Предлагаю вашему внимание слово православного священника Сергея Агафонова, взятое мною с другого христианского форума (опубликовала сестра Ира Голаева).
Роль пастора в Церкви Христовой
Здравствуйте дорогие форумчане, я хотел бы представить на ваш суд (особенно это касается форумчан в священном сане) свою проповедь о проблемах духовной жизни, на прямую касающуюся пастырского служения. Хотел бы получить отклик на моё видение духовной проблемы, которая так часто имеет место в нашей повседневной жизни. Заранее благодарю, всех откликнувшихся.
Проповедь об отношении к пастырям Церкви.
Бывает так, что, проходя по пути церковной жизни, большинство из нас упираются в тупик. Почему я сказал жизни церковной, а не духовной? - я поясню. Дело в том, что, когда человек приходит в лоно церковное, то он начинает вести жизнь церковную, внешнюю, которая, в конце концов, должна перейти в жизнь духовную. Чем жизнь духовная отличается от жизни церковной? На самом деле отличается.
Жизнь церковная есть жизнь внешняя, а жизнь духовная есть жизнь внутренняя, которая призвана к познанию Христа и Его Божественных Таин.
Жизнь же церковная тоже имеет целью познание, но не внутреннее, а внешнее: мы познаём на умозрительном уровне, что такое Церковь Христова, какие процессы в Ней происходят, как надо в Ней жить. Жизнь церковная предуготовляет нас к жизни духовной. Отсюда жизнь церковная есть этап становления, не являющийся самой целью.
Каждый человек, входящий в церковную ограду, сподобляется этой жизни - хочет он этого или нет, но жизни духовной, увы, сподобляется не каждый в Церковь входящий.
Порой человек, входя в сообщество верующих людей, не всегда имеет силы и желание перейти из жизни церковной в жизнь духовную.
Самое скорбное в этом то, что много камней преткновения на пути из жизни церковной в жизнь духовную, и причин можно найти множество.
Я не хочу сейчас заострять внимание на всех причинах, а поговорить лишь об одном самом важном, на мой взгляд, камне преткновения. Этим камнем является сам пастырь Церкви, из которого делают или который сам делает из себя некое "божество", заслоняя собой, или своим авторитетом, Христа.
Пребывая в жизни церковной, каждый из нас воспринимает лишь то, что может увидеть, почувствовать и, как правило, к этому и прилепляется.
Первое, что видит и с кем сталкивается человек, пришедший в храм, - это священник. И, разумеется, всё внимание человека обращается, прежде всего, на него. Но большинство из нас не понимают настоящее предназначения священника в Церкви. Это предназначение можно выразить в следующей аллегории.
Давайте представим себе следующую картину.
Мы с вами приходим на приём к Великому Царю, но мы не знаем ни этикета поведения с Царём, ни того, как и что надо говорить, как и когда поклониться, и всё такое. Поэтому, когда мы входим во дворец, то первый, кого мы встречаем - это раб, который нам всё объясняет, как и что надо делать, как кланяться, где стоять и, конечно, проводит нас по дворцовым лабиринтам в приёмный зал к Царю на прием.
Конечно, нам страшно, у нас все поджилки трясутся, но мы же идём к Великому Царю. Вот такая аллегория. Великий Царь в ней - это Господь наш, раб-преддверник - это священник, сопровождающий нас к Господу. Из этой аллегории видно, что священник есть всего лишь слуга, у которого цель довести человека до приёмной Царя туда, где Сам Царь начнёт говорить с ним. Священник - это педагог ко Христу, а не Сам Христос. Кто такой педагог? - это не тот, кто учит. Если перевести слово «педагог» на русский язык - оно означает «детоводитель», в древние времена педагогом назывался раб, который доводил ребёнка до школы и отдавал учителям, чтобы тот по дороге никуда не убежал или не потерялся.
Как же мы поступаем, когда прилепляемся к священнику и принимаем его как нечто большее, чем детоводитель?
