халдейскому. Вот ведь: как просто взять и выучить иностранный язык. Что ж при строительстве башни в Вавилоне они не выучили языки друг друга?
Или как просто: взять и вписать в ивритскую библию исповедь Навуходоносора на арамейском языке.
Эсфирь прекрасно общалась со своим мужем-иностранцем. Не на иврите же Ахашверош с ней разговаривал!
Ну, и как быть с евреями, которые не знают свой родной язык? Которые родились за границей, говорят с детства на парфянском, мидийском, эламитском?.. на греческом? Которых евреи, живущие в Израиле, называют эллинами?
Которых вдовы даже в мессианском собрании Иисуса Христа были пренебрегаемы евреями в ежедневном раздаянии потребностей (не говоря уж о собраниях неверующих евреев)?
Иными словами, мог ли Бог не отреагировать на сложившуюся ситуацию разделения Израиля на иудеев и эллинов?
Отсюда и знаменитая формула апостола Павла: «В Иисусе Христе нет ни иудея, ни эллина».
Или нам, язычникам, считать, что Павел имел в виду не еврейских иудеев и еврейских эллинов, а еврейских иудеев и языческих эллинов?
То-то и оно, что сказано гениально и подходит всем. Содержание фразы адекватно её форме: для верующего действительно нет разделений, - хоть для верующего еврея, хоть для верующего язычника.
На Пятидесятницу говорение на языках было реализовано евреями для евреев. (И для прозелитов, что, собственно, одного поля ягода).
Можно было бы вслед за нашими мудрецами (Августином и Златоустом) подумать, что Бог и впрямь даёт говорение на языках как средство для проповеди евангелия (ну вот разучились современные мудрецам евреи просто усердно учить иностранные языки, как их вышеперечисленные предки).
Если бы Лука (не зря же врач!) не описал бы заодно и симптомы при схождении святого духа, а с ним и дара говорения на языках: некоторые свидетели (насмехаясь) утверждали, что ученики напились сладкого вина. Так что Пётр был вынужден публично опровергнуть их свидетельство и заявить, что говорящие на разных языках ученики не пьяны!
Учитывая, что и Иеремия говорит о себе при пророчествовании, что он стал как пьяный, можно предположить, что схождение святого духа не только говорение на языках с собой приносит, но и опьянение. Опьянение без вина. (Или, если вспомнить Песнь Песней, опьянение, так сказать, вином губ любимого человека или не человека? а Бога?).
Но всё-таки о средстве ещё. Зачем же именно Корнелий стал говорить на языках? Кому и что он проповедовал, позвольте узнать?
Ведь перед ним стояли верующие из обрезанных. Зачем бы это Корнелий стал проповедовать евангелие, которое ему самому они сами только что и проповедовали?
А вот Лука объясняет это отличным от Августина и Хризостома образом: верующие евреи изумились, что дар святого духа излился и на язычников. В этой ситуации именно изумление требовалось, что и. А проповедь не требовалась.
Кстати, все уверены, что Корнелий понимал, что именно он произносит в момент схождения на него духа? Или, как пьяный не понимает, что он говорит, так и Корнелий?
Случай в Эфесе. Павел находит там 12 учеников и спрашивает у них, приняли ли они святой дух, уверовав.
Те отвечают, что даже и не слыхали, есть ли вообще святой дух.
(Все понимают вообще эту ситуацию? Павел, крещённый святым духом, говорит о святом духе с людьми, которые не крещены святым духом. Это, так сказать, разговор слепого с глухим. Павел слеп на их плотское мировоззрение, они глухи к его духовным вопросам. Теперь попробуйте говорю крещённым святым духом объяснить некрещённым святым духом святой дух, его дары, и вообще, как вы пьёте кровь Иисуса Христа и едите его плоть. То же самое с языками: расскажите им про языки, которые вы знаете, а они не знают!)
Во что же вы крестились, спрашивает их Павел.
В крещение Иоанна, отвечают.
Павел им на это: Иоанн крестил крещением покаяния, призывая верить в идущего за ним, то есть в Иисуса Христа.
(Вот в чём дело-то у Августина и у Златоуста! Крещением покаяния они крестились несомненно. Но им явно не хватало такого вот Павла, который бы спросил у них: а святой дух получили ли вы?
А почему Павла им не хватало? Потому что Диотреф завёл моду не принимать еврейских апостолов. Гораздо удобнее почитать евреев в виде портретов, чем в личном общении ртом ко рту. А отсутствие у себя даров святого духа списать на Бога: Бог-де больше не даёт дар языков. И оправдана премудрость её детьми.)
Услышав проповедь Павла, они крестились в господа Иисуса.
Павел возложил на них руки, на учеников снизошёл святой дух, и они стали говорить языками (и пророчествовать).
