Привожу текст очень интересной передачи, которая прошла вчера на Эхо Москвы, к сожалению ссылки у них всегда динамические, поэтому если просто укажу, то через пару часов она меняется. Давайте почитаем и пообсуждаем, то что было в этой передаче на нашем форуме?
Эхо Москвы
25.09.2004, [20:09-21:00]
В гостях: Всеволод Чаплин , Гейдар Джемаль , Максим Шевченко , Андрей Кураев
Ведущий: Андрей Черкизов
25 сентября 2004 года
В прямом эфире радиостанции 'Эхо Москвы' Андрей Кураев - профессор Московской Духовной Академии, протоирей Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, Гейдар Джемаль - председатель Исламского комитета России, Максим Шевченко - руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира,
Эфир ведет Андрей Черкизов
А. ЧЕРКИЗОВ - Добрый вечер. Суббота, стало быть, "Кухня" имени меня. В студии Андрей Черкизов. Сегодня у меня в гостях люди абсолютные специалисты по тому сюжету, в котором я абсолютно не специалист. В делах религии. Дьякон отец Андрей Кураев, профессор Московской Духовной Академии, здравствуйте. Протоирей Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России, Максим Шевченко, руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира, Собственно точка разговора - статья отца Андрея Кураева, "Как относиться к исламу после Беслана". Она была опубликована в газете "Известия" и поэтому сегодня отец Андрей будет главным ведущим нашего эфира. Я дал этому нашему разговору для себя подзаголовочек: ислам - молодая религия. Это сводится к той мысли, что если от 21 века, в начале которого мы живем, убрать лет 600-700, та разница, когда после христианства появился ислам, то христианство попадет в 14-15 век, вот она тогда тоже была религией относительно молодой. Ну и посмотрим, что может быть вокруг этих сюжетов. Итак, отец Андрей Кураев вам минуты 3 это для нашей жизни много получается. Как бы вы изжили основную идею вашей статьи.
А. КУРАЕВ - Сначала я скажу то, чего не было в статье. Я не соглашусь с тезисом о том, что сопоставление хронологи внутренней истории ислама с историей христианства это ключ к загадке современного исламского ренессанса. Во-первых, мне кажется этот тезис достаточно оскорбительным для самих мусульман, то есть мы этим тезисом являем их отставшими на 700 от цивилизованного человечества. Во-вторых, дело в том, что если бы мы сегодня видели только некий всплеск агрессии, прикрывающейся именем Корана, а в предыдущие столетия этого не наблюдалось, то тогда можно говорить о том, что сейчас что-то странное происходит. Если мы сравниваем с христианством, не надо забывать следующее: первое фундаментальное отличие. Христиан как скажем и Будду или Конфуция мы не можем себе представить с мечом в руке, пролагающими путь к своей вере. Однако же пути земные ислама с самого начала оказались связаны именно с военным путем.
А. ЧЕРКИЗОВ - Извините, а Крестовые походы?
А. КУРАЕВ - Христа мы не можем себе представить:
А. ЧЕРКИЗОВ - Но и Магомета мы не можем представить с мечом в руке.
Г. ДЖЕМАЛЬ - Магомет как раз сражался. Он участвовал в 62 сражениях.
