Бог-Троица как углубленное Богопознание (несколько тезисов)

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Евгус
    Участник

    • 27 November 2010
    • 3

    #1

    Бог-Троица как углубленное Богопознание (несколько тезисов)

    Приведу отдельные методы, посредством которых предчувствуется,ощу- щается, описывается, объясняется, понимается и даже анализируется то, что может определяться как Бог, или может ассоциироваться с ним, или же может быть его допустимым аналогом, моделью. Утверждение
    о невозможности познать Бога, или тайна о нем, как и запрет на его познание, - тоже в ихчисле.Методыэти объективно обусловлены.

    1) В книге Бытия написано: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была
    безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой" (Быт 1:2). Дух Божий существует
    наряду с Богом-Творцом.Бог проявляет себя посредством Духа, и мы знаем его (он существует для нас) только в таком
    качестве. В христианстве есть еще один путь познания Бога - через его сына Христа.
    Но Бог-Отец не тождественен Духу. Бог (Творец) больше, чем Дух, от него исходящий.
    А как же с утверждением апостола Иоанна, что "Бог есть Дух" (Ин 4:24)? Здесь нет противоре-
    чия, ибо Бог-Отец - это и его Дух. Утверждать же обратное, - что Дух есть Бог-Отец неверно.
    Также Бог-Отец не тождественен Богу-Сыну, и больше его. Однако Бог-Сын единосущен и
    равночестен Богу-Отцу. В Никейском Символе Веры сказано про "Единого Господа Иисуса Христа, Сына
    Божия Единородного, рожденного от Отца прежде веков. Света от Света, Бога Истинного от Бога Истин-
    ного. Рожденного, несотворенного, единосущного Отцу: через Которого все сотворено..."
    Ипостаси Троицы единосущны, но природа их имеет отличия: Бог-Отец - "Вседержитель, Тво-
    рец неба и земли, всего видимого и невидимого", Бог-Сын - ради людей и "нашего спасения сошедший с
    Небес, и воплотившийся от Духа Святого из Девы Марии и ставший человеком", Дух - "Святой Господь
    Животворящий", "который говорил через пророков".
    В Символе Веры мы не найдем утверждения о том, что они равны. Более того, контекст Сим-
    вола Веры несомненно говорит о первенстве Бога-Отца.
    Однако что такое "больше"? Специальный лингвистический анализ мог бы помочь ответить
    на данный вопрос.
    В соответствии с современными канонами православия каждое лицо Троицы имеет одинако-
    вое Божеское достоинство с каждой другой. Бог един в трех лицах, равных между собой.
    Изложенные выше взгляды на природу Божественной Троицы осуждаются Церковью как ере-
    тические. Они существуют в круге богословских проблем, положенных еще арианством и доживших до
    недавнего времени в виде "субординационистских" учений. Логическая загадка Троицы все же оконча-
    тельно не прояснена. Вероятно, отношения внутри Святой Троицы не сводимы только к отношениям
    "равны" или только к отношениям "не равны". В разных смыслах они могут быть и теми, и другими. Впро-
    чем, и причинно-следственные связи внутри нее, очевидно, не однонаправлены. Тем самым, логическое
    пространство Троицы становится многомерным. Философия многомерности, придерживаясь принципа
    дополнительности, предполагает, помимо того, возможность равенства части и целого. Это означает, что
    каждая из трех ипостасей, взятая в отдельности, в определенных случаях может быть равна всей Троице.
    И вообще, насколько далеко можно продвигаться здесь вслед за развитием логики?
    Как бы не изменялось логическое пространство Троицы в будущем (факт того, что это проис-
    ходило до настоящего времени, прослеживается исторически), оно не должно быть доминирующим. Су-
    ществует область тайного, трансцендентного смысла христианской Троицы, вторжение в которую фор-
    мальной логики по меньшей мере некорректно, да и бесполезно.

