С некоторых пор я стал всерьез размышлять над весьма актуальной для меня темой греха. Не то, чтобы я раньше об этом не думал думал, конечно но больше в плоскости борьбы с ним, нежели о грехе, как таковом. Но именно эта борьба, весьма вялотекущая и обычно безуспешная, привела меня к мысли о том, что проблема ее безуспешности отчасти заключается в непонимании мной самого явления греха, его природы. То есть я пытаюсь бороться (пытаюсь это конечно сильно сказано) с чем-то, о чем имею весьма отдаленное представление. Однако здравый смысл подсказывает, что прежде, чем решать проблему необходимо ее тщательно изучить.
Размышляя над природой греха, и его проявлением в нашей повседневности, я пришел к самонапрашивающемуся выводу о том, что всякий человек в его нынешнем падшем состоянии есть раб своих желаний. Судите сами, с первых дней жизни, буквально сызмальства, мы воспринимаем окружающий нас мир и людей в качестве внешнего ресурса для исполнения наших прихотей, своего рода сырьевого придатка к собственной персоне. Мы желаем чего-либо и немедля требуем получить желаемое. Если вы будете достаточно внимательны к себе, то обнаружите, что буквально каждое мгновение нашей жизни, я не преувеличиваю, мы исполняем собственные желания. Захотелось посмотреть в окно посмотрели, захотелось почесать затылок почесали. И так далее, во всех мелочах.
Иными словами, человек непрестанно и, как правило, неосознанно ищет исполнения сиюминутных желаний. Когда же требования плоти становятся навязчивыми, то есть требуют своего исполнения во что бы то ни стало, любой ценой, они становятся греховными страстями. Но и тут мы нередко идем у них на поводу, хотя и зная, что это противозаконно.
Таким образом, духовно не возрожденный человек представляет собой клубок самых разнообразных желаний, от внешне благообразных до неприличных, толкущихся в очереди в ожидании исполнения. Поэтому всякий грешник есть прежде всего раб желаний, как относительно легитимных, так и богопротивных. Желания составляют саму сущность человека, его поврежденное грехом естество, его эго. Они насквозь пропитали нашу ветхую природу, поразив ее святое святых сердце. Отныне, казалось бы, обратный путь человека к Богу заказан. Ведь человек не мыслит ничего, кроме следования собственной эгоистичной воле. Даже в якобы возвышенной материнской любви, и в ней особенно, человек остается законченным эгоистом (к примеру, ради собственного ребенка мать готова «приносить в жертву» чужих детей).
За все время существования человечества, с момента его отпадения от Бога, на земле родился лишь один Человек, который не был водим греховными желаниями Сам Бог. Христос был единственным, подчинившим низшие желания плоти высшим желаниям Духа, в угоду Отцу Небесному. Таким образом, Сам Бог во Христе указал нам путь победы над тяготеющим над нами проклятием греха. Ему вторит и апостол Павел, призывая «умерщвлять желания плоти желаниями духа».
Так уж устроен человек, что он всегда будет жить согласно желаниям будь то своим, или высшим (необязательно Божьим). Нередко люди жертвовали всем ради некой благородной или просто казавшейся им возвышенной цели. Человек может «загореться» некой сверхидеей, и положить жизнь на ее алтарь. Но в большинстве случаев это будет очередной, причем наиболее опасной разновидностью страсти греховной гордыни, подавляющей все остальные, более мелкие и «невинные» желания.
Однако подлинная победа над грехом, по крайней мере, в теории доказанной Христом на практике возможна лишь тогда, когда желания плоти подчинены стремлениям Духа и не противоречат последним. Христос ел и пил, и когда нужно отдыхал, но это не помешало Ему взойти на крест. Если бы целью жизни Христа было обывательское «поесть-поспать», человечество бы лишилось последней надежды.
Кто-то скажет: так ведь то Бог, безгрешный. В ответ можно привести многочисленные примеры несовершенных людей, уподобившихся Христу и ставших святыми, первый из которых апостол Павел, называвший себя первым (в смысле, худшим) из грешников.
Думаю, человеку невозможно просто взять и отсечь от себя желания плоти. В противном случае, если человек способен собственными силами победить грех, незачем было бы приходить Христу. Но для того, чтобы обуздать плоть, необходим Дух, дающийся верующим во Христа. Тем не менее, даже имея «начаток Духа» большинство из нас почему-то продолжает периодически грешить, памятуя слова апостола о том, что «все мы много согрешаем».
