Церковный национализм

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • paveletsky
    the млянин

    • 20 May 2002
    • 4533

    #1

    Церковный национализм

    Н.А. Бердяев
    Вселенскость и конфессионализм


    Мы живем в универсалистическую эпоху, эпоху мировых объединений, религиозных, культурных, интеллектуальных, экономических, политических. Мировые организации, конгрессы, съезды, разнообразные международные встречи являются симптомами этой повсюду обнаруживающейся воли к сближению и объединению. Это началось после кровавого раздора мировой войны. Мир все еще терзают яростные национальные страсти. Грех и болезнь национализма все еще искажают христианские исповедания. Ужас возможности новой войны все еще мучит европейские народы. Но никогда еще не было и такой тоски по единству, такой жажды преодоления партикуляризма и обособленности. Эта мировая тенденция обнаруживается и в жизни христианских церквей. Вопрос экуменический стал для христианского сознания вопросом дня. Христианский Восток выходит из состояния вековой замкнутости и Христианский Запад как будто бы перестает себя считать единственным носителем истины. Много пишут и говорят о сближении разорванных частей христианского мира, о соединении Церквей. Начинают остро сознавать, что разделение и раздор внутри христианства есть великий соблазн перед лицом мира нехристианского и антихристианского. Но существуют ли благоприятные психологические предпосылки для сближения и соединения? Это первый вопрос, который мы должны поставить. Вопрос о преодолении разделения, о вселенском единстве христианского человечества мало должен беспокоить тех православных, католиков и протестантов, которые чувствуют совершенное довольство своей конфессией, видят в ней полноту истины и полагают ее единственной верной хранительницей христианского откровения. Нужно почувствовать беспокойство и недовольство, сознать исторические грехи своей конфессии, испытывать неполноту и потребность восполнения, чтобы загореться экуменическим движением. Нужно почувствовать наступление новой мировой эпохи, сознать новые задачи, стоящие перед христианством, чтобы преодолеть провинциализм конфессии. Не для всех христиан существует так называемая экуменическая проблема, многие считают ее ложной проблемой. Самая постановка проблемы предполагает существование греха не только личного, но и греха церквей, в их человеческой, конечно, стороне. Экуменическая проблема есть не только проблема христианского единства, но и проблема христианской полноты. Но к полноте стремится лишь тот, кто сознает неполноту, кто нуждается в восполнении. Слишком многим еще христианам их провинциальный кругозор представляется кругозором вселенским. Особенно сложен и труден вопрос о католиках. Католикам официально запрещено принимать участие в экуменическом движении, они не посылают своих представителей на конгрессы и съезды. Отдельные католики движению сочувствуют, участвуют в частных интерконфессиональных кружках и собраниях. Но католическая церковь имеет свое веками выработанное отношение к проблеме вселенскости, и католическая психология сопротивляется новым формам движения к вселенскости. Вселенское единство католическая церковь признает основным своим свойством, изначально ей присущим, и от него принимает она свое наименование. Тоскующим по единству и вселенскости она говорит: приходите к нам, и тоска ваша утолится, ибо мы имеем то, чего вы ищете. Экуменическое движение для католической церкви есть не что иное, как движение к воссоединению с католической церковью. Католическое сознание считает естественным беспокойство и недовольство у схизматиков, отделившихся от вселенской церкви, но не допускает его для католиков, пребывающих в лоне церкви, знающих полноту и единство. Есть, конечно, католики, которые мучатся разделением христианского мира и испытывают беспокойство, но не они определяют католическую политику в отношении к экуменической проблеме. Нужно, впрочем, сказать, что не только для католиков, но и для всякого человека, видящего в своей конфессии абсолютную полноту истины, остается лишь вопрос о личном обращении других в эту конфессию. Католики понимают под соединением церквей присоединение к католической церкви. Но также и православные понимают под соединением церквей присоединение к православной церкви. Ярко выраженные протестанты, видящие в католической и православной церкви языческие и магические элементы, ждут личного обращения к церкви Слова Божьего. Так, школа Карла Барта, самое интересное течение религиозной мысли современной Европы, совсем не благоприятна для экуменического движения и равнодушна к нему. Это определяется ее протестантским пафосом, ее возвращением к истокам реформации. Но большая часть протестантов, особенно мира англо-саксонского, настроена иначе. Экуменическое движение зародилось в недрах протестантизма. Если для православных и католиков само словосочетание "соединение церквей" неточно и двусмысленно, ибо они верят в существование единой видимой церкви, то для протестантов оно возможно, ибо едина для них невидимая церковь, видимых же церквей может быть много, столько же, сколько христианских общин. Для православных участие в возникшем движении легче, чем для католиков, православные гораздо свободнее католиков, но труднее, чем для протестантов, ибо и для православных существует единство видимой церкви с догматами и таинствами.

    Важнее всего сознать, что церковь есть богочеловеческий процесс, взаимодействие Божества и человечества. В истории церкви действует не только Бог, но и человек. И человек вносит в жизнь церкви как свою положительную творческую активность, так и активность отрицательную, искажающую. Человек наложил свою печать на историю всех церквей и всех конфессий, и он всегда склонен принимать свою собственную печать за печать Божества. За преданием, за традицией, не только православной, католической, но и протестантской, ибо есть и протестантская традиция, всегда скрывается человеческая активность. И эта человеческая активность не только развивала то, что, как семя, было заложено в Божественном Откровении, но и часто заменяла собой Божественное Откровение. Так сплошь и рядом в истории церкви Евангелие было заслонено и задавлено человеческим преданием. Слишком часто новому человеческому творчеству противопоставляли не самое Божественное Откровение, а окостеневшие уже результаты старого человеческого творчества. Человеческое творчество и активность прошлого иногда оказываются инерцией, мешающей человеческому творчеству и активности настоящего. Мы это постоянно видим в истории христианства. Требование охранения предания отцов и дедов часто бывает неверностью отцам и дедам, которые в свое время творили новое. Живое предание не только сохраняется, но и творится дальше. Нельзя ничего понять в религиозной жизни, если не помнить все время, что откровение двучленно и предполагает не только открывающегося Бога, но и воспринимающего откровение человека. Человек в восприятии откровения не может быть подобен камню или куску дерева, он активен. Когда человек слушает Слово Божье, - любимое выражение бартианства, - он не может быть пассивен, он всегда имеет творческую реакцию в самом слушании, всегда есть активное осмысливание слушающего. Восприятие откровения есть уже и ответ на него. Поэтому элемент божественного и элемент человеческого в жизни церкви, в христианской истории так перемешаны, что их очень трудно различать и разделять. Абсолютных гарантий чистоты божественного элемента, не усложненного элементом человеческим и не искаженного им, почти и быть не может. Такая гарантия была бы отрицанием человеческой свободы. Католики ищут этих гарантий в непогрешимом авторитете папы, - протестанты - в авторитете Священного Писания, православные - в соборности и в Церковном предании. Но в этих исканиях гарантии не выходят из порочного круга, ибо авторитет папы существует лишь до тех пор, пока вера католиков, вера человеческая, наделяет папу этим авторитетом, ибо само Священное Писание, слово Божие проходит через человеческую стихию, выражено на человеческом языке и передано нам Церковным Преданием, ибо соборность церкви предполагает человеческую свободу и вне этой свободы не существует самого предания. Учение Хомякова о соборности имеет преимущества, ибо в нем сознательно поставлена в центре идея свободы, а не идея авторитета. А Достоевский признал даже идею авторитета антихристовым соблазном.

