Апостольская преемственность.
Введение. Это первая глава из трёх моей статьи, которую я несколько лет назад намеревался опубликовать, но отказался от такой затеи.
Преемственность учения и служения.
«Итак, охотно принявшие слово его (Петра) крестились И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Так Лука пишет самые первые строки о церкви (Деян 2:41,42), созданной Иисусом Христом на том самом камне, на котором Он и обещал ранее Петру и апостолам.
Как она возникла.
«Пребывали в учении Апостолов» Эти слова не зря были внесены в Святые Писания. Именно такова воля Божья, чтобы Его Церковь строилась на основании камня, вернее основания, фундамента, который и есть учение апостолов. В этом учении соединены и откровение Иисуса, данное ученикам, и их личная вера на основе этого откровения.
Говоря о преемственности, сначала определим то, что это слово приводит к ответу на вопрос: «на каком учении основывать свою веру вновь уверовавшим?» И второй вопрос: «какое учение или группу верующих выбрать, если возникнет разногласие относительно того, за каким учителем следовать и за каким учением подвизаться в вере»?
Впервые вопрос о преемственности встал во время споров, возникших в церкви между Эллинистами и иудеями (Деян 6). Эти две группы людей реально отличались друг от друга, прежде всего в культурном плане. И в культурно-этнических различиях иудеев, живших по старым традициям Моисеева закона, и цивилизованных эллинистов, живших в среде язычников, виделся первый возможный раскол церкви. Позже подобные расколы, обусловленные культурно-национальными различиями, действительно произойдут примерно по такому же сценарию. Сначала люди увидят различия своих этносов или этнических групп в языке и менталитете, культурном и экономическом укладах, а затем неизбежные разногласия в культуре и политике приведут и к разделению в церкви. Самым известным из таких расколов является раскол церкви на католическую и православную в 1054 г.
Естественно, что мотивы разногласий, как правило, остаются в тени, а наружу в данном случае вылез ропот против несправедливости при раздаче хлеба вдовицам. Бытовая ссора, незначительное на первый взгляд событие, но последствия её для церкви были ужасающи. Поэтому апостолы, видя опасность раскола, установили принципы преемственности служения. Преемственность служения является как бы видимым признаком преемственности учения и веры. И апостолы учредили преемственность служения на основе обетований Божьих. Преемственность обетований Божьих от поколения к поколению была установлена Святым Богом через Петра уже ранее (Деян 2:39). Обратите внимание, что теперь собрались все 12 апостолов, чтобы сторонники раскола (а они несомненно были) не нашли бы повода избрать себе «вожаком» кого-нибудь из апостолов, как позже попытались сделать некие коринфяне ( см 1 Кор) и католики, «выбрав» себе в епископы почившего уже Петра. Случись так, они оказались бы вне консенсуса церкви в лице апостолов.
Апостолы, созвавши множество христиан, обратились к церкви с предложением избрать дьяконов для служения. Заметьте, что апостолы обосновали необходимость усложнения организации служения и также установили правило: «итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу». «И угодно было это предложение всему собранию». Апостолы не оставили даже тени для оппозиции, могущей впоследствии собрать и объединить недовольных. «Их поставили перед Апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки». Как мы видим, апостолы установили внешний знак «постановления на служение» рукоположение.
Второй случай произошёл в Самарии (Деян 8). После того, как дьякон Филипп пришёл в Самарию, и проповедовал там Евангелие, многие уверовали и крестились. Но произошло нечто особенное. Святой Дух не сошёл при крещении ни на одного из самаритян! До этого, в Иерусалиме все верующие получили этот дар Божий, в соответствии с обетованиями Божьими и словами Петра. Филипп и братья послали весть в Иерусалим к апостолам с вопросом, почему Бог не исполнил обетования Нового Завета. Конечно, Дух Святой действовал в силе среди самаритян, исцеляя и освобождая их. Он даровал им веру и великую радость. И они были запечатлены в святом крещении Духом. Если бы Дух Святой не явил своей силы в Самарии то апостолы, наверное, рассмотрели бы крещение как недействительное, как позже сделали анабаптисты. Но такого не произошло. Апостолы послали в Самарию Петра и Иоанна. Они пришли и помолились, чтобы крещённые приняли дар Духа Святого. И через возложение апостольских рук верующие приняли обетование Отца Небесного.