А. КУРАЕВ - Если мы говорим о появлении насилия от имени христианства, в христианском государстве или по отношению к иным народам за рамками христианских государств, то скорее это расценивается как некая деградация христианства. Первые три столетия христиане были гонимы и они расширяли свое влияние только путем слова. Между проповедью Христа и первой казнью человека во имя Христа прошло полутысячи лет. Первые казни еретиков происходят в середине 5 века после рождества Христова. В то же время мы говорим: путь мяча это изначально путь, на который мусульманский мир становится уже от колыбели. Поэтому сопоставление здесь не вполне корректно. Далее, тезис моей статьи заключается в том, что мне кажется, что дежурное заклинание, которое раздается после каждого очередного теракта о том, что у террористов нет религии, нет национальности это уход от проблемы. Посмотрите чему научился христианский мир к началу 21 века. Совсем недавно мы видели гомосексуальный скандал в католической церкви. Но понимаете, ведь в голову не пришло никому из католической церкви заявить, что гомосексуализм явление интерконфессиональное и общечеловеческое, они прямо сказали что да, что преподаватели этих семинарий они, дескать, просто человеки, они не католики. И здесь католическая церковь имела достаточный опыт и честность, чтоб сказать, да простите и наш грех и нашу ответственность, что мы прозевали что-то, пропустили, не проявили должной требовательности по отношению к этим людям. Вот то, чего мне хотелось достичь в своем выступлении на эту тему это не порождение исламофобии, упаси Господь. Я все эти 10 лет, что занимаюсь публицистической деятельностью, каждый раз твержу одно и то же и сейчас не перестаю - Россия существует ровно до той поры, пока тюркские славянские народности, составляющие нашу Федерацию, пока православные мусульмане находят общий язык и живут в мире. Но действительно с каждым годом все это труднее становится. И одна из проблем, я считаю, я бы хотел сейчас своими выступлениями уже осенью 2004 года подвигнуть и мусульманских публицистов и богословов, мусульманский мир в целом если возможно, к осознанию терроризма от имени ислама как своей внутренней проблемы. Не как нечто, что случайно соприкасается и соседствует. Скажем, христианству пришлось за последние столетия изживать те самые насильственные агрессивные вкрапления в него, и даже мутации, которые произошли в его историческом развитии. И без осознания вины христианского мира, инквизиции невозможно представить себе современного христианства. И здесь действительно было огромное давление со стороны не христианского мира. Это светско-гуманитарной интеллигенции и так далее с тем, чтобы христиане осознали это как свою проблему. Я думаю, что даже в студии "Эхо Москвы" вполне интеллектуально приемлемым считается разговор на тему, скажем, виновато ли христианство в нацизме в Холокосте. Виновата ли христианская культура в экологическом кризисе современного западного мира. Я тоже считаю, что это нормальные примеры для обсуждения, хотя пусть даже у меня ответ скорее отрицательный, чем положительный. Тем не менее, считаю, что необходимо, чтобы были доступными эти темы для обсуждения. Точно и также здесь вопрос, я бы хотел, чтобы не было двойных стандартов, и чтобы в самом мусульманском мире эта проблема была бы осознана как их внутренняя проблема, потому что решена она, может быть только интеллектуальными и духовными ресурсами самого же мусульманского мира.
А. ЧЕРКИЗОВ - Хорошо, Максим Шевченко просит слова.
М. ШЕВЧЕНКО - Отец Андрей, я бы хотел бы защитить христиан и Христа. Все-таки сказать, что путь меча присутствовал и в момент проповеди Христа. Я напомню что, во-первых, апостолы были вооружены, это была вооруженная группа, поскольку меч, которым апостол Петр отрубил ухо рабу, он выхватил не у римского солдата и не у того, кто пришел его арестовывать, а этим мечом он был перепоясан.
А. КУРАЕВ - Давайте вспомним реакцию Христа.
М. ШЕВЧЕНКО - Это была реакция лидера этой группы, который сказал можно так интерпретировать: сейчас не время, если сейчас мы примемся за оружие, нас просто перебьют, и вы все погибнете. У нас есть меч:
А. КУРАЕВ - Напоминаю слова Владимира Соловьева. В Евангелие Христос много раз предупреждает своих учеников: вы будете гонимы во имя мое, но нигде Христос не говорит: вы будете гнать во имя мое. И тут же апостол Павел поясняет, что под мечом имеется в виду слово божье обоюдоострое. Тем не менее, в Коране мы видим немало ситуаций:
М. ШЕВЧЕНКО - И тут же мы видим, что его ученики вооружены мечами. Это часть одежды древнего мужчины.