    Вопрос сложен потому, что не только все искажающее, извращающее и греховное в жизни церковной происходит от человеческого элемента, но от него же происходит и все творческое, обогащающее и развивающее. Человеческая активность прошлого, человеческое предание часто мешают разрешению задач, поставленных нашей эпохой, но эти задачи могут быть разрешены лишь новой человеческой активностью, лишь зачинанием нового предания. Человеческий элемент, со своими активными реакциями индивидуализирует христианское откровение, преломляет в национальных типах мышления и национальных типах культуры, соединяет и сращивает с формами национально-политическими. Вселенская истина христианства по-разному воспринимается и дает разные типы на Востоке и Западе, в мире латинском, германском или англо-саксонском. Мы не знаем типа христианства, который не был бы человечески индивидуализирован. Эта индивидуализация сама по себе есть положительное обогащение и благо. В доме Отца обителей много. Человеческим грехом является не индивидуализация, а разделение и вражда. Если бы не было разделения церквей, то все равно было бы огромное различие между типом христианства Восточного и типом христианства Западного. Это различие было огромно между восточной и западной патристикой, когда церковь была еще едина. Если Индия и Китай станут христианскими, то они создадут новый индивидуализированный тип христианства, отличный от восточного православия, и от западного католичества и протестантизма. Вы не убедите индусов или китайцев, ставших христианами, что античная греко-римская культура с Платоном, Аристотелем и стоиками есть необходимая составная часть христианского откровения. У них была своя древняя мудрость, были свои великие философы, и они останутся им более близкими, чем Платон и Аристотель. Это должно быть отнесено к человеческому, а не божескому элементу. Наше христианство было до сих пор почти исключительно христианством народов средиземноморской, греко-римской культуры. Такова была человеческая почва, воспринявшая христианство. Правда, почва эта сформировалась в эллинистическую эпоху, которая была универсалистической, но это все же была усложненная восточными влияниями греко-римская культура. На Востоке влияла, главным образом, греческая культура, на Западе - латинская. На одних влиял, главным образом, Платон и неоплатонизм, на других - Аристотель и стоики. Но если мы верим в абсолютность христианства, то мы не можем его считать религией средиземноморской, греко-римской. Необходимо различать христианское откровение от типов цивилизации и типов мышления, в которых оно преломилось. И вот это различие недостаточно делают все конфессии. Уж если Аристотеля сделали неотрывной частью христианского откровения, если томисты признают исповедание философии Аристотеля необходимым условием для правильного восприятия откровения, то значит человечески-партикулярное было принято за божественно-универсальное. Человеческий элемент, человеческая стихия превращают абсолютное христианское откровение в конфессии, в которых вселенскость всегда ущемлена. Бесспорно, народы, цивилизации и конфессии имеют свои специальные дары и миссии. Но сознание этих даров и миссий не должно парализовать вселенского сознания. Типы национальные и типы цивилизаций, характер мышления и различие формулировок разделяют более, чем сами религиозные реальности и сама истина откровения, чем духовная жизнь.
    мой ЖЖ
    http://paveletsky.livejournal.com/
  • paveletsky
    the млянин

    • 20 May 2002
    • 4533

    #2
    Когда ставится проблема христианской вселенскости, то нет ничего труднее, как определить, что принадлежит в конфессии элементу человеческому и психологическому, типу мышления и культуры, национальности и политики. И дальше есть большая трудность в разграничении в этом индивидуализирующем человеческом элементе того, что есть положительное многообразие, творчество и богатство, от того, что в нем есть источник самодовольства, ограниченности, разделения и вражды к другим. Конфессия, всякая конфессия, есть историческая индивидуализация единого христианского откровения, единой христианской истины. Поэтому никакая конфессия не может быть полнотой вселенской истины, не может быть самой истиной. Конфессия есть категория историческая и она определяется исторической стороной богочеловеческого религиозного процесса. Конфессия есть исповедание веры в Бога человеком, а не полная истина, открытая Богом. И человек накладывает сам границы на свое исповедание веры в Бога. Верующий имеет непреодолимую склонность видеть теофанию в том, что он сам вложил в исторический религиозный процесс. Его собственные деяния представляются ему как объективная, извне ему открывшаяся истина. Национально-исторические вероисповедные особенности представляются объективными данными откровения. Церковный национализм, хотя бы он был так широк, как латинство, есть все еще непреодоленное внутри христианства язычество. Христианин не может не верить, что существует вселенская церковь Христова и что в ней есть единство, полнота и богатство. Но она лишь частично, неполно актуализована в истории, многое в ней остается в потенциальном состоянии. Конфессия со своей сращенностью с национальными и политическими формами, со своей ограниченностью известным типом мышления и известным стилем культуры не может претендовать быть совершенной актуализацией вселенской церкви, совершенным выражением единства и полноты. Но никакая конфессия в своем человеческом элементе не может претендовать быть носительницей полноты и чистоты православности, католичности и евангеличности. Конфессия всегда ограничена и часто бывает закостенелой, препятствующей движению духа. Никакая поместная православная церковь не может претендовать быть носителем и выразителем полноты православности. Существует православная церковь как истинная вселенская Церковь, но это не есть русская или греческая церковь, в которых православие ущерблено. Римская католическая церковь не может претендовать быть носителем и выразителем полноты католичности. И многочисленные протестантские церкви не могут претендовать быть носителями и выразителями полноты и чистоты евангеличности. Люди очень часто принимают свою гордость и самодовольство за верность истине. Но верны они бывают не столько истине, сколько себе и своей ограниченности. Истина лежит гораздо глубже и гораздо выше. Официальная католическая церковь имеет претензию быть носителем полноты и вселенскости. И во имя этого своего вселенского сознания она эксклузивна, она отталкивается от общения со всем остальным христианским миром. В действительности, она есть партикуляристическая, римская церковь, носящая на себе печать известного типа человеческого мышления, человеческой цивилизации, печать человеческой расы, расы латинской. Эта церковь огромная, большого стиля, с великим культурным прошлым, объемлющая все части света, но она есть лишь часть, принимающая себя за целое. В ней партикуляризм наиболее мнит себя универсализмом. Именно католическое сознание в своей классической системе томизма почитает свою церковь в истории вполне актуализированной, т. е. совершенной, и не хочет допустить ничего потенциального, еще требующего актуализации. Это вполне согласуется с томистской интерпретацией аристотелевского учения о потенции и акте. Православное сознание скорее может допустить потенциальность в церкви, еще требующую актуализации. Это определяется пониманием церкви, как живого духовного организма, или богочеловеческого процесса. Это и есть соборность, понятие, чуждое западному христианскому сознанию.

