С вочеловечением Сына Божьего к падшему человечеству вплотную «приблизилось Царствие Небесное». Царствие это явилось в Нем Самом и действовало в этом мире через Христа. По сути, оно уже пришло, таинственным, неприметным, видимым только очами веры образом, однако наиболее ярко проявило себя в Пятидесятницу излиянием Духа Святого на первохристиан. Тогда же зародилась Церковь это Царствие Небесное, воплощенное в верных Богу людях, и с момента появления на историческом небосклоне Царство это, подобно закваске, постепенно и постоянно расширялось и покоряло новые сердца.
Недаром столько притч было сказано Христом именно о Царстве Божьем, которое не придет заметным образом, но будет расти и увеличиваться незримо, доколе не заполнит собою все. И вот Царство пришло неузнанное и непризнанное подобно Христу но не достигло еще той полноты, о которой свидетельствовали пророки и Сам Христос: когда народы перекуют мечи на орала и не будут более учиться воевать. Да и само творение в кои-то веки отдохнет от зла: прекратится бессмысленное кровопролитие, наступит всеобщая эра благоденствия, когда лев будет играть с ягненком. Впервые с момента грехопадения природа перестанет восставать на человека, но станет ему покорным другом: дитя протянет руку к гнезду змеи, и та не причинит ему зла.
Пока же человечество, естественным образом не замечая происходящего, продолжает упорно идти в противоположном от Бога направлении, возводя последние этажи Вавилонского небоскреба цивилизации. В самой цивилизации как таковой нет ничего предосудительного (напротив, грандиозные достижения человеческой мысли заставляют лишний раз воздать славу Премудрости Божьей, сотворившей все), тем более что все мы так или иначе пользуемся ее ощутимыми благами.
Проблема заключается в другом: человечество строит идеальное общество в отрыве не только от Бога, как Первоисточника жизни, но и того нравственного закона, который един и общеобязателен для всех. Человек в надменности своей возомнивший и провозгласивший себя богом, возмечтал вознести свой престол «превыше звезд небесных» и Самого Творца. Отныне он, всецело и исключительно полагаясь на собственный разум и научно-технические достижения, готовится создать для себя безбожный рай на земле. Это второе царство, царство антихриста, которое также растет и ширится и зачастую тоже невидимым образом.
Оно, будучи темным двойником Царствия Божьего, аналогично сулит своим верноподданным вечную беззаботную жизнь, в смысле неисчерпаемых мирских развлечений и утех, одновременно умалчивая о том, что каждое греховное удовольствие рано или поздно заканчивается опустошенностью и депрессией духовной смертью. Недаром в Откровении Иоанна Богослова результатом избрания греховного пути является то, что поклонившиеся зверю кусали свои языки от страдания, что означает предельную, невыносимую степень скорби. Уже сегодня подобное происходит сплошь и рядом, взять хотя бы наркоманию, однако большинству людей по-прежнему невдомек, какую опасность таит в себе наркотик любого греховного удовольствия (именно «греховного», поскольку в удовольствии как таковом нет ничего противоестественного).
О противостоянии этих двух царств Царства Духа и царства плоти свидетельствует все Откровение, да и Писание в целом. По мере роста и укрепления обоих царств напряжение между ними набирает все возрастающую силу, так что в конечном итоге на земле сможет остаться только одно либо сытое, самодовольное и праздное человечество, ведущее полуживотный, если не сказать растительный, образ жизни, либо духовно возрожденное, свободное, обновленное Духом Святым, совершенное и святое. Апофеозом же данного противостояния, вероятно, станет явление «человека греха», вождя мировой империи зла (зла, как превратно понимаемого «добра»), которая поставит земное счастье превыше всего и предложит живущим на земле невольно и восхищенно воскликнуть: «остановись прекрасное мгновенье!», и тем самым отречься от подлинного Христа и жизни вечной.
Последние времена начались с пришествием Бога-Спасителя в отвергнувший Его мир это был переломный момент истории человечества. С момента же Воскресения Христова незавидная участь князя мира сего, духа противления и богоборчества, была окончательно предрешена. Неясным же и по сей день остается лишь тот «урожай» человеческих душ, который соберет это обреченное и гибнущее царство и увлечет за собой в небытие. И здесь мы подходим к решающему событию выбору всей нашей жизни, причем выбору не единовременному и окончательному, совершенному «раз навсегда» в прошлом, но каждодневному и постоянно подтверждаемому.
