Иногда мы не понимаем элементарных вещей. И вопрос о том, что есть молитва, зачем она нужна, как она влияет на ход вещей, относится к этой категории. Но если копнуть, то оказывается, что наше незнание в этом вопросе затрагивает сердцевину нашего существа, нашего личностного устроения, жизни, мировозрения. Вернее, из-за пробела в базисных, стволовых разделах нашего воззрения о нас самих и возникают пробелы в ответвлениях.
Если так подумать, то самый подходящий образ молитвы - это дыхание. Вещь жизненно важная - настолько, что без нее мы умрем быстрее всего. Дыхание дает возможность насытиться кислородом, приобщившись ко внешнему миру. Ежесекундно помогает нам выжить, ежесекундно помогает взять из воздуха драгоценные молекулы. Процесс этот доведен до автоматизма, и наш ум практически этот процесс не контролирует. В духовной жизни не так. Ум только и определяет наш дух, наше становление. Ум отделяет наш дух от животного мира и дает возможность для восприятия истины, которая вкладывается в практику, воплощается в жизнь. Конечно, зачастую мы понимаем ценность того или иного понятия методом "от противного": моральный закон мы лучше воспримем на фоне цинизма, духовность - на фоне материализма и атеизма. Святость познается через следствия греха; и грех познается в сравнении со святостью, например, со святой жизнью другого или с периодом более благоговейным в нашей жизни. Смысл жизни обретается лишь на краю, когда за порогом ты не видишь перспектив, не видишь самой жизни.
Но в основе всего, получается, важен инструмент познания, инструмент анализа и синтеза идей, мировоззрения и восприятия. Ведь не секрет: как ты думаешь о жизни, так ты и будешь к ней относиться. То есть ум определяет наше духовное состояние, наше воззрение и наши благословения\наказания. Правильно сбалансированная жизнь, разумно расставленные приоритеты ведут к здоровой духовной жизни, которая воплощается и в достаточно уравновешенную практическую жизнь. Правильное отношение, правда, зачастую формируется, как я сказал, за счет плохого\хорошего личного опыта. Но... именно ум хранит наши чувства, и память, будучи хранительницей информации, дает пищу для размышления, которое формирует у нас отношение к событиям, обществу, миру. Это тоже работа ума. Наш дух формируется мыслительными процессами: духу открываются просторы тайн Божиих и он наполняется Христовыми переживаниями, сперва сообразовавшись с Его примером, поняв суть Его контраста с дьяволом и его гордыней. Сопоставив пример Христа и нашу жизнь, мы вдруг открываем для себя иной путь, иной источник благословений и другой мир, в котором, оказывается, нет лжи, нет грязи, нет унижения, но даже временное унижение вырастает в великую славу Божию. Дух начинает верить, просыпаться, вдохновляться примерами из опыта других, затем переживая и перекладывая опыт в свою жизнь, постепенно обрастая своим опытом, и начиная жить своей жизнью.
Без мыслительных процессов мы не растем, не взрослеем. Душа не может без ума "различать лучшее", не вспоминая о событиях и ассоциациях, которые также хранит мозг. Познав материнскую заботу, мы храним ее в тайниках нашего сознания. Правда, ум без сердца, как говорят, жесток. Многие преткнулись, пытаясь без сердца познать истину, придя к эгоизму и гордыне, пойдя путем Каина и дьявола. Но что есть сердце? Сердце - это сострадание. Сострадание к человеку невозможно без особого участия ума: мы вспоминаем свою боль, свой опыт, свои чувства, тщательно отбирая картины для выбора дальнейших действий. Дух (то есть наша ипостась, личность), используя ум, старается выбрать из общих рассуждений, картин, смыслов, ассоциаций правильный вывод, и выбрать решение, которое будет стараться принимать потом.
Дух через принятие тайн Божиих принимает благословения, входит в сокровенное, святое святых. Душа трепещет при виде картин будущего, которое ум воспринимает из Слова Божиего.
Это значит, что основой христианина является таинство духовного ума, а не плоти, материи. Ум - это нематериальная сторона нашего существа. Он определяет наше отличие от мира ангелов и животных. С одной стороны, ум зиждется на физических процессах и реакциях мозга, а с другой - имеет теснейшую связь с миром нашего духа, с миром духовным и потому Божественным. Это мостик от Бога к плоти и наоборот.
