Литургическая община или гностическое сообщество?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • supfiros
    Новичок

    • 24 September 2007
    • 14

    #1

    Литургическая община или гностическое сообщество?

    Автор статьи: Константин Тетерятников

    Находясь на одном богослужебном собрании в воскресенье, которое проводила одна баптистская община, я обратил внимание на некоторую нестандартность формы.
    В чем это выражалось? Не смотря на то, что проповедей было четыре, одна из них была предназначена только для детей. Очень редко встретишь церковь, где есть целенаправленная детская проповедь. Мы в своей общине пытались так сделать, но не получилось Кроме этого, можно было заметить некий музыкальный коктейль: хор и группа прославления поют как классические псалмы, так и современные, молодежные. На самом богослужении присутствовало около 250 человек. В общем где-то половина из присутствующих были мужчины, и большая часть людей это люди среднего возраста. Нужно сказать, что богослужения в этой церкви всегда проходят живо и не монотонно. Было несколько покаяний, при этом не в конце служения, а даже в начале или перед последней проповедью. В общем, литургический элемент церкви был на высоком уровне! Хотя, анализируя ход богослужения, видишь, что он не открывал чего-то нового. Все проповедники и ведущие говорили об известных вещах, не ощущалось таинственности знания, и было такое впечатление, что все, о чем говорили, было всего лишь повторением.
    Анализируя этот момент, я обратил внимание, что в принципе для литургии не совсем и обязательно нести некое тайное знание. В большинстве случаев литургия это припоминание, или точнее напоминание о давно известных истинах. Только немногие посторонние могут узнать что-то новое, да и то, если они вообще не просвещены, а так все из сказанного давно известно. Какой напрашивается вывод? Для литургии, какой бы она ни была в конфессиональном смысле, важно не открытие нового знания (гнозиса), а повторное напоминание уже известного; при этом таким образом, чтобы это осталось в памяти как можно дольше. Поэтому христианская община и использует музыкальное искусство, а некоторые общины используют театральное и хореографическое искусство, видео, кинематографическое искусство, которые и направлены на то, чтобы как можно сильнее и отчетливее заострить внимание обычного прихожанина церкви на центральной истине церковного вероучения. В этом плане, богослужение литургической общины превращается в концерт или в шоу, где человек должен получить определенное удовольствие и пользу от всего увиденного и услышанного.
    А как быть тем, которые ищут в церкви другого? Которые не любят постоянных повторений банальных истин, а ищут «гнозиса»? И чем таинственнее знание, тем более оно привлекательно. Ведь не всем может быть интересно постоянно повторяемая литургия. Какой бы современной она бы ни была, все равно приедается Достаточно посещать богослужение одной и той же общины в течении одногодвух лет. А дальше ты настолько изучишь весь уклад, что можешь буквально предугадывать то, что будут говорить люди. Поэтому и не удивительно то, что часто к концу богослужебного собрания какая-то часть людей стоят и разговаривают и отнюдь не на религиозные темы Почему-то нет того эффекта, который они испытывали раньше, а также нет «нового» знания.
    Что же такое гностическое сообщество? Это сообщество знания. В этом плане, церковь превращается в некий центр знаний и исследований, где изучается все, что касается Бога, человека, и мира в котором мы живем. Здесь есть оживленные дискуссии и жаркие споры, здесь слово «ересь» это не архаизм, а чуть ли не ключ к пониманию проблемы. Такое сообщество полностью контрастирует с литургической общиной, потому что считает их примитивом и поверхностностью. С другой стороны, споры вокруг вещей, которые не могут быть доказаны и не привлекают большинство, чаще всего бесполезны, ведь время-то дороже всего, тем более что «истину не возможно постичь в споре», она там не рождается. Обычно гностические сообщества не многочисленны, и представляют собой закрытые клубы, ориентированные на посвященных, которым и открыты «тайны» знания. Часто такие церкви, зацикленные на гнозисе изживают сами себя, потому что все время делятся и разделяются на не согласных и правильно понимающих истину. В этом плане, церковь как гностическое сообщество проигрывает церкви с сильным литургическим началом. Хотя, гностиков всегда отталкивал прагматизм литургии, которую они часто воспринимают как примитив, банальность и отсутствие глубины. С другой стороны, гностиков критикуют за их неспособность любить и вмещать разных людей, которые по-разному понимают некоторые не главные вопросы христианской веры.
    Размышляя над всем этим, невольно задаешь вопрос: как быть? Ведь одни ищут духовных знаний, а другие духовный опыт. Духовные знания нужны, в них всегда нехватка. Ведь не зря Павел постоянно говорил, что он возвещает тайну. Но знания недостаточны, нужен и опыт, переживание жизни, ощущение гармонии, а не просто ее теоретическое осмысление. Другими словами, возможно ли совместить в церкви два кажущихся противоположными направления литургизм и гностическое устремление (здесь прошу не путать с ересью гностицизма, которая волновала церковь ІІ-ІІІ вв.)? Это нелегко, но это возможно.
    Здесь главное помнить, что арбитром в споре что важнее богослужение или знание, - является Новый Завет. Что он по этому поводу говорит? Ясно одно, что в Новом Завете достаточно много уделяется знанию, в противовес Ветхому Завету в котором много уделяется именно богослужебной практике. Ведь церковь того времени была сообществом учеников. В то же время процесс богослужения показан не так ярко. Мы видим, что богослужению уделяется большое внимание только в 1Кор.14 гл., о ходе же богослужения мы читаем в кн. Откровение (правда там описывается небесное богослужение, но, тем не менее, оно показано как образец). Другие части Нового Завета уделяют большое значение знанию, как откровению тайной истины, которая была скрыта до последних времен, и теперь открыта через Христа и донесена Апостолами и пророками. Но, хотя в Новом Завете и уделяется большое значение знанию, все это делается, прежде всего, для богослужебной (литургической) практики.
    В общем, Новый Завет открывает нам синтез литургии и гнозиса, который выводит нас на совершенно новый уровень познания и поклонения, поклонения в Духе и истине. Ведь именно таковых поклонников Бог и ищет себе! Да поможет нам Господь быть таковыми!


