
Пожалуй, один из наиболее характерных и известных новозаветных образов есть образ так называемого "благоразумного разбойника", а также его неблагоразумного визави, распятых по обе стороны Христа. По сути, эти два разбойника символизируют и обобщают все человечество, разделившееся в своем отношении к жизни, вере и Богу. И хотя оба в равной мере были преступниками, за которыми тянулся шлейф соответствующих дел, все-таки в глубине души они были разными, и как выяснилось, диаметрально. В крестный час - момент истины, наступивший для обоих накануне неминуемой смерти, сущность каждого раскрылась во всей полноте.
Один, страдая от невыносимой боли и истекая кровью, злословил Христа, говоря: "Эй Ты, Сын Божий, спаси себя и нас, сойди с креста" и подобными словами. Другой же, страдающий не меньше, неожиданно вступился за Христа, упрекнув своего товарища: "Неужели ты совсем не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы страдаем заслуженно, а Он ничего достойного смерти не совершил." И добавил: "Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Отца Твоего". И за эти по сути три слова - слово заступничества, слово покаяния и слово веры, благоразумный разбойник первым из смертных удостоился сих слов: "Истинно говорю, ныне же будешь со Мною в раю".
Эти два архетипа разбойников не просто символизируют, но содержат в себе все человечество и каждого человека в отдельности. Одни из нас, особенно в трудные минуты, проклинают Бога (как Ты мог допустить?), притом - вот парадокс - Того Бога, в Которого на самом деле не верят, хотя и знают в глубине души, что Он есть (ибо невозможно проклинать несуществующее). Другие, напротив, признают, что заслужили случившиеся своими грехами, и потому каются, обращаются от злых дел, и становятся буквально другим людьми, уверовав и возложив упование на Бога, и отныне посвящая жизнь служению ближним. То есть, одно и то же событие - крест - произошедшее в жизни двух разных людей (а все мы без исключения - разбойники в свете Божьей правды), в одних вызывает смягчение сердца и покаяние, тогда как в других - ожесточение и ненависть к Богу.
Обычно христианство повествует/проповедует об одном Кресте - Христовом. Но в данной евангельской истории мы наблюдаем сразу три креста, каждый из которых по-своему важен и символичен. Так, для одного распятого, раскаявшегося и принявшего свой крест - крест из орудия смерти стал средством воскресения. Такой крест дается человеку Богом не как наказание, но ради вразумления, когда все остальные - более мягкие - средства ко спасению исчерпаны или не действуют. Второй крест, на котором был распят неблагоразумный разбойник, посылается в наказание за грехи, как справедливое возмездие. Он также мог бы послужить человеку во спасение, но человек сам отвергает его. И, наконец, центральный крест - Крест Христов, есть крест любви, символ самораспятия святых во имя служения Богу. Этот крест - не наказание и не средство вразумления. Он - величайшая награда для тех, кто всецело посвятил себя Богу. Этого креста удостаиваются очень и очень немногие, единицы, которых Церковь по праву именует святыми. Это те люди, которые, согласно Св.Писанию, "будут судить мир".
И вот три одинаковых на вид страшных креста, но у каждого свой смысл и свое предназначение. Один крест - просто орудие смерти, другой - средство спасения для достойно приемлющего его, и наконец третий и главный Крест - символ беспредельной и самоотверженной любви Творца к своим заблудшим детям. Такой любви, которая повела Бессмертного на смерть, и Блаженного - на невыносимую муку. И в мире нет никакого другого символа, кроме этого третьего Креста, который был бы выше, прекраснее, недосягаемее и желаннее его для святых. Распятый на этом кресте принес себя в жертву людям - ради их спасения.
Кроме того, понятие "креста" содержит очевидный ответ на извечно волнующий человечество, и особенно верующих, вопрос, заданный Христу еще апостолами: "Господи, кто же может спастись?" Тот, кто i) принимает все происходящее с ним в жизни со смирением как ниспосланное от Бога ради его вразумления и спасения, ii) кто кается и признает себя виновным перед Богом и достойным казни, iii) кто, несмотря ни на что, не отчаивается в своем спасении по причине множества совершенных беззаконий, но возлагает надежду на безграничное милосердие и любовь Божью, веруя, что никакой грех, если мы в нем искренне раскаиваемся, не в состоянии отлучить нас от любви Христовой, и что любовь Божья сильнее любого греха. Таким образом, спасительный крест включает в себя три основные элемента: смирение, покаяние и веру. И стяжавший их, вне всякого сомнения, спасется, кто бы он ни был и что бы не совершил в прошлом. Ибо "нет греха не прощаемого, кроме нераскаянного".
Таким образом, три креста символизируют три пути, предлежащих человечеству, по одному из которых идет, сам возможно того не ведая, каждый из нас. Это - путь смерти, путь спасения и путь совершенства. Выбор же того или иного пути, как учат святые, всецело зависит от нашего произволения, тогда как способность пройти по нему до конца - есть исключительно дар Божий.
Комментарий