Молитва является сознательным процессом, который смачивается сердечными переживаниями за других. Ум приобщает нас к общему полю переживания, входя в святое святых на небесные места, мы оглядываемся на других, мысленно приобщаясь к ним, к их боли, обиде, переживанию, трудным обстоятельствам. Молитва помогает нам сблизиться между собой. Любовь находит в молитве свой инструмент, как дух в уме.
Если так подумать, то самый подходящий образ молитвы - это дыхание. Вещь жизненно важная - настолько, что без нее мы умрем быстрее всего. Дыхание дает возможность насытиться кислородом, приобщившись ко внешнему миру. Ежесекундно помогает нам выжить, ежесекундно помогает взять из воздуха драгоценные молекулы. Процесс этот доведен до автоматизма, и наш ум практически этот процесс не контролирует. В духовной жизни не так. Ум только и определяет наш дух, наше становление. Ум отделяет наш дух от животного мира и дает возможность для восприятия истины, которая вкладывается в практику, воплощается в жизнь. Конечно, зачастую мы понимаем ценность того или иного понятия методом "от противного": моральный закон мы лучше воспримем на фоне цинизма, духовность - на фоне материализма и атеизма. Святость познается через следствия греха; и грех познается в сравнении со святостью, например, со святой жизнью другого или с периодом более благоговейным в нашей жизни. Смысл жизни обретается лишь на краю, когда за порогом ты не видишь перспектив, не видишь самой жизни.
Но в основе всего, получается, важен инструмент познания, инструмент анализа и синтеза идей, мировоззрения и восприятия. Ведь не секрет: как ты думаешь о жизни, так ты и будешь к ней относиться. То есть ум определяет наше духовное состояние, наше воззрение и наши благословения\наказания. Правильно сбалансированная жизнь, разумно расставленные приоритеты ведут к здоровой духовной жизни, которая воплощается и в достаточно уравновешенную практическую жизнь. Правильное отношение, правда, зачастую формируется, как я сказал, за счет плохого\хорошего личного опыта. Но... именно ум хранит наши чувства, и память, будучи хранительницей информации, дает пищу для размышления, которое формирует у нас отношение к событиям, обществу, миру. Это тоже работа ума. Наш дух формируется мыслительными процессами: духу открываются просторы тайн Божиих и он наполняется Христовыми переживаниями, сперва сообразовавшись с Его примером, поняв суть Его контраста с дьяволом и его гордыней. Сопоставив пример Христа и нашу жизнь, мы вдруг открываем для себя иной путь, иной источник благословений и другой мир, в котором, оказывается, нет лжи, нет грязи, нет унижения, но даже временное унижение вырастает в великую славу Божию. Дух начинает верить, просыпаться, вдохновляться примерами из опыта других, затем переживая и перекладывая опыт в свою жизнь, постепенно обрастая своим опытом, и начиная жить своей жизнью.
Без мыслительных процессов мы не растем, не взрослеем. Душа не может без ума "различать лучшее", не вспоминая о событиях и ассоциациях, которые также хранит мозг. Познав материнскую заботу, мы храним ее в тайниках нашего сознания. Правда, ум без сердца, как говорят, жесток. Многие преткнулись, пытаясь без сердца познать истину, придя к эгоизму и гордыне, пойдя путем Каина и дьявола. Но что есть сердце? Сердце - это сострадание. Сострадание к человеку невозможно без особого участия ума: мы вспоминаем свою боль, свой опыт, свои чувства, тщательно отбирая картины для выбора дальнейших действий. Дух (то есть наша ипостась, личность), используя ум, старается выбрать из общих рассуждений, картин, смыслов, ассоциаций правильный вывод, и выбрать решение, которое будет стараться принимать потом.
Дух через принятие тайн Божиих принимает благословения, входит в сокровенное, святое святых. Душа трепещет при виде картин будущего, которое ум воспринимает из Слова Божиего.
Это значит, что основой христианина является таинство духовного ума, а не плоти, материи. Ум - это нематериальная сторона нашего существа. Он определяет наше отличие от мира ангелов и животных. С одной стороны, ум зиждется на физических процессах и реакциях мозга, а с другой - имеет теснейшую связь с миром нашего духа, с миром духовным и потому Божественным. Это мостик от Бога к плоти и наоборот.
Молитва является сознательным процессом, который смачивается сердечными переживаниями за других. Ум приобщает нас к общему полю переживания, входя в святое святых на небесные места, мы оглядываемся на других, мысленно приобщаясь к ним, к их боли, обиде, переживанию, трудным обстоятельствам. Молитва помогает нам сблизиться между собой. Любовь находит в молитве свой инструмент, как дух в уме.