А. КУРАЕВ - Но не часть одежды ученика религиозного:
А. ЧЕРКИЗОВ - Я хочу сразу попросить вмешаться в наш разговор Джемаля, потому что на троих христиан должен прозвучать голос одного мусульманина.
Г. ДЖЕМАЛЬ - Во-первых, я хотел бы сказать, что ислам это не молодая религия, которой он себя изначально не считает, потому что ислам рассматривает себя как конкретное учение, откровение, ниспосланное через пророка Мухаммеда. Но также это продолжение всей единобожной традиции, которая исходит от нашего общего праотца Авраама. И ислам считает, что ему более 4 тысяч лет. Второе, в таком подходе проявляется странная алогическая нестыковка, потому что ислам молодая религия это означает разрыв с прогрессистской традицией, которая все молодое считает хорошим перспективным и как бы соответствующим нормам новой цивилизации. В частности, можно сказать, что либерализм, демократия, права человека пусть они квазирелигии, но как идеология, как концепты, как нормы жизни они неизмеримо моложе, чем даже тот исторический ислам, о котором вы здесь говорите. Что касается аспекта меча. На самом деле меч это традиция патриархов, это традиция библейская. Авраам как патриарх водил вооруженных людей и также и Моисей тоже наш исламский пророк водил вооруженных людей. Более того, он раздал мечи левитам, которые перебили отступников от заповеди единобожия, которые начали создавать себе кумиров, создали "золотого тельца". В принципе единобожие есть традиция универсального протеста против тирании, против язычества, против ложных ценностей и самое не последнее это против глобальной социальной несправедливости. Все пророки приходили во время власти одного определенного знакового насильника и тирана. Моисей - во время Фараона. Авраам - во время Нимврода. Христос, которого мы также почитаем как величайшего пророка, и как представителя авраамической традиции, пришел во время Ирода и Кесаря. И точно также отвергал эти формы гнета, как отвергают их сегодня и мусульмане. Поэтому речь о жесткости ислама как религии, это речь о том, что религия является формой восстановления божественной справедливости в условиях, когда человечество подчинено неправедному закону.
Эхо Москвы
25.09.2004, [20:09-21:00]
В гостях: Всеволод Чаплин , Гейдар Джемаль , Максим Шевченко , Андрей Кураев
Ведущий: Андрей Черкизов
25 сентября 2004 года
В прямом эфире радиостанции 'Эхо Москвы' Андрей Кураев - профессор Московской Духовной Академии, протоирей Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, Гейдар Джемаль - председатель Исламского комитета России, Максим Шевченко - руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира,
Эфир ведет Андрей Черкизов
А. ЧЕРКИЗОВ - Добрый вечер. Суббота, стало быть, "Кухня" имени меня. В студии Андрей Черкизов. Сегодня у меня в гостях люди абсолютные специалисты по тому сюжету, в котором я абсолютно не специалист. В делах религии. Дьякон отец Андрей Кураев, профессор Московской Духовной Академии, здравствуйте. Протоирей Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России, Максим Шевченко, руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира, Собственно точка разговора - статья отца Андрея Кураева, "Как относиться к исламу после Беслана". Она была опубликована в газете "Известия" и поэтому сегодня отец Андрей будет главным ведущим нашего эфира. Я дал этому нашему разговору для себя подзаголовочек: ислам - молодая религия. Это сводится к той мысли, что если от 21 века, в начале которого мы живем, убрать лет 600-700, та разница, когда после христианства появился ислам, то христианство попадет в 14-15 век, вот она тогда тоже была религией относительно молодой. Ну и посмотрим, что может быть вокруг этих сюжетов. Итак, отец Андрей Кураев вам минуты 3 это для нашей жизни много получается. Как бы вы изжили основную идею вашей статьи.