Сегодня во времена относительного благополучия и отсутствия видимых проявлений враждебных действий между двумя непримиримыми лагерями (христиан не преследуют открыто и повсеместно за их веру, да и сама вера наша, к стыду, не больно-то провоцирует преследования), мы как никогда склонны к благодушной самоуспокоенности и духовной апатии. Меж тем, борьба между злом и Богом не прекращалась ни на мгновенье, и она также люта и беспощадна, какой была прежде и всегда, просто мы перестали ее замечать. Мы утратили духовную ревность и чутье, стали невосприимчивы к духовным реалиям, иначе говоря, духовно ослепли. А слепой и на войне способен чувствовать себя как на курорте по крайней мере, до тех пор, пока шальным осколком не будет сражен сам, так ничего и не поняв в этой жизни. Беспечность на поле боя чревата, и чреватость эта в нашем случае имеет непреходящие последствия для души.
Поэтому тем из нас, кто живет в относительно благополучное время и благоприятной среде, особенно важно не терять контакт с Богом ведь на самом деле мы находимся в гораздо большей духовной опасности, нежели те христиане, которые регулярно подвергаются преследованиям и опасностям, испытывают нужду, и оттого вынуждены бодрствовать духовно и возлагать все свое упование на Бога.
Так, находящийся на передовой знает, что любое неловкое движение может стоить ему жизни, и потому действует вдвойне осторожно. А живущий в относительной безопасности в глубоком тылу склонен забывать, что идет война, что тыл такая же арена военных действий, как и фронт. И забывчивость эта рано или поздно приведет к тому, что там, где сегодня тыл и относительная безопасность, завтра и притом неожиданно для нас пройдет главная линия фронта. Святые знали об этом не понаслышке вся их жизнь прошла на арене незримой духовной битвы, в определенном смысле более жестокой, нежели стандартная война. Ведь на обычной войне человек сражается с подобным ему человеком из плоти и крови, а в войне духовной ему противостоит зло в чистом виде, и что самое страшное зло, исходящее изнутри его собственного сердца.
Но будем ли мы с вами готовы к такому удару, к такому внезапному повороту событий, рискующему застать нас врасплох вот вопрос? Возможно, заключительный акт вселенской драмы ожесточенного противостояния двух царств не начинается в том числе и потому, что Господь милостиво долготерпит нас, зная нашу греховную немощь и духовную расслабленность, жалея нас и не желая, чтобы кто погиб. Ведь приди прямо сейчас та пресловутая «година искушения, которая грядет на вселенную, дабы испытать живущих на земле», поистине не спаслась бы никакая плоть. Но Господь дает нам время время покаяться и воспрянуть духом. В долготерпении Божьем, которое апостол призывает «почитать спасением», заключается наш единственный шанс и в нем состоит наша основная надежда, так воспользуемся этим шансом без промедления, по совету апостола, «дорожа временем, ибо дни лукавы».
14.04.2010
Недаром столько притч было сказано Христом именно о Царстве Божьем, которое не придет заметным образом, но будет расти и увеличиваться незримо, доколе не заполнит собою все. И вот Царство пришло неузнанное и непризнанное подобно Христу но не достигло еще той полноты, о которой свидетельствовали пророки и Сам Христос: когда народы перекуют мечи на орала и не будут более учиться воевать. Да и само творение в кои-то веки отдохнет от зла: прекратится бессмысленное кровопролитие, наступит всеобщая эра благоденствия, когда лев будет играть с ягненком. Впервые с момента грехопадения природа перестанет восставать на человека, но станет ему покорным другом: дитя протянет руку к гнезду змеи, и та не причинит ему зла.
Пока же человечество, естественным образом не замечая происходящего, продолжает упорно идти в противоположном от Бога направлении, возводя последние этажи Вавилонского небоскреба цивилизации. В самой цивилизации как таковой нет ничего предосудительного (напротив, грандиозные достижения человеческой мысли заставляют лишний раз воздать славу Премудрости Божьей, сотворившей все), тем более что все мы так или иначе пользуемся ее ощутимыми благами.
Проблема заключается в другом: человечество строит идеальное общество в отрыве не только от Бога, как Первоисточника жизни, но и того нравственного закона, который един и общеобязателен для всех. Человек в надменности своей возомнивший и провозгласивший себя богом, возмечтал вознести свой престол «превыше звезд небесных» и Самого Творца. Отныне он, всецело и исключительно полагаясь на собственный разум и научно-технические достижения, готовится создать для себя безбожный рай на земле. Это второе царство, царство антихриста, которое также растет и ширится и зачастую тоже невидимым образом.
