Нередко во главу угла нашей христианской жизни мы ставим борьбу с грехом, будь то внешним, в виде укоренившихся в нас неблаговидных греховных привычек, или внутренним то есть страстями. С одной стороны, это действительно один из наиважнейших, можно сказать определяющих компонентов духовной жизни, игнорирование которого рано или поздно приводит человека к фиаско в вере. С другой стороны, сама по себе борьба с грехом не есть самоцель для христианина, и в отрыве от Христа не способна избавить человека от терзающего его зла.
Подлинная цель христианской жизни есть Сам Христос, или, вспоминая преподобного Серафима Саровского, «стяжание Духа Святого». Внутренняя же брань со злом есть ни что иное, как средство достижения главной цели, но никоим образом не сама цель. Борьба с грехом есть, если угодно, исполнение призыва Иоанна Крестителя «приготовить путь Господу». Борясь с «запинающим нас грехом», мы тем самым расчищаем Христу дорогу в наших сердцах, не более того (но и не менее). И без подобной подготовительной работы невозможно Его воцарение и победоносное шествие в нашей жизни.
Таким образом, борьба с грехом есть ключевой момент христианской жизни, без которого невозможно достижение конечной цели. В то же время зацикленность на этой борьбе вместо Христа, есть ни что иное, как вариант идолопоклонства, когда место Христа незаметно занимает стремление души к самосовершенствованию и самообожествлению, то есть сам человек. Подобная философия практикуется во многих религиях, причем порой небезуспешно.
Аскетические усилия необходимы, но далеко не достаточны для обеспечения духовного возрастания верующего. В конечном итоге, грех побеждается не нашими силами, но Христом. Однако именно прилагаемые нами, подчас ничтожные усилия высвобождают силу Христову, позволяют Ему «действовать в нас могущественно». Наше усилие подобно нажатию на спусковой крючок, которое, будучи практически неощутимым, тем не менее, открывает дорогу мощной энергии.
Можно со всей определенностью констатировать, что в равной степени недопустимо ни игнорировать борьбу с грехом, ни ставить ее в центр христианской жизни. И в том, и в другом случае, грех возымеет над нами власть. Ведь если мы можем самосовершенствоваться собственными силами, то есть в идеале достичь спасения, то зачем нам вообще нужен Христос? Такой подход неизменно приводит к отрицанию Бога. В то же время, если мы думаем, что можем стать святыми, сложа руки, в надежде на то, что Бог нашу работу сделает за нас, значит, мы полностью игнорируем человека, как существо, наделенное свободной волей и разумом. И в результате теряем человека.
Единственный приемлемый для христианина путь располагается, как водится, по середине между двумя крайностями. И заключается он в том, чтобы, зная Бога и разумея Его волю о нас, аккуратно исполнять ее в той части, которая доверена нам, при этом веруя, что Бог непременно совершит Свою часть работы: «Начавший в вас доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа», и памятуя, что никакое зло не может быть побеждено собственными силами. Грешник, взирающий на собственное несовершенство вместо совершенства Христова, обречен постоянно терпеть неудачи в борьбе с грехом. По крайней мере, до тех пор, пока он не оторвет взгляд от себя любимого и не направит его на Христа распятого.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что христианин должен не столько сражаться «против», т.е. против сил зла, сколько «за», т.е. за Христа. Потому как только не теряя из виду большую цель, можно одерживать маленькие победы на пути к ней.
14.09.2010
Подлинная цель христианской жизни есть Сам Христос, или, вспоминая преподобного Серафима Саровского, «стяжание Духа Святого». Внутренняя же брань со злом есть ни что иное, как средство достижения главной цели, но никоим образом не сама цель. Борьба с грехом есть, если угодно, исполнение призыва Иоанна Крестителя «приготовить путь Господу». Борясь с «запинающим нас грехом», мы тем самым расчищаем Христу дорогу в наших сердцах, не более того (но и не менее). И без подобной подготовительной работы невозможно Его воцарение и победоносное шествие в нашей жизни.
Таким образом, борьба с грехом есть ключевой момент христианской жизни, без которого невозможно достижение конечной цели. В то же время зацикленность на этой борьбе вместо Христа, есть ни что иное, как вариант идолопоклонства, когда место Христа незаметно занимает стремление души к самосовершенствованию и самообожествлению, то есть сам человек. Подобная философия практикуется во многих религиях, причем порой небезуспешно.
Аскетические усилия необходимы, но далеко не достаточны для обеспечения духовного возрастания верующего. В конечном итоге, грех побеждается не нашими силами, но Христом. Однако именно прилагаемые нами, подчас ничтожные усилия высвобождают силу Христову, позволяют Ему «действовать в нас могущественно». Наше усилие подобно нажатию на спусковой крючок, которое, будучи практически неощутимым, тем не менее, открывает дорогу мощной энергии.
Можно со всей определенностью констатировать, что в равной степени недопустимо ни игнорировать борьбу с грехом, ни ставить ее в центр христианской жизни. И в том, и в другом случае, грех возымеет над нами власть. Ведь если мы можем самосовершенствоваться собственными силами, то есть в идеале достичь спасения, то зачем нам вообще нужен Христос? Такой подход неизменно приводит к отрицанию Бога. В то же время, если мы думаем, что можем стать святыми, сложа руки, в надежде на то, что Бог нашу работу сделает за нас, значит, мы полностью игнорируем человека, как существо, наделенное свободной волей и разумом. И в результате теряем человека.
Единственный приемлемый для христианина путь располагается, как водится, по середине между двумя крайностями. И заключается он в том, чтобы, зная Бога и разумея Его волю о нас, аккуратно исполнять ее в той части, которая доверена нам, при этом веруя, что Бог непременно совершит Свою часть работы: «Начавший в вас доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа», и памятуя, что никакое зло не может быть побеждено собственными силами. Грешник, взирающий на собственное несовершенство вместо совершенства Христова, обречен постоянно терпеть неудачи в борьбе с грехом. По крайней мере, до тех пор, пока он не оторвет взгляд от себя любимого и не направит его на Христа распятого.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что христианин должен не столько сражаться «против», т.е. против сил зла, сколько «за», т.е. за Христа. Потому как только не теряя из виду большую цель, можно одерживать маленькие победы на пути к ней.
14.09.2010
Комментарий