«Глагол «желать», theleo в Откровении 22: 17 и в других местах относится к человеку, а существительное «воля» в Ефесянам 1: 1 (thelema) обычно в посланиях относится к «Божи-ей воле». В Дн. 10:10 то, что Петр хотел есть показано именно этим словом. Как описать ес-тественную реакцию? Мы можем сделать это разными способами: Петр хотел попробовать пищу. Петр «желал» попробовать пищу. Петр «изволил» (выбрал) именно данную пищу. Петр согласился с желанием есть. Петру не нужно было задумываться относительно своих нужд: было желание есть, причем сильное. Вряд ли здесь сомнения в правильности перево-да: человеку свойственно желать есть. В данном случае Петр сильно захотел есть. Theleo означает нужду и желание чего-либо
Исследуя греческое слово thelo, мы увидим, что оно встречается более 200 раз в Новом Завете. Как существительное (thelema) оно встречается всего 60 раз. Глагольная форма пе-реведена как «хочу», «хотеть», «угодно». Cуществительное переведено в основном как «во-ля», когда говорится о Боге, как «хотение» - о человеке. Другие версии переводят «избрать» и иногда «определять». В некоторых словарях дается такое значение: «решение, выбор, на-мерение». Наиболее приемлемый и распространенный вариант - «воля» и идиоматически - «желание», одноко все варианты оно не охватывает. Вебстер, в книге «Синтаксис и Сино-нимы греческого Завета» достаточно прост в определении: «Thelo» означает естественный инстинкт или желание. Это может быть и всем понятное желание и может быть нечто бес-причинное». Вот что пишет д-р Буллинжер: «Вопрос Божией «воли» нуждается в пере-смотре, т.к. реальное значение глагола (thelo) - «желать».
Тут два мнения, которые явно наталкиваются друг на друга и вряд ли они хорошо рас-крывают значение слова в Ио. 7: 17 «кто хочет творить (thele) волю (thelema) Его». Правила языка не позволяют нам сказать что-то типа: «если кто хочет то, что Он хочет ».
Здесь позвольте мне задать несколько вопросов. Можете ли вы, как ученик Господа, иметь осуществлять свое намерение без исполнения Его воли? Находится ли это в вашей власти, в рамках вашей свободной воли? Можете ли вы зайти за рамки воли Господа? (Мф. 16: 24)? Можете ли вы спасти свою душу (Мф. 16: 25)? Можете ли Вы сами ожить (Мф. 19: 17). Можете ли вы стать совершенным (Мф. 19: 21)? Хананеянка из Матфея 15: 28 обрела сверхдерзновение своими усилиями? Помните как Христос говорит о ней: «О, женщина! ве-лика вера твоя»...
А вот другой случай, рассудите, является ли «воля Бога» абсолютным определением: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели (ethelesate)!». Судя по описанию мы должны счесть, что дети Иерусалима не были предопределены для собрания. Верно ли, что Господь, просто пожелал собрать Иеру-салимских детей, хотя они того не хотели? Почему Он не смог осуществить это желание? Он разочарован именно по этому поводу?
Как мог Господь пожелать собрать вместе детей, зная то, что произойдет все описанное в 21 главе Луки? В этой главе (в 10 и 11 стихах) Он детально описал события, происходящие ранее, сейчас и вероятно в будущем. Многое из описываемого в 12-24 стихах будет после описываемого в 10-11. Все события 12 стиха до середины 24 стиха принадлежит к первому веку и исполнились. Затем в стихе 24 (середина его) мы имеем дело с периодом между раз-рушением Города и настоящим временем. Иерусалим стал городом? попираемым (hupo) язычниками, пока «не закончаться (их) времена». Это отрезает все надежды Израильского Царства первого века. Мы не можем установить эти события 12-24 нигде, кроме первого столетия и эти события неизбежно нависали над народом в течении всего периода Деяний Апостолов. Поэтому, Господь вряд ли сильно стремился собрать Израиль в это время. Но в период Своего пришествия, Он совершит все желаемое и запланированное. Израиль вновь будет желанным дитем, они войдут в жизнь навеки
Священники и фарисеи искренне желали увидеть знамения или им просто хотелось поза-бавиться? (Мф. 12: 38). Евангелие от Марка говорит о том, что они искали увидеть знаме-ние (8:11)
Когда ученики испугались бури, переплывая озеро (Ио. 6: 21) Иисус подошел к ним и «они хотели принять Его в лодку». Это утверждение подразумевает и то, что ученики дове-рились и подчинились Господу. Естественно они почувствовали, что с Человеком, Который был с ними в одной лодке, и Кто мог ходить по воде в такой шторм, они будут в безопасно-сти.
