Шаббат начинается с подготовки нему. В пятницу, чаще всего вечером до заката, убирается дом, готовится заранее пища, заканчиваются бытовые и другие дела. Как и Творец закончил свои дела, сотворение, за 6 дней и почил и не от того что устал а потому что завершил Свои дела. Шаббат это праздник и готовится к нему надо как к празднику. Это семейный праздник - во-первых, духовной семьи Отца, и во-вторых, нашей собственной семьи, родных и близких - он также ДЛЯ семьи(как сказал Мессия "суббота для человека, а не человек для субботы").
Я понимаю что некоторые из нас сейчас не живут в Израиле и государственных условиях созданных для соблюдения Шаббата. И не у каждого есть возможность хорошо подготовится к субботе, самое главное тут это честность с Отцом и собой, делайте что позволяет ваша ситуация. Б-г смотрит на сердце и готовность послушания, и Он обещал что Он лично создаст условия для соблюдения, так что у нас не будет оправдания. Вы сами увидите как жизнь начнет меняться и происходить события когда вы серьезно отнесетесь к соблюдению Шаббата.
Пример подготовки к субботе можно найти в истории с манной небесной(Исх 16:13-36). В пятницу собирали двойную порцию манны, так что хватало и на субботу. ЯХВЕ обеспечил провизию быть готовым к этому еженедельному празднику и отдыхать на него от бытовых дел, сфокусировавшись на духовном.
Следующий этап это начало либо открытие Шаббата. Это как "заглавная буква в начале предложения" (8, в то время как подготовка это как "отступ в начале нового параграфа". За не имением аналога в христианстве(так как там и не чтили субботы) тут полезно и практично перенять красивые и поучительные элементы еврейской традиции (никак не противоречещие письменной Торе).
Как вы уже узнали, день на календаре Творца начинается с заката солнца, а не в полночь (что уходит корнями в древний Вавилон). Так можно семьей наблюдать закат, и по еврейской традиции чтобы убедится что солнце действительно село они еще ждут появление по меньшей мере трех звезд. Это обычно поручают детям. И потом чтобы объявить это событие (начало Шаббата) трубят в шофар (бараний рог) - трубный звук которого оповещает все в округе о начале субботы.
Потом все собираются вместе около двух шаббатних свечей. По традиции левая свеча называется Шамор - "соблюдай" и другая Захор - "помни". Это опять же не лишнее напоминание соблюдать и не забывать заповеди Всевышнего.
Почет зажигать свечи отдается матери, старшей женщине в семье. Традиция так сложилось потому что Хава(Ева) согрешила первой, но теперь же она возвращает свет миру во тьме греха символично зажигая свечи. Но мы, как мессиане, еще знаем что Мошиях Йешуа - Свет миру - был рожден и подарен миру через Мириям, б-гопослушной и б-гобоязненной женщиной, верной женой и любящей матерью.
Также в мессианском значении, левая свеча значит Творение и правая Искупление. ТаНаХ("Старый" Завет) и Брит Хадаша ("Новый" Завте) - вместе Вечный Завет. Закон и Благодать - вместе их гармонию. Представьте как в эту эру до электрического освещения, темными ночами свечи ассоциировались со светом. Из за лампочек мы сейчас воспринимаем свечи как антиквариат, чем как необходимость. Тогда же это было, как сейчас в темную ночь в лесу и без фонарика. Это позволит вам глубже ощутить символизм свечей.
Сначала мать зажигает левую свечу потом правую. Символично три раза делает круговые движения руками над свечами как бы собирая их свет на себя. Потом закрывает глаза ладонями и произносит традиционную молитву начала Шаббата.
Можете выучить молитву на иврите, можете сказать ее перевод на родном языке. Обычно сейчас говорят оба. Также можно сказать молитву своими словами с фокусом на Шаббате, ЯХВЕ и Йешуа: "Барух ата Яуэй(ЯХВЕ) элохейну мелек хаолам ашер киддешану бемицвотав вцивану лехиёт ор легоим внатанлану эт Йешуа мешихейну ор хаолам"
перевод: "Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, который освятил нас Своими Заповедями и призвал нас быть светом всем людям и одарил нас Мессией Йешуа, который есть Свет всему миру."
