Дорогие братья и сестры,
Хочу предложить вашему вниманию выдержки из выступления Э.Т. Бенсона от 1 апреля 1989 года, посвященного гордыне. Я подписываюсь под каждым словом этой статьи. Именно гордыня препятствует духовному общению на форумах и приводит к обидам, «хлопанью дверью» и прочим разочарованиям. Надеюсь, что эта статья поможет научиться больше любить друг друга и быть наставляемыми Господом.
Если у вас есть другие статьи или ссылки по теме, пожалуйста, поместите в эту тему.
«ОСТЕРЕГАЙСЯ ГОРДЫНИ
"Гордыня есть всеобщий грех, великий порок... Гордыня - вот камень преткновения на пути к Сиону".
...
Мысли эти уже не первый день лежат у меня на сердце, и я знаю - Господь хочет, чтобы я открыл вам это послание сегодня.
...
Когда придет конец света, и Бог очистит Землю огнем, надменные будут сожжены, как солома, и кроткие унаследуют землю /Мал. 4:1/.
...
Очень многие неверно понимают, что такое грех гордыни, и грешат в своем неведении. В писаниях нет такого понятия, как праведная гордыня, - она всегда грех. Поэтому независимо от того, что может значить это слово в миру, мы должны знать, какой смысл вкладывает в него Бог, - чтобы понимать язык Священного Писания и использовать его для поучения и пользы.
Большинство из нас считает, что гордыня - это эгоизм, тщеславие, хвастливость, самонадеянность или надменность. Верно, но это лишь элементы греха, но не сердцевина, не суть его.
В основе гордыни лежит враждебность - враждебность по отношению к Богу и человеку. ВРАЖДЕБНОСТЬ значит "ненависть, неприязнь, противление". Это та сила, с помощью которой Сатана хочет властвовать над нами.
Фундамент гордыни - идея соперничества. Мы противопоставляем свою волю Божией, и гордыня говорит: "Да будет моя воля, а не твоя". Как говорил Павел: "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" /Филип. 2:21/.
Противопоставление своей воли Божией делает наши желания, влечения и страсти необузданными.
Надменные не хотят, чтобы Бог был их руководителем. Они противопоставляют свои правды великому знанию Божиему, свои умения - Господней силе священства, свои труды - Его величественным делам.
Наша враждебность по отношению к Богу имеет много статей (проявлений). Это непослушание, черствость, упрямство, нежелание покаяться, самомнение, чрезмерная обидчивость и погоня за символами. Надменные хотят, чтобы Бог согласился с ними, а не наоборот.
Вторая половина этого всепроникающего греха - враждебность к ближнему своему. Каждый день мы подвергаемся соблазну возвеличить себя, чтобы умалить другого /см. Гел. 6:17/.
Для надменного каждый человек - противник (соперник), против которого нужно выставлять свои знания, суждения, деяния, богатства, таланты или любые другие символы мирской силы и славы. Говоря словами К. С. Льюиса: "Гордыне недостаточно просто обладать чем-либо; ей нужно иметь больше, чем есть у соседа... Лишь сравнение тешит гордыню: радость быть выше других. Как только исчезает элемент соперничества, уходит и гордыня" /"Чистое Христианство", Нью-Йорк, Макмиллан, 1952, стр.190 - 110/.
Писания изобилуют примерами суровых кар, постигающих прегрешивших гордыней, будь то один человек, несколько людей, город или целый народ. "Погибели предшествует гордость" /Прит. 16:18/. Она погубила Содом /Иез. 16:49-50/. Из-за гордости был распят Христос. Фарисеи разгневались на Иисуса, потому что тот говорил, что Он есть Сын Божий, и, устрашась за свое место, решили убить его /см. Иоанн 11:53/.
Гордость сделала Саула врагом Давида. Он завидовал, так как множество жен Израильских пело: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" /1 Цар. 18:6-8/.
Надменный больше боится суда людского, чем Божиего суда. "Что обо мне подумают люди?" для него важнее, чем "Бог подумает обо мне?"
Ирод опечалился, когда его жена потребовала обезглавить Иоанна Крестителя, но его горделивое желание не упасть в глазах "возлежавших с ним" заставило его казнить Иоанна /Матф. 14:19; также см. Марк 6:26/.