Пилат хотел освободить Иисуса (Лк. 23: 20). Но истинный смысл был в том, что Пилат искренне хотел освободить Христа, но подчинился все же толпе
«Дух (pneuma) дышит (pneuo), где хочет» (Ио. 3: 8). Другой возможный перевод гласит: «ветер дует куда хочет», но слышали ли вы что-нибудь об осмысленной воле ветра? А о во-ле изменчивой и непостоянной? Но посмотрим на стих в буквальном переводе: «Ветер, где желает (thelei) дует, и звук его слышишь». Странно, что ветер имеет неограниченную волю, а человек нет! Наверняка, у каждого в жизни был момент, когда Божий Дух каким-то странным образом подул на нас, и мы наконец услышали Его голос? Разве не дует Он на нас ежедневно заставляет двигаться нас?...
Существительное «thelema» (воля, всего 60 раз в Н.З.) в отношении Бога переводится как «воля», а в отношении нас желание. Еврейское olam, «вечность», также в отношении Бо-га, переводится обычно как нечто бесконечное, а в отношении человека как нечто ограни-ченное. При всей очевидности искусственности такого деления, уже почему-то считается глупо предполагать, что в отношении Бога, оно означает все то же Его желание. Нам чет-ко вдолбили в голову, что Божия воля это нечто зафиксированное, предопределенное, окончательное, неизменное, неизбежное, фатальное
Есть даже те, кто говорит нам, что все, что происходит, происходит по воле Бога; даже то, что Он не хочет. Проверим такой взгляд на прочность Если есть хотя бы одна вещь или событие, происшедшиея не по воле Бога, то станет ясно, что могут быть и другие.
Евангелие от Матфея говорит нам в 18: 14 достаточно простым языком, что «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Можем ли мы после этого ут-верждать, что нет детей, которые были потеряны? Бог провозглашает, что Он не желает, чтобы это произошло. В обратном случае, разве Он может желать того, что по определению не может произойти?...
Есть и более однозначный, бескомпромиссный аргумент в послании Иакова 1: 1215, с которым многие просто не знают что делать, и потому пытаются всеми возможными путя-ми обойти. Разрушительное учение, что «все происходит от Бога» разбивается о скалу этого ясного места. Из-за этого маленького стиха, Писание предстает в их толковании само про-тив себя, со всеми вытекающими для нашей духовной жизни последствиями. Во все места пытаются вложить нечто большее, чем они подразумевают, при этом этот стих в Иакове тщательно скрывается
И здесь возникает один вопрос, который я бы задал вам: если «все» происходит по воле Бога, то зачем нас призывать «испытывать, что есть воля Божия»? Павел пишет нам в Рим-лянам 12: 2 «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать (dokimazein), что есть воля Божия, благая (euareston), угодная и совер-шенная». Совершенно очевидно, что есть некоторые вещи, которые выходят из рамки Бо-жией воли, которые бы Он не желал. Почему Павел не утверждает, что Бог желает также и «злое», «неблагое и несовершенное»? В сноске Исправленной версии мы читаем такой пе-ревод: «волю Бога, которая есть благая, угодная и совершенная». Янг соглашается с Сино-дальным переводом: «что есть воля Бога - благая, угодная, совершенная». Сходным обра-зом текст предстает и в других версиях .
Некоторые друзья осуждали меня за неверие в стихи, которые утверждают, что «все от Бога». Я сказал бы, что «Божие Слово говорит так» не окончательно. Другие вторили им, что не принимать эти утверждение так, как они понимают их прямое отступничество».
У нас уже на подсознании «воля Бога» как нечто уже совер-шенное! Нам не нужно бояться, что отметанием Кальвинистского толкования (воли Бога), мы вносим хаос в Его вселенную и Его замысел. Давайте помнить, что как Павел мы мо-жем сказать:
«Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор. 1:25).