Затем она убирает ладони с глаз. Это означает прозревание от нашей слепоты в мире без Света Творца и истины его Слова и заповедей направляющих наши стопы. Также и Йешуа сказал: "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы."(Ин 9:39)
Следующий шаг молитва освящения чаши кошерного вина (или виноградного сока) - КИДДУШ. Наливается либо одна чаша для всех либо отдельно для каждого и ставится около горящих шаббатних свечей. Глава семьи, муж, произносит этот Киддуш: "Барух ата Яуэй(ЯХВЕ) элохейну мелек хаолам борей пери хагАфен.". Перевод: "Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы."
После кубка идет умывание рук. Этот обычай уберег многих евреев в средние века от чумы. Сразу уточню что Йешуа не был против самого умывания рук (Мтф 15), Он был против неправильного отношения к этому, против замены заповеди Отца заповедью человеческой. Фаресеи того времени учили что, если не умоешь рук специально как этого требует традиция, то осквернишься и на тебе будет грех: «это оскверняет человека; а есть неумытыми руками--не оскверняет человека.»(Мтф 15:20). Нигде в Торе такого нет, есть только указ священникам мыть руки перед служением в Храме. Мошиях отрезвил всех и объяснил что осквернение начинается в сердце человека, когда тот поддается искушению пойти против заповеди и потом согрешает. Подробно об этом я писал в теме о «Диете Творца». В упрощенном виде это красивая и практичная традиция, но вы можете просто помыть руки перед едой. Это между вами, вашей семьей и Отцом Небесным.
Йешуа наш Первосвященник в Небесном Храме и мы его священники (Евр 3-8). Мы служим в Его Новом Храме, Теле Христовом («церкви», а еще лучше нации Израиля). Поэтому мытие рук это хорошее напоминание нашей роли как священников, нашего служения и держать не только руки, но и помыслы чистыми постоянно находясь в присутсвии Святого Духа наполняющего нас. «и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в Скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Г-споду, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.»(Ис 30:20-21)
Глава семьи берет кувшин с водой и произносит следующую молитву: «Барух ата Яуэй элохейну мелек хаолам ашер киддешану бемицвотав вецивану коганим ал нетилат ядайм.» Перевод: «Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, который освятил нас Своими Заповедями и приказал нам, священникам, умывать руки.»
Сначала жена берет кувшин и муж моет руки, потом он берет кувшин и жена и дети моют руки. Вытирают их о чистое белое полотенце. После того как все умыли свои руки, их возносят к Г-споду во свидетельство их чистоты. Очень важно за этим риуалом видеть чистоту в сердце и хождение в святости: «Приблизьтесь к Б-гу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.»(Ик 4:8), «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;» (1 Тим 2:8).
Испокон веков хлеб и вино были неотъемлемой частью «и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, --он был священник Б-га Всевышнего,» (Быт 14:18).Ведь наше тело нуждается не только в жидкости но и в твердой пище. Также и наш дух нуждается в «вине» и «хлебе» Духа и Истины Слова Всевышнего. Не зря эти символы использовал Йешуа, когда говорил о Себе и об Учении.
Теперь перейдем к субботнему хлебу ХАЛЛА. В Торе халла упоминается как хлеб, посвященный ритуальным целям , то есть халла это любой вид хлеба, который едят во время тех или иных праздничных церемоний и ритуальных действий. В контексте Шаббата это две специально испеченные булки, напоминание о хлебе приношения. Рецепт можете найти на любом мессианском сайте . Они указывают на двойную порцию небесной манны, которую Израиль собирал по пятницам (6-ой день недели) во время скитаний в пустыне, так как в субботу манна не посылалась. Этот «трюк» Г-спода на практике приучал Израиль соблюдать Шаббат. Также они означают два заквашенных дома Израиля Дом Иуды и Дом Ефрема, т.е. Южное и Северное Царства. Их кладут рядом со свечами и накрