Из беседы:
вечные муки
Итак есть слова
и Библии "Я есть Альфа и Омега, начало и конец; ...Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21, 6-8).
и
решение 5 Всел. собора
"Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление (апокатастасис) демонов и нечестивых людей - да будет анафема" (Деяния V Вселенского Собора).
Впоследствии этот анафематизм был подтвержден Отцами Трулльского Собора (692 г.) и VI и VII Вселенских Соборов.
Но в то же время есть и другая точка зрения в правсолавии на спасение:
"Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня".(1 Кор. 3:13-15)
"Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна.
... Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби - тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил.
...Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней. Тем более устремимся к тому, чтобы вкушать любовь Божию через постоянную мысль о Нем и избежать опыта геенны, который происходит от небрежения".
(прп. Исаак Сирин)
"... и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале".
(свт. Григорий Нисский) (также см. Книги и публикации - Официальный сайт Алексея Ильича Осипова).
Вопрос действительно довольно сложен.
У меня всегда возникало предположение, по долгом размыш. на эту тему, что на некоторые вопросы Бог скрывает ответ.
Но мы все же стараемя понять даже такие вещи. Такова природа нашего пытливого разума. Ведь это связано с природой вещей, истиной, характером Бога.
Может ли любящий Бог сотворить человека зная, что некоторые уйдут на бесконечные мучения?
Вот он ключевой момент в этом вопросе.
Как мог Он допустить, чтобы если не плоть получила нетление, то по-крайней мере составляющая материального (падшего) творения - личность?
Как и почему падший получает нетление (кстати многие правосл. и протест. этому учат)? Из-за чего?
Неужели же не имея нетварную энергию (говорю языком православного богословия), доступа к Духу Божиему, человек имеет по своей природе нетленную природу?
Как говорится в 1 Кор. 15 тление не наследует нетления, а плоть - жизнь вечную. А что есть человек без Духа Божия? Просто прах, пепел, плоть. Это доказывается еще посланием Иуды - душевные люди - люди без Духа жизни Бога, потому что жизнь бессмертия без Божественной природы и искупления (а искупл. без веры) быть не может.
В случае "нетление мы имеем и так" - теряется смысл всего великого контраста: без Христа смерть - с Христом жизнь. Теряется смысл веры: не важно как веришь - всегда будешь жить вечно.
Теряется смысл милосердия Бога.
Конечно можно сказать, что Бог в милости не уничтожает грешника. Но согласитесь, значит Бог все-таки может учничтожить и даже обязан - ведь человек без Бога не имеет право на жизнь минимум по двум причинам:
Бог - любовь (нельзя Творцу давать мучительную жизнь без конца - это и бессмысленно к тому же и несправедливо, и не по х рактеру Бога)
и вторая причина: не будет адекватного возмездия за грех и не измененная природа имеет свойство только Божеств. характера - нетление, бессмертие.
Есть и мнение внутри православия о мытарствах (это также говорит и проф. Духовной Осипов, см. лекции http://video.mail.ru/mail/karvin53/1083/994.html).
Есть также мнение http://lib.eparhia-saratov.ru/books/...yzant1/49.html
вечные муки
Итак есть слова
и Библии "Я есть Альфа и Омега, начало и конец; ...Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21, 6-8).
и
решение 5 Всел. собора
"Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление (апокатастасис) демонов и нечестивых людей - да будет анафема" (Деяния V Вселенского Собора).
Впоследствии этот анафематизм был подтвержден Отцами Трулльского Собора (692 г.) и VI и VII Вселенских Соборов.
Но в то же время есть и другая точка зрения в правсолавии на спасение:
"Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня".(1 Кор. 3:13-15)
"Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна.
... Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби - тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил.
...Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней. Тем более устремимся к тому, чтобы вкушать любовь Божию через постоянную мысль о Нем и избежать опыта геенны, который происходит от небрежения".
(прп. Исаак Сирин)
"... и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале".
(свт. Григорий Нисский) (также см. Книги и публикации - Официальный сайт Алексея Ильича Осипова).
Вопрос действительно довольно сложен.
У меня всегда возникало предположение, по долгом размыш. на эту тему, что на некоторые вопросы Бог скрывает ответ.
Но мы все же стараемя понять даже такие вещи. Такова природа нашего пытливого разума. Ведь это связано с природой вещей, истиной, характером Бога.
Может ли любящий Бог сотворить человека зная, что некоторые уйдут на бесконечные мучения?
Вот он ключевой момент в этом вопросе.
Как мог Он допустить, чтобы если не плоть получила нетление, то по-крайней мере составляющая материального (падшего) творения - личность?
Как и почему падший получает нетление (кстати многие правосл. и протест. этому учат)? Из-за чего?
Неужели же не имея нетварную энергию (говорю языком православного богословия), доступа к Духу Божиему, человек имеет по своей природе нетленную природу?
Как говорится в 1 Кор. 15 тление не наследует нетления, а плоть - жизнь вечную. А что есть человек без Духа Божия? Просто прах, пепел, плоть. Это доказывается еще посланием Иуды - душевные люди - люди без Духа жизни Бога, потому что жизнь бессмертия без Божественной природы и искупления (а искупл. без веры) быть не может.
В случае "нетление мы имеем и так" - теряется смысл всего великого контраста: без Христа смерть - с Христом жизнь. Теряется смысл веры: не важно как веришь - всегда будешь жить вечно.
Теряется смысл милосердия Бога.
Конечно можно сказать, что Бог в милости не уничтожает грешника. Но согласитесь, значит Бог все-таки может учничтожить и даже обязан - ведь человек без Бога не имеет право на жизнь минимум по двум причинам:
Бог - любовь (нельзя Творцу давать мучительную жизнь без конца - это и бессмысленно к тому же и несправедливо, и не по х рактеру Бога)
и вторая причина: не будет адекватного возмездия за грех и не измененная природа имеет свойство только Божеств. характера - нетление, бессмертие.
Есть и мнение внутри православия о мытарствах (это также говорит и проф. Духовной Осипов, см. лекции http://video.mail.ru/mail/karvin53/1083/994.html).
Есть также мнение http://lib.eparhia-saratov.ru/books/...yzant1/49.html
Комментарий