Поэтому мы можем продолжить: «желания Бога сильнее человеческих», и Его вели-кий план искупления придет к своему завершению, не делая автоматически Бога автором греха, к чему ведет такая концепция. С другой стороны слова «намерение», «предуста-новление» и «избрание» оградят нас от впадания в крайности в вопросе: что же есть воля Божия?
Исследуя греческое слово thelo, мы увидим, что оно встречается более 200 раз в Новом Завете. Как существительное (thelema) оно встречается всего 60 раз. Глагольная форма пе-реведена как «хочу», «хотеть», «угодно». Cуществительное переведено в основном как «во-ля», когда говорится о Боге, как «хотение» - о человеке. Другие версии переводят «избрать» и иногда «определять». В некоторых словарях дается такое значение: «решение, выбор, на-мерение». Наиболее приемлемый и распространенный вариант - «воля» и идиоматически - «желание», одноко все варианты оно не охватывает. Вебстер, в книге «Синтаксис и Сино-нимы греческого Завета» достаточно прост в определении: «Thelo» означает естественный инстинкт или желание. Это может быть и всем понятное желание и может быть нечто бес-причинное». Вот что пишет д-р Буллинжер: «Вопрос Божией «воли» нуждается в пере-смотре, т.к. реальное значение глагола (thelo) - «желать».
Тут два мнения, которые явно наталкиваются друг на друга и вряд ли они хорошо рас-крывают значение слова в Ио. 7: 17 «кто хочет творить (thele) волю (thelema) Его». Правила языка не позволяют нам сказать что-то типа: «если кто хочет то, что Он хочет ».
Здесь позвольте мне задать несколько вопросов. Можете ли вы, как ученик Господа, иметь осуществлять свое намерение без исполнения Его воли? Находится ли это в вашей власти, в рамках вашей свободной воли? Можете ли вы зайти за рамки воли Господа? (Мф. 16: 24)? Можете ли вы спасти свою душу (Мф. 16: 25)? Можете ли Вы сами ожить (Мф. 19: 17). Можете ли вы стать совершенным (Мф. 19: 21)? Хананеянка из Матфея 15: 28 обрела сверхдерзновение своими усилиями? Помните как Христос говорит о ней: «О, женщина! ве-лика вера твоя»...
А вот другой случай, рассудите, является ли «воля Бога» абсолютным определением: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели (ethelesate)!». Судя по описанию мы должны счесть, что дети Иерусалима не были предопределены для собрания. Верно ли, что Господь, просто пожелал собрать Иеру-салимских детей, хотя они того не хотели? Почему Он не смог осуществить это желание? Он разочарован именно по этому поводу?
Как мог Господь пожелать собрать вместе детей, зная то, что произойдет все описанное в 21 главе Луки? В этой главе (в 10 и 11 стихах) Он детально описал события, происходящие ранее, сейчас и вероятно в будущем. Многое из описываемого в 12-24 стихах будет после описываемого в 10-11. Все события 12 стиха до середины 24 стиха принадлежит к первому веку и исполнились. Затем в стихе 24 (середина его) мы имеем дело с периодом между раз-рушением Города и настоящим временем. Иерусалим стал городом? попираемым (hupo) язычниками, пока «не закончаться (их) времена». Это отрезает все надежды Израильского Царства первого века. Мы не можем установить эти события 12-24 нигде, кроме первого столетия и эти события неизбежно нависали над народом в течении всего периода Деяний Апостолов. Поэтому, Господь вряд ли сильно стремился собрать Израиль в это время. Но в период Своего пришествия, Он совершит все желаемое и запланированное. Израиль вновь будет желанным дитем, они войдут в жизнь навеки
Священники и фарисеи искренне желали увидеть знамения или им просто хотелось поза-бавиться? (Мф. 12: 38). Евангелие от Марка говорит о том, что они искали увидеть знаме-ние (8:11)
Когда ученики испугались бури, переплывая озеро (Ио. 6: 21) Иисус подошел к ним и «они хотели принять Его в лодку». Это утверждение подразумевает и то, что ученики дове-рились и подчинились Господу. Естественно они почувствовали, что с Человеком, Который был с ними в одной лодке, и Кто мог ходить по воде в такой шторм, они будут в безопасно-сти.
