Грехи и бичи Божии.
Английский фабрикант Роберт Оуэн добивался от правительства и парламента Великобритании тщательного исследования здоровья рабочих, и в 1831 году начала свою работу комиссия по исследованию фабричной системы. Отчет комиссии был представлен на весенней сессии 1832 года парламента Великобритании. В отчете указывалось, что было обнаружено неисчислимое множество фактов, когда чрезмерная продолжительность рабочего времени уродовала детей. Шарп, врач-хирург, описывал это следующим образом: «До моего приезда в город Лиде мне никогда не приходилось видеть такого своеобразного искривления нижней части бедренной кости. Сначала я думал, что это рахит, но появление этой патологии в таком возрасте (8-14 лет), когда дети не подвержены рахиту, а также то обстоятельство, что заболевание стало известно только с тех пор, как дети стали работать на фабриках, заставили меня изменить мое мнение. Я решительно утверждаю, что они вызваны непосильным трудом». Доктор Хей нашел иное заболевание: «Искривление позвоночника очень часто наблюдается у работающих детей; в некоторых случаях это следствие чрезмерного труда, в других случаях следствие воздействия продолжительной работы на ослабленный плохим питанием организм. Часто встречаются такие уродств: колени вогнуты внутрь и назад, связки суставов ослаблены и дряблы, а длинные кости ног искривлены внутрь, головки этих костей увеличены». Сэр Барри и врач Стюарт обнаружили, что работа малолетних девочек на льнопрядильном станке вызывает деформацию плеча, а именно выпячивание правой лопатки. Врач Пауэр убеждал: «Я могу прямо заявить, что фабричная система создала множество уродств, что влияние на подростковый организм длительно продолжающегося труда сказывается не только в явно выраженных уродствах, но еще гораздо чаще в задержке роста, слабости мышц, хрупком телосложении». Член парламентской комиссии Тафиелл сообщил, что военные врачи часто отбраковывают рекрутов, несколько лет проработавших на фабриках, так как юноши мало пригодны для военной службы: они худые, слабые, с искривленными ногами, имеющими форму буквы «К». На следующий год после изучения материалов комиссии, парламентом Великобритании был принят фабричный закон, который с целью предотвращения уродств ввел штрафы для фабрикантов за применение детского труда продолжительностью более девяти часов в день для возрастной категории 9-13 лет, и за работу подростков в возрасте от 14 до 18 лет продолжительностью свыше двенадцати часов в день. В 1844 году в закон внесены изменения: фабриканты подвергались штрафам за работу детей в возрасте от 8 до 12 лет продолжительностью более шести часов тридцати минут в день, и за работу в возрасте от 13 до 18 лет свыше двенадцати часов в день. Само собой разумеется, что дети работали ежедневно, кроме воскресенья. Был ли Роберт Оуэн настоящим христианином? Вероятнее всего, нет. Этот вывод можно сделать, если сопоставить его точку зрения с точкой зрения, сформулированной митрополитом Иоанном.
