Есть такой анекдот:
Мальчик приходит в булочную и говорит: «дайте мне, пожалуйста, булочку с маком». Продавец из-за прилавка возмущенно: «что??? может, тебе еще батон с героином дать?»
Это к вопросу о разности восприятий.
_________________________________
Сразу оговорюсь: при всем том, что время, в которое нам выпало жить, безусловно, есть за что критиковать, и критиковать всерьез, все-таки положительных моментов в нем больше. И лично мне, несмотря на собственную же критику, нравится то время, и главное то место (Беларусь), где мне довелось родиться и жить. По крайней мере, я с ужасом представляю, что мог бы появиться на свет где-нибудь в Средневековье, или в начале прошлого века в России, или даже сейчас в какой-нибудь Африке или Латинской Америке. Во всяком случае, это был бы совсем другой человек, не имеющий ничего общего с настоящим мной.
Аналогичным образом предположу, что многие, подобно мне скептически настроенные по отношению к современности, и даже самые радетели большевизма, ни за какие коврижки не согласились бы вернуться, скажем, в сталинские или даже брежневские времена, как бы они их сейчас не расхваливали. Но такого возврата в прошлое нью-коммунистам не предлагают, а жаль. Неплохо было бы проверить их на подобном детекторе лжи. Кто вернулся в прошлое тот настоящий коммунист, а кто остался самозванец. Заодно бы от коммунистов избавились (шутка).
Вообще народам и людям их составляющим свойственно идеализировать собственное прошлое, поскольку плохое быстро стирается из памяти (а кое-что нарочно стирают и из истории), а хорошее, светлое наоборот остается надолго, тем более что его всячески продвигают и популяризируют. Хорошее это тот добрый плод времени, который продолжается дальше и переживает собственно исторический момент, произведший его на свет.
Что касается моей родины мне нравится та страна, в которой Божиим провидением мне посчастливилось жить. Нравится ее народ, хотя конечно есть у нас свои недостатки. Нравится природа, хотя полгода зимы и столько же дождей как бы чересчур. Понятно, что предела совершенству нет. Но если модернизировать в лучшую сторону климат довольно проблематично (это только в худшую легко), то изменить психологию народа, наш менталитет, хотя и трудно, но не невозможно.
В данной статье мне хотелось бы поговорить вот о чем. Сегодня можно констатировать как свершившийся факт вне зависимости от его моральной оценки наше постсоветское общество по сути дела превратилось в филиал Запада. Мы завоеваны культурно, информационно, экономически. Мы думаем, как они, стремимся к тому же, к чему стремится средний американец или европеец то есть к стяжанию материальных благ и моделируем на себя осуществление американской мечты в нашей повседневности.
Прежде, если вы помните, мы жили в обществе, где все диктовалось идеологией. Вера в светлое будущее к периоду моего становления в конце 80-ых превратилась в пережиток прошлого. Уже тогда, в перестроечные времена мы открыто, а не скрыто как прежде, старались во всем подражать Западу, который представлялся нам чем-то совершенно инопланетным, нереальным. Нам казалось, что у нас вдруг открылись глаза. Мы осознали, что нам долго лгали и не говорили правду, что система скрывала от нас настоящую, лучшую жизнь, что нам без конца врали про самую прекрасную на свете страну советов и самый справедливый режим. Однако самым большим потрясением стало даже не это, а разоблачение злодеяний большевизма. Уверен, именно эта капля стала последней, переполнившей чашу народного терпения и наполнившей опустошенную чашу сердец праведным гневом.
Стоило только критической массе веры в тот, чужой, недоступный нам и потому таинственный, запретный и вожделенный мир, превысить веру в наш собственный, как последний рухнул ко всем чертям, и мы оказались духовно побеждены более сильной цивилизацией. К слову, такое уже не раз происходило в истории, а эта дама, как известно, любит проделывать свои фокусы повторно.
Но прошло время, мы немножко пообтерлись в новых реалиях и пришли к выводу по крайне мере те из нас, кто не утратил способность приходить к выводам что, как прежде мы идеализировали советскую действительность, точно так теперь попались на новую уловку. В свое время, большинству в детстве, нам основательно промыли мозги коммунистической пропагандой. Сейчас этот эксперимент провели вторично, с той лишь разницей, что реклама принадлежала конкурирующей иностранной фирме.