Страх людского суда заставляет человека стараться заручиться одобрением других. Гордый любит "больше славу человеческую, нежели славу Божию" /Иоанн 12:42-43/. Движущие силы, определяющие наши поступки, - вот где можно ясно видеть следы греха. Иисус говорил, что "всегда делал то", что угодно было Богу /Иоанн 8:29/. И разве не лучше было бы для нас руководствоваться в поступках лишь богоугодностью вместо того, чтобы пытаться возвеличиться над братом своим и перещеголять ближнего?
Некоторых гордецов мало интересует, нужны ли им все те деньги, что они зарабатывают, - им важнее, чтобы они имели больше других. Их излишек - нужда другого. Вот она - враждебность гордыни.
Если гордыня завладевает нашим сердцем, мы теряем нашу независимость от суетного мира и свобода наша оказывается в плену людских суждений. Мирской шум заглушает тихий глас Святого Духа. Человеческие рассуждения берут верх над Божественным откровением, и гордый отпускает железные перила.
Гордость - грех, хорошо видный в других, но не в себе самом. Многие считают, что гордость - грех сильных мира сего, что лишь богатые и образованные смотрят на всех других сверху вниз. Но есть и гораздо более распространенный порок - это гордыня, что смотрит снизу вверх. И у нее бесчисленное множество проявлений: придирчивость, сплетни, злословие за спиной, ропот недовольства, жизнь не по средствам, зависть, алчность, нежелание сказать ближнему своему слова благодарности или похвалы, непрощение и ревность.
Неповиновение в корне своем - тоже горделивое сопротивление тем, кто стоит выше нас. Это может быть родитель, священник, учитель и, наконец, Бог. Гордый человек не может подчиняться. Ему кажется, что это унижает его.
Эгоизм - одно из наиболее знакомых нам проявлений гордыни. "А как это отразится на мне?" - вот единственное содержание и суть всех разновидностей эгоизма - самомнения, жалости к себе, самоудовлетворенности, потворства своим желаниям и своекорыстия.
Гордыня порождает преступные союзы, устроенные для захвата власти и дабы иметь наживу и мирскую славу. Эти плоды греха гордости, а именно "тайные заговорные шайки", есть и будут еще причиной падения многих народов /см. Еф. 8:18-25/.
Раздор - вот еще одно лицо гордыни. Сюда относятся споры, драки, помыкательство, разобщенность поколений, семейные ссоры, бесчинства и массовые беспорядки.
Раздор в семье отводит Дух Господень от дома, равно как и друзей семьи. Раздор - это одно недоброе слово, и международный конфликт. Писание говорит нам: "От высокомерия происходит раздор" /Прит. 13:10; также см. Прит. 28:25/.
Писания свидетельствуют, что гордые легко обижаются и склонны роптать. Они не любят прощать, оправдываясь своими уязвленными чувствами, и делают из обидевшего их вечного должника, им нелегко выслушать совет или правдивые слова о самих себе /см. Прит. 15:10/. Агрессивная независимость гордеца скрывает его слабости и неудачи /см. Матф. 3:9; Иоанн 6:30-59/.
Гордецу нужно мирское признание своей важности. Чувство собственного достоинства определяется у него тем, насколько высоко он стоит на лестнице мирского успеха. Он считает себя достойным и полноценным человеком, лишь если число стоящих ниже его - по успеху, таланту, красоте или интеллекту - достаточно велико. Гордыня зла. Она говорит: "Если ему (тебе - в переводе) повезло, я - неудачник".
Но лишь из любви к Богу, из покорности Его воле и страха суда Божиего возникает праведное чувство собственного достоинства.
Гордыня - страшный грех. Она умаляет или останавливает развитие. Гордеца нельзя научить. Гордец не изменит своего мнения и откажется от истины, потому что для него изменить мнение - значит признать свою неправоту.
Гордость неблагоприятно отражается на всех наших взаимоотношениях: с Богом и с его слугами, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, работодателем и работником, учителем и учеником, и на нашем отношении ко всему человечеству. Величина нашей гордыни определяет то, как мы относимся к Богу и как обходимся со своими братьями и сестрами. Христос хочет вознести нас до Своей высоты. Желаем ли мы сделать то же самое в отношении ближнего своего?
Гордыня размывает наше чувство сыновней принадлежности Богу и чувство земного братства. Она разделяет нас на "сословия" согласно нашим "богатствам" и "преимуществам образования". Единение претит гордецу, но пока мы не едины, мы не дети Божии.