    Но не ведет ли нас признание ограниченности всякой конфессии и невозможность увидеть в ней вселенскость к интерконфессионализму? Многие и понимают экуменическое движение как движение к интерконфессионализму. Я же склонен думать, что интерконфессионализм есть заблуждение и опасность для экуменического движения. Протестантские организации нередко выставляют принцип интерконфессионализма и в нем думают объединить все конфессии и церкви. Но интерконфессионализм менее всего может быть признан вселенским. Интерконфессионализм не есть обогащение, а обеднение, не конкретная полнота, а отвлеченность. Интерконфессионализм не богаче и полнее, а беднее и ущербнее конфессии. Это есть равнение по минимуму. Интерконфессиональное христианство есть христианство отвлеченное, в нем нет конкретной полноты жизни. Сторонники интерконфессионализма предлагают христианам объединяться на отвлеченном минимуме христианства, например, на вере в божественность Иисуса Христа, отбросив все, что разделяет. Но таким путем ничего нельзя достигнуть в религиозной жизни. Религиозная жизнь совсем не походит на жизнь политическую, в ней невозможны блоки, основанные на том, что я тебе уступлю то-то, а ты мне уступи то-то. Вера может быть лишь интегральной, целостной, в ней ничего нельзя уступить. Тогда только она жизненна, тогда только она может вдохновить к активности. Если у меня в качестве православного есть культ Божьей Матери, то я не могу делать вид, что я забыл об этом во имя соглашений с христианами, которым этот культ чужд. Вселенскость есть полнота и она не достигается путем отвлечения, путем сложения и вычитания. Воля к вселенскости есть воля к большей полноте и богатству и лишь в этой полноте и богатстве можно мыслить воссоединение христианского мира. Экуменическое движение можно мыслить интерконфессиональным лишь в том смысле, что в нем встречаются и совместно работают представители разных конфессий, что оно есть сотрудничество конфессий. Но это совсем не значит, что сама конфессия внутри делается интерконфессиональной, что интерконфессиональным делается верующий православный, протестант или католик. Такой интерконфессионализм означал бы равнодушие. Поэтому говорить нужно не об интерконфессионализме, а о сверхконфессионализме, о движении к сверхконфессиональной полноте. Вселенскость достижима через движение вверх и в глубину, через выявление полноты внутри каждого религиозного типа. Христианский мир един на глубине и на высоте, на поверхности же он безнадежно разъединен. Но движение к интерконфессионализму двигается по поверхности. Движение же к сверхконфессиональности есть движение в глубину и высоту. Мы хотим восполнить свою ущербность. Интерконфессиональное христианство есть ущербное, самое отвлеченное, умаленное и потому не к нему мы должны двигаться. Лишь оставаясь в своей конфессии, но углубляясь и возвышаясь, переходя с плоскости, на которой сталкиваются исторические конфессии, в более духовный план, я могу надеяться достигнуть сверхконфессиональной полноты. Православный в глубине, в подлинных реальностях, может встретиться с католиком и протестантом. Глубина христианской мистики встречается с глубиной мистики нехристианских религий. На поверхности нас разделяют доктрины и формы мышления, расовые психологии и формы церковной организации. В глубине мы соприкасаемся с самим Христом, а потому друг с другом. И это совсем не есть бескровный интерконфессионализм. Это есть движение к полноте.

    Невозможно отказаться от истины, в которую веришь, и ничего нельзя в ней уступать. Конкретная интегральная истина неделима. Но не следует считать себя уже носителем этой истины. Никто не может претендовать на то, что он или его религиозная община вполне актуализировали полноту вселенской истины. Она не только в жизни, но и в мысли не вполне актуализирована. Не только отдельный человек, но и всякое религиозное сообщество нуждается в восполнении и всегда бывает виновно в самодовольстве, во вражде к другим, в принятии части за целое. Религиозная христианская жизнь бесконечна по своим задачам и не может быть вмещена ни в какие конечные формы. Между тем как все исторические конфессии стремятся к закреплению конечных форм, в которые хотят вместить полноту истины. Вселенскость же есть бесконечная задача, не вместимая ни в какие конечные формы. Христианство есть не только откровение истины, но и откровение любви. И фанатически преданный своей конфессиональной истине нередко грешит против любви. Он не верен Христу, который есть не только истина, но также любовь, как путь и жизнь. Только соединение истины и любви может раскрыть путь христианского единения. Законническая преданность истине сама по себе может вести к ненавистническим чувствам и разъединению. Исключительная же вдохновленность любовью, сопровождаемая равнодушием к истине, делает расплывчатой и неопределенной самую цель христианского единения. Необходимо делать различие между православием, как вселенской церковью, в которой должна быть полнота истины, и православием, как конфессией, на которой неизбежно лежит печать человеческой ограниченности. Я могу видеть в православии самую большую истину и потому хотеть до конца в нем оставаться. Но это не должно мешать мне видеть исторические грехи и вину православия и греко-византийского, и русского. И таких грехов не мало - ложное отношение церкви к государству, приводившее к порабощению церкви государством, церковный национализм, обрядоверие, в которое нередко впадал православный мир, недостаток активности, активной христианизации жизни, подавление элемента евангельского элементом сакраментально-литургическим, замкнутость в себе и вражда к западному христианскому миру. Самое слово православие значит исповедание истины. Но национальные православные церкви Востока не являются носителями этой полной истины. Православным и, в частности, нам, русским православным, подобает признать, что православие хранило древнюю истину, но очень мало и плохо ее осуществляло, очень мало сделало для воплощения ее в жизнь и не только в жизнь, но даже в мысль. Западное христианство гораздо более себя реализовало и актуализировало. Быть может, потому ему чаще представлялся соблазн изменить самой истине. Но истина открыта нам не только для того, чтобы мы ее ревниво хранили, она открыта нам для творчества жизни. Истина не есть мертвый капитал, она должна приносить проценты. Истина, которая себя не реализует в динамике жизни, становится мертвой, перестает быть путем и жизнью. Бесспорно, истина православия была духовным источником жизни русского народа. Она породила образы великих святых. Она формировала души. Но реализация не была пропорциональна размерам данной истины. Христианский Запад, быть может, слишком себя актуализировал, до надрыва сил, христианский Восток - недостаточно. Я убежден, что в православии большая догматическая истина, чем в католичестве и протестантизме, что в нем даны бесконечные возможности, именно вследствие его недостаточной актуализированности, что в нем разлит дух свободы. Но это не мешает сознавать грехи православного мира и ограниченность его. И на Западе существуют не только конфессии, как часто думали православные. На Западе есть подлинный христианский духовный опыт, очень богатый и многообразный, и мы многому должны учиться у христиан Запада. Но и западный христианский мир должен признать значительность и богатство духовного опыта у христиан Востока. Он также нуждается в восполнении и не всем владеет. Только такая взаимная настроенность может быть благоприятна для христианского сближения и единения.
    мой ЖЖ
    http://paveletsky.livejournal.com/