На мой взгляд, вышеописанная проблема и ее объяснение заключаются в следующем. Дело в том, что, получив Духа, вчерашний безнадежный грешник при этом не лишается плоти, с живущим в ней грехом. У него как были низменные желания, так и остались. При этом прибавилось новое желание исполнять волю Отца Небесного. И это последнее, поначалу весьма слабое, входит в противоречие с прежним, привычным образом жизни человека. Так что христианин вынужден самостоятельно разрешать терзающее его противоречие: по каким желаниям поступать по духу ли, или по плоти.
Но если жить по плоти не составляет труда знай себе, плыви по течению, то жизнь по духу требует подвига, нравственного усилия, а с этим, не знаю как у кого, лично у меня проблемы. Потому как плоти свойственно искать комфорта, расслабленности, в то время как дух напряжен и бодр, и неизменно устремлен ввысь.
В общем, задача, которую нам предстоит с разной степенью успешности решить в течение земной жизни, заключается не в том, чтобы подавить плотские желания (которые станут от этого еще навязчивей, уйдя в подсознание), но чтобы руководствоваться прежде всего стремлениями духа, отдавая им приоритет и прилагая необходимое усилие.
Насчет же усилий нужно сказать следующее: Бог не требует от нас непосильных подвигов, сверхусилий, попытавшись совершить которые мы надорвемся, но требует от нас посильных размеренных шагов, без которых невозможно спасение (постоянство здесь ключевой момент). И проблема, по крайней мере в моем случае, заключается не в том, что я неспособен к подвигу (что истинная правда), но в том, что я не делаю того, на что, при желании, вполне способен. И это, в общем, тоже есть результат греховной поврежденности нашей воли. Равно как и экзальтированный поиск подвигов вместо повседневной рутинной работы над собой.
Поэтому вполне объясним тот привычный совет, который чаще всего дают кающемуся грешнику на исповеди старайся, прилагай максимально возможные усилия, уповая на помощь и милость Божью. Если подумать, другого-то совета особо и не дашь. Каждый христианин, положа руку на сердце, итак примерно представляет, что ему делать и в каком направлении двигаться. Восхождение же по лестнице духовного развития совершается именно так, шаг за шагом. И если мы оступились, все равно приходится, стиснув зубы, вставать и продолжать путь наверх. Те же, кто считает, что Бог вознесет их к святости на духовном эскалаторе пусть считают так, это их право. Но правыми в итоге окажутся те, кто доберется до самого верха, а не те, кто утверждают, будто уже там, при этом находясь этажом ниже.
20.09.2010
Размышляя над природой греха, и его проявлением в нашей повседневности, я пришел к самонапрашивающемуся выводу о том, что всякий человек в его нынешнем падшем состоянии есть раб своих желаний. Судите сами, с первых дней жизни, буквально сызмальства, мы воспринимаем окружающий нас мир и людей в качестве внешнего ресурса для исполнения наших прихотей, своего рода сырьевого придатка к собственной персоне. Мы желаем чего-либо и немедля требуем получить желаемое. Если вы будете достаточно внимательны к себе, то обнаружите, что буквально каждое мгновение нашей жизни, я не преувеличиваю, мы исполняем собственные желания. Захотелось посмотреть в окно посмотрели, захотелось почесать затылок почесали. И так далее, во всех мелочах.
Иными словами, человек непрестанно и, как правило, неосознанно ищет исполнения сиюминутных желаний. Когда же требования плоти становятся навязчивыми, то есть требуют своего исполнения во что бы то ни стало, любой ценой, они становятся греховными страстями. Но и тут мы нередко идем у них на поводу, хотя и зная, что это противозаконно.
Таким образом, духовно не возрожденный человек представляет собой клубок самых разнообразных желаний, от внешне благообразных до неприличных, толкущихся в очереди в ожидании исполнения. Поэтому всякий грешник есть прежде всего раб желаний, как относительно легитимных, так и богопротивных. Желания составляют саму сущность человека, его поврежденное грехом естество, его эго. Они насквозь пропитали нашу ветхую природу, поразив ее святое святых сердце. Отныне, казалось бы, обратный путь человека к Богу заказан. Ведь человек не мыслит ничего, кроме следования собственной эгоистичной воле. Даже в якобы возвышенной материнской любви, и в ней особенно, человек остается законченным эгоистом (к примеру, ради собственного ребенка мать готова «приносить в жертву» чужих детей).