А. КУРАЕВ - Сначала я скажу то, чего не было в статье. Я не соглашусь с тезисом о том, что сопоставление хронологи внутренней истории ислама с историей христианства это ключ к загадке современного исламского ренессанса. Во-первых, мне кажется этот тезис достаточно оскорбительным для самих мусульман, то есть мы этим тезисом являем их отставшими на 700 от цивилизованного человечества. Во-вторых, дело в том, что если бы мы сегодня видели только некий всплеск агрессии, прикрывающейся именем Корана, а в предыдущие столетия этого не наблюдалось, то тогда можно говорить о том, что сейчас что-то странное происходит. Если мы сравниваем с христианством, не надо забывать следующее: первое фундаментальное отличие. Христиан как скажем и Будду или Конфуция мы не можем себе представить с мечом в руке, пролагающими путь к своей вере. Однако же пути земные ислама с самого начала оказались связаны именно с военным путем.
А. ЧЕРКИЗОВ - Извините, а Крестовые походы?
А. КУРАЕВ - Христа мы не можем себе представить:
А. ЧЕРКИЗОВ - Но и Магомета мы не можем представить с мечом в руке.
Г. ДЖЕМАЛЬ - Магомет как раз сражался. Он участвовал в 62 сражениях.
А. КУРАЕВ - Если мы говорим о появлении насилия от имени христианства, в христианском государстве или по отношению к иным народам за рамками христианских государств, то скорее это расценивается как некая деградация христианства. Первые три столетия христиане были гонимы и они расширяли свое влияние только путем слова. Между проповедью Христа и первой казнью человека во имя Христа прошло полутысячи лет. Первые казни еретиков происходят в середине 5 века после рождества Христова. В то же время мы говорим: путь мяча это изначально путь, на который мусульманский мир становится уже от колыбели. Поэтому сопоставление здесь не вполне корректно. Далее, тезис моей статьи заключается в том, что мне кажется, что дежурное заклинание, которое раздается после каждого очередного теракта о том, что у террористов нет религии, нет национальности это уход от проблемы. Посмотрите чему научился христианский мир к началу 21 века. Совсем недавно мы видели гомосексуальный скандал в католической церкви. Но понимаете, ведь в голову не пришло никому из католической церкви заявить, что гомосексуализм явление интерконфессиональное и общечеловеческое, они прямо сказали что да, что преподаватели этих семинарий они, дескать, просто человеки, они не католики. И здесь католическая церковь имела достаточный опыт и честность, чтоб сказать, да простите и наш грех и нашу ответственность, что мы прозевали что-то, пропустили, не проявили должной требовательности по отношению к этим людям. Вот то, чего мне хотелось достичь в своем выступлении на эту тему это не порождение исламофобии, упаси Господь. Я все эти 10 лет, что занимаюсь публицистической деятельностью, каждый раз твержу одно и то же и сейчас не перестаю - Россия существует ровно до той поры, пока тюркские славянские народности, составляющие нашу Федерацию, пока православные мусульмане находят общий язык и живут в мире. Но действительно с каждым годом все это труднее становится. И одна из проблем, я считаю, я бы хотел сейчас своими выступлениями уже осенью 2004 года подвигнуть и мусульманских публицистов и богословов, мусульманский мир в целом если возможно, к осознанию терроризма от имени ислама как своей внутренней проблемы. Не как нечто, что случайно соприкасается и соседствует. Скажем, христианству пришлось за последние столетия изживать те самые насильственные агрессивные вкрапления в него, и даже мутации, которые произошли в его историческом развитии. И без осознания вины христианского мира, инквизиции невозможно представить себе современного христианства. И здесь действительно было огромное давление со стороны не христианского мира. Это светско-гуманитарной интеллигенции и так далее с тем, чтобы христиане осознали это как свою проблему. Я думаю, что даже в студии "Эхо Москвы" вполне интеллектуально приемлемым считается разговор на тему, скажем, виновато ли христианство в нацизме в Холокосте. Виновата ли христианская культура в экологическом кризисе современного западного мира. Я тоже считаю, что это нормальные примеры для обсуждения, хотя пусть даже у меня ответ скорее отрицательный, чем положительный. Тем не менее, считаю, что необходимо, чтобы были доступными эти темы для обсуждения. Точно и также здесь вопрос, я бы хотел, чтобы не было двойных стандартов, и чтобы в самом мусульманском мире эта проблема была бы осознана как их внутренняя проблема, потому что решена она, может быть только интеллектуальными и духовными ресурсами самого же мусульманского мира.
А. ЧЕРКИЗОВ - Хорошо, Максим Шевченко просит слова.
М. ШЕВЧЕНКО - Отец Андрей, я бы хотел бы защитить христиан и Христа. Все-таки сказать, что путь меча присутствовал и в момент проповеди Христа. Я напомню что, во-первых, апостолы были вооружены, это была вооруженная группа, поскольку меч, которым апостол Петр отрубил ухо рабу, он выхватил не у римского солдата и не у того, кто пришел его арестовывать, а этим мечом он был перепоясан.
А. КУРАЕВ - Давайте вспомним реакцию Христа.
М. ШЕВЧЕНКО - Это была реакция лидера этой группы, который сказал можно так интерпретировать: сейчас не время, если сейчас мы примемся за оружие, нас просто перебьют, и вы все погибнете. У нас есть меч:
А. КУРАЕВ - Напоминаю слова Владимира Соловьева. В Евангелие Христос много раз предупреждает своих учеников: вы будете гонимы во имя мое, но нигде Христос не говорит: вы будете гнать во имя мое. И тут же апостол Павел поясняет, что под мечом имеется в виду слово божье обоюдоострое. Тем не менее, в Коране мы видим немало ситуаций:
М. ШЕВЧЕНКО - И тут же мы видим, что его ученики вооружены мечами. Это часть одежды древнего мужчины.
А. КУРАЕВ - Но не часть одежды ученика религиозного:
А. ЧЕРКИЗОВ - Я хочу сразу попросить вмешаться в наш разговор Джемаля, потому что на троих христиан должен прозвучать голос одного мусульманина.
Г. ДЖЕМАЛЬ - Во-первых, я хотел бы сказать, что ислам это не молодая религия, которой он себя изначально не считает, потому что ислам рассматривает себя как конкретное учение, откровение, ниспосланное через пророка Мухаммеда. Но также это продолжение всей единобожной традиции, которая исходит от нашего общего праотца Авраама. И ислам считает, что ему более 4 тысяч лет. Второе, в таком подходе проявляется странная алогическая нестыковка, потому что ислам молодая религия это означает разрыв с прогрессистской традицией, которая все молодое считает хорошим перспективным и как бы соответствующим нормам новой цивилизации. В частности, можно сказать, что либерализм, демократия, права человека пусть они квазирелигии, но как идеология, как концепты, как нормы жизни они неизмеримо моложе, чем даже тот исторический ислам, о котором вы здесь говорите. Что касается аспекта меча. На самом деле меч это традиция патриархов, это традиция библейская. Авраам как патриарх водил вооруженных людей и также и Моисей тоже наш исламский пророк водил вооруженных людей. Более того, он раздал мечи левитам, которые перебили отступников от заповеди единобожия, которые начали создавать себе кумиров, создали "золотого тельца". В принципе единобожие есть традиция универсального протеста против тирании, против язычества, против ложных ценностей и самое не последнее это против глобальной социальной несправедливости. Все пророки приходили во время власти одного определенного знакового насильника и тирана. Моисей - во время Фараона. Авраам - во время Нимврода. Христос, которого мы также почитаем как величайшего пророка, и как представителя авраамической традиции, пришел во время Ирода и Кесаря. И точно также отвергал эти формы гнета, как отвергают их сегодня и мусульмане. Поэтому речь о жесткости ислама как религии, это речь о том, что религия является формой восстановления божественной справедливости в условиях, когда человечество подчинено неправедному закону.
Комментарий