Per crucem ad lucem (1)
из сборника рассказов протоиерея Владимира Гофмана - «Персиковый сад».
из сборника рассказов протоиерея Владимира Гофмана - «Персиковый сад».
Их было четверо. Отец Дионисий сразу подумал, что они братья, так мужчины были похожи друг на друга, различаясь разве что по возрасту: рослые, крепкие, с пронзительными черными глазами. Заговорил старший, совсем уже седой, в светлой спортивной куртке и в очках без оправы, сдвинутых на кончик носа. Батюшка, сказал он и погладил короткий серый ежик на голове, у нас мама при смерти. Хочет исповедаться и причаститься.Все четверо смотрели на священника. Она в сознании? спросил отец Дионисий, поправляя наперсный крест. Да-да, в сознании, ответил тот же мужчина, а молчавшие братья его согласно закивали. Она в этот храм ходила много лет Вы могли бы поехать с нами?Отец Дионисий вздохнул и поглядел в окно. Сгущались сумерки. Хорошо, сказал отец Дионисий, переводя взгляд с одного мужчины на другого и снова поражаясь столь явному их сходству. Сейчас соберусь и поедем.Видно было, что братья обрадовались. Мы поставим свечи, откашлявшись в кулак, произнес старший, и будем ждать вас в машине. Там у ворот фургон Volkswagen стоит, увидите.На улице моросил мелкий дождь. Отец Дионисий раскрыл зонтик и, придерживая подол рясы, пошел к машине, думая о том, в какой конец города его повезут на этот раз. Оказалось довольно далеко, в один из нагорных микрорайонов. Пока ехали, старший из братьев, он сидел за рулем, рассказывал о матери, о том, какой набожной она была в жизни. Что ж вы в ближайший храм не обратились? спросил отец Дионисий, думая, как поздно он вернется домой. Это ее желание пригласить священника из собора. Понятно.И тут один из сидящих сзади братьев сказал: Батюшка, я думаю, надо вам сказать э-э если это имеет значение, конечно. Мама у нас лютеранка. Как лютеранка? опешил отец Дионисий. Да так. Мы ведь из немцев будем. Предки по маминой линии еще с петровских времен в России жили, а отец из пленных в последнюю войну Они были, по словам матери, немецкой веры, а нас всех четверых да еще сестру крестили в русской церкви. Та-ак. Немцы, между прочим, не все лютеране, есть и католики. Мы в этом плохо разбираемся, ответил за всех старший.Отец Дионисий не знал, то ли попросить повернуть машину назад, то ли остановить, чтобы подумать о создавшейся ситуации, то ли ехать дальше и разбираться на месте. В конце концов выбрал последнее. Было только непонятно, как же это лютеранка по вероисповеданию ходила в православный храм? Почему? В городе, между прочим, есть лютеранская община. И католическая тоже. Сейчас, как известно, свобода совести, никаких запретов на религиозные убеждения нет. Хочешь в церковь, хочешь в секту иди, куда душе угодно. А может, она и не лютеранка вовсе? Да Лучше всего, подумал отец Дионисий, спросить у нее самой.Тем временем они приехали. Надо было все-таки сразу объяснить мне, что к чему, сказал он братьям, когда все пятеро поднимались по лестнице на пятый этаж покрашенной в желтый цвет «сталинки». Вы извините, конечно, но я даже не подумал об этом, ответил старший. И в голову не пришло. Христиане и христиане. А немцы, значит, не могут в русской церкви причащаться? спросил один из братьев, шедший последним.Отец Дионисий оглянулся. Дело не в том, немцы или не немцы. Лютеране не могут. Католикам в крайнем случае дозволено, и то через исповедь с отречением от католических заблуждений, а протестантам нет. Существует специальный чин присоединения их к Православию. Через миропомазание. Может, ваша мама все-таки католичка? Теперь уж и не знаю. Не ошибиться бы, сказал старший. Кажется, все-таки лютеранка. Сейчас спросим. Точно лютеранка, вмешался в разговор другой брат. Я помню, приходил пастор, они с матерью долго разговаривали. Потом мать сказала, что он из лютеранской церкви. Но молиться-то она ходила в наш собор? Вот именно.В двухкомнатной квартире с большой прихожей, в которой, несмотря на ее величину, пятерым мужчинам было тесно, тускло горело бра в виде сосновой шишки на бронзовой ветке и пахло лекарствами. Старший брат провел отца Дионисия через просторный зал, заставленный старинной мебелью, в маленькую комнату. На узком диванчике у окна лежала худая седоволосая женщина с резкими чертами лица. Добрый вечер, сказал отец Дионисий. Добрый вечер, тихо ответила женщина. Вот, батюшка, наша мама, представил больную старший. Другие братья в комнату не вошли. Ее зовут Марта. Хорошо, сказал отец Дионисий, снимая с груди дароносицу. Вы оставьте нас, мы поговорим и все выясним.Мужчина поклонился. Мы на кухне посидим, а двери закроем, чтобы вам не мешать. Если что-то будет нужно, вы кликните меня, меня зовут Петр. Петр Петрович Реймер.На вид больной было лет семьдесят. Тонкие черты лица и яркая седина волос, аккуратно уложенных в строгую прическу, выдавали в ней интеллигентную женщину, из тех, кто до глубокой старости, невзирая на болезни, следят за своей внешностью. Она внимательно смотрела на священника. «Похожа на учительницу из старого фильма», подумал отец Дионисий. Ваш сын сказал мне, что вы лютеранка? Да. В младенчестве меня крестили в кирхе. Это было в Риге. Но вы ходили в собор, в русскую церковь? Это так. А почему? В городе, насколько я знаю, есть лютеранская община. Я хотела окреститься в Православной церкви Вы христианка, вежливо перебил отец Дионисий. Вам не нужно креститься. Водное крещение совершается один раз. Апостол говорит: един Бог, едина вера, едино крещение. Я не знала этого. В храме сказали, что нужно все делать заново. Но я так и не решилась. Больная тяжело вздохнула и, помолчав некоторое время, продолжила: Видите ли, это долгая история. Едва ли нужно ее рассказывать. Я хотела стать православной, ходила в собор, крестила сыновей. Старалась воспитывать их в христианском духе А что же сами? спросил отец Дионисий. Сама?.. Видите ли На мне, батюшка, есть один грех, с которым я не решалась подойти к священнику. Теперь вот пришла пора умирать, и я не могу с такой ношей предстать перед Богом. Вот почему пригласила вас. Вы можете меня исповедать и причастить?
Комментарий