За все время существования человечества, с момента его отпадения от Бога, на земле родился лишь один Человек, который не был водим греховными желаниями Сам Бог. Христос был единственным, подчинившим низшие желания плоти высшим желаниям Духа, в угоду Отцу Небесному. Таким образом, Сам Бог во Христе указал нам путь победы над тяготеющим над нами проклятием греха. Ему вторит и апостол Павел, призывая «умерщвлять желания плоти желаниями духа».
Так уж устроен человек, что он всегда будет жить согласно желаниям будь то своим, или высшим (необязательно Божьим). Нередко люди жертвовали всем ради некой благородной или просто казавшейся им возвышенной цели. Человек может «загореться» некой сверхидеей, и положить жизнь на ее алтарь. Но в большинстве случаев это будет очередной, причем наиболее опасной разновидностью страсти греховной гордыни, подавляющей все остальные, более мелкие и «невинные» желания.
Однако подлинная победа над грехом, по крайней мере, в теории доказанной Христом на практике возможна лишь тогда, когда желания плоти подчинены стремлениям Духа и не противоречат последним. Христос ел и пил, и когда нужно отдыхал, но это не помешало Ему взойти на крест. Если бы целью жизни Христа было обывательское «поесть-поспать», человечество бы лишилось последней надежды.
Кто-то скажет: так ведь то Бог, безгрешный. В ответ можно привести многочисленные примеры несовершенных людей, уподобившихся Христу и ставших святыми, первый из которых апостол Павел, называвший себя первым (в смысле, худшим) из грешников.
Думаю, человеку невозможно просто взять и отсечь от себя желания плоти. В противном случае, если человек способен собственными силами победить грех, незачем было бы приходить Христу. Но для того, чтобы обуздать плоть, необходим Дух, дающийся верующим во Христа. Тем не менее, даже имея «начаток Духа» большинство из нас почему-то продолжает периодически грешить, памятуя слова апостола о том, что «все мы много согрешаем».
На мой взгляд, вышеописанная проблема и ее объяснение заключаются в следующем. Дело в том, что, получив Духа, вчерашний безнадежный грешник при этом не лишается плоти, с живущим в ней грехом. У него как были низменные желания, так и остались. При этом прибавилось новое желание исполнять волю Отца Небесного. И это последнее, поначалу весьма слабое, входит в противоречие с прежним, привычным образом жизни человека. Так что христианин вынужден самостоятельно разрешать терзающее его противоречие: по каким желаниям поступать по духу ли, или по плоти.
Но если жить по плоти не составляет труда знай себе, плыви по течению, то жизнь по духу требует подвига, нравственного усилия, а с этим, не знаю как у кого, лично у меня проблемы. Потому как плоти свойственно искать комфорта, расслабленности, в то время как дух напряжен и бодр, и неизменно устремлен ввысь.
В общем, задача, которую нам предстоит с разной степенью успешности решить в течение земной жизни, заключается не в том, чтобы подавить плотские желания (которые станут от этого еще навязчивей, уйдя в подсознание), но чтобы руководствоваться прежде всего стремлениями духа, отдавая им приоритет и прилагая необходимое усилие.
Насчет же усилий нужно сказать следующее: Бог не требует от нас непосильных подвигов, сверхусилий, попытавшись совершить которые мы надорвемся, но требует от нас посильных размеренных шагов, без которых невозможно спасение (постоянство здесь ключевой момент). И проблема, по крайней мере в моем случае, заключается не в том, что я неспособен к подвигу (что истинная правда), но в том, что я не делаю того, на что, при желании, вполне способен. И это, в общем, тоже есть результат греховной поврежденности нашей воли. Равно как и экзальтированный поиск подвигов вместо повседневной рутинной работы над собой.
Поэтому вполне объясним тот привычный совет, который чаще всего дают кающемуся грешнику на исповеди старайся, прилагай максимально возможные усилия, уповая на помощь и милость Божью. Если подумать, другого-то совета особо и не дашь. Каждый христианин, положа руку на сердце, итак примерно представляет, что ему делать и в каком направлении двигаться. Восхождение же по лестнице духовного развития совершается именно так, шаг за шагом. И если мы оступились, все равно приходится, стиснув зубы, вставать и продолжать путь наверх. Те же, кто считает, что Бог вознесет их к святости на духовном эскалаторе пусть считают так, это их право. Но правыми в итоге окажутся те, кто доберется до самого верха, а не те, кто утверждают, будто уже там, при этом находясь этажом ниже.
20.09.2010
Комментарий