Давайте вернёмся обратно во дворец. Мы говорим рабу: «Давай, мы не будем говорить с Царем, а решим нашу проблему с тобой». Что же ответит на такое предложение благоразумный раб? Он скажет: «Так это не в моей компетенции, моё дело вам объяснить и довести, а там уж сами с этим вопросом обратитесь к Царю, и Он Сам вам поможет, ибо Он благ и милостив».
Но есть рабы неблагоразумные, которые говорят: «Решай свою проблему со мной, что тебе утруждать Царя». Так делает такой раб, который хочет пользоваться властью и славой своего Владыки. И люди страдают, и сам раб - потому что не делает дела Господина своего. Будет горе и первому и последнему.
Сам входит в погибель и других за собой тянет, прикрываясь мнимым авторитетом.
Поступающие так, в конце концов, упираются в тупик в виде бетонной стены, и жизнь их никогда из церковной не соделывается духовной, потому что в ней Христа нет, а в авторитете лишь священник.
Что же делают благоразумные дети? - Они не договариваются с рабом, а идут к Великому Царю и улаживают свои проблемы непосредственно с Тем, Кто действительно в состоянии им помочь, - а это только Господь, и не кто иной.
А через священника Господь нам открывает что-то лишь тогда, когда человек обращается ко Господу в молитве, и Господь через священника подаёт нам необходимое для нашего спасения, чтобы наша жизнь превратилась из церковной в духовную.
Но некоторые из нас делают ещё хуже: они говорят: «Зачем нам провожатый, мы сами всё знаем, сами дойдем».
Нет, скажу я вам, не дойдем, потому что не знаем дороги, - для этого и нужен священник, который знает дорогу духовной жизни и приведёт человека туда, откуда начинает действовать Сам Господь, где помощи священника уже не понадобится. Поэтому и нужны духовники, чтобы указать путь к Христу.
Поэтому давайте испытывать себя, правильно ли мы относимся к священнику, не заслоняет ли нам священник Христа, к кому мы действительно стремимся - к Христу или священнику. И дай Боже каждому из нас искать более Христа, чем тех, через кого Господь действует в нашей жизни.
Имеющий уши да слышит.
Храни вас Господь. Аминь.
Роль пастора в Церкви Христовой
Здравствуйте дорогие форумчане, я хотел бы представить на ваш суд (особенно это касается форумчан в священном сане) свою проповедь о проблемах духовной жизни, на прямую касающуюся пастырского служения. Хотел бы получить отклик на моё видение духовной проблемы, которая так часто имеет место в нашей повседневной жизни. Заранее благодарю, всех откликнувшихся.
Проповедь об отношении к пастырям Церкви.
Бывает так, что, проходя по пути церковной жизни, большинство из нас упираются в тупик. Почему я сказал жизни церковной, а не духовной? - я поясню. Дело в том, что, когда человек приходит в лоно церковное, то он начинает вести жизнь церковную, внешнюю, которая, в конце концов, должна перейти в жизнь духовную. Чем жизнь духовная отличается от жизни церковной? На самом деле отличается.
Жизнь церковная есть жизнь внешняя, а жизнь духовная есть жизнь внутренняя, которая призвана к познанию Христа и Его Божественных Таин.
Жизнь же церковная тоже имеет целью познание, но не внутреннее, а внешнее: мы познаём на умозрительном уровне, что такое Церковь Христова, какие процессы в Ней происходят, как надо в Ней жить. Жизнь церковная предуготовляет нас к жизни духовной. Отсюда жизнь церковная есть этап становления, не являющийся самой целью.
Каждый человек, входящий в церковную ограду, сподобляется этой жизни - хочет он этого или нет, но жизни духовной, увы, сподобляется не каждый в Церковь входящий.
Порой человек, входя в сообщество верующих людей, не всегда имеет силы и желание перейти из жизни церковной в жизнь духовную.
Самое скорбное в этом то, что много камней преткновения на пути из жизни церковной в жизнь духовную, и причин можно найти множество.
Я не хочу сейчас заострять внимание на всех причинах, а поговорить лишь об одном самом важном, на мой взгляд, камне преткновения. Этим камнем является сам пастырь Церкви, из которого делают или который сам делает из себя некое "божество", заслоняя собой, или своим авторитетом, Христа.