Почему Бог Сам явным образом вмешался, задержав обетование о даре Духа? Дело в том, что самаритяне уже тогда традиционно жили в этническом и религиозном расколе с иудеями. И, получи они Духа Святого при крещении от Филиппа, они естественным образом организовали бы свою самарийскую церковь. На это не было воли Божьей. И Бог благоволил дать Свой дар через апостолов, показав тем, что Он желает видеть Свою церковь единой, имеющей преемственность в Едином Святом Духе с апостолами и Иерусалимской церковью. Но не всё прошло так гладко, как хотелось.
Симон, который был ранее духовным лидером самаритян, оказался вдруг не у дел. И он также захотел стать в новой церкви лицом, равным апостолам, занять в ней подобающее своим амбициям значительное положение. Он не понял апостольской преемственности духовно, но увидел только внешний знак возложение рук (хиротонию), понимая, что апостолы имеют некую духовную власть. И эту власть может принять каждый. Пётр явно сказал ему, что он не имеет в сём служении «чести и жребия».
Позже симонией стали называть назначение на церковные духовные должности за деньги или из иных мирских соображений, когда только внешний знак хиротонии является законным принятием служения. Этот случай говорит, что преемственность служения является даром Божиим, и принадлежит тем, кто имеет избрание от Бога (жребий) и честь (поставлен не служение законным образом). Пётр также объяснил, почему Симон не может претендовать на епископство, хотя и желает его. «Сердце твоё не право перед Богом, ибо вижу тебя исполненным желчи и в узах неправды».
Другой предрассудок относительно возложения рук возник из того факта, что не только должность, но и дар Святого Духа можно получить через возложение рук по факту «ex opere operato», как было в случае, произошедшем в Самарии. Этот предрассудок получил широкое распространение издавна и сегодня в новой версии, что через харизматических проповедников Бог дал служение крещения Святым Духом через возложение рук. Явление глоссолалии при возложении рук, или говорения на языках, вызывало неизгладимое впечатление на присутствующих.
Поэтому рассмотрим подробнее случай принятия Святого Духа через рукоположение (Деян 19). В Эфесе были некоторые ученики, которые уверовали во Христа, но не приняли христианского крещения. Они, будучи с Иоанном при Иордане, и крестившись от него, пребывали в беспечности неведения о благодати Нового Завета. Фактически они были учениками и последователями Иоанна, и Богу угодно было и их всех привести в единство церкви. Поэтому Павел и спросил их прямо: «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?». «Мы даже не слышали, есть ли святой Дух» ответили ученики. Здесь Павел увидел зародыш будущей секты, которая могла бы возникнуть позже, потому что учение, известное этим ученикам не соответствовало апостольскому. Поэтому Павел и попытался доказать им, что оснований для разделения нет, потому что Иоанн пророчествовал о Грядущем Мессии и говорил о необходимости веры в Иисуса Христа. И эта вера должна включать и крещение во Имя Иисуса Христа и принятие благодати Нового Завета в даре Святого Духа. Ученики согласились креститься.
И после крещения Павел возложил на них руки. Зачем? Случай был аналогичный самарийскому. Необходимо было внешним знаком удостоверить всей церкви, что эти «еретики» приняты в церковь Иисуса Христа законным образом, т.е. сердцами приняв жребий и публично приняв честь через апостолов. Бог подтвердил это так, что ученики стали говорить на языках и пророчествовать, для того чтобы вся церковь могла удостовериться, что Бог их принял в благодать. Таким образом, была устранена возможная стычка с «местными» христианами, которые смогли бы и не принять в своё общение бывших иоаннитов. А Павел явно даёт понять, что не его возложение рук, а крещение является знаком доступа к обетованному дару Святого Духа.