    Комментарий

    • paveletsky
      the млянин

      • 20 May 2002
      • 4533

      #3
      Мы не можем претендовать на создание в ХХ веке вселенской церкви своими человеческими силами. Если вселенской церкви никогда не было, если она не ведет своего начала от Иисуса Христа, то ее никогда и не будет. Конгрессы, конференции, интерконфессиональные объединения могут быть символом возникновения нового вселенского духа среди христианского человечества, но они не могут претендовать на создание церкви, которая, наконец, впервые будет подлинно вселенской. Экуменическое движение, заслуживающее самого горячего сочувствия, имеет свои опасности, которые нужно осознать. В прошлом попытки уний между католичеством и православием носили совсем внешний характер, церковно-правительственный, и совершались без внутреннего духовного единения. Эти унии обыкновенно приводили к обратным результатам и вызывали еще большую вражду. Нигде нет такой вражды между православными и католиками, как в странах, в которых есть униатство. Очень характерно, что максимально отталкивают православных те католики, которые являются специалистами по восточному вопросу и по православию, профессионалы так называемого "соединения церквей". Самое выражение "соединение церквей" лучше было бы совсем отбросить, как неискреннее и неточное. Разделения церквей не произошло, произошло разделение христианского человечества. И вопрос стоит не в соединении церквей, а в соединении христиан, соединении христиан Востока и Запада, соединении христиан на Западе. С этого всегда следует начинать, с соединения христианских душ. Менее всего это достигается переговорами и соглашениями церковных правительств. Процесс сближения и объединения должен идти снизу, из глубины. Опасность формальных уний возникает тогда, когда католики стремятся к приобретению православного Востока. На этой почве стоял еще Вл. Соловьев, который был велик своей мукой об единстве, но точка зрения которого устарела. Сейчас экуменическое движение, в котором главную роль играют протестанты, стоит под другим знаком, и с ним связана другого рода опасность. Христианскую вселенскость иногда понимают слишком внешне, по преимуществу социально и морально. В нашу эпоху существует понимание христианства, как религии социальной и моральной. Такое понимание нередко можно встретить в мире англо-саксонском. Менее всего я склонен отрицать огромное значение социального вопроса для объединения христианского мира. Наоборот, я думаю, что социальный вопрос сейчас централен для христианского сознания. От изменения отношения христианства всех вероисповеданий к социальной жизни, от радикального осуждения христианами социальной неправды и требования осуществления правды Христовой и в социальной жизни зависит судьба христианства в мире. Именно на этой почве происходит объединение антихристианских сил. Христиане не должны уступать врагам христианства прерогативы борьбы за социальную справедливость, за улучшение положения рабочих классов. Но христианство не есть социальная религия, и основы христианства не социальны и не моральны, а мистичны и духовны. Забвение мистической стороны христианства и обращенности его к вечности не могут привести к истинному единству и вселенскости. Литургическое движение нашего времени напоминает о мистических основах христианства. И в известной части протестантского мира, который вообще литургически наиболее ущерблен и обеднен, пробуждается литургическая жажда. Единство христианского мира будет достигнуто не на почве чисто социальной, а на почве духовного углубления внутри всех конфессий, на почве возрождения духовной жизни. В последние столетия христианская духовность ослабела, христианство, становясь внешним, подверглось влиянию рационализма и нередко обслуживало буржуазные интересы. Невозможно надеяться на то, что при упадочном и внешнем христианстве будет достигнуто большее единство и вселенскость. Задачи экуменического движения выполнимы лишь при наличии христианского возрождения. Но над нашим миром, пережившим кризисы и катастрофы, проносится дуновение новой христианской духовности. И с этим связаны наши надежды. Нельзя уже быть внешним, бытовым христианином, полухристианином, полуязычником. Требования, предъявляемые нашим временем христианской душе, страшно повысились. И происходит качественный подбор. Мечем разделяется подлинное от неподлинного, реальное от иллюзорного, божественное от того, что человек сам создал и выдал за божественное. Само христианство за ряд столетий очень секуляризировалось и должно произойти очищение христианства. Необходимо решить изнутри христианства проблемы, которыми мучится мир, христианство не может быть равнодушно к движениям мира. Но тогда лишь оно будет силой в мире и для мира, когда оно не будет зависеть от мира и не будет определяться миром.

      В мире происходит небывалая концентрация, объединение и организация антихристианских сил. Эти силы необыкновенно активны. И христианство, разделенное на части, на враждующие между собой конфессии, бессильно перед лицом антихристианской опасности, перед возрастающей дехристианизацией мира. Контраст объединенности, организованности и активности антихристианских сил и разделенности, дезорганизации и пассивности христианских сил не может не мучить христианскую совесть. Перед лицом могущественного врага, потребность христианского единства не может не быть сознана. Христиане сами во многом виноваты, христиане, а не христианство. Христиане сами должны были во имя Христа делать то положительное социальное и культурное дело, которое часто делали враги христианства. Они его не делали, или делали со страшным опозданием, или, что еще хуже, осуждали делающих. Почему христианские силы менее активны, чем силы антихристианские, вполне понятно, это объяснимо из самого христианского вероучения и мировоззрения. Христианство признает свободу человеческого духа и силу греха. Оно не может верить в разрешимость всех вопросов жизни внешней и принудительной организацией, в которую верит коммунизм. Именно христианская свобода затрудняет реализацию христианства в жизни. Это основной парадокс христианства. Материалистом легче быть, чем христианином. От христианина требуется несоизмеримо больше, а обычно исполняет он меньше. Но бывают эпохи, когда христианские души пробуждаются, когда активность делается неизбежной, вялость и инерция душ побеждаются. Мы вступаем в такую эпоху. Ответственность безмерно возросла. Мы не живем уже в уютном и спокойном христианском быту. Мы призваны к творческим усилиям. Экуменическое движение есть симптом пробуждения христианского мира, пока еще слабый. Но внутри всех конфессий и всех исторических церквей пробуждается это беспокойство и волнение. Все чаще и чаще происходят переходы за пределы замкнутой конфессии. Переходы из одной конфессии в другую носят чисто личный характер и они не решают экуменической проблемы, обыкновенно даже не ставят ее. Но люди, остающиеся верными своей конфессии, заболевают жаждой вселенского единства и полноты. Более углубленное и духовное понимание христианства должно ослабить конфессиональный фанатизм и самодовольство, оно переводит в иной план, чем тот, в котором разыгралась борьба разделенных и враждующих частей христианского мира. Необходимо решительно противоположить "мистику" "политике" в церкви, употребляя эти слова в том смысле, в каком их употребляет Шарль Пеги. Вся мучительность христианской истории определилась сращенностью церкви с "политикой". В раздоре и вражде огромное место занимала именно политика, которую можно вскрыть за всеми историческими религиозными преследованиями. И сейчас еще политический момент играет преобладающую роль в религиозной вражде, он вносится в догматические споры. Возрождение христианской духовности должно ослабить роли политического элемента в церкви. И этим должна раскрыться возможность нового и одухотворенного социального творчества в христианстве. Мы вступаем в совершенно новую эпоху и совсем по-новому должны ставиться проблемы единства и вселенскости. В старых постановках этой проблемы еще чувствовался партикуляризм и провинциализм исторической жизни церкви. Мы живем в революционную эпоху, и все исторические границы, казавшиеся вечными, сметаются. Вселенское христианство может быть актуализировано лишь при остром эсхатологическом чувстве жизни.