Опять вопрос: зачем же ученикам в Эфесе говорить языками, если проповедь Иисуса Христа (благодаря Аполлосу и Акиле с Прискиллой) благополучно распространилась по городу?
Или: почему ранее Аполлос не мог возложить руки на этих учеников?
Или: почему накануне отъезда конкистадоров в Америку Бог не излил на католиков святой дух с даром говорения на языках майя, ацтеков и инков?
Или зачем коринфской церкви дар языков, если Павел уже и сам дошёл с проповедью Иисуса Христа до Иллирика? Почему бы Богу этот дар не отменить ещё раньше, чем этим озаботились Августин с Хризостомом?
Значит, не в этом дело? Не в знании иностранных языков. Которые можно спокойно выучить в рабочем порядке, с учебниками и словарями.
А в чём?
Читатель ждёт уж рифмы «розы» - то есть за языки я или против?
Цитирую на это фильм моего детства:
Василь Иваныч, а ты за Второй Интернационал или за Третий?
А Ленин в каком?
Иными словами, я ни за баптистов, ни за пятидесятников, - а за Иисуса Христа в тех и других.
Хотя подождите: есть же ещё католики! Блаженного Августина и Иоанна Хризостома мнение о языках прочитал я давеча в свежей теме про языки. Оба считают, что языки служат для проповеди евангелия, а поскольку евангелие уже проповедано всем народам, то ныне (в их хронологическом «ныне») Бог уже не даёт дар языков.
Я человек маленький в сравнении с обоими: я и не блаженный, и уста у меня не золотые, а обычный рот (обычный я христианин, в господа Иисуса верю по старинке, не лезу ни на столп, ни на лествицу), поэтому я стесняюсь спросить: а что, на тот момент евангелие уже разве было проповедано якутам? Китайцам? Японцам, и в особенности корейцам? Инкам, майя, могиканам? Зулусам?
Впрочем, может оказаться, что и тот, и другой - вовсе не католики, а православные (а лучше бы они были нормальными еврейскими апостолами и разбирались бы в том, о чём писали). В любом случае вопрос снимается с повестки дня.
Потому что надо бы вообще разобраться в языках. Как получилось, что один и тот же Бог вначале смешал один язык всей земли, а затем дал разделяющимся языкам снизойти на апостолов?
Зачем тогда было смешивать один язык, на котором все изначально говорили?
И какой это был язык?
И как вообще это себе представить: потомки трёх братьев (Сим, Иафет, Хам) вначале говорят на одном языке, а потом вдруг в один прекрасный момент перестают друг друга понимать?
Такая Анти-Пятидесятница как бы. В Вавилоне.
Причём библия не берёт в расчёт возможность нанять и обучить переводчиков с целью продолжить строительство башни. Стало быть, не в переводчиках дело? Не в лингвистике? Другой какой-то язык имеется в виду? Язык понимания, что ли.
Ведь вот Иосиф в Египте спокойно общается со своими братьями через египетско-ивритского переводчика. При этом все понимают, что Иосифу переводчик не нужен.
Или ассириец Рабсак обращается с речью к осаждённому Иерусалиму на иврите, хотя чиновники еврейского царя Езекии и просят его говорить по-арамейски, ведь они понимают арамейский язык. Почему просят?
Пророка Иеремию Бог уполномочивает пророчествовать народам. На каком же языке, интересно? На иврите? Если Иерусалим осаждён на этот раз как раз Вавилонской империей?
На каком языке Бог называет царя Кира своим Христом? Понятно, что Исайя всё это описывает на иврите, - но как это было доведено до самого Кира? Путём перевода Книги Исайи с иврита? Или Бог выучил язык Кира и сам ему сказал?
На каком это языке Иона проповедовал в Ниневии, что вся Ниневия покаялась? На иврите разве?
Даниил и другие отроки в Вавилоне целенаправленно учились книгам и языку халдейскому. Вот ведь: как просто взять и выучить иностранный язык. Что ж при строительстве башни в Вавилоне они не выучили языки друг друга?
Или как просто: взять и вписать в ивритскую библию исповедь Навуходоносора на арамейском языке.
Эсфирь прекрасно общалась со своим мужем-иностранцем. Не на иврите же Ахашверош с ней разговаривал!
Ну, и как быть с евреями, которые не знают свой родной язык? Которые родились за границей, говорят с детства на парфянском, мидийском, эламитском?.. на греческом? Которых евреи, живущие в Израиле, называют эллинами?
Которых вдовы даже в мессианском собрании Иисуса Христа были пренебрегаемы евреями в ежедневном раздаянии потребностей (не говоря уж о собраниях неверующих евреев)?
