Дмитрий Сергеев: КРЕЩЕНИЕ ВПОПЫХАХ или христиане понаслышке. Как крестят в крупнейших храмах Петербурга
Итак, подведем некоторые итоги. Интересно, что в течение четырех дней в разных храмах Санкт-Петербурга мне встречались крестившиеся взрослые мужчины и крестившие младенцев-дочерей женщины. Но самое важное, конечно же, в другом. Основной итог моего небольшого расследования можно выразить вопросом: являются ли членами Церкви мои респонденты? Как известно, в Церкви нас объединяет Евхаристия. Но как Она может объединить людей, которые затрудняются объяснить, в чем смысл Причастия?..
Добавим к этому ещё и «изюминки» каждого респондента.
Сергей (Спасо-Преображенский собор) готов обратиться к экстрасенсу, считает, что его знакомая женщина-экстрасенс «просто видит и чувствует больше, чем все остальные», в общем, для него это вполне приемлемо, и он не видит тут каких-либо проблем. Христианин готов обратиться к услугам темных сил, это ли не повод для пересмотра нынешней практики минимальной (в лучшем случае) катехизации перед Крещением? Может быть, «оформляться» нужно как-то иначе и не за 30 минут до начала?
Михаил (Николо-Богоявленский собор) считает, что точно никто не знает о том, Кто «на самом деле» Иисус Христос. Также Михаил уверен, что «обычному верующему» не нужно знать «подробностей» о Святой Троице то есть, фактически, не нужно знать Символ Веры.
Мария (Николо-Богоявленский собор) убеждена, что исцеления у верующих людей происходят силой самовнушения. В Библии выделяет три Завета и Евангелие. Важно отметить, конечно же, что Мария не сама была крещена в Николо-Богоявленском соборе, но её понимание основ веры важно для того, чтобы понять, как она сама готова воспитать дочь в христианской вере. Церковь крестит младенцев по вере родителей, как известно.
Максим (Казанский кафедральный собор) «даже не задумывался» о реинкарнации. А что будет, когда он задумается? Не появится ли у нас крещеный буддист (не дай Бог!)?
Денис (Владимирский собор) намерен после Крещения питаться более здоровыми продуктами. Считает, что сатана появился, когда Ева съела яблоко. (Про комментарий насчет контрацептивов я промолчу.) Для того ли пришел в мир Христос и принес Себя в жертву, чтобы мы улучшали свой рацион?
Я достаточно кратко отметил только некоторые из самых острых сторон того, что открылось в ходе проведенных интервью. Да и открылось ли это только сейчас? Не будем лукавить «открытия Америки» не произошло. Но не будем забывать, что тянущиеся к Богу люди мечтают узнать о том, Кто такой Бог, что нужно для Него сделать, каков Его замысел о людях и как получить спасение! Ищущие души часто не получают ответы на эти вопросы только потому, что им об этом не рассказывают.
Впрочем, об этих людях можно не беспокоиться: рано или поздно они на свои вопросы ответы найдут. Гораздо более серьезна и, в общем-то, даже трагична ситуация с теми, у кого никаких вопросов нет не было до Крещения и не возникли после Крещения. У них к Богу вопросов нет. Но у Него к ним (назовем это «вопросами») неизбежно появятся. Это до Крещения, до Просвещения их жизнь вне Бога и христианских императивов могла оправдываться исходя из принципа «незнание освобождает от ответственности». Таинство же Крещения не только сообщает человеку Дары Святого Духа, но и возлагает на него величайшую ответственность. И беда, если он об этом не знает и не понимает, как теперь, с Богом, должна строиться его жизнь. А тем более жизнь во Христе новокрещенных несмысленных младенцев, за которую, чаще всего и не подозревая об этом, взял на себя ответственность крестный отец (мать)...
Так в чём же причина такого равнодушия к людям, переступающим порог храма, желающих стать христианами? Да, они ещё ошибаются в мотивах крещения, да, они ещё не просвещены благовестием Христовым, но они пришли в наши храмы, обратились к нам! И что мы рассказали им о вере? Увы, пока ничего, только: «Пятьсот рублей и чистое полотенце» Сколько лет уже проходят ежегодные епархиальные совещания о необходимости введения катехизации в Санкт-Петербурге, когда же они принесут плоды?
В общем, давайте подведем главный итог. А он в том, что нашей Церкви на уровне каждого прихода нужно сделать выбор: Церковь это бюро по оказанию определенного рода услуг или Тело Христово?
