Богословское значение первых слов Библии

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Bikuryliak
    Участник

    • 28 March 2011
    • 6

    #1

    Богословское значение первых слов Библии



    Быт.1:1 краткий, но очень важный стих Библии. Хотя на древнееврейском языке в нём всего семь слов, он, тем не менее, служит основанием всего Священного Писания. Эти семь величественных слов сообщают нам о том, кто является Творцом, когда Он творил, что Он сотворил и как Он это сделал.

    Текст Быт. 1:1 всегда привлекал читателей Библии. 5 февраля 1971 года Эдгар Митчелл, командир космического корабля «Апполон14», оставил на Луне запись этого стиха на 16 языках. Рональд Янгблад указывает, что в Быт. 1:1 содержатся четыре фундаментальных определения физики, а именно, «время», «пространство», «материя» и «причинная связь». В начале (время) Бог сотворил (причинная связь) небо(пространство) и землю (материя)1. Все эти определения показывают, что мы действительно здесь имеем дело с очень важным, основополагающим стихом Библии.
    Кто сотворил?
    «В начале сотворил Бог небо и землю» Быт.1:1 определяет Творца как Бога (Элохим). Бог является Творцом! Библия начинается именно с этого простого утверждения: «Бог является Творцом». Он первая и главная тема не только Быт.1:1, но и всей Библии. Именно Он тема всей Библии! Текст Быт. 1:1 это подтверждение того, что существует Бог, являющийся единственным вечным началом, а всё остальное каждый предмет и каждое существо обязано Ему своим существованием: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его всё воинство их» (Пс.32:6). «Ибо Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс.32:9) «Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). «Верою познаём, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3). «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11). Наш мир «произошёл по воле Божьей, Личность Бога превосходит вселенную и существует независимо от неё. Поэтому языческое представление о теогонии поколении богов, берущих своё начало от элементарного мира, материи полностью отвергаются»2. Бог в начале всего. В начале Бог! Он является причиной всего, и, поэтому, Он единственное объяснение всего сущего. В первой главе книги Бытие представлен самосуществующий, вечный Бог. Нет большей реальности, чем тот факт, что Бог является Творцом. Этот Бог Элохим представлен в Быт. 2:4 Богом Яхве. Всемогущий Бог склонился и сотворил (вылепил) человека, а затем склонился ещё ниже и вдохнул в человека дыхание жизни.

    Это персонифицированный Бог, наш Бог! Бог Творец представлен в контексте Пятикнижия как Бог отцов, Бог, Который освободил народ израильский из Египта. Затем Бог Творец противопоставляется в Ветхом Завете другим богам, которые, по сути, являются идолами. Есть только один истинный Бог, и это Бог Творец, Который сотворил небеса и землю: «Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и изпод небес» (Иер.10:11). «Ибо все боги народов идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). Затем этот Бог представлен в Библии как Спаситель. Бог Творец пришёл на эту землю, чтобы спасти нас. Мы верим в Бога, который в состоянии сделать всё, потому что Он единственный, Кто является Творцом: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простёртою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного» (Иер.32:17). Для Тебя нет ничего невозможного! Если есть Творец, тогда жизнь имеет смысл. Мироздание и наша жизнь не являются результатом случайных событий, произошедших в безликой вселенной. С Богом Творцом, стоящим в начале всего сущего, наша жизнь и вселенная приобретают значение и цель. Какое же преимущество знать единственного, истинного Бога, являющегося Творцом!
    Когда Он сотворил?
    «В начале сотворил Бог небо и землю». Быт. 1:1 предлагает очень короткий ответ на вопрос «когда», а именно, «в начале». Не указано никакой точной даты. Единственная информация относительно даты или фактора времени заложена в одном древнееврейском слове «берешит», которое означает «в начале». Да, начало было! Тот факт, что первое слово Библии не имеет на древнееврейском языке определённого артикля, не должно быть использовано как аргумент против абсолютного значения этого слова. В Ис. 46:10 мы видим, что артикль не является абсолютно необходимым, чтобы подчеркнуть абсолютное значение слова. Кроме того, артикль часто отсутствует во временных фразах. Контекст еврейского слова «берешит», говорящего о начале отсчёта истории мира, делает здесь абсолютный смысл совершенно уместным 3. Таким образом, Быт.1:1 является независимым главным предложением. Это подтверждается всеми древними вариантами перевода, которые рассматривают первое слово как имеющее абсолютное значение, а весь стих как независимое предложение 4 . Древнееврейское слово «берешит» отмечает начальный момент периода, имеющего определенную продолжительность («от начала года» (Втор. 11:12)). Окончание того или иного периода отмечается словом, имеющим противоположное значение, «конец» («конец года» (Втор.11:12) 5. Хотя выражение «в начале» в Быт. 1:1 используется в абсолютном значении с неуказанным периодом времени, тем не менее, окончание этого периода заранее предполагается. Если было начало, то также наступит и конец: «Начало несёт в себе конец»6. Фраза «в начале» (берешит) устанавливает начало времени, начало истории и указывает на эсхатологический конец времени, истории, «окончание дней»7. Таким образом, тема Творения неразрывно связана с эсхатологией. Протология и эсхатология взаимосвязаны. В начале было Творение, а в конце будет Новое Творение: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю» (Ис.65:17). «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали». (Откр. 21:1). Эта тема подтверждается во всем тексте Библии. Как было убедительно показано Уорреном Гейджем, протология и эсхатология не только связаны, но и обеспечивают упование на Божественное искупление 8: «Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростёрла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все, и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном, и явит мышцу Его над Халдеями» (Ис.48:1214). Существует намного больше связей и параллельных мыслей, если сравнивать начало мира с нынешним веком и с эсхатологическим концом: «Как Слово Божье в начале подчинило тьму и бездну, основав старое небо и землю, и Глас Господа владычествовал над Потопом (ср. Пс. 28:3), провозглашая нынешние небеса и землю, так Слово Божье в завершение покорит зверя, утверждая новое небо и землю»9. Бог одновременно и Творец, и Реконструктор; таким образом, начало и конец принадлежат Его творческой деятельности. Как справедливо отмечает Людвиг Кллер, «творение в Ветхом Завете эсхатологическое понятие». И не только в Ветхом Завете, но и во всей Библии. Библия начинается с Творения, а заканчивается новым Творением! Наиболее важная весть о взаимоотношениях между началом и концом состоит в том, что Бог Тот, Кто произносит первое и последнее слово. Он один осуществляет полный контроль. Какое же доверие можем мы питать к такому Богу!