В 1711 году митрополитом Тобольским и всея Сибири стал Иоанн, до этого бывшим епископом Шанхайским и Сан-Францисским. Им было написано несколько книг, в том числе «Богомыслие в пользу правоверных», «Феатрон», «Богородице Дево», «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». В этих книгах святитель Иоанн систематизировал и изложил доступным языком общепринятую точку зрения.Так как ни диавол и никто из людей не может нанести никакого зла без попущения Божия, то рассмотрим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего, по какой причине совершается попущение Божие? Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные тяготы, болезни, смерть, нанесение обид или бесчестия (приведение в нищету, заключение в тюрьме, изгнание, ссылка), все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, - это наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло Бог попускает по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дочерей. О зле второго рода нельзя сказать, что Бог желает совершения их. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; поэтому грех произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, однако по Его попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая вразумления и исправления людей, чтобы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним и к обществу. О, как дивно и величественно проявляет себя Промышление Божественное в повседневных своих попущениях! Через допущение противозаконных деяний и горестных приключений Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. Величайшие беззакония утверждают в добродетели многих. («Не остановится дубина нечестивых над судьбою праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию»-Псалмы, 124:3.) Справедливо говорил Феофил: «Все оскорбляющие нас совмещают в себе как бы два лица, одно действующее сознательно, другое бессознательно. Во-первых, каждый такой человек по злобе своей желает действовать против нас враждебно, с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает; при успехе же, через попущение Божие, он делается бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу». Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных пока. Попущение Божие проистекает по причине праведной, но сокрытой до времени от нас. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и злых князей как Свои орудия, для научения праведных терпению и для наказания нечестивых за их преступления и проступки. Вот пример: Бог, через пророка Исаию, угрожает развращенному народу израильскому погублением его через ассириян, ясно показывая, что не воля ассирийского царя, но Его Святая воля исполняется войском ассириян. Бог называет их бичом негодования Своего и, следовательно, Себе Самому приписывает наказание израильтян. Всякое зло, беда или несчастье есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею,
Если бы Роберт Оуэн согласился с вышеуказанной точкой зрения, то тогда фабрикантов он считал бы благодетелями - фабриканты бессознательно служат Богу, применяя детский труд продолжительное время. Оуэн считал бы, что искривленные ноги детей, искривленные позвоночники - это горькое лекарство, посылаемое ради вразумления и исправления, ради утверждения в добродетели. Роберт Оуэн считал бы своим долгом принимать без ропота искривленные ноги и позвоночники, и покоряться Божьей деснице. Однако этого не произошло Оуэн воздал штрафами за уродующие условия работы.
Правда ли, что человек, который соблюдает ветхозаветные иудейские законы Бога, жив будет? Несомненно, будет. Это непреложное слово Божие. Однако человеки нарушают ветхозаветные законы, и не будут живы. Из-за несоблюдения законов нас преследует смерть, и от сего-то и искупил нас Христос. Мы в любом случае не способны «расплатиться» добрыми делами за нарушение законов, поэтому Господь наш долг просто списывает с нас, если мы согласимся на предложенную амнистию. Необходимо говорить о двух аспектах спасения о спасении как избавлении от погибели, примирении с Богом и усыновлении Им, благодаря искупительному служению Христа (в этот период человек уже избавлен от вечного осуждения и соделан наследником Царства Небесного). После это наступает длительный процесс прирастания к Христу-Лозе, и главная проблема в это время не отпасть. Не следует думать, что избавление от вечного осуждения исключает то, что вновь совершаемые грехи уведут человека от Бога; бесспорно, остается возможность «избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутаться в них и быть побежденными ими»(послание Петра, 2:2:20). Исповедание грехов, признание себя виновным в грехах, покаяние и прощение обижающих необходимая часть того возрастания во Христе, которое начинается после того, как человек прощен и избавлен от геенны. Спасение от вечного осуждения никак не может быть постепенным процессом «усвоения». Нельзя быть в процессе перехода от проклятия к благословению, от осуждения к оправданию эти состояния резко противоположны, между ними невозможно никакое «переходное», «промежуточное» состояние. Божье прощение это отмена Его гнева, тяготеющего над грешным человеком, хотя сам этот человек пока еще не обратился от грехов и нечестия. После обретения прощения впереди длинный путь борьбы с грехом, исправления человека. Что же касается личных усилий христианина в его жизни во Христе, то необходимым предварительным условием принесения угодных Богу плодов является пребывание во Христе «ибо без Меня не можете делать ничего»(Евангелие от Иоанна, 15:5). Прощение согрешивших против нас это вывод, который христиане должны сделать из прощения их Богом. Грехом мы отрываемся от Лозы, к Которой привиты. Поэтому надо внимать к себе, не находишь ли признаков отпадения, и если оные на лицо каяться в грехах, бесчисленное количество которых тяготит душу, просить о снятии грехов и о спасении, молить Бога, чтобы Он снова привил к Лозе. Должно исповедовать себя опасающимся умереть от греха, чтобы появилась надежда не умереть. Поведение людей указывает на то, кем они в действительности являются. Те, кого благодать Божия соделала добрым деревом, принесли добрые плоды; бесплодность же свидетельствует о том, что человек оторвался от Лозы-Христа и потому иссох. И именно этот отрыв определяет конечную судьбу человека, а не ложное представление о перевесе добрых дел над грехами или грехов над добрыми делами. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), все человеческие добрые дела суть немощные, увлекающие во ад, но они заменены одним добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа.
Духовная свобода заключается прежде всего в непозволении отрицательным эмоциям управлять поведением. По нашей реакции на потрясения и треволнения можно судить о том, насколько мы вырастаем в благодать. Когда реакция душевный покой, умиротворенность, то это означает, что произошло усыновление Богом. Надо принимать страдания так, как советуют пророк Иеремия и апостол Павел: терпеть в скорбях (Плач Иеремии, 3:26, послание Павла к фессалоникийцам, 2:1:4). «Не беспокойтесь» (Евангелие от Матфея, 6:25, Евангелие от Иоанна, 14:1, Послание Павла к филиппийцам, 4:6). «проводите жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»(послание Павла к Тимофею, 1:2:2).
Вместо того, чтобы считать мир неудовлетворительным, надо себя считать неудовлетворительным.
Пророк Михей не смог сохранить душевный покой. В книге пророка Михея имеются слова, выражающие негодование пророка в адрес злоупотребляющих, которые «пожелают полей, и берут их силою; домов и отнимают их; обирают человека...». Возмущение пророка Михея вызывает недоумение. Если кого-то притесняют, то разве притеснение не вызвано волей Бога? Бог ведет свое создание по жизни и множеством способов побуждать его отвращаться от зла. Что бы ни замышляли люди и дьявол, все равно бразды правления держит Бог, и Он направляет усилия людей и дьявола к совершению Своего Промысла. Бог попустил дьявола, дьявол нашел злобного человека и направил усилия этого бича Божьего к отнятию дома; отнятие поля и дома это Божественный Промысел. Бог попускает уязвлять злобой; нанося удары, дьявол и руководимый им бич выбивают весь сор из человеческой пропыленной души, и она становится чище.
Английский фабрикант Роберт Оуэн добивался от правительства и парламента Великобритании тщательного исследования здоровья рабочих, и в 1831 году начала свою работу комиссия по исследованию фабричной системы. Отчет комиссии был представлен на весенней сессии 1832 года парламента Великобритании. В отчете указывалось, что было обнаружено неисчислимое множество фактов, когда чрезмерная продолжительность рабочего времени уродовала детей. Шарп, врач-хирург, описывал это следующим образом: «До моего приезда в город Лиде мне никогда не приходилось видеть такого своеобразного искривления нижней части бедренной кости. Сначала я думал, что это рахит, но появление этой патологии в таком возрасте (8-14 лет), когда дети не подвержены рахиту, а также то обстоятельство, что заболевание стало известно только с тех пор, как дети стали работать на фабриках, заставили меня изменить мое мнение. Я решительно утверждаю, что они вызваны непосильным трудом». Доктор Хей нашел иное заболевание: «Искривление позвоночника очень часто наблюдается у работающих детей; в некоторых случаях это следствие чрезмерного труда, в других случаях следствие воздействия продолжительной работы на ослабленный плохим питанием организм. Часто встречаются такие уродств: колени вогнуты внутрь и назад, связки суставов ослаблены и дряблы, а длинные кости ног искривлены внутрь, головки этих костей увеличены». Сэр Барри и врач Стюарт обнаружили, что работа малолетних девочек на льнопрядильном станке вызывает деформацию плеча, а именно выпячивание правой лопатки. Врач Пауэр убеждал: «Я могу прямо заявить, что фабричная система создала множество уродств, что влияние на подростковый организм длительно продолжающегося труда сказывается не только в явно выраженных уродствах, но еще гораздо чаще в задержке роста, слабости мышц, хрупком телосложении». Член парламентской комиссии Тафиелл сообщил, что военные врачи часто отбраковывают рекрутов, несколько лет проработавших на фабриках, так как юноши мало пригодны для военной службы: они худые, слабые, с искривленными ногами, имеющими форму буквы «К». На следующий год после изучения материалов комиссии, парламентом Великобритании был принят фабричный закон, который с целью предотвращения уродств ввел штрафы для фабрикантов за применение детского труда продолжительностью более девяти часов в день для возрастной категории 9-13 лет, и за работу подростков в возрасте от 14 до 18 лет продолжительностью свыше двенадцати часов в день. В 1844 году в закон внесены изменения: фабриканты подвергались штрафам за работу детей в возрасте от 8 до 12 лет продолжительностью более шести часов тридцати минут в день, и за работу в возрасте от 13 до 18 лет свыше двенадцати часов в день. Само собой разумеется, что дети работали ежедневно, кроме воскресенья. Был ли Роберт Оуэн настоящим христианином? Вероятнее всего, нет. Этот вывод можно сделать, если сопоставить его точку зрения с точкой зрения, сформулированной митрополитом Иоанном.
