
Ну вот, торжественная школьная линейка, белые банты и букеты гладиолусов позади. Родители могут вздохнуть спокойно: хлопоты по устройству ребенка в самую-самую школу позади, класс лучший. Впрочем, покой им только снится. Очень скоро в тысячах семей начнется нестареющее: «а почему не пять?».
У нас в стране с советских времен существует культ отличника. Давно уже не прокатывает «учится на четверки и пятерки». Четверок быть не должно! Сомнительна даже пятерка с минусом! «Мой ребенок может быть только отличником», сколько раз я слышала эти непреклонно-твердые интонации.
Ладно бы, если речь шла только о начальной школе: все же программа обучения в ней подразумевает овладение теми навыками, которые вполне под силу при некотором старании всем нормальным детям. То есть, в данном случае родители требуют от ребенка максимальной старательности. Хотя и здесь есть нюансы далеко не всегда учителя достаточно профессиональны в обучении этим навыкам, увы. Но зачем требовать сплошных пятерок в средней школе, когда идет естественная специализация ребенка? Тем более, в выпускных классах, когда необходимы дополнительные усилия в подготовке профильных для будущей профессии предметов? Нет, фраза «мы идем на медаль» произносится и воспринимается окружающими так, словно речь идет о медали «За спасение на пожаре».
Говорить о льготах для медалистов при поступлении совершенная бессмыслица. Посмотрите на статистику с советских еще времен и до сих пор: именно медалистов всегда старались «завалить» на экзамене или хотя бы занизить балл, чтобы заставить сдавать экзамены на общих основаниях. Естественно, если это не был «медалист, какой надо медалист» но это другая история. Преимуществами в хороших вузах всегда пользовались победители олимпиад так готовьтесь к ним, а не к медали. Нет, вместо этого тупая зубрежка ненавистных, трудно дающихся предметов ради сомнительного звания «круглый отличник».
Если бы родители, требующие от ребенка пятерок, знали бы, каково живется бывшим отличникам
У меня три диплома о высшем образовании: два «красных» и один «синенький» последний. В нем, правда, тоже сплошь пятерки, кроме одной тройки, полученной за спор с преподавателем. «Исправь!» советовали мне все. Я не стала: это стало первым шагом к нелегкому избавлению от синдрома отличника.
Я помню все экзамены в своей жизни. Трудно забыть, когда до истерики боишься: до экзамена что-то забыть, после него получить не пятерку. Никаких иных отметок не принимается. Не только на экзаменах вообще в жизни. Работа должна быть отличной и сделана на «отлично». Мало ли, что хвалят я-то знаю, где накосячила! Можно было лучше! Брак на «отлично» или никак. Ну, и Настоящая женщина все успевает и работать, и хозяйством заниматься, и детьми и раз до двух ночи не успела, то сама виновата. Кончается это срывом. Всегда. Поговорите с психотерапевтами у них бывшие отличники ходят в любимчиках.
Когда-то я поразилась, узнав, что на Западе талантливых детей учат особым образом их учат проигрывать. Для этого талантливого музыканта отдают в спортивную секцию, математика в поэтический кружок, гимнаста учат иностранным языкам. Неумение проигрывать, боязнь поражения это то, что тамошние психологи считают страшной вещью. И это в случае, когда ребенок отличник в чем-то одном. Заставлять его быть столь же успешным во всех областях такое им и в голову прийти не может.
Так что, требуя в очередной раз у своего ребенка пятерок, подумайте не отнимаете ли вы у него право на победы и поражения, на определение собственных пристрастий и стремлений, на оценку своих стараний, а не отметок, короче говоря, права быть счастливым и успешным человеком. Кстати, давно известно, что лучше всего в жизни устраиваются троечники.
Синдром отличника изводит российские семьи Рамблер-Новости
******************************
Что такое «синдром отличника»?
«Синдром отличника», это стремление к превосходству (прежде всего, в учебе) и завышенные требования к себе и другим. Возникает он по разным причинам, а именно:
1) «адреналиновая» зависимость от учебы-игры природные способности ребенка и его тяга к знаниям превращают учебу в увлекательную игру, в которой он становится постоянным «призером.
2) страх перед порицанием желание не огорчать родителей и учителей перерастает дисциплинированность, повышенное прилежание, стремление быть лучшим учеником;
3) комплексы неполноценности, в том числе и связанные с физическим недостатком, порождают и усиливают интровертность, которая приводит к тому, что больше времени человек посвящает учебе или, например, творчеству, чем общению со сверстниками;
4) повышенная потребность в достижениях, одобрении, признании.
Отличником могут руководить сразу несколько из указанных мотивов. Таким образом, время рождения синдрома отличника во многом это детство, поскольку самые яркие впечатления люди получают в «нежном возрасте».
По мнению Альфреда Адлера, одного из отцов психоанализа, к 10-12 годам у человека формируется самооценка и зависимость от представителей референтной группы тех, кто являет собой образцы для подражания. Вместе с этим у отличника складывается и определенный статус среди своего окружения, который обычно приводит к принятию роли уважаемого человека: отличники гордость класса, школы, семьи. У человека возникает ощущение безопасности, т. к. любая группа на инстинктивном уровне охраняет тех, кто может принести ей пользу. Даже школьные хулиганы понимают отличники могут подсказать на уроке, дать списать и пр.
Чем дольше человек сохраняет статус отличника, тем глубже укореняется его высокая самооценка. Собственно, синдром отличника начинается с нарастания стереотипов: «Я должен знать лучше других; я должен уметь лучше других; я должен сделать лучше всех!». Однако не задумывается, почему непременно должен и, собственно, кому.
Такое повышенное чувство долга порождает сверхактивность с мобилизацией всех нервных и физических ресурсов. На эмоциональном уровне деятельность отличника сопровождается позитивными ощущениями только тогда, когда удовлетворяется его потребность в признании.
В результате, как ни странно, трудно тому, кто лучше всего умеет учиться. Ведь при неудачах его уязвленное честолюбие не может компенсироваться проявлением других достоинств.
Как следствие такое патологическое проявление деятельной активности, как трудоголизм.
Однако, есть и сложности, с которыми зачастую сталкиваются как сами отличники, так и те, кто с ними работает. Перечислим наиболее распространенные из них:
1) завышенные притязания приводят к тому, что многие отличники торопятся компенсировать свои усилия по приобретению знаний и не видят стимулов в постепенном карьерном росте. Однако, как сказал американский менеджер Генри Блок: «Чтобы стать менеджером, нужно начать с самого низа; исключений из этого правила нет»;
2) чрезмерная требовательность (всех меряют по себе и возмущаются теми, кто не проявляет таких же способностей, рвения и энтузиазма) . В результате сложности во взаимоотношениях как с равными по положению, так и с начальниками и подчиненными. Бывает, что это портит психологическую атмосферу во всем коллективе;
3) высокая обучаемость может приводить к бесконечным увлечениям новыми знаниями и экспериментам, лихорадящим коллектив;
4) комплексы, толкающие на достижения, нередко уживаются со «звездной болезнью». Если руководитель или сотрудники пытаются «поставить на место» такого человека, то могут вызвать у него депрессию;
5) отличник-звезда на руководящей должности, верящий в свою непогрешимость, может злоупотреблять авторитарным стилем управления;
6) излишняя самоуверенность влечет и еще одну опасность переоценку собственных сил, приводящую отличника-начальника к повышенным и неоправданным рискам и авантюрам.
Обычно отличники это сложные личности, и работать с ними непросто. Еще Аристотель пришел к выводу: «выдающаяся душа не чужда безумия». Однако при правильном отношении к ним и умении выстроить работу, они, безусловно, показывают великолепные результаты.
Комментарий