
Раньше, сначала в бытность неверующим, а потом протестантом, я толком не понимал, что такое монашество и зачем оно нужно. Оно представлялось мне неким абсурдом, пережитком прошлого, анахронизмом, чуть ли не средневековой дикостью. Ну согласитесь, к чему оставлять все ради Бога, когда достаточно 'просто' оставить грехи, и спокойно жить в свое удовольствие, то есть я хотел сказать - служить Богу в мире сем? Теперь, когда я, кажется, начинаю понемногу понимать, кто такие монахи, и восхищаться самим этим явлением, я параллельно перестаю понимать, кто такие... миряне. Ну и конечно, по осознании этого, подлинные монахи мне представляются гораздо более счастливыми (а не унылыми, как мне казалось прежде) людьми, нежели прочие, поскольку они счастливы настоящим счастьем - не суетным, преходящим и призрачным, но вечным.
Так кто же такие монахи? Сам факт того, что человек оставил мирскую жизнь и привычный уклад ради высшей цели, хотя и похвален с т.зр. христианства, но еще ни о чем не говорит. Потому что монашество, как утверждают святые отцы, есть не цель жизни христианина, а средство достижения этой цели. Цель же заключается во Христе - в достижении богоподобия, в совершенстве. По сути, аналогичная цель стоит перед всеми христианами - все мы равно призваны к совершенству.
Однако не все прилагают одинаковое усердие к достижению последнего. Одни - верующие из числа так называемых мирян - стремясь к этой цели, тащут за собой тяжелый мешок мирских дел, занятий и проблем, другие - монахи - разумно решают идти налегке, чтобы пройти путь быстрее. В принципе, нельзя ни осуждать первых, ни прославлять вторых. Каждый сам решает для себя, как ему удобнее идти ко Христу - лишь бы шел. Одно можно сказать наверняка: тот, кто решает идти налегке имеет неоспоримое преимущество перед несущим груз. В большинстве случаев, первый гораздо дальше продвинется в своем христианском пути, нежели второй. Впрочем, если первый решит, вместо того, чтобы идти к намеченной цели, пользуясь отсутствием груза, просто расслабиться и остаться на месте, то второй - при должном усердии - даже таща мешок обгонит его.
Так что суть не в том, кто что оставил ради достижения заветной цели, а в том, кто насколько ее достиг. И, конечно, в этом смысле у монаха огромное преимущество. Его можно уподобить спортсмену-профессионалу, который всю жизнь посвятил достижению единственной цели в жизни. А мирянин, даже самый достойный, по сути спортсмен-любитель, поскольку помимо этого занятия у него есть масса других. Для него самый вид спорта, которому он посвящает только часть времени, есть хобби, дополнение к основной работе. Если же он решит перейти в профи, то должен будет, подобно монаху, оставить все, дабы сконцентрироваться на главном. Ну и конечно это "главное" у христианина и спортсменов сильно отличается.
Монах - это, по сути дела, обыкновенный христианин, который всерьез и буквально воспринял слова Христа о том, что следующий за Ним должен оставить все. Раньше - до появления монашества - такими были многие христиане, жившие в миру, но бывшие не от мира. Однако после того, как христианство было объявлено государственной религией Рима, и к нему примкнули массы формальных "христиан", те, кто по-прежнему желал жизни с Богом, стали удаляться от мира и основали первые монастыри. Так что появление такого феномена как монашество, стало ответом Церкви на обмирщление такого феномена как христианство. И последнее выжило не в последнюю очередь благодаря монашеству - ну а в первую, разумеется, благодаря Христу.
Комментарий