    Автор статьи: Константин Тетерятников


    ИСТОЧНИК:
    www.cerkov.com.ua - Сайт исследователей учения о Церкви



  • supfiros
    Новичок

    • 24 September 2007
    • 14

    #2
    Решил поделить собственными мыслями по поводу статьи своего знакомого.

    Дело в том, что я смотрю на эту проблему несколько иначе.

    Литургия сама по себе не может и не должна создавать скуку или раздражение. Потому что суть литургии поклонение. Сколько раз та или иная истина не произносилась бы, в сердце христианина она всегда порождает радость, каким бы приверженцем знаний он ни был.

    Совсем другое дело, когда литургия оказывается своего рода ширмой, за которой кроются очень нехорошие дела: страх, контроль, подавление, сплетни, неправый суд. Короче, все вещи, сдерживающие духовный рост и нормальное развитие общины, возможное только в атмосфере совершенной открытости, бескорыстности во всех её смыслах и взаимной нелицемерной любви. Если всех этих благодатных вещей нет, не стоит удивляться тому, что литургия сознательно или бессознательно воспринимается как ложь.

    Разделение на приверженцев литургии и приверженцев знаний, это по существу деление на людей, которых существующее положение вещей устраивает, и на тех, кто не может с ним смириться. Первые остаются при своём, а вторые, не найдя никакого понимания у первых, отправляются в «безвоздушное пространство». Там они как-то притягиваются, собираются, и пытаются обсудить и осмыслить всё то, что обычно «опечатано» в литургических собраниях.

    Тот факт, что приверженцы знаний «изживают себя» и часто делятся, говорит лишь о том, что, по сути, они остаются больны той же болезнью, которой поражены литургические собрания. Только в их случае эта болезнь приобретает признаки открытой раны.

    Болезнь называется так: отсутствие стремления к подлинному единству, основанному на любви по истине.

    И дело вовсе не в том, что литургию или знание трудно примирить, или что им нужен «арбитр» в лице, допустим, Нового Завета. Дело в том, что таких попыток примирения попросту нет (или они являются большой редкостью), потому что нет понимания священной ценности христианского единства. Я уже молчу о том, что единству мешает масса самых разных вещей, включая элементарные грехи. Но понимание (духовное осознание, откровение) отправная точка для позитивных изменений.

    Свое понимание единомыслия и единства я изложил здесь:

    1. http://www.cerkov.com.ua/sergei-shap...r.html?start=1

    2. http://www.cerkov.com.ua/sergei-shap...r.html?start=2

    Комментарий

    Обработка...