      Христиане думают, что их разделяет божественная истина. В действительности же разделяет их именно человеческое, человеческая душевная структура, различия в опыте и чувстве жизни в интеллектуальном типе. Объективируя свои собственные состояния, люди думают, что они борются за абсолютную истину. Но когда мы приходим к подлинным религиозным первореальностям, когда в нас раскрывается подлинный духовный опыт, мы приближаемся друг к другу и соединяемся во Христе. Православные имеют иное учение об искуплении, чем протестанты, и можно бесконечно спорить о том, чье учение более правильно. Но само искупление одно и то же, сама религиозная реальность едина. Православные имеют иное учение о почитании Божьей Матери, чем католики: они не приемлют догмата непорочного зачатия. Споры о догмате непорочного зачатия вызывают разделение и вражду. Но самый культ Божьей Матери, самый религиозный опыт один и тот же у православных и у католиков. Христианское сближение не следует ставить ни на почву схоластически-доктринальную, ни на почву канонически-правовую. Именно на этой почве произошли разделение и раздор. Сближение прежде всего нужно ставить на почву духовно-религиозную, внутреннюю. Внешнее от внутреннего пойдет, церковное единство от духовного единения христиан, от христианской дружбы. Объединяет прежде всего вера в Христа и жизнь во Христе, искание Царства Божьего, т. е. самая сущность христианства. Ищите прежде всего Царства Божьего, и все остальное приложится вам. Объединяться можно на самом искании Царства Божьего, а не на том остальном, что прилагается. Но в греховном христианском человечестве то, что прилагается, заслонило собой самое Царство Божие, и оно-то разрывает на части христианский мир. Идея Царства Божия в христианстве глубже, чем идея церкви, которая есть исторический путь к Царству Божьему. Идея Царства Божьего эсхатологична и профетична. На ней и должно быть построено единение. Это не минимум, а максимум, не абстракция, а конкретность. Перспектива достижения абсолютной полноты и абсолютного единства есть перспектива эсхатологическая, есть исполнение времен. Но исполнение времен совершается во времени еще.

      Экуменическое движение означает изменение внутри христианского мира, возникновение нового христианского сознаия. Православие может быть благоприятной почвой для экуменического движения и вступление православных в это движение может иметь огромное значение. Мир православный не участвовал в страшной исторической борьбе протестантов и католиков. Опыт интерконфессиональных собраний в Париже показал, что протестанты и католики легче встречаются на православной почве. Есть два понимания вселенскости - горизонтальное и вертикальное. Для горизонтального понимания вселенское единство означает охватывание как можно больших пространств земли, универсальную организацию всей поверхности земли. К этому пониманию склоняется католичество. Для вертикального понимания вселенскость есть измерение глубины, вселенскость может быть дана как качество каждой епархии. Это есть понимание православное. Оно более благоприятно для экуменического движения. Католики примут активное участие в этом движении в том лишь случае, если они откажутся от империализма в понимании вселенского единства христианства, если победят в себе империалистическую волю как соблазн и увидят вокруг себя не объекты воздействия, а субъекты. Это, может быть, самый важный вопрос в движении к единству. Без участия католиков движение не может быть полным по своим результатам. У протестантов есть другой соблазн, соблазн слишком большой легкости в достижении единства и вселенскости. Соблазн же православный есть соблазн изолированного и самодовлеющего бытия, безразлично к тому, что происходит с миром. У каждого есть свои соблазны. Почва для соединения может уготовляться человеческой активностью и направлением человеческой воли. И мы все для этого должны сделать. Но не человеческими силами совершится соединение, оно окончательно совершится действием Духа Святого, когда час для этого настанет. И во всяком случае, движение к этому центральному событию в судьбах христианства означает вступление в новую эпоху, когда излияние Духа Святого будет сильнее, чем было до сих пор.
      мой ЖЖ
      http://paveletsky.livejournal.com/

      Комментарий

      • Владимир Корчагин
        прельщаемый миром сим

        • 08 March 2001
        • 11302

        #4
        -что-то тебя, брат paveletsky, с чтением православных мистиков, смотря по твоим посдленим темам, понесло в перекосы исповедания веры и преданности Господу живому

        -брат,ведь слава Господу, у нас (во Христе) на всё и вся есть Универсальный измеритель - есть Иисус Христос, в т.ч. давший нам образец во всём
        -так вот, ты прикинь (измерь), брат,- всё это многокнижие надо ли Иисусу, Который готов воцариться и НА ЗЕМЛЕ, как на небе СЕГОДНЯ ЖЕ (да вот Его никто не зовёт на царство)?!
        -прикинь, все эти умстования нужны ли Царю царей? Царю, в Котором ныне, и среди христиан - мало кто нуждается,- а вот к философиям - и время, и тяга огромнейшие (хотя - на самом-то деле наше свободное время - та 1-я десятина, которая должна отдаваться Господу живому)?

        -ты все-таки посоветуйся с Ним Лично,- вот что-то Он тебе на твои философствования скажет?
        -вот ты спроси Его, нужны ли Ему православие, каталицизм или баптизм ил ещё какие-то разделения в Теле Его? - Или Ему сегодня же нужны христиане,- т.е. ныне преданные под руку Его реальные - на каждый день и час - ученики и порученцы Его, чтоб помогать Ему в Деле Его ("Освободить пленённых на свободу..."), чтоб с тем - при сотрудничестве их - избавить наконец-то человечество от оккупациии лукавого?

        -на то ли ты, тратишься, брат?
        -ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4.17), "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22.37).

        -с братской любовью и уважением
        "Боже, так, близко к боящимся Тебя спасение Твоё, чтобы обитала слава Твоя на всей земле (Пс.84.10)! Господи, помилуй. Господи, спасай. Боже, умоляем, яви Себя наконец-то на земле в Царстве Твоём,- покажи царям и народам, какая должна быть подлинная жизнь среди людей. Восстань наконец-то, Иисус, на Сионе с Иерусалимом Твоим Небесным. Погибаем. Зовём Тебя. Кругом смерть. Ей, гряди и не медли.
        Всё, что не нацелено в Пришествие Господа - это не христианство

        Комментарий

        • paveletsky
          the млянин

          • 20 May 2002
          • 4533

          #5
          Дорогой брат, Владимир!
          Совершенно согласен с вами в том, что живое слышание Бога и общение с Ним есть по сути единственное и непременное условие исполнения Его воли, т.к. сами мы не знаем, что нам делать, если Он не откроет. И именно поиск живого Бога, слышание Его слов в моем сердце путеводят меня по жизни. Согласен, статья написана не самым простым языком, но если постараться вникнуть в суть, то есть вглубь, отбросив все лишнее, то на этой самой глубине мы можем встретиться с Самим Христом. Мне кажется или вы действительно не прочли статью?
          И еще. Давно хотел вас спросить, каким именно образом вы слышите Бога (сердцем ли или разумом, духом) или только желаете слышать Его?
          С уважением,
          Павел
          мой ЖЖ
          http://paveletsky.livejournal.com/

          Комментарий

          • Владимир Корчагин
            прельщаемый миром сим

            • 08 March 2001
            • 11302

            #6
            -брат, ещё раз обращаю тебя к Иисусу - Ему, готовому воцариться сегодня же, да вот соработничествующих Ему ныне нет, они заняты чтением всяких раздумий - Ему (Господу) эти дела и философии, и многокнижие - нужны? - Ведь это же есть дела рук человеческих, которые все сгорят (2Пет.3.10) , и там (у Христа) более и не помянутся (ни авторы, ни книги эти пустые, отвлекающие от Господа и Дела Его), где самим этим авторам стыдно-престыдно будет - чем они занимались, отвлекая народ Божий от подлинных дел в вере...