Пребывая в жизни церковной, каждый из нас воспринимает лишь то, что может увидеть, почувствовать и, как правило, к этому и прилепляется.
Первое, что видит и с кем сталкивается человек, пришедший в храм, - это священник. И, разумеется, всё внимание человека обращается, прежде всего, на него. Но большинство из нас не понимают настоящее предназначения священника в Церкви. Это предназначение можно выразить в следующей аллегории.
Давайте представим себе следующую картину.
Мы с вами приходим на приём к Великому Царю, но мы не знаем ни этикета поведения с Царём, ни того, как и что надо говорить, как и когда поклониться, и всё такое. Поэтому, когда мы входим во дворец, то первый, кого мы встречаем - это раб, который нам всё объясняет, как и что надо делать, как кланяться, где стоять и, конечно, проводит нас по дворцовым лабиринтам в приёмный зал к Царю на прием.
Конечно, нам страшно, у нас все поджилки трясутся, но мы же идём к Великому Царю. Вот такая аллегория. Великий Царь в ней - это Господь наш, раб-преддверник - это священник, сопровождающий нас к Господу. Из этой аллегории видно, что священник есть всего лишь слуга, у которого цель довести человека до приёмной Царя туда, где Сам Царь начнёт говорить с ним. Священник - это педагог ко Христу, а не Сам Христос. Кто такой педагог? - это не тот, кто учит. Если перевести слово «педагог» на русский язык - оно означает «детоводитель», в древние времена педагогом назывался раб, который доводил ребёнка до школы и отдавал учителям, чтобы тот по дороге никуда не убежал или не потерялся.
Как же мы поступаем, когда прилепляемся к священнику и принимаем его как нечто большее, чем детоводитель?
Давайте вернёмся обратно во дворец. Мы говорим рабу: «Давай, мы не будем говорить с Царем, а решим нашу проблему с тобой». Что же ответит на такое предложение благоразумный раб? Он скажет: «Так это не в моей компетенции, моё дело вам объяснить и довести, а там уж сами с этим вопросом обратитесь к Царю, и Он Сам вам поможет, ибо Он благ и милостив».
Но есть рабы неблагоразумные, которые говорят: «Решай свою проблему со мной, что тебе утруждать Царя». Так делает такой раб, который хочет пользоваться властью и славой своего Владыки. И люди страдают, и сам раб - потому что не делает дела Господина своего. Будет горе и первому и последнему.
Сам входит в погибель и других за собой тянет, прикрываясь мнимым авторитетом.
Поступающие так, в конце концов, упираются в тупик в виде бетонной стены, и жизнь их никогда из церковной не соделывается духовной, потому что в ней Христа нет, а в авторитете лишь священник.
Что же делают благоразумные дети? - Они не договариваются с рабом, а идут к Великому Царю и улаживают свои проблемы непосредственно с Тем, Кто действительно в состоянии им помочь, - а это только Господь, и не кто иной.
А через священника Господь нам открывает что-то лишь тогда, когда человек обращается ко Господу в молитве, и Господь через священника подаёт нам необходимое для нашего спасения, чтобы наша жизнь превратилась из церковной в духовную.
Но некоторые из нас делают ещё хуже: они говорят: «Зачем нам провожатый, мы сами всё знаем, сами дойдем».
Нет, скажу я вам, не дойдем, потому что не знаем дороги, - для этого и нужен священник, который знает дорогу духовной жизни и приведёт человека туда, откуда начинает действовать Сам Господь, где помощи священника уже не понадобится. Поэтому и нужны духовники, чтобы указать путь к Христу.
Поэтому давайте испытывать себя, правильно ли мы относимся к священнику, не заслоняет ли нам священник Христа, к кому мы действительно стремимся - к Христу или священнику. И дай Боже каждому из нас искать более Христа, чем тех, через кого Господь действует в нашей жизни.
Имеющий уши да слышит.
Храни вас Господь. Аминь.
Комментарий