Помните, чего нам стоила гордость в прошлом и во что она обходится нам сейчас - в нашей собственной жизни, в наших семьях, в нашей Церкви.
Подумайте о раскаянии, которое может переменить наши жизни, сохранить браки и укрепить дома. Лишь гордыня мешает нам покаяться в своих грехах и отречься от них в будущем.
Гордыня есть всеобщий грех, великий порок. Воистину гордыня ЕСТЬ всеобщий грех, великий порок.
Противоядие к ней - смирение, кротость и покорность. Это сокрушенное сердце и смиренный дух /см. Пс. 34:18; Ис. 57:15, 66:2/. Как хорошо сказал Редьярд Киплинг:
Стихают гвалт и суета,
Цари земные умирают.
Лишь твоя жертва в небесах
Смиренным сердцем нам сияет.
Прибудь, Господь, не покидай -
Не дай забыть, забыть не дай.
/"Гимны", 1985, N 80/
Царство Божие унаследуют смиренные. Мы можем смириться сами или же по принуждению. Давайте выберем смирение без принуждения. Мы можем смириться, переборов враждебность по отношению к нашим братьям и сестрам, уважая их как самих себя и ставя их наравне с собой или выше.
Мы можем смириться, открывшись для советов и критики /см. Иак. 4:10; Гел. 15:3; Прит. 9:8/.
Мы можем смириться, простив тех, кто обидел нас.
Мы можем смириться, бескорыстно служа.
Мы можем смириться, работая миссионерами и проповедую слово Божие для смирения других.
Мы можем смириться, чаще приходя в Церковь.
Мы можем смириться, покаявшись в наших грехах и взяв обет не грешить больше, став сыновьями и дочерьми Бога.
Мы можем смириться, возлюбив Бога, выполняя Его волю и ставя Его превыше всего в нашей жизни.
Мы можем смириться по своей воле. Я знаю - это в наших силах.
Мы должны очистить внутренность чаши, поборов гордыню /см. Mатф. 23:25-26/.
Да получится у нас так и да будет у нас возможность продолжать идти вперед для выполнения нашего божественного предзнаменования - вот моя пламенная молитва во имя Иисуса Христа. Аминь.»
Хочу предложить вашему вниманию выдержки из выступления Э.Т. Бенсона от 1 апреля 1989 года, посвященного гордыне. Я подписываюсь под каждым словом этой статьи. Именно гордыня препятствует духовному общению на форумах и приводит к обидам, «хлопанью дверью» и прочим разочарованиям. Надеюсь, что эта статья поможет научиться больше любить друг друга и быть наставляемыми Господом.
Если у вас есть другие статьи или ссылки по теме, пожалуйста, поместите в эту тему.
«ОСТЕРЕГАЙСЯ ГОРДЫНИ
"Гордыня есть всеобщий грех, великий порок... Гордыня - вот камень преткновения на пути к Сиону".
...
Мысли эти уже не первый день лежат у меня на сердце, и я знаю - Господь хочет, чтобы я открыл вам это послание сегодня.
...
Когда придет конец света, и Бог очистит Землю огнем, надменные будут сожжены, как солома, и кроткие унаследуют землю /Мал. 4:1/.
...
Очень многие неверно понимают, что такое грех гордыни, и грешат в своем неведении. В писаниях нет такого понятия, как праведная гордыня, - она всегда грех. Поэтому независимо от того, что может значить это слово в миру, мы должны знать, какой смысл вкладывает в него Бог, - чтобы понимать язык Священного Писания и использовать его для поучения и пользы.
Большинство из нас считает, что гордыня - это эгоизм, тщеславие, хвастливость, самонадеянность или надменность. Верно, но это лишь элементы греха, но не сердцевина, не суть его.
В основе гордыни лежит враждебность - враждебность по отношению к Богу и человеку. ВРАЖДЕБНОСТЬ значит "ненависть, неприязнь, противление". Это та сила, с помощью которой Сатана хочет властвовать над нами.
Фундамент гордыни - идея соперничества. Мы противопоставляем свою волю Божией, и гордыня говорит: "Да будет моя воля, а не твоя". Как говорил Павел: "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" /Филип. 2:21/.
Противопоставление своей воли Божией делает наши желания, влечения и страсти необузданными.
Надменные не хотят, чтобы Бог был их руководителем. Они противопоставляют свои правды великому знанию Божиему, свои умения - Господней силе священства, свои труды - Его величественным делам.