Есть и такое заблуждение, когда считается, что дар Святого Духа даётся через крещение по факту «ex opere operato», раз на то пошло. Некогда и сторонники разделения церкви внушали галатам о том, что только через иудейское обрезание «ex opere operato» принимается благодать спасения. Поэтому Павел уточняет, спрашивая галатов: «через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?». Если крещение рассматривать как дело закона (Иисус дал заповедь о крещении), то не из-за факта крещения, как деяния человеческого, а через веру принимается обетование о Святом Духе. Рассмотрим ещё один случай, связанный с апостольской преемственностью (Деян 10). До Нового Завета язычники были вообще отчуждены от обетований Божьих. То есть не имели ни жребия ни чести быть Детьми Божьими. И вот теперь Бог решил принять в благодать и необрезанных. Ситуация напоминает самарийскую. Если бы язычники получили Духа Святого иным путём, то церковь неизбежно оказалась бы расколота на иудео-христиан и язычников. И сегодня бытует ересь о том, что христианская церковь современности есть продукт еретика Павла, исказившего истинное апостольское учение «иудействующих» 12-ти апостолов. Конечно, это не так.
Сначала Бог избрал не явных идолослужителей, а семью благочестивого Корнилия. И ангел Господень посоветовал Корнилию обраться к Петру по вопросам спасения и вечной жизни. Корнилий не получил учение Евангелия непосредственно от ангела. Богу было угодно, чтобы Корнилий принял то учение, которое исходило из уст апостолов. Но пропасть между язычниками и иудеями была настолько глубока, что Богу необходимо было явно использовать пророческие откровения Корнилию и Петру, чтобы соединить прежде несоединимое. И вот когда Пётр ещё проповедовал, «Дух Святой сошёл на всех, слышавших слово». А слышали не только семья Корнилия, но и родственники его, и близкие друзья. Наверняка Корнилий был их духовным лидером, если они откликнулись на свидетельство Корнилия и поверили ему. Но вот Петра и «верующих из обрезанных» (церковь) эти родственники и могли бы смутить и они оттолкнули бы их от себя. Поэтому они удивились тому, чего никак не ожидали: они воочию видели и слышали как язычники величали Бога на языках, точно так же как и они сами некогда, при уверовании в прощение грехов, в омовение водой крещения и в обетование Святого Духа.
И тогда Пётр говорит историческую фразу: «кто может запретить креститься водою тем, тем которые, как и мы, получили Святого Духа?». В данном случае возложение рук было уже излишним, а крещение по заповеди Иисуса и было тем явным знаком принятия язычников в Церковь Иисуса Христа. Сегодня слова Петра можно переиначить так: кто может запретить быть членом Единой Вселенской Церкви тела Христова тем, которые, как и мы получили Святого Духа?
Но мир между иудеями и язычниками прокладывал себе путь с трудом. Петру пришлось давать объяснения в Иерусалиме по этому беспрецедентному случаю в доме Корнилия. Богу было угодно поместить подробности этого объяснения в 11 главе Деяний. Почему? Ввиду важности для всех времён и народов. Обратите внимание, что только после того, как мир между иудеями и язычниками был установлен, верующие в Анитохии в первый раз стали называться христианами. И мир, ещё такой хрупкий, был скреплён гуманитарной помощью, рукой дружбы, протянутой языческими церквями церкви иудейской.
И что интересно, тогда начались и гонения на церковь при царе Ироде. Наверное, только тогда дьявол понял, какую реальную опасность для его царства представляет единая кафолическая церковь. И потому движимые им лжеапостолы позже постарались использовать культурные различия между иудеями и язычниками для разделения и разрушения веры. Ими был брошен кличь «кто не обрезан тот не принадлежит истинной церкви и не имеет спасения». Жаль, что и сегодня подобные лозунги разделяют христиан. «Кто не говорит языками», «кто не исповедует наши традиции», и ещё универсальнее, бьющее наповал невежественных людей основную массу сектантского рекрутинга: «кто не такой как мы». Много бед принесли церкви подобные учителя, и одной из главных бед стало разделение церквей. И самая ужасная беда, когда одни христиане убивали других христиан в бесконечных войнах, особенно когда и воевали под религиозными лозунгами. И их епископы в этом воюющих поддерживали. Но эти постыдные дела к истинной Церкви Христа не относятся. Наши глаза плоти действительно видят национальные и культурные отличия, а вера видит Невидимую Церковь, Тело Христово, где этих плотских различий нет.