            *
            И О СЛЫШАНИИ БОГА. Вот уж дествительно на что надо тратиться в 1-ю очередь ученикам Христа, реализуя для себя Ин.10:4,16,27 - ибо СВОИ ГОСПОДУ водимы голосом Его.
            Так вот, я уже раз 50, отвечая на этот вопросв форуме, давал ссылку на свид-во, размещенное в этом форуме, где всё достаточно подробно описано,- единственное, что надо особо отметить, что это дело не 2-х, 3-х дней или часов, это не для любопытства или наскока - это поглощенность пребыванием пред Господа - часами, до конца этой жизни...
            -итак, «Как Бог без проблем - говорит к Своим? Какими средствами? Какими способами??» см. по ссылке http://www.evangelie.ru/cgi-bin/ulti...?ubb=forum&f=7 - раздел «Статьи»

            -кроме того, на эту тему в разделе "Опыт веры в нашей жизни" отмечаю, как очень доходчивые - свид-ва моей жены (Марии), в т.ч. "О Духе пророческом", "О молитве" - но там полистать раздел надо (сейчас нет ссылок под рукой)

            -если будут вопросы, задавай. И если что, предлагаю общение емайлом: korinW@mail.ru

            -с братской любовью и уважением
            "Боже, так, близко к боящимся Тебя спасение Твоё, чтобы обитала слава Твоя на всей земле (Пс.84.10)! Господи, помилуй. Господи, спасай. Боже, умоляем, яви Себя наконец-то на земле в Царстве Твоём,- покажи царям и народам, какая должна быть подлинная жизнь среди людей. Восстань наконец-то, Иисус, на Сионе с Иерусалимом Твоим Небесным. Погибаем. Зовём Тебя. Кругом смерть. Ей, гряди и не медли.
            Всё, что не нацелено в Пришествие Господа - это не христианство

            Комментарий

            • Владимир Корчагин
              прельщаемый миром сим

              • 08 March 2001
              • 11302

              #7
              -paveletsky, только сейчас обратил внимание, что ты и сам поименовал себя не учеником Христа, а всего лишь бродящим философом, гуляющим своими путями
              -неужто ты не понимаешь, что Богу ни философы, ни философии, ни культура, ни гуманизм - не нужны? - ведь это всё отвлечение от Него и справление душевных побуждений... ведь это всё сгорит... а ныне всё это смердит своими мерзостными гниениями...
              "Боже, так, близко к боящимся Тебя спасение Твоё, чтобы обитала слава Твоя на всей земле (Пс.84.10)! Господи, помилуй. Господи, спасай. Боже, умоляем, яви Себя наконец-то на земле в Царстве Твоём,- покажи царям и народам, какая должна быть подлинная жизнь среди людей. Восстань наконец-то, Иисус, на Сионе с Иерусалимом Твоим Небесным. Погибаем. Зовём Тебя. Кругом смерть. Ей, гряди и не медли.
              Всё, что не нацелено в Пришествие Господа - это не христианство

              Комментарий

              • Владимир Корчагин
                прельщаемый миром сим

                • 08 March 2001
                • 11302

                #8
                -брат с большим уважением отношусь к тебе, наблюдая тебя на форуме не 1-й год,- и переживаю за тебя, ибо вижу, что ты периодически как бы нащупываешь какое-то верное направление в Господе, но потом, увы, ослабеваешь и не доходишь до конца.и подвисаешь в неопредлённости-незавершённости (потому и не зря, философ бродячий, как ты сам себя отрекомендовываешь)
                -понимаешь, брат, если бы ты слышал Бога (как ты про себя говоришь), то ты бы сознавал (1) ВОЙНУ и ДЪЯВОЛЬСКУЮ ОККУПАЦИЮ и видел множество наших братьев и сестёр, одурманенных сатаной,- (2) то ты сознавал бы, что ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА (несущее свободу человечеству от лукавого) НЕ БЫЛО ОТЛОЖЕННЫМ НИ ДЛЯ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ ХРИСТИАН; (3) то ты сознавал бы, что Господь - насущнейше, ежедневно - нуждается в тех, кто реально стоит с Ним плечом к плечу в этой войне за освобождение пленённых, т.е., брат, ЕСЛИ б ты слышал Господа своего, как Его раб и порученец на каждый день, всегда и во всём блюдущий Его интересы, ТО ТЫ сознавал бы Его актуальное-неотложное на сегодня и ТЕБЕ БЫЛО БЫ уже НЕ ДО философских ФИТЮЛЕК, не до неких рассуждений, которые не учитывают ни на йоту те громаднейшие факты, что я привёл тебе выше, которые злравомысленному чел-ку просто не позволили бы тратиться на эти пустые пред Господа живым статьи..
                -ибо, брат paveletsky, мы должны строго раз и навсегда - сознавать, что любая христианская статься, любая доктрина, любая проповедь, говорит ли она о фанатизме ортодксии или об экумении, или о «глубинах» православия,- есть не от Бога, если она тут же НЕ ЗАМЫКАЕТ читающих на Иисусе живом (воскресшем), сегодня к Своим говорящем, сегодня Своих возглавляющем,- ибо Иисус, имей бы Он шанс действительно руководить всеми теми, кто ныне носит имя «преданных Его», давно бы всё и разрулил в мире, решив все проблемы человечества, воцарившись наконец-то и на ЗЕМЛЕ, как на небе,- исполнив давнишнюю мечту человечества о Прекрасном, Одном для всех, Царе,- об Одном непререкаемом для всех Авторитете, Который наконец-то даст всем счастливую и справедливую жизнь, давно уже приготовленную для человечества, да вот оно всё ещё отвергается Господа и Царства Его.
                -брат paveletsky, мы должны строго сознавать, что любое учение тут же НЕ ведущее каждого в личные живые отношения с Господом и в ежедневную подчинённость Ему - есть от сатаны, отвлекающего христиан на что угодно, только бы они личной ежедневной ответственности Господу своему не несли и Его Главенства над собой на каждый час не знали,- а так, пусть пишут что-то очень похожее на правду (пусть хоть 99% правды), - а так пусть рассуждают, в попытке, якобы, найти путь к единству

                -в любом случае, знай, брат, что Иисус пока ещё взывает к тем, кто носит имя последователей Его, назвавшись в соработники и в совоины Ему,- что Иисус пока ещё зовёт братьев на Дело, давая им последний шанс, ибо время коротко,- и вот-вот, у него и камни возопиют, и ослы запророчествуют, коль сыны Божии не хотят исполнять предназначенного им по званию...
                -знай, брат, что Он ещё взывает о реальном взаимодействии со Своими рабами, взывает годы, десятилетия и века,- выговаривая буквально следующее (привожу часть пророческих материалов нашего молитвенного круга, от 95/96гг, «Протоколы» помещены в разделе «Опыт веры в нашей жизни»):
                *
                -Слово Мое - любящим Меня. Как Я говорил с народом Моим, так и вы несите проповедь Мою.
                -Все с вами не позади, но впереди. Идите и прямо смотрите на путь прямой и светлый.
                -Говорю народу Моему: ИДИ и ДЕЙСТВУЙ! Ибо многого не совершу без верных Моих. Я веду вас и учу. Идите и не останавливайтесь. Слава Моя пребудет с вами.
                -Благословляю всякое провозглашение ваше, во имя Мое. Без Меня нет вас. Благословляйте братьев колеблющихся.
                -За братьев Моих полагаю жизнь Мою, Тело и Кровь Мою. - Что медлят братья?! - Страдание Мое выше сил человеческих. Возрастают братья Мои в почве благодатной в руках Моих, но МЕДЛЯТ! - Долго ли ждать Мне братьев и соработников?
                -Дело Мое не кончится, пока все (определённые Отцом) не придут, и за то молю Отца Моего, чтобы шли жнецы на нивы и собирали плод страданий Моих.
                -Кровь Моя с ними, и все Тело Мое - они (братья)! - Что же они не строят Церковь Мою?