Наша враждебность по отношению к Богу имеет много статей (проявлений). Это непослушание, черствость, упрямство, нежелание покаяться, самомнение, чрезмерная обидчивость и погоня за символами. Надменные хотят, чтобы Бог согласился с ними, а не наоборот.
Вторая половина этого всепроникающего греха - враждебность к ближнему своему. Каждый день мы подвергаемся соблазну возвеличить себя, чтобы умалить другого /см. Гел. 6:17/.
Для надменного каждый человек - противник (соперник), против которого нужно выставлять свои знания, суждения, деяния, богатства, таланты или любые другие символы мирской силы и славы. Говоря словами К. С. Льюиса: "Гордыне недостаточно просто обладать чем-либо; ей нужно иметь больше, чем есть у соседа... Лишь сравнение тешит гордыню: радость быть выше других. Как только исчезает элемент соперничества, уходит и гордыня" /"Чистое Христианство", Нью-Йорк, Макмиллан, 1952, стр.190 - 110/.
Писания изобилуют примерами суровых кар, постигающих прегрешивших гордыней, будь то один человек, несколько людей, город или целый народ. "Погибели предшествует гордость" /Прит. 16:18/. Она погубила Содом /Иез. 16:49-50/. Из-за гордости был распят Христос. Фарисеи разгневались на Иисуса, потому что тот говорил, что Он есть Сын Божий, и, устрашась за свое место, решили убить его /см. Иоанн 11:53/.
Гордость сделала Саула врагом Давида. Он завидовал, так как множество жен Израильских пело: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" /1 Цар. 18:6-8/.
Надменный больше боится суда людского, чем Божиего суда. "Что обо мне подумают люди?" для него важнее, чем "Бог подумает обо мне?"
Ирод опечалился, когда его жена потребовала обезглавить Иоанна Крестителя, но его горделивое желание не упасть в глазах "возлежавших с ним" заставило его казнить Иоанна /Матф. 14:19; также см. Марк 6:26/.
Страх людского суда заставляет человека стараться заручиться одобрением других. Гордый любит "больше славу человеческую, нежели славу Божию" /Иоанн 12:42-43/. Движущие силы, определяющие наши поступки, - вот где можно ясно видеть следы греха. Иисус говорил, что "всегда делал то", что угодно было Богу /Иоанн 8:29/. И разве не лучше было бы для нас руководствоваться в поступках лишь богоугодностью вместо того, чтобы пытаться возвеличиться над братом своим и перещеголять ближнего?
Некоторых гордецов мало интересует, нужны ли им все те деньги, что они зарабатывают, - им важнее, чтобы они имели больше других. Их излишек - нужда другого. Вот она - враждебность гордыни.
Если гордыня завладевает нашим сердцем, мы теряем нашу независимость от суетного мира и свобода наша оказывается в плену людских суждений. Мирской шум заглушает тихий глас Святого Духа. Человеческие рассуждения берут верх над Божественным откровением, и гордый отпускает железные перила.
Гордость - грех, хорошо видный в других, но не в себе самом. Многие считают, что гордость - грех сильных мира сего, что лишь богатые и образованные смотрят на всех других сверху вниз. Но есть и гораздо более распространенный порок - это гордыня, что смотрит снизу вверх. И у нее бесчисленное множество проявлений: придирчивость, сплетни, злословие за спиной, ропот недовольства, жизнь не по средствам, зависть, алчность, нежелание сказать ближнему своему слова благодарности или похвалы, непрощение и ревность.
Неповиновение в корне своем - тоже горделивое сопротивление тем, кто стоит выше нас. Это может быть родитель, священник, учитель и, наконец, Бог. Гордый человек не может подчиняться. Ему кажется, что это унижает его.
Эгоизм - одно из наиболее знакомых нам проявлений гордыни. "А как это отразится на мне?" - вот единственное содержание и суть всех разновидностей эгоизма - самомнения, жалости к себе, самоудовлетворенности, потворства своим желаниям и своекорыстия.
Гордыня порождает преступные союзы, устроенные для захвата власти и дабы иметь наживу и мирскую славу. Эти плоды греха гордости, а именно "тайные заговорные шайки", есть и будут еще причиной падения многих народов /см. Еф. 8:18-25/.