Введение. Это первая глава из трёх моей статьи, которую я несколько лет назад намеревался опубликовать, но отказался от такой затеи.
Преемственность учения и служения.
«Итак, охотно принявшие слово его (Петра) крестились И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Так Лука пишет самые первые строки о церкви (Деян 2:41,42), созданной Иисусом Христом на том самом камне, на котором Он и обещал ранее Петру и апостолам.
Как она возникла.
«Пребывали в учении Апостолов» Эти слова не зря были внесены в Святые Писания. Именно такова воля Божья, чтобы Его Церковь строилась на основании камня, вернее основания, фундамента, который и есть учение апостолов. В этом учении соединены и откровение Иисуса, данное ученикам, и их личная вера на основе этого откровения.
Говоря о преемственности, сначала определим то, что это слово приводит к ответу на вопрос: «на каком учении основывать свою веру вновь уверовавшим?» И второй вопрос: «какое учение или группу верующих выбрать, если возникнет разногласие относительно того, за каким учителем следовать и за каким учением подвизаться в вере»?
Впервые вопрос о преемственности встал во время споров, возникших в церкви между Эллинистами и иудеями (Деян 6). Эти две группы людей реально отличались друг от друга, прежде всего в культурном плане. И в культурно-этнических различиях иудеев, живших по старым традициям Моисеева закона, и цивилизованных эллинистов, живших в среде язычников, виделся первый возможный раскол церкви. Позже подобные расколы, обусловленные культурно-национальными различиями, действительно произойдут примерно по такому же сценарию. Сначала люди увидят различия своих этносов или этнических групп в языке и менталитете, культурном и экономическом укладах, а затем неизбежные разногласия в культуре и политике приведут и к разделению в церкви. Самым известным из таких расколов является раскол церкви на католическую и православную в 1054 г.
Естественно, что мотивы разногласий, как правило, остаются в тени, а наружу в данном случае вылез ропот против несправедливости при раздаче хлеба вдовицам. Бытовая ссора, незначительное на первый взгляд событие, но последствия её для церкви были ужасающи. Поэтому апостолы, видя опасность раскола, установили принципы преемственности служения. Преемственность служения является как бы видимым признаком преемственности учения и веры. И апостолы учредили преемственность служения на основе обетований Божьих. Преемственность обетований Божьих от поколения к поколению была установлена Святым Богом через Петра уже ранее (Деян 2:39). Обратите внимание, что теперь собрались все 12 апостолов, чтобы сторонники раскола (а они несомненно были) не нашли бы повода избрать себе «вожаком» кого-нибудь из апостолов, как позже попытались сделать некие коринфяне ( см 1 Кор) и католики, «выбрав» себе в епископы почившего уже Петра. Случись так, они оказались бы вне консенсуса церкви в лице апостолов.
Апостолы, созвавши множество христиан, обратились к церкви с предложением избрать дьяконов для служения. Заметьте, что апостолы обосновали необходимость усложнения организации служения и также установили правило: «итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу». «И угодно было это предложение всему собранию». Апостолы не оставили даже тени для оппозиции, могущей впоследствии собрать и объединить недовольных. «Их поставили перед Апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки». Как мы видим, апостолы установили внешний знак «постановления на служение» рукоположение.
Второй случай произошёл в Самарии (Деян 8). После того, как дьякон Филипп пришёл в Самарию, и проповедовал там Евангелие, многие уверовали и крестились. Но произошло нечто особенное. Святой Дух не сошёл при крещении ни на одного из самаритян! До этого, в Иерусалиме все верующие получили этот дар Божий, в соответствии с обетованиями Божьими и словами Петра. Филипп и братья послали весть в Иерусалим к апостолам с вопросом, почему Бог не исполнил обетования Нового Завета. Конечно, Дух Святой действовал в силе среди самаритян, исцеляя и освобождая их. Он даровал им веру и великую радость. И они были запечатлены в святом крещении Духом. Если бы Дух Святой не явил своей силы в Самарии то апостолы, наверное, рассмотрели бы крещение как недействительное, как позже сделали анабаптисты. Но такого не произошло. Апостолы послали в Самарию Петра и Иоанна. Они пришли и помолились, чтобы крещённые приняли дар Духа Святого. И через возложение апостольских рук верующие приняли обетование Отца Небесного.