Итак, подведем некоторые итоги. Интересно, что в течение четырех дней в разных храмах Санкт-Петербурга мне встречались крестившиеся взрослые мужчины и крестившие младенцев-дочерей женщины. Но самое важное, конечно же, в другом. Основной итог моего небольшого расследования можно выразить вопросом: являются ли членами Церкви мои респонденты? Как известно, в Церкви нас объединяет Евхаристия. Но как Она может объединить людей, которые затрудняются объяснить, в чем смысл Причастия?..
Добавим к этому ещё и «изюминки» каждого респондента.
Сергей (Спасо-Преображенский собор) готов обратиться к экстрасенсу, считает, что его знакомая женщина-экстрасенс «просто видит и чувствует больше, чем все остальные», в общем, для него это вполне приемлемо, и он не видит тут каких-либо проблем. Христианин готов обратиться к услугам темных сил, это ли не повод для пересмотра нынешней практики минимальной (в лучшем случае) катехизации перед Крещением? Может быть, «оформляться» нужно как-то иначе и не за 30 минут до начала?
Михаил (Николо-Богоявленский собор) считает, что точно никто не знает о том, Кто «на самом деле» Иисус Христос. Также Михаил уверен, что «обычному верующему» не нужно знать «подробностей» о Святой Троице то есть, фактически, не нужно знать Символ Веры.
Мария (Николо-Богоявленский собор) убеждена, что исцеления у верующих людей происходят силой самовнушения. В Библии выделяет три Завета и Евангелие. Важно отметить, конечно же, что Мария не сама была крещена в Николо-Богоявленском соборе, но её понимание основ веры важно для того, чтобы понять, как она сама готова воспитать дочь в христианской вере. Церковь крестит младенцев по вере родителей, как известно.
Максим (Казанский кафедральный собор) «даже не задумывался» о реинкарнации. А что будет, когда он задумается? Не появится ли у нас крещеный буддист (не дай Бог!)?
Денис (Владимирский собор) намерен после Крещения питаться более здоровыми продуктами. Считает, что сатана появился, когда Ева съела яблоко. (Про комментарий насчет контрацептивов я промолчу.) Для того ли пришел в мир Христос и принес Себя в жертву, чтобы мы улучшали свой рацион?
Я достаточно кратко отметил только некоторые из самых острых сторон того, что открылось в ходе проведенных интервью. Да и открылось ли это только сейчас? Не будем лукавить «открытия Америки» не произошло. Но не будем забывать, что тянущиеся к Богу люди мечтают узнать о том, Кто такой Бог, что нужно для Него сделать, каков Его замысел о людях и как получить спасение! Ищущие души часто не получают ответы на эти вопросы только потому, что им об этом не рассказывают.
Впрочем, об этих людях можно не беспокоиться: рано или поздно они на свои вопросы ответы найдут. Гораздо более серьезна и, в общем-то, даже трагична ситуация с теми, у кого никаких вопросов нет не было до Крещения и не возникли после Крещения. У них к Богу вопросов нет. Но у Него к ним (назовем это «вопросами») неизбежно появятся. Это до Крещения, до Просвещения их жизнь вне Бога и христианских императивов могла оправдываться исходя из принципа «незнание освобождает от ответственности». Таинство же Крещения не только сообщает человеку Дары Святого Духа, но и возлагает на него величайшую ответственность. И беда, если он об этом не знает и не понимает, как теперь, с Богом, должна строиться его жизнь. А тем более жизнь во Христе новокрещенных несмысленных младенцев, за которую, чаще всего и не подозревая об этом, взял на себя ответственность крестный отец (мать)...
Так в чём же причина такого равнодушия к людям, переступающим порог храма, желающих стать христианами? Да, они ещё ошибаются в мотивах крещения, да, они ещё не просвещены благовестием Христовым, но они пришли в наши храмы, обратились к нам! И что мы рассказали им о вере? Увы, пока ничего, только: «Пятьсот рублей и чистое полотенце» Сколько лет уже проходят ежегодные епархиальные совещания о необходимости введения катехизации в Санкт-Петербурге, когда же они принесут плоды?
В общем, давайте подведем главный итог. А он в том, что нашей Церкви на уровне каждого прихода нужно сделать выбор: Церковь это бюро по оказанию определенного рода услуг или Тело Христово?
Комментарий