    2) По поводу работы академика Б.В. Раушенбаха "Логика троичности":
    Раушенбах пишет о методе, который он использует: "... будем искать в математике объект, обла-
    дающий всеми логическими свойствами Троицы, и если такой объект будет обнаружен, то этим самым бу-
    дет доказана возможность логической непротиворечивости структуры Троицы (отсутствие в ней каких-ли-
    бо антиномий) и в том случае, когда каждое Лицо считается Богом. Это связано с тем, что вся математика
    построена на законах формальной логики. Метод, который здесь будет использован, сводится, как видно
    из сказанного, к доказательству изоморфности (обладания одинаковой логической структурой) Троицы и
    некоторого математического объекта."
    "Математический объект, полностью соответствующий ... свойствам (Троицы - Е.П.), действи-
    тельно существует и широко используется в математике, механике, физике и других аналогичных науках.
    Это самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими."
    Логическая непротиворечивость троичной природы вектора совершенно "прозрачна", "что, ко-
    нечно, нельзя требовать при попытке постичь Троицу Бог в принципе непознаваем; и центральным
    является здесь характер взаимодействия трех Лиц в Боге, которое бесконечно сложнее простого геометри-
    ческого суммирования."
    Мы опускаем доказательства Раушенбаха, читатель сам может их прочесть.
    "Целью рассмотрения было показать, что формальная логика допускает существование триеди-
    ных объектов, по своей логической структуре аналогичных Троице, и при этом никаких антиномий не
    возникает."
    И, наконец, самое важное: "Из всего сказанного не следует, что теперь Троица не является бо-
    лее тайной и для принятия этой тайны более не нужен подвиг веры. Просто теперь тайное сместилось ту-
    да, где оно и должно быть, в сущность Бога. Подвиг веры вовсе не нужен для принятия структурно-ло-
    гического свойства Троицы триединости. Он нужен для принятия того свойства, которое было названо
    "взаимодействие" и о котором нам известно слишком мало только о рождении второго и исхождении
    третьего Лица Троицы от Отца. Не говоря уже о том, что точный смысл терминов "рождение" и "исхожде-
    ние" нам неизвестен, взаимодействие Лиц может, как уже говорилось, быть бесконечно многостороннее и
    сложнее, и мы должны верить, что это взаимодействие приводит от Триады к единосущной Монаде."
    Если в природе искать соответствия нашим ограниченным представлениям о Боге, то мы неиз-
    бежно впадем в "грех" редукции, сведения высшего к низшему, - и серьезного заблуждения. В этом обви-
    нять академика Б.Раушенбаха нет оснований.

    . 3) Очевидно, что единство может проявляться в различных логических структурах (если следо-
    вать тому же методу, нетрудно заметить, что двоичность в природе и науке встречается даже чаще, чем
    троичность). Но какое отношение это имеет к Богу? Допустим, что в определенных логических структурах
    отражаются некоторые его свойства, и он не ограничен в количестве составных частей таких структур. Не
    найдется ли тогда оправдание, к примеру, язычеству. В том то и дело, что язычество о единстве Бога обыч-
    но ничего сказать не способно. Лишь индуизм, с его множеством традиций, включающим и понятие Абсо-
    люта, интерпретирует многообразие мира как бесконечные проявления Бога (оставаясь в рамках пантеиз-
    ма).

    Христианская Троица (правильнее - ее обоснование в Символе Веры) говорит о существе Бо-
    га-личности глубже, парадоксальнее
    нии к нему и людям Бог предстал бесконечно нравственно богатым и психологически сложным (если к
    Богу применимы подобные понятия). Троица, будучи Богом и одновременно определенным представле-
    нием (знанием) о нем, приоткрыла завесу тайны, скрывающей Божество, и явила его человеку в новом качестве.
  • чукча
    с севера

    • 21 May 2009
    • 843

    #2
    Извини, не осилил.

    Короче, если ты сумел понять для себя, используя эту самую троицу, что Бог - основа и тебя самого, то должен захотеть соединиться с Ним.
    Одновременно должен понять, что идол, нарисованный повешенным и называемый богом ни чего общего с Богом не имеет, и даже противоположен.
    Итогом будет твой выход изо всей этой мишуры и поиск в свободном плавании, имея компасом лишь свое чутье.

    Главное тут, не заплывать обратно в те места, где нету, дабы не оказаться съеденным людоедами, которые тебя не поймут, поскольку ты сейчас говорил сам с собой на своем языке.

    Ищи то, что живое. То, что дает радость, а не призывает ограничить себя во всем, убить мысли=жизнь твоих мозгов, через которые ты дотягиваешься до сокрытого.

    Идол отдельно, Бог отдельно. Ищи, но вне сам знаешь кого.

    Так гораздо проще найти, нежели не привязывать всё к той структуре, которая выстраивала культ, позволявший покорить остальные. Сегодня нет в этом нужды.
    Сегодня медитация через молчание ума никуда не ведет, только в могилу ума. Сегодня медитация - как твое творчество при написании постинга, когда в ответ на твой запрос приходят к тебе твои мысли. Это живое, это жизнь. Старое - в могилу, и крест сверху, обозначающий полное прекращение, то есть перечеркивание жизни захороненного.
    Не спорь с эхом - последнее слово всё равно за ним.

    Комментарий

    Обработка...