                -Всех братьев Своих призываю: -служите Мне СЕГОДНЯ и СЕЙЧАС, ибо каждый день, как ПОСЛЕДНИЙ; и каждое служение, как последнее пред Господом. - Славьте имя Отца делом и свершением.
                -Служите со страхом и мудростью, служите в РАДОСТИ и ВЕРНОСТИ - более, чем час назад или вчера.
                -Идите и не останавливайтесь! Сила Моя с вами. Вас благословляю на ДЕЛО МОЕ. - Что медлите? Довольно жду вас. -ИДИТЕ, КТО МОЖЕТ,- ибо рост одного в возрастание многих!
                -Идите, кто может, ибо Я с вами во всякое время. - Кто стоит против Меня среди вас? - нет Мне соперников. - Кто со Мной - бегите на ристалище. Но где же верные Мои?

                -Не ждите иного,- все с вами, да не поколеблетесь. Оставьте стойло и идите к свободе духа, и в пути поправлю,- и сколько бы вы не претыкались, все сотру.

                -Идите, призывайте и откроется. - Ибо возгорится вскоре гнев Божий на всех сынов противления и на всех извращающих истину, и не будет избавляющих. Посрамлю умствования мудрецов, а кроткие духом вознесутся в пределы недосягаемые.

                -Мало верных, не оставьте Истины.
                -Благословляю во всякое время для праведности. Дело же праведности есть ИСПОЛНЕНИЕ ВОЛИ МОЕЙ, что с вами. - Идите, и в пути найдете. Дух ваш Мной укрепляется. С вами Я, и нет против вас сильных. Слово Мое да превыше сил мира.

                -Идите, кто может - о, сколько еще Мне напоминать вам истину?
                -Благословен Господь, дающий по принятию. - Если ревнует душа и дух, то плоть душе и духу покоряется. Духом принимайте наставления Отца.

                -Молитесь, верные, за дело Мое в руках верных. Благословляет Господь дела покорных Ему. - Слава и величие Господа всегда с верными Его.

                -Приводите и присоединяйте верных Моих к числу имеющихся. Слава Моя да явится через вас в истине и в духе, и в реальности.

                -Примите Слово не во тьме сказанное. - Где верность ваша, данная вам свыше?
                -Плач слуга о страданиях Господина Своего, ибо радость будет по исполнении воли Его и строительстве Церкви и собранию Семьи Его. Будьте безумны для мира и отриньте мудрость мира сего.

                -Сила любви Моей к каждому - есть любовь его ко Мне. - Нет Моей любви без открывающих Меня другим. - Вы есть выражение Моей любви,- вы, знающие Меня. - Вас ли не оснащу всем необходимым для дела семейного? жаждущему ли не дам?

                -Где исполняется воля Моя, там Я.- Всегда и во всем познавайте волю Мою,- исполнитесь этим на каждое мгновение жизни, ибо даже ночь ночи передает знание. Смотрите на волю Мою с каждым (с КАЖДЫМ!) вашим шагом по земле и с КАЖДЫМ произнесенным словом. - Я призываю вас стать МУЖАМИ ВЕРЫ
                ! Аминь =============
                "Боже, так, близко к боящимся Тебя спасение Твоё, чтобы обитала слава Твоя на всей земле (Пс.84.10)! Господи, помилуй. Господи, спасай. Боже, умоляем, яви Себя наконец-то на земле в Царстве Твоём,- покажи царям и народам, какая должна быть подлинная жизнь среди людей. Восстань наконец-то, Иисус, на Сионе с Иерусалимом Твоим Небесным. Погибаем. Зовём Тебя. Кругом смерть. Ей, гряди и не медли.
                Всё, что не нацелено в Пришествие Господа - это не христианство

                Комментарий

                • Нижегородов
                  Ветеран

                  • 20 July 2004
                  • 2663

                  #9
                  Сообщение от Владимир Корчагин
                  -paveletsky, только сейчас обратил внимание, что ты и сам поименовал себя не учеником Христа, а всего лишь бродящим философом, гуляющим своими путями
                  -неужто ты не понимаешь, что Богу ни философы, ни философии, ни культура, ни гуманизм - не нужны? - ведь это всё отвлечение от Него и справление душевных побуждений... ведь это всё сгорит... а ныне всё это смердит своими мерзостными гниениями...
                  Богу все нужны, Он всех зовет к себе:
                  "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45)
                  "...если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3:20)

                  Комментарий

                  • Владимир Корчагин
                    прельщаемый миром сим

                    • 08 March 2001
                    • 11302

                    #10
                    -Увы, неулавливание того, что порой говорится о личной, ежедневной ответственности каждого христианина Господу (ГОСПОДИНУ) своему, проистекает от того, что фактически большинство "христиан" вовсе и не заключали личного Завета с Господом (2Кор.8.5; 5.15), а заключали завет с определенноё церковью определённой деноминации, определённых доктрин,- когда далее "они верно держатся того, в чём они и были наставлены" в своих церквах (в т.ч. "чужих не слушать, чужих не читать, со слышанием Бога не связываться - чтоб бес не попутал").
                    Т.е. на самом деле - многие носят имя последователей и ежедневных рабов Христа (именуя себя "христианами"), таковыми на самом деле не являясь, но являясь всего лишь верующими людьми,- когда:
                    1) Христианин есть Христа раб, принадлежность Его, ежедневно ответствующий Ему, которым Господь руководит Сам (из духа в дух), применяя в Деле Своём («освободить пленённых на свободу»).
                    2) Верующий же человек есть тот, кто сознает Бога и боится Его законов, но Ему и Делу Его не принадлежит, он свободен для себя и своей жизни и своих путей, хотя много говорит о «великом поручении».
                    И вот на этом неразличении христианина от верующего и происходит путаница (1) подлинного хождения пред Господа и (2) подделки этого хождения (Мал.3.18; 1Ин.2.19; Деян.20.30; Иуда 10; 1Тим.4 гл; 2Тим. 3 гл), когда верующий чел-к называет себя христианином, а ответствовать Господину своему не хочет и не умеет (ибо не наставлен в своих церквах об этой личной ежесекундной ответственности и ежедневной подотчётности Господу Иисусу)

                    Вот потому далее происходит этот сбой в применении мест Писаний, приводимых зачастую в оправдание свой безотвественности пред Господа, как это в т.ч. сделал совершенно искренне брат Нижегородов, приведя Мф. 5:45, при этом правильное комментируя, что:
                    Богу все нужны, Он всех зовет к себе
                    но, не улавливая разницы между теми, (1) кого всё ещё зовут, и (2) теми, кто УЖЕ назвался быть принадлежностью Господа,- ибо требования Бога к 1-м и 2-м,- чрезвычайно не соизмеримые,
                    когда:
                    --1-х Бог пока ещё зовёт к Себе (пока ещё, ибо время коротко), пока ещё давая надежду, но и предупреждая при этом, что, «не расслабляйтесь и не откладывайте этого дела, ибо «времена неведения прошли, и вышел уже во вселенной Высочайший вердикт: ВСЕМ ПОВСЮДУ ПОКАЯТЬСЯ»;
                    --а вот со 2-х Он уже ежедневно требует верности слову своему, данному при заключении завета, когда по этому завету обе стороны (Бог и вверившийся Ему) несут друг перед другом определённые обязательства, действующие до определённого момента («до избавления человечества от оккупации лукавого»). Когда христианин сам себе не принадлежит, но есть собственность Бога.