Наше общество, взращенное в условиях информационного инкубатора, не умеющее самостоятельно анализировать происходящие в мире процессы, не приученное к независимому мышлению, но привыкшее к тому, что его кормят из ложки строго отобранным кормом на занятиях политинформации, оказалось совершенно беззащитным перед тем же самым идеологическим оружием, только направленным с другой стороны.
Вспомните, как сходила с ума целая страна на безумных кашпировских сеансах магии. Все просто наш народ не привык думать, за него всегда думала партия. При этом он привык верить: прежде в царя-батюшку, потом в Ленина. Причем верить зачастую бездумно, не критически. Критическое мышление у большинства из нас на момент крушения СССР практически отсутствовало, либо было весьма малоразвитым, недостаточным для объективного понимания происходящего. И поскольку единственное, что мы умели, это слепо верить чужим обещаниям, то утратив прежнюю веру, немедленно попытались обратиться в новую кто в кашпировскую, кто в христианскую. Большинство же просто уверовали в американскую мечту и, не откладывая в долгий ящик, начали претворять ее в жизнь.
Наблюдая за происходящим вокруг, а главное внутри себя, я прихожу к неутешительному выводу о том, что наше общество оказалось не готово к той свободе, которая на него нежданно-негаданно свалилась в буквальном смысле с неба. Мы растерялись и не знали, что дальше делать с этой свободой. Помните у Высоцкого: «мне вчера дали свободу что я с ней делать буду?». Сызмальства нас приучали к тому, что вся наша жизнь расписана за нас до мелочей. Мало кто сомневался, что рано или поздно мы с горем пополам достроим-таки коммунизм, а Советский Союз просуществует вечно и распространится на все материки и планеты. Так мы уверовали и жили сообразно самовнушению.
И вот теперь в кои-то веки «нам дали свободу», отобрав взамен прежнюю веру. Свободу, за которую большинство из нас не сражалось, и потому не понимает ее ценности и желает возврата в инкубатор, где его кормили, учили и, главное, думали за него. То есть по сути дела возврата в детство. Против той свободы, которую мы получили, у нас просто не оказалось иммунитета. Мы не успели (а точнее нам в свое время не позволили) повзрослеть, задержались в развитии.
Поскольку же общество оказалось не только морально, но и духовно-нравственно не готово к обрушившейся на него свободе, мы получили беспредел в виде разгула бандитизма, междоусобных войн, разграбления страны вчерашними комсоргами и, как логичный итог, восстановление схожих с советским режимов: только под демократической шильдой и оттого более лицемерных. Сегодня мы живем в каком-то сюрреалистическом мире не то западном, не то полусоветском. Предположу, что долго так продолжаться не может. Либо мы в прямом смысле станем колонией Запада, его территориально-сырьевым придатком, либо вернемся во времена диктатуры. Восстановить Союз, пожалуй, действительно невозможно, но вот установить кровавый диктат запросто, благо технологии давно отработаны. Признаюсь, ни того, ни другого лично мне бы, по понятным причинам, не хотелось.
Усваивая западный образ мысли и жизни, привычки, и что самое главное ценности, мы мало-помалу, сами того не замечая и не разумея, уподобляемся животным, для которых главное поесть, поспать да порезвиться. Мы (а прежде всего я о себе говорю) стали катастрофически мало читать, думать, стали скептически относиться к вере, подвергая ее рационально-критическому анализу. Но если для западного человека это хотя бы естественно, и потому не выглядит столь плачевно все-таки там это вызревало столетиями то для нашего общества такой резкий переход от атеистической духовности к капиталистической бездуховности смерти подобен.
Точно так европейцы некогда спаивали колонизируемых аборигенов «огненной водой», поскольку у последних напрочь отсутствовал психологический иммунитет к спиртному. Аналогичным образом уничтожают и нас, нашу культуру, национальную идентичность, прививая нам чужие идеалы, привязывая нас к чужой шкале ценностей, усиленно глобализуя, интегрируя в «мировое сообщество», где у таких как мы, людей без роду без племени, нет ни единого шанса выжить. Мы же шатаемся будто пьяные и рады стараться, не соображая, что нас медленно убивают, растлевают духовно.