    Как Он сотворил?
    «В начале сотворил Бог небо и землю» Из всех вопросов, которые может задать человеческий разум о том, «как» Он творил, Быт.1:1 даёт только один ответ, а именно, «бара» («Он сотворил»). В Быт. 1:1 присутствует очень важный глагол в качестве сказуемого, а подлежащим является слово «Бог». «Самое важное состоит в том, что используется специальное слово, которое не означает ничего, кроме творческой силы Бога; это отделяет его от любых аналогий с тем, что может творить и формировать человек»10. Простой факт, состоящий в том, что в тексте Ветхого Завета этот глагол предназначен исключительно для Бога, означает, что сотворенное Богом находится вне сферы человеческих возможностей. Творческая сила Бога находится за пределами человеческого понимания. Поэтому, на такие вопросы, как «Возможно ли было сотворить все за шесть дней?» или «Возможно ли творить словом?», существует всего лишь один простой ответ, заключающийся в упомянутом глаголе: «Бог «бара» (сотворил)!» Только Бог обладает такой способностью! Он был в состоянии сделать это в начале, и, поэтому, Он будет в состоянии сделать это и в конце (создатьновое творение).

    Что Он сотворил?
    «В начале сотворил Бог небо и землю» Выражение «небо и земля» часто используется в древнееврейском языке для обозначения вселенной, всего мира. Всё сотворено Богом, нет ничего, что бы существовало без Бога. Божественный акт положил начало всему: «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил всё, один распростёр небеса и Своею силою разостлал землю» (Ис. 44:24). Бог Творец всего. Он сотворил всю вселенную. Так было в начале, так это будет и в конце. Бог не оставит без внимания землю также и в конце!!! Первая страница Библии говорит о начале, о творении неба и земли. Последняя страница Библии сообщает о Новом Творении творении нового неба и новой земли. Тема творения имеет отношение не только к теме конца, но и к теме спасения на Кресте. Бог был первым, Он будет и последним. Он знает будущее от самого начала. Он изначально предвидел, что путь от начала до конца будет возможен только посредством Креста. Ключевой текст, иллюстрирующий эту мысль, мы читаем в последней книге Библии: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13:8). Искупление, Крест не были ни запоздалой мыслью, ни исправлением того, что случилось. Крест предусматривался и планировался с самого начала. Но от начала предусматривался не только Крест. Мы сами были избраны от начала: «Таккак Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4). Также и царство было приготовлено для нас от самого начала: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Путь от НАЧАЛА до КОНЦА проходит через КРЕСТ, ибо только благодаря КРЕСТУ КОНЕЦ становится НОВЫМ НАЧАЛОМ! Только тот, кто верит и дорожит тем, что заключает в себе стих Быт. 1:1, может молиться вместе с Иоанном, автором книги Откровение: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20). Без творения, записанного в Быт. 1:1, Новое Творение (Откр., гл.2122) было бы невозможным.


    Источник: www.centerhope.info/archives/1411

    1. Ronald F.Youngblood, The Book of Genesis: An Introductory Commentary
    (Grand Rapids, Ml: Baker, 1991), 22.
    2. John Skinner, A Critical and Exegeratical Commentary on Genesis
    (Edinburg, T & T Clark, 1994), 7.
    3. Gordon J. Wenham, Genesis 115, WBC (1987), 12.
    4. Victor P. Hamilton, The book of Genesis: Chapters 117, Nicot (Eerdmans,
    1991), 107.
    5. John H. Sailhamer, The Pentateuch As Narrative (Grand Rapids, Ml:
    Zondervan, 1992), 83.
    6. Derek Kidner, Genesis (Downers Grove, IIIinois: Inter Varsity Press, 1967), 43.
    7. Walter Eichrodt, Theologie des Alten Testaments (Gotiingen:
    Vandenhoeck & Ruprecht, 1964), 2:69.
    8. Warren Austin Gage, The gospel of Genesis: Students in Protology and
    Eschatology (Winona Lake, Indiana: Carpenter Books, 1984), 17.
    9. Ibid., 20.
    10. A.J. Rosenberg and Rashi, Genesis: A New English Translation (New
    York the Judaica Press, 1993), 7.
Обработка...