                    До Христа могут быть философии, буддизм, мусульманство, оккультизм; во Христе может быть только «Иисус в нас жизнь наша», «Иисус узкий путь», ведущий к Его целям, когда смысл и предназначение наши реализуются с Ним и для Него, когда есть только Христовы, но нет уже ни эллина, ни философа, ни искателя путей.
                    Ибо
                    по Писанию - ХРИСТИАНИН есть:
                    -живая принадлежность Господа и добровольный раб Его (2Кор.5.15; 8.5; 1Кор.6.19),
                    -ежедневно применяемый и руководимый Иисусом, в духе пророческом (Ин.10:4,16,27; 16.13);
                    -во всем от духа Христова поступающий, как Он Сам (1Ин.2.6; Фил.2:13,5),
                    -всею жизнию своей ежедневно нацеленный в торжество правды Отца-Бога, и НА ЗЕМЛЕ, как на небе
                    (торжество же этой правды есть избавление человечества от оккупации лукавого, по воцарению Господа среди людей, см. в т.ч. Мф.6:9-).
                    Ибо:
                    "Кто Мне служит, Мне да последует (Ин.12.26),-
                    Мне да последует, отрекшись себя (Мтф.16.24; 19.21; Отк.12.11),
                    чтоб много перенести, трудясь для имени Моего (Отк.2.3): живя для Правды (1Пет.2:24,9), усердно служа Богу и Делу Его день и ночь (Ден.26.7), без развлечений (1Кор.7.35),
                    служа добрым подвигом веры (1Тим.6.12), потребно Владыке (2Тим.2.21), как рабы, знающие свой долг (Лк.17:7-10), доколе не достигнем Иерусалима столицею правления Господа, и на земле, как на небе,- так завершив Дело Господне,- ибо «И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность ВОВЕКИ» (Ис.32.17).
                    "Боже, так, близко к боящимся Тебя спасение Твоё, чтобы обитала слава Твоя на всей земле (Пс.84.10)! Господи, помилуй. Господи, спасай. Боже, умоляем, яви Себя наконец-то на земле в Царстве Твоём,- покажи царям и народам, какая должна быть подлинная жизнь среди людей. Восстань наконец-то, Иисус, на Сионе с Иерусалимом Твоим Небесным. Погибаем. Зовём Тебя. Кругом смерть. Ей, гряди и не медли.
                    Всё, что не нацелено в Пришествие Господа - это не христианство

                    Комментарий

                    • Владимир Корчагин
                      прельщаемый миром сим

                      • 08 March 2001
                      • 11302

                      #11
                      Как дополнение к определению ХРИСТИАНИНА можно привести Тит.2:14-15 (в др. переводе):
                      « и жить так должны мы с ожиданием торжества блаженной надежды, когда явлена будет слава великого Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа, Который на смерть Себя отдал ради нас, чтоб освободить нас от всякого беззакония и СДЕЛАТЬ СВОИМ НАРОДОМ, БЕЗРАЗДЕЛЬНО Ему преданным, ревностным к добрым делам. Вот о чём должен ты говорить, увещевая и обличая» - а Дело Господне, (добрые дела), напомним, есть ОСВОБОДИТЬ ПЛЕНЁННЫХ НА СВОБОДУ, - избавление мира от оккупации лукавого, по воцарению Господа и на земле, как на небе!

                      -с братской любовью и уважением ко всем участникам форума
                      "Боже, так, близко к боящимся Тебя спасение Твоё, чтобы обитала слава Твоя на всей земле (Пс.84.10)! Господи, помилуй. Господи, спасай. Боже, умоляем, яви Себя наконец-то на земле в Царстве Твоём,- покажи царям и народам, какая должна быть подлинная жизнь среди людей. Восстань наконец-то, Иисус, на Сионе с Иерусалимом Твоим Небесным. Погибаем. Зовём Тебя. Кругом смерть. Ей, гряди и не медли.
                      Всё, что не нацелено в Пришествие Господа - это не христианство

                      Комментарий

                      • Нижегородов
                        Ветеран

                        • 20 July 2004
                        • 2663

                        #12
                        Сообщение от Владимир Корчагин
                        Увы, неулавливание того, что порой говорится о личной, ежедневной ответственности каждого христианина Господу (ГОСПОДИНУ) своему, проистекает от того, что фактически большинство "христиан" вовсе и не заключали личного Завета с Господом (2Кор.8.5; 5.15), а заключали завет с определенноё церковью определённой деноминации, определённых доктрин...
                        Что же в этом плохого, Владимир? Ведь "Церковь повинуется Христу" (Еф. 5:24). Если я считаю что Православная Церковь - это та самая Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которую создал Христос, то почему ей не повиноваться? И если вы не слушаете Церковь, во главе Которой Христос (Еф. 5:23), то как будете слушать Его Самого?
                        И еще... Можно ли заключить завет с Христом "без участия Церкви"? По-моему нет. Кстати, в 2Кор.8.5; 5.15 об этом ничего не сказано.

                        Комментарий

                        • r1221
                          Римлянам 12:21

                          • 16 January 2004
                          • 4471

                          #13
                          Если уж рассматривать "церковный национализм", то в другом аспекте. Россия страна многонациональная, состоящая из окрыгов, республик, нацобразований, а Церковь только Русская! Нет Татарской, например православной или Мордовской...
                          С уважением, Владимир

                          Бог - это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого. (Плутарх)
                          Бог может явить Себя по-настоящему только перед настоящими людьми. (Клайв Льюис)
                          Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно. (Вольтер)
                          Господь любит нас всех, но ни от одного из нас не в восторге. (Айзек Азимов)
                          Не кощунствуй, если не веруешь! (Станислав Ежи Лец)

                          Комментарий

                          • Нижегородов
                            Ветеран

                            • 20 July 2004
                            • 2663

                            #14
                            Сообщение от r1221
                            Если уж рассматривать "церковный национализм", то в другом аспекте. Россия страна многонациональная, состоящая из окрыгов, республик, нацобразований,
                            Неправда. Я где-то читал, что по стандартам ООН, страна, в которой свыше 80% населения состаляют одну национальность, является мононациональной. Так что Россия - государство мононациональное (83% населения - русские).

                            Сообщение от r1221
                            ...а Церковь только Русская! Нет Татарской, например православной или Мордовской...
                            Но есть Американская... А есть ли такая национальность - американцы (или россияне, или советские граждане, или "европейские союзники")?

                            Комментарий

                            • Хеймдалль
                              Отключен

                              • 28 December 2004
                              • 1348

                              #15
                              Гм... дело о национализме, шофинизме и т.д....
                              это к войне. Война между народами - от Диавола.

                              Комментарий

                              Обработка...