Пилат хотел освободить Иисуса (Лк. 23: 20). Но истинный смысл был в том, что Пилат искренне хотел освободить Христа, но подчинился все же толпе
«Дух (pneuma) дышит (pneuo), где хочет» (Ио. 3: 8). Другой возможный перевод гласит: «ветер дует куда хочет», но слышали ли вы что-нибудь об осмысленной воле ветра? А о во-ле изменчивой и непостоянной? Но посмотрим на стих в буквальном переводе: «Ветер, где желает (thelei) дует, и звук его слышишь». Странно, что ветер имеет неограниченную волю, а человек нет! Наверняка, у каждого в жизни был момент, когда Божий Дух каким-то странным образом подул на нас, и мы наконец услышали Его голос? Разве не дует Он на нас ежедневно заставляет двигаться нас?...
Существительное «thelema» (воля, всего 60 раз в Н.З.) в отношении Бога переводится как «воля», а в отношении нас желание. Еврейское olam, «вечность», также в отношении Бо-га, переводится обычно как нечто бесконечное, а в отношении человека как нечто ограни-ченное. При всей очевидности искусственности такого деления, уже почему-то считается глупо предполагать, что в отношении Бога, оно означает все то же Его желание. Нам чет-ко вдолбили в голову, что Божия воля это нечто зафиксированное, предопределенное, окончательное, неизменное, неизбежное, фатальное
Есть даже те, кто говорит нам, что все, что происходит, происходит по воле Бога; даже то, что Он не хочет. Проверим такой взгляд на прочность Если есть хотя бы одна вещь или событие, происшедшиея не по воле Бога, то станет ясно, что могут быть и другие.
Евангелие от Матфея говорит нам в 18: 14 достаточно простым языком, что «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». Можем ли мы после этого ут-верждать, что нет детей, которые были потеряны? Бог провозглашает, что Он не желает, чтобы это произошло. В обратном случае, разве Он может желать того, что по определению не может произойти?...
Есть и более однозначный, бескомпромиссный аргумент в послании Иакова 1: 1215, с которым многие просто не знают что делать, и потому пытаются всеми возможными путя-ми обойти. Разрушительное учение, что «все происходит от Бога» разбивается о скалу этого ясного места. Из-за этого маленького стиха, Писание предстает в их толковании само про-тив себя, со всеми вытекающими для нашей духовной жизни последствиями. Во все места пытаются вложить нечто большее, чем они подразумевают, при этом этот стих в Иакове тщательно скрывается
И здесь возникает один вопрос, который я бы задал вам: если «все» происходит по воле Бога, то зачем нас призывать «испытывать, что есть воля Божия»? Павел пишет нам в Рим-лянам 12: 2 «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать (dokimazein), что есть воля Божия, благая (euareston), угодная и совер-шенная». Совершенно очевидно, что есть некоторые вещи, которые выходят из рамки Бо-жией воли, которые бы Он не желал. Почему Павел не утверждает, что Бог желает также и «злое», «неблагое и несовершенное»? В сноске Исправленной версии мы читаем такой пе-ревод: «волю Бога, которая есть благая, угодная и совершенная». Янг соглашается с Сино-дальным переводом: «что есть воля Бога - благая, угодная, совершенная». Сходным обра-зом текст предстает и в других версиях .
Некоторые друзья осуждали меня за неверие в стихи, которые утверждают, что «все от Бога». Я сказал бы, что «Божие Слово говорит так» не окончательно. Другие вторили им, что не принимать эти утверждение так, как они понимают их прямое отступничество».
У нас уже на подсознании «воля Бога» как нечто уже совер-шенное! Нам не нужно бояться, что отметанием Кальвинистского толкования (воли Бога), мы вносим хаос в Его вселенную и Его замысел. Давайте помнить, что как Павел мы мо-жем сказать:
«Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор. 1:25).
Поэтому мы можем продолжить: «желания Бога сильнее человеческих», и Его вели-кий план искупления придет к своему завершению, не делая автоматически Бога автором греха, к чему ведет такая концепция. С другой стороны слова «намерение», «предуста-новление» и «избрание» оградят нас от впадания в крайности в вопросе: что же есть воля Божия?
Комментарий