Почему Бог Сам явным образом вмешался, задержав обетование о даре Духа? Дело в том, что самаритяне уже тогда традиционно жили в этническом и религиозном расколе с иудеями. И, получи они Духа Святого при крещении от Филиппа, они естественным образом организовали бы свою самарийскую церковь. На это не было воли Божьей. И Бог благоволил дать Свой дар через апостолов, показав тем, что Он желает видеть Свою церковь единой, имеющей преемственность в Едином Святом Духе с апостолами и Иерусалимской церковью. Но не всё прошло так гладко, как хотелось.
Симон, который был ранее духовным лидером самаритян, оказался вдруг не у дел. И он также захотел стать в новой церкви лицом, равным апостолам, занять в ней подобающее своим амбициям значительное положение. Он не понял апостольской преемственности духовно, но увидел только внешний знак возложение рук (хиротонию), понимая, что апостолы имеют некую духовную власть. И эту власть может принять каждый. Пётр явно сказал ему, что он не имеет в сём служении «чести и жребия».
Позже симонией стали называть назначение на церковные духовные должности за деньги или из иных мирских соображений, когда только внешний знак хиротонии является законным принятием служения. Этот случай говорит, что преемственность служения является даром Божиим, и принадлежит тем, кто имеет избрание от Бога (жребий) и честь (поставлен не служение законным образом). Пётр также объяснил, почему Симон не может претендовать на епископство, хотя и желает его. «Сердце твоё не право перед Богом, ибо вижу тебя исполненным желчи и в узах неправды».
Другой предрассудок относительно возложения рук возник из того факта, что не только должность, но и дар Святого Духа можно получить через возложение рук по факту «ex opere operato», как было в случае, произошедшем в Самарии. Этот предрассудок получил широкое распространение издавна и сегодня в новой версии, что через харизматических проповедников Бог дал служение крещения Святым Духом через возложение рук. Явление глоссолалии при возложении рук, или говорения на языках, вызывало неизгладимое впечатление на присутствующих.
Поэтому рассмотрим подробнее случай принятия Святого Духа через рукоположение (Деян 19). В Эфесе были некоторые ученики, которые уверовали во Христа, но не приняли христианского крещения. Они, будучи с Иоанном при Иордане, и крестившись от него, пребывали в беспечности неведения о благодати Нового Завета. Фактически они были учениками и последователями Иоанна, и Богу угодно было и их всех привести в единство церкви. Поэтому Павел и спросил их прямо: «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?». «Мы даже не слышали, есть ли святой Дух» ответили ученики. Здесь Павел увидел зародыш будущей секты, которая могла бы возникнуть позже, потому что учение, известное этим ученикам не соответствовало апостольскому. Поэтому Павел и попытался доказать им, что оснований для разделения нет, потому что Иоанн пророчествовал о Грядущем Мессии и говорил о необходимости веры в Иисуса Христа. И эта вера должна включать и крещение во Имя Иисуса Христа и принятие благодати Нового Завета в даре Святого Духа. Ученики согласились креститься.
И после крещения Павел возложил на них руки. Зачем? Случай был аналогичный самарийскому. Необходимо было внешним знаком удостоверить всей церкви, что эти «еретики» приняты в церковь Иисуса Христа законным образом, т.е. сердцами приняв жребий и публично приняв честь через апостолов. Бог подтвердил это так, что ученики стали говорить на языках и пророчествовать, для того чтобы вся церковь могла удостовериться, что Бог их принял в благодать. Таким образом, была устранена возможная стычка с «местными» христианами, которые смогли бы и не принять в своё общение бывших иоаннитов. А Павел явно даёт понять, что не его возложение рук, а крещение является знаком доступа к обетованному дару Святого Духа.