В 1711 году митрополитом Тобольским и всея Сибири стал Иоанн, до этого бывшим епископом Шанхайским и Сан-Францисским. Им было написано несколько книг, в том числе «Богомыслие в пользу правоверных», «Феатрон», «Богородице Дево», «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». В этих книгах святитель Иоанн систематизировал и изложил доступным языком общепринятую точку зрения.Так как ни диавол и никто из людей не может нанести никакого зла без попущения Божия, то рассмотрим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего, по какой причине совершается попущение Божие? Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные тяготы, болезни, смерть, нанесение обид или бесчестия (приведение в нищету, заключение в тюрьме, изгнание, ссылка), все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, - это наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло Бог попускает по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дочерей. О зле второго рода нельзя сказать, что Бог желает совершения их. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; поэтому грех произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, однако по Его попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая вразумления и исправления людей, чтобы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним и к обществу. О, как дивно и величественно проявляет себя Промышление Божественное в повседневных своих попущениях! Через допущение противозаконных деяний и горестных приключений Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. Величайшие беззакония утверждают в добродетели многих. («Не остановится дубина нечестивых над судьбою праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию»-Псалмы, 124:3.) Справедливо говорил Феофил: «Все оскорбляющие нас совмещают в себе как бы два лица, одно действующее сознательно, другое бессознательно. Во-первых, каждый такой человек по злобе своей желает действовать против нас враждебно, с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает; при успехе же, через попущение Божие, он делается бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу». Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных пока. Попущение Божие проистекает по причине праведной, но сокрытой до времени от нас. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и злых князей как Свои орудия, для научения праведных терпению и для наказания нечестивых за их преступления и проступки. Вот пример: Бог, через пророка Исаию, угрожает развращенному народу израильскому погублением его через ассириян, ясно показывая, что не воля ассирийского царя, но Его Святая воля исполняется войском ассириян. Бог называет их бичом негодования Своего и, следовательно, Себе Самому приписывает наказание израильтян. Всякое зло, беда или несчастье есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею,
Если бы Роберт Оуэн согласился с вышеуказанной точкой зрения, то тогда фабрикантов он считал бы благодетелями - фабриканты бессознательно служат Богу, применяя детский труд продолжительное время. Оуэн считал бы, что искривленные ноги детей, искривленные позвоночники - это горькое лекарство, посылаемое ради вразумления и исправления, ради утверждения в добродетели. Роберт Оуэн считал бы своим долгом принимать без ропота искривленные ноги и позвоночники, и покоряться Божьей деснице. Однако этого не произошло Оуэн воздал штрафами за уродующие условия работы.