Иными словами, мог ли Бог не отреагировать на сложившуюся ситуацию разделения Израиля на иудеев и эллинов?
Отсюда и знаменитая формула апостола Павла: «В Иисусе Христе нет ни иудея, ни эллина».
Или нам, язычникам, считать, что Павел имел в виду не еврейских иудеев и еврейских эллинов, а еврейских иудеев и языческих эллинов?
То-то и оно, что сказано гениально и подходит всем. Содержание фразы адекватно её форме: для верующего действительно нет разделений, - хоть для верующего еврея, хоть для верующего язычника.
На Пятидесятницу говорение на языках было реализовано евреями для евреев. (И для прозелитов, что, собственно, одного поля ягода).
Можно было бы вслед за нашими мудрецами (Августином и Златоустом) подумать, что Бог и впрямь даёт говорение на языках как средство для проповеди евангелия (ну вот разучились современные мудрецам евреи просто усердно учить иностранные языки, как их вышеперечисленные предки).
Если бы Лука (не зря же врач!) не описал бы заодно и симптомы при схождении святого духа, а с ним и дара говорения на языках: некоторые свидетели (насмехаясь) утверждали, что ученики напились сладкого вина. Так что Пётр был вынужден публично опровергнуть их свидетельство и заявить, что говорящие на разных языках ученики не пьяны!
Учитывая, что и Иеремия говорит о себе при пророчествовании, что он стал как пьяный, можно предположить, что схождение святого духа не только говорение на языках с собой приносит, но и опьянение. Опьянение без вина. (Или, если вспомнить Песнь Песней, опьянение, так сказать, вином губ любимого человека или не человека? а Бога?).
Но всё-таки о средстве ещё. Зачем же именно Корнелий стал говорить на языках? Кому и что он проповедовал, позвольте узнать?
Ведь перед ним стояли верующие из обрезанных. Зачем бы это Корнелий стал проповедовать евангелие, которое ему самому они сами только что и проповедовали?
А вот Лука объясняет это отличным от Августина и Хризостома образом: верующие евреи изумились, что дар святого духа излился и на язычников. В этой ситуации именно изумление требовалось, что и. А проповедь не требовалась.
Кстати, все уверены, что Корнелий понимал, что именно он произносит в момент схождения на него духа? Или, как пьяный не понимает, что он говорит, так и Корнелий?
Случай в Эфесе. Павел находит там 12 учеников и спрашивает у них, приняли ли они святой дух, уверовав.
Те отвечают, что даже и не слыхали, есть ли вообще святой дух.
(Все понимают вообще эту ситуацию? Павел, крещённый святым духом, говорит о святом духе с людьми, которые не крещены святым духом. Это, так сказать, разговор слепого с глухим. Павел слеп на их плотское мировоззрение, они глухи к его духовным вопросам. Теперь попробуйте говорю крещённым святым духом объяснить некрещённым святым духом святой дух, его дары, и вообще, как вы пьёте кровь Иисуса Христа и едите его плоть. То же самое с языками: расскажите им про языки, которые вы знаете, а они не знают!)
Во что же вы крестились, спрашивает их Павел.
В крещение Иоанна, отвечают.
Павел им на это: Иоанн крестил крещением покаяния, призывая верить в идущего за ним, то есть в Иисуса Христа.
(Вот в чём дело-то у Августина и у Златоуста! Крещением покаяния они крестились несомненно. Но им явно не хватало такого вот Павла, который бы спросил у них: а святой дух получили ли вы?
А почему Павла им не хватало? Потому что Диотреф завёл моду не принимать еврейских апостолов. Гораздо удобнее почитать евреев в виде портретов, чем в личном общении ртом ко рту. А отсутствие у себя даров святого духа списать на Бога: Бог-де больше не даёт дар языков. И оправдана премудрость её детьми.)
Услышав проповедь Павла, они крестились в господа Иисуса.
Павел возложил на них руки, на учеников снизошёл святой дух, и они стали говорить языками (и пророчествовать).
Опять вопрос: зачем же ученикам в Эфесе говорить языками, если проповедь Иисуса Христа (благодаря Аполлосу и Акиле с Прискиллой) благополучно распространилась по городу?
Или: почему ранее Аполлос не мог возложить руки на этих учеников?
Или: почему накануне отъезда конкистадоров в Америку Бог не излил на католиков святой дух с даром говорения на языках майя, ацтеков и инков?
Или зачем коринфской церкви дар языков, если Павел уже и сам дошёл с проповедью Иисуса Христа до Иллирика? Почему бы Богу этот дар не отменить ещё раньше, чем этим озаботились Августин с Хризостомом?
Значит, не в этом дело? Не в знании иностранных языков. Которые можно спокойно выучить в рабочем порядке, с учебниками и словарями.
А в чём?
Комментарий