Наиболее смертоносной инфекцией, с которой когда-либо сталкивалось человечество, является вирус зла. Зло представляет собой исключительно заразный духовный недуг, поражающий целые сообщества и почти беспрепятственно передающийся от одного грех-инфицированного другому. Зло поражает сердце человека, и через него разрушает человеческую личность, жизнь и даже тело. Остановить распространение зла возможно, если не позволить ему проникнуть внутрь себя, подобно тому, как это сделал Христос: "Вот, идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего".
В строгом смысле, зла вообще не существует в природе. Онтологически оно не имеет сущности-бытия, но представляет собой отсутствие добра, подобно тому, как тьма есть отсутствие света. Также охарактеризовать зло можно как извращенное добро, бациллу, паразитирующую на зараженном ею организме. Вирусу зла для "существования" необходимо жизненное пространство, питательная среда - человек, вне которого оно достаточно иллюзорно.
Посредством человека зло может воздействовать на этот мир, разрушая его. Поэтому сатане в конечном итоге требуется его воплощение - антихрист - для захвата власти над миром. Также поэтому бесы просили изгоняющего их Христа не отправлять их в бездну (т.е. небытие), но отправить в стадо свиней, которое, ошалев, немедля бросилось с обрыва в пучину моря. Так в итоге происходит с каждым, кто вполне предался злу.
Зло не было сотворено кем-либо, оно есть ложная реализация той изначальной свободы, которая была заложена в человеке Его Творцом. Человек был создан богоподобным, со свободной волей, подразумевающей возможность отвергнуть любовь Творца, а также наделенным творческим началом. "Человеком (Адамом) зло пришло в мир" и Богочеловеком (Христом) выйдет из него.
Тем более, зло не есть нечто персонифицированное, личностное, оно обезличено, как не является оно и некой темной разумной силой, альтернативной Богу и противостоящей Ему. Зло не имеет силы, оно - совершенное бессилие. Зло есть отвержение добра. Однако это "ничто" вполне способно захватить власть над человеком и человечеством ввиду их духовной дефективности.
Зло всегда иррационально, оно не поддается разумному осмыслению. Невозможно предугадать поведение зла. Оно есть полное небытие, заложенный в природе механизм саморазрушения. Носитель зла, духовно, а затем и телесно, разрушается этим вирусом, пожирается им изнутри. Тот, кто выбрал зло в качестве своей опоры, выбрал опорой собственную смерть. Такой человек достоин не ненависти или презрения, но исключительно жалости, поскольку он есть воистину несчастнейший из людей.
Противостоять разгулу зла в жизни человека и общества возможно недопущением его в свое сердце, а также проявлением противоположных злу качеств - смирения, великодушия, отваги, взаимопомощи, солидарности и других. Также необходимо помнить, что зло злом не уничтожается, но умножается. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром". Нельзя позволить злу разжечь в нас ненависть, ибо оно черпает в ней темную энергию и, питаемое ею, продлевает свое относительное существование.
Путь спасения от внутреннего, а значит в перспективе и внешнего зла, один - духовное совершенствование во Христе, по-православному "обожение", возвращение в некогда утраченное богоподобие. Путь к окончательной победе над вселенским злом лежит через крест. Все же прочие пути, помимо Христа, предлагающие бороться со злом собственными силами - утопичны и в конечном итоге ведут к еще большему торжеству зла.
В строгом смысле, зла вообще не существует в природе. Онтологически оно не имеет сущности-бытия, но представляет собой отсутствие добра, подобно тому, как тьма есть отсутствие света. Также охарактеризовать зло можно как извращенное добро, бациллу, паразитирующую на зараженном ею организме. Вирусу зла для "существования" необходимо жизненное пространство, питательная среда - человек, вне которого оно достаточно иллюзорно.
Посредством человека зло может воздействовать на этот мир, разрушая его. Поэтому сатане в конечном итоге требуется его воплощение - антихрист - для захвата власти над миром. Также поэтому бесы просили изгоняющего их Христа не отправлять их в бездну (т.е. небытие), но отправить в стадо свиней, которое, ошалев, немедля бросилось с обрыва в пучину моря. Так в итоге происходит с каждым, кто вполне предался злу.
Зло не было сотворено кем-либо, оно есть ложная реализация той изначальной свободы, которая была заложена в человеке Его Творцом. Человек был создан богоподобным, со свободной волей, подразумевающей возможность отвергнуть любовь Творца, а также наделенным творческим началом. "Человеком (Адамом) зло пришло в мир" и Богочеловеком (Христом) выйдет из него.
Тем более, зло не есть нечто персонифицированное, личностное, оно обезличено, как не является оно и некой темной разумной силой, альтернативной Богу и противостоящей Ему. Зло не имеет силы, оно - совершенное бессилие. Зло есть отвержение добра. Однако это "ничто" вполне способно захватить власть над человеком и человечеством ввиду их духовной дефективности.
Зло всегда иррационально, оно не поддается разумному осмыслению. Невозможно предугадать поведение зла. Оно есть полное небытие, заложенный в природе механизм саморазрушения. Носитель зла, духовно, а затем и телесно, разрушается этим вирусом, пожирается им изнутри. Тот, кто выбрал зло в качестве своей опоры, выбрал опорой собственную смерть. Такой человек достоин не ненависти или презрения, но исключительно жалости, поскольку он есть воистину несчастнейший из людей.
Противостоять разгулу зла в жизни человека и общества возможно недопущением его в свое сердце, а также проявлением противоположных злу качеств - смирения, великодушия, отваги, взаимопомощи, солидарности и других. Также необходимо помнить, что зло злом не уничтожается, но умножается. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром". Нельзя позволить злу разжечь в нас ненависть, ибо оно черпает в ней темную энергию и, питаемое ею, продлевает свое относительное существование.
Путь спасения от внутреннего, а значит в перспективе и внешнего зла, один - духовное совершенствование во Христе, по-православному "обожение", возвращение в некогда утраченное богоподобие. Путь к окончательной победе над вселенским злом лежит через крест. Все же прочие пути, помимо Христа, предлагающие бороться со злом собственными силами - утопичны и в конечном итоге ведут к еще большему торжеству зла.
Комментарий