Мальчик приходит в булочную и говорит: «дайте мне, пожалуйста, булочку с маком». Продавец из-за прилавка возмущенно: «что??? может, тебе еще батон с героином дать?»
Это к вопросу о разности восприятий.
_________________________________
Сразу оговорюсь: при всем том, что время, в которое нам выпало жить, безусловно, есть за что критиковать, и критиковать всерьез, все-таки положительных моментов в нем больше. И лично мне, несмотря на собственную же критику, нравится то время, и главное то место (Беларусь), где мне довелось родиться и жить. По крайней мере, я с ужасом представляю, что мог бы появиться на свет где-нибудь в Средневековье, или в начале прошлого века в России, или даже сейчас в какой-нибудь Африке или Латинской Америке. Во всяком случае, это был бы совсем другой человек, не имеющий ничего общего с настоящим мной.
Аналогичным образом предположу, что многие, подобно мне скептически настроенные по отношению к современности, и даже самые радетели большевизма, ни за какие коврижки не согласились бы вернуться, скажем, в сталинские или даже брежневские времена, как бы они их сейчас не расхваливали. Но такого возврата в прошлое нью-коммунистам не предлагают, а жаль. Неплохо было бы проверить их на подобном детекторе лжи. Кто вернулся в прошлое тот настоящий коммунист, а кто остался самозванец. Заодно бы от коммунистов избавились (шутка).
Вообще народам и людям их составляющим свойственно идеализировать собственное прошлое, поскольку плохое быстро стирается из памяти (а кое-что нарочно стирают и из истории), а хорошее, светлое наоборот остается надолго, тем более что его всячески продвигают и популяризируют. Хорошее это тот добрый плод времени, который продолжается дальше и переживает собственно исторический момент, произведший его на свет.
Что касается моей родины мне нравится та страна, в которой Божиим провидением мне посчастливилось жить. Нравится ее народ, хотя конечно есть у нас свои недостатки. Нравится природа, хотя полгода зимы и столько же дождей как бы чересчур. Понятно, что предела совершенству нет. Но если модернизировать в лучшую сторону климат довольно проблематично (это только в худшую легко), то изменить психологию народа, наш менталитет, хотя и трудно, но не невозможно.
В данной статье мне хотелось бы поговорить вот о чем. Сегодня можно констатировать как свершившийся факт вне зависимости от его моральной оценки наше постсоветское общество по сути дела превратилось в филиал Запада. Мы завоеваны культурно, информационно, экономически. Мы думаем, как они, стремимся к тому же, к чему стремится средний американец или европеец то есть к стяжанию материальных благ и моделируем на себя осуществление американской мечты в нашей повседневности.
Прежде, если вы помните, мы жили в обществе, где все диктовалось идеологией. Вера в светлое будущее к периоду моего становления в конце 80-ых превратилась в пережиток прошлого. Уже тогда, в перестроечные времена мы открыто, а не скрыто как прежде, старались во всем подражать Западу, который представлялся нам чем-то совершенно инопланетным, нереальным. Нам казалось, что у нас вдруг открылись глаза. Мы осознали, что нам долго лгали и не говорили правду, что система скрывала от нас настоящую, лучшую жизнь, что нам без конца врали про самую прекрасную на свете страну советов и самый справедливый режим. Однако самым большим потрясением стало даже не это, а разоблачение злодеяний большевизма. Уверен, именно эта капля стала последней, переполнившей чашу народного терпения и наполнившей опустошенную чашу сердец праведным гневом.
Стоило только критической массе веры в тот, чужой, недоступный нам и потому таинственный, запретный и вожделенный мир, превысить веру в наш собственный, как последний рухнул ко всем чертям, и мы оказались духовно побеждены более сильной цивилизацией. К слову, такое уже не раз происходило в истории, а эта дама, как известно, любит проделывать свои фокусы повторно.
Но прошло время, мы немножко пообтерлись в новых реалиях и пришли к выводу по крайне мере те из нас, кто не утратил способность приходить к выводам что, как прежде мы идеализировали советскую действительность, точно так теперь попались на новую уловку. В свое время, большинству в детстве, нам основательно промыли мозги коммунистической пропагандой. Сейчас этот эксперимент провели вторично, с той лишь разницей, что реклама принадлежала конкурирующей иностранной фирме.
Наше общество, взращенное в условиях информационного инкубатора, не умеющее самостоятельно анализировать происходящие в мире процессы, не приученное к независимому мышлению, но привыкшее к тому, что его кормят из ложки строго отобранным кормом на занятиях политинформации, оказалось совершенно беззащитным перед тем же самым идеологическим оружием, только направленным с другой стороны.
Вспомните, как сходила с ума целая страна на безумных кашпировских сеансах магии. Все просто наш народ не привык думать, за него всегда думала партия. При этом он привык верить: прежде в царя-батюшку, потом в Ленина. Причем верить зачастую бездумно, не критически. Критическое мышление у большинства из нас на момент крушения СССР практически отсутствовало, либо было весьма малоразвитым, недостаточным для объективного понимания происходящего. И поскольку единственное, что мы умели, это слепо верить чужим обещаниям, то утратив прежнюю веру, немедленно попытались обратиться в новую кто в кашпировскую, кто в христианскую. Большинство же просто уверовали в американскую мечту и, не откладывая в долгий ящик, начали претворять ее в жизнь.
Наблюдая за происходящим вокруг, а главное внутри себя, я прихожу к неутешительному выводу о том, что наше общество оказалось не готово к той свободе, которая на него нежданно-негаданно свалилась в буквальном смысле с неба. Мы растерялись и не знали, что дальше делать с этой свободой. Помните у Высоцкого: «мне вчера дали свободу что я с ней делать буду?». Сызмальства нас приучали к тому, что вся наша жизнь расписана за нас до мелочей. Мало кто сомневался, что рано или поздно мы с горем пополам достроим-таки коммунизм, а Советский Союз просуществует вечно и распространится на все материки и планеты. Так мы уверовали и жили сообразно самовнушению.
И вот теперь в кои-то веки «нам дали свободу», отобрав взамен прежнюю веру. Свободу, за которую большинство из нас не сражалось, и потому не понимает ее ценности и желает возврата в инкубатор, где его кормили, учили и, главное, думали за него. То есть по сути дела возврата в детство. Против той свободы, которую мы получили, у нас просто не оказалось иммунитета. Мы не успели (а точнее нам в свое время не позволили) повзрослеть, задержались в развитии.
Поскольку же общество оказалось не только морально, но и духовно-нравственно не готово к обрушившейся на него свободе, мы получили беспредел в виде разгула бандитизма, междоусобных войн, разграбления страны вчерашними комсоргами и, как логичный итог, восстановление схожих с советским режимов: только под демократической шильдой и оттого более лицемерных. Сегодня мы живем в каком-то сюрреалистическом мире не то западном, не то полусоветском. Предположу, что долго так продолжаться не может. Либо мы в прямом смысле станем колонией Запада, его территориально-сырьевым придатком, либо вернемся во времена диктатуры. Восстановить Союз, пожалуй, действительно невозможно, но вот установить кровавый диктат запросто, благо технологии давно отработаны. Признаюсь, ни того, ни другого лично мне бы, по понятным причинам, не хотелось.
Усваивая западный образ мысли и жизни, привычки, и что самое главное ценности, мы мало-помалу, сами того не замечая и не разумея, уподобляемся животным, для которых главное поесть, поспать да порезвиться. Мы (а прежде всего я о себе говорю) стали катастрофически мало читать, думать, стали скептически относиться к вере, подвергая ее рационально-критическому анализу. Но если для западного человека это хотя бы естественно, и потому не выглядит столь плачевно все-таки там это вызревало столетиями то для нашего общества такой резкий переход от атеистической духовности к капиталистической бездуховности смерти подобен.
Точно так европейцы некогда спаивали колонизируемых аборигенов «огненной водой», поскольку у последних напрочь отсутствовал психологический иммунитет к спиртному. Аналогичным образом уничтожают и нас, нашу культуру, национальную идентичность, прививая нам чужие идеалы, привязывая нас к чужой шкале ценностей, усиленно глобализуя, интегрируя в «мировое сообщество», где у таких как мы, людей без роду без племени, нет ни единого шанса выжить. Мы же шатаемся будто пьяные и рады стараться, не соображая, что нас медленно убивают, растлевают духовно.
Комментарий