Есть и такое заблуждение, когда считается, что дар Святого Духа даётся через крещение по факту «ex opere operato», раз на то пошло. Некогда и сторонники разделения церкви внушали галатам о том, что только через иудейское обрезание «ex opere operato» принимается благодать спасения. Поэтому Павел уточняет, спрашивая галатов: «через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?». Если крещение рассматривать как дело закона (Иисус дал заповедь о крещении), то не из-за факта крещения, как деяния человеческого, а через веру принимается обетование о Святом Духе. Рассмотрим ещё один случай, связанный с апостольской преемственностью (Деян 10). До Нового Завета язычники были вообще отчуждены от обетований Божьих. То есть не имели ни жребия ни чести быть Детьми Божьими. И вот теперь Бог решил принять в благодать и необрезанных. Ситуация напоминает самарийскую. Если бы язычники получили Духа Святого иным путём, то церковь неизбежно оказалась бы расколота на иудео-христиан и язычников. И сегодня бытует ересь о том, что христианская церковь современности есть продукт еретика Павла, исказившего истинное апостольское учение «иудействующих» 12-ти апостолов. Конечно, это не так.
Сначала Бог избрал не явных идолослужителей, а семью благочестивого Корнилия. И ангел Господень посоветовал Корнилию обраться к Петру по вопросам спасения и вечной жизни. Корнилий не получил учение Евангелия непосредственно от ангела. Богу было угодно, чтобы Корнилий принял то учение, которое исходило из уст апостолов. Но пропасть между язычниками и иудеями была настолько глубока, что Богу необходимо было явно использовать пророческие откровения Корнилию и Петру, чтобы соединить прежде несоединимое. И вот когда Пётр ещё проповедовал, «Дух Святой сошёл на всех, слышавших слово». А слышали не только семья Корнилия, но и родственники его, и близкие друзья. Наверняка Корнилий был их духовным лидером, если они откликнулись на свидетельство Корнилия и поверили ему. Но вот Петра и «верующих из обрезанных» (церковь) эти родственники и могли бы смутить и они оттолкнули бы их от себя. Поэтому они удивились тому, чего никак не ожидали: они воочию видели и слышали как язычники величали Бога на языках, точно так же как и они сами некогда, при уверовании в прощение грехов, в омовение водой крещения и в обетование Святого Духа.
И тогда Пётр говорит историческую фразу: «кто может запретить креститься водою тем, тем которые, как и мы, получили Святого Духа?». В данном случае возложение рук было уже излишним, а крещение по заповеди Иисуса и было тем явным знаком принятия язычников в Церковь Иисуса Христа. Сегодня слова Петра можно переиначить так: кто может запретить быть членом Единой Вселенской Церкви тела Христова тем, которые, как и мы получили Святого Духа?
Но мир между иудеями и язычниками прокладывал себе путь с трудом. Петру пришлось давать объяснения в Иерусалиме по этому беспрецедентному случаю в доме Корнилия. Богу было угодно поместить подробности этого объяснения в 11 главе Деяний. Почему? Ввиду важности для всех времён и народов. Обратите внимание, что только после того, как мир между иудеями и язычниками был установлен, верующие в Анитохии в первый раз стали называться христианами. И мир, ещё такой хрупкий, был скреплён гуманитарной помощью, рукой дружбы, протянутой языческими церквями церкви иудейской.
И что интересно, тогда начались и гонения на церковь при царе Ироде. Наверное, только тогда дьявол понял, какую реальную опасность для его царства представляет единая кафолическая церковь. И потому движимые им лжеапостолы позже постарались использовать культурные различия между иудеями и язычниками для разделения и разрушения веры. Ими был брошен кличь «кто не обрезан тот не принадлежит истинной церкви и не имеет спасения». Жаль, что и сегодня подобные лозунги разделяют христиан. «Кто не говорит языками», «кто не исповедует наши традиции», и ещё универсальнее, бьющее наповал невежественных людей основную массу сектантского рекрутинга: «кто не такой как мы». Много бед принесли церкви подобные учителя, и одной из главных бед стало разделение церквей. И самая ужасная беда, когда одни христиане убивали других христиан в бесконечных войнах, особенно когда и воевали под религиозными лозунгами. И их епископы в этом воюющих поддерживали. Но эти постыдные дела к истинной Церкви Христа не относятся. Наши глаза плоти действительно видят национальные и культурные отличия, а вера видит Невидимую Церковь, Тело Христово, где этих плотских различий нет.
Комментарий