Раздор - вот еще одно лицо гордыни. Сюда относятся споры, драки, помыкательство, разобщенность поколений, семейные ссоры, бесчинства и массовые беспорядки.
Раздор в семье отводит Дух Господень от дома, равно как и друзей семьи. Раздор - это одно недоброе слово, и международный конфликт. Писание говорит нам: "От высокомерия происходит раздор" /Прит. 13:10; также см. Прит. 28:25/.
Писания свидетельствуют, что гордые легко обижаются и склонны роптать. Они не любят прощать, оправдываясь своими уязвленными чувствами, и делают из обидевшего их вечного должника, им нелегко выслушать совет или правдивые слова о самих себе /см. Прит. 15:10/. Агрессивная независимость гордеца скрывает его слабости и неудачи /см. Матф. 3:9; Иоанн 6:30-59/.
Гордецу нужно мирское признание своей важности. Чувство собственного достоинства определяется у него тем, насколько высоко он стоит на лестнице мирского успеха. Он считает себя достойным и полноценным человеком, лишь если число стоящих ниже его - по успеху, таланту, красоте или интеллекту - достаточно велико. Гордыня зла. Она говорит: "Если ему (тебе - в переводе) повезло, я - неудачник".
Но лишь из любви к Богу, из покорности Его воле и страха суда Божиего возникает праведное чувство собственного достоинства.
Гордыня - страшный грех. Она умаляет или останавливает развитие. Гордеца нельзя научить. Гордец не изменит своего мнения и откажется от истины, потому что для него изменить мнение - значит признать свою неправоту.
Гордость неблагоприятно отражается на всех наших взаимоотношениях: с Богом и с его слугами, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, работодателем и работником, учителем и учеником, и на нашем отношении ко всему человечеству. Величина нашей гордыни определяет то, как мы относимся к Богу и как обходимся со своими братьями и сестрами. Христос хочет вознести нас до Своей высоты. Желаем ли мы сделать то же самое в отношении ближнего своего?
Гордыня размывает наше чувство сыновней принадлежности Богу и чувство земного братства. Она разделяет нас на "сословия" согласно нашим "богатствам" и "преимуществам образования". Единение претит гордецу, но пока мы не едины, мы не дети Божии.
Помните, чего нам стоила гордость в прошлом и во что она обходится нам сейчас - в нашей собственной жизни, в наших семьях, в нашей Церкви.
Подумайте о раскаянии, которое может переменить наши жизни, сохранить браки и укрепить дома. Лишь гордыня мешает нам покаяться в своих грехах и отречься от них в будущем.
Гордыня есть всеобщий грех, великий порок. Воистину гордыня ЕСТЬ всеобщий грех, великий порок.
Противоядие к ней - смирение, кротость и покорность. Это сокрушенное сердце и смиренный дух /см. Пс. 34:18; Ис. 57:15, 66:2/. Как хорошо сказал Редьярд Киплинг:
Стихают гвалт и суета,
Цари земные умирают.
Лишь твоя жертва в небесах
Смиренным сердцем нам сияет.
Прибудь, Господь, не покидай -
Не дай забыть, забыть не дай.
/"Гимны", 1985, N 80/
Царство Божие унаследуют смиренные. Мы можем смириться сами или же по принуждению. Давайте выберем смирение без принуждения. Мы можем смириться, переборов враждебность по отношению к нашим братьям и сестрам, уважая их как самих себя и ставя их наравне с собой или выше.
Мы можем смириться, открывшись для советов и критики /см. Иак. 4:10; Гел. 15:3; Прит. 9:8/.
Мы можем смириться, простив тех, кто обидел нас.
Мы можем смириться, бескорыстно служа.
Мы можем смириться, работая миссионерами и проповедую слово Божие для смирения других.
Мы можем смириться, чаще приходя в Церковь.
Мы можем смириться, покаявшись в наших грехах и взяв обет не грешить больше, став сыновьями и дочерьми Бога.
Мы можем смириться, возлюбив Бога, выполняя Его волю и ставя Его превыше всего в нашей жизни.
Мы можем смириться по своей воле. Я знаю - это в наших силах.
Мы должны очистить внутренность чаши, поборов гордыню /см. Mатф. 23:25-26/.
Да получится у нас так и да будет у нас возможность продолжать идти вперед для выполнения нашего божественного предзнаменования - вот моя пламенная молитва во имя Иисуса Христа. Аминь.»
Комментарий