Правда ли, что человек, который соблюдает ветхозаветные иудейские законы Бога, жив будет? Несомненно, будет. Это непреложное слово Божие. Однако человеки нарушают ветхозаветные законы, и не будут живы. Из-за несоблюдения законов нас преследует смерть, и от сего-то и искупил нас Христос. Мы в любом случае не способны «расплатиться» добрыми делами за нарушение законов, поэтому Господь наш долг просто списывает с нас, если мы согласимся на предложенную амнистию. Необходимо говорить о двух аспектах спасения о спасении как избавлении от погибели, примирении с Богом и усыновлении Им, благодаря искупительному служению Христа (в этот период человек уже избавлен от вечного осуждения и соделан наследником Царства Небесного). После это наступает длительный процесс прирастания к Христу-Лозе, и главная проблема в это время не отпасть. Не следует думать, что избавление от вечного осуждения исключает то, что вновь совершаемые грехи уведут человека от Бога; бесспорно, остается возможность «избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутаться в них и быть побежденными ими»(послание Петра, 2:2:20). Исповедание грехов, признание себя виновным в грехах, покаяние и прощение обижающих необходимая часть того возрастания во Христе, которое начинается после того, как человек прощен и избавлен от геенны. Спасение от вечного осуждения никак не может быть постепенным процессом «усвоения». Нельзя быть в процессе перехода от проклятия к благословению, от осуждения к оправданию эти состояния резко противоположны, между ними невозможно никакое «переходное», «промежуточное» состояние. Божье прощение это отмена Его гнева, тяготеющего над грешным человеком, хотя сам этот человек пока еще не обратился от грехов и нечестия. После обретения прощения впереди длинный путь борьбы с грехом, исправления человека. Что же касается личных усилий христианина в его жизни во Христе, то необходимым предварительным условием принесения угодных Богу плодов является пребывание во Христе «ибо без Меня не можете делать ничего»(Евангелие от Иоанна, 15:5). Прощение согрешивших против нас это вывод, который христиане должны сделать из прощения их Богом. Грехом мы отрываемся от Лозы, к Которой привиты. Поэтому надо внимать к себе, не находишь ли признаков отпадения, и если оные на лицо каяться в грехах, бесчисленное количество которых тяготит душу, просить о снятии грехов и о спасении, молить Бога, чтобы Он снова привил к Лозе. Должно исповедовать себя опасающимся умереть от греха, чтобы появилась надежда не умереть. Поведение людей указывает на то, кем они в действительности являются. Те, кого благодать Божия соделала добрым деревом, принесли добрые плоды; бесплодность же свидетельствует о том, что человек оторвался от Лозы-Христа и потому иссох. И именно этот отрыв определяет конечную судьбу человека, а не ложное представление о перевесе добрых дел над грехами или грехов над добрыми делами. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), все человеческие добрые дела суть немощные, увлекающие во ад, но они заменены одним добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа.
Духовная свобода заключается прежде всего в непозволении отрицательным эмоциям управлять поведением. По нашей реакции на потрясения и треволнения можно судить о том, насколько мы вырастаем в благодать. Когда реакция душевный покой, умиротворенность, то это означает, что произошло усыновление Богом. Надо принимать страдания так, как советуют пророк Иеремия и апостол Павел: терпеть в скорбях (Плач Иеремии, 3:26, послание Павла к фессалоникийцам, 2:1:4). «Не беспокойтесь» (Евангелие от Матфея, 6:25, Евангелие от Иоанна, 14:1, Послание Павла к филиппийцам, 4:6). «проводите жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»(послание Павла к Тимофею, 1:2:2).
Вместо того, чтобы считать мир неудовлетворительным, надо себя считать неудовлетворительным.
Пророк Михей не смог сохранить душевный покой. В книге пророка Михея имеются слова, выражающие негодование пророка в адрес злоупотребляющих, которые «пожелают полей, и берут их силою; домов и отнимают их; обирают человека...». Возмущение пророка Михея вызывает недоумение. Если кого-то притесняют, то разве притеснение не вызвано волей Бога? Бог ведет свое создание по жизни и множеством способов побуждать его отвращаться от зла. Что бы ни замышляли люди и дьявол, все равно бразды правления держит Бог, и Он направляет усилия людей и дьявола к совершению Своего Промысла. Бог попустил дьявола, дьявол нашел злобного человека и направил усилия этого бича Божьего к отнятию дома; отнятие поля и дома это Божественный Промысел. Бог попускает уязвлять злобой; нанося удары, дьявол и руководимый им бич выбивают весь сор из человеческой пропыленной души, и она становится чище.
Комментарий