Оно, будучи темным двойником Царствия Божьего, аналогично сулит своим верноподданным вечную беззаботную жизнь, в смысле неисчерпаемых мирских развлечений и утех, одновременно умалчивая о том, что каждое греховное удовольствие рано или поздно заканчивается опустошенностью и депрессией духовной смертью. Недаром в Откровении Иоанна Богослова результатом избрания греховного пути является то, что поклонившиеся зверю кусали свои языки от страдания, что означает предельную, невыносимую степень скорби. Уже сегодня подобное происходит сплошь и рядом, взять хотя бы наркоманию, однако большинству людей по-прежнему невдомек, какую опасность таит в себе наркотик любого греховного удовольствия (именно «греховного», поскольку в удовольствии как таковом нет ничего противоестественного).
О противостоянии этих двух царств Царства Духа и царства плоти свидетельствует все Откровение, да и Писание в целом. По мере роста и укрепления обоих царств напряжение между ними набирает все возрастающую силу, так что в конечном итоге на земле сможет остаться только одно либо сытое, самодовольное и праздное человечество, ведущее полуживотный, если не сказать растительный, образ жизни, либо духовно возрожденное, свободное, обновленное Духом Святым, совершенное и святое. Апофеозом же данного противостояния, вероятно, станет явление «человека греха», вождя мировой империи зла (зла, как превратно понимаемого «добра»), которая поставит земное счастье превыше всего и предложит живущим на земле невольно и восхищенно воскликнуть: «остановись прекрасное мгновенье!», и тем самым отречься от подлинного Христа и жизни вечной.
Последние времена начались с пришествием Бога-Спасителя в отвергнувший Его мир это был переломный момент истории человечества. С момента же Воскресения Христова незавидная участь князя мира сего, духа противления и богоборчества, была окончательно предрешена. Неясным же и по сей день остается лишь тот «урожай» человеческих душ, который соберет это обреченное и гибнущее царство и увлечет за собой в небытие. И здесь мы подходим к решающему событию выбору всей нашей жизни, причем выбору не единовременному и окончательному, совершенному «раз навсегда» в прошлом, но каждодневному и постоянно подтверждаемому.
Сегодня во времена относительного благополучия и отсутствия видимых проявлений враждебных действий между двумя непримиримыми лагерями (христиан не преследуют открыто и повсеместно за их веру, да и сама вера наша, к стыду, не больно-то провоцирует преследования), мы как никогда склонны к благодушной самоуспокоенности и духовной апатии. Меж тем, борьба между злом и Богом не прекращалась ни на мгновенье, и она также люта и беспощадна, какой была прежде и всегда, просто мы перестали ее замечать. Мы утратили духовную ревность и чутье, стали невосприимчивы к духовным реалиям, иначе говоря, духовно ослепли. А слепой и на войне способен чувствовать себя как на курорте по крайней мере, до тех пор, пока шальным осколком не будет сражен сам, так ничего и не поняв в этой жизни. Беспечность на поле боя чревата, и чреватость эта в нашем случае имеет непреходящие последствия для души.
Поэтому тем из нас, кто живет в относительно благополучное время и благоприятной среде, особенно важно не терять контакт с Богом ведь на самом деле мы находимся в гораздо большей духовной опасности, нежели те христиане, которые регулярно подвергаются преследованиям и опасностям, испытывают нужду, и оттого вынуждены бодрствовать духовно и возлагать все свое упование на Бога.
Так, находящийся на передовой знает, что любое неловкое движение может стоить ему жизни, и потому действует вдвойне осторожно. А живущий в относительной безопасности в глубоком тылу склонен забывать, что идет война, что тыл такая же арена военных действий, как и фронт. И забывчивость эта рано или поздно приведет к тому, что там, где сегодня тыл и относительная безопасность, завтра и притом неожиданно для нас пройдет главная линия фронта. Святые знали об этом не понаслышке вся их жизнь прошла на арене незримой духовной битвы, в определенном смысле более жестокой, нежели стандартная война. Ведь на обычной войне человек сражается с подобным ему человеком из плоти и крови, а в войне духовной ему противостоит зло в чистом виде, и что самое страшное зло, исходящее изнутри его собственного сердца.
Но будем ли мы с вами готовы к такому удару, к такому внезапному повороту событий, рискующему застать нас врасплох вот вопрос? Возможно, заключительный акт вселенской драмы ожесточенного противостояния двух царств не начинается в том числе и потому, что Господь милостиво долготерпит нас, зная нашу греховную немощь и духовную расслабленность, жалея нас и не желая, чтобы кто погиб. Ведь приди прямо сейчас та пресловутая «година искушения, которая грядет на вселенную, дабы испытать живущих на земле», поистине не спаслась бы никакая плоть. Но Господь дает нам время время покаяться и воспрянуть духом. В долготерпении Божьем, которое апостол призывает «почитать спасением», заключается наш единственный шанс и в нем состоит наша основная надежда, так воспользуемся этим шансом без промедления, по совету апостола, «дорожа временем, ибо дни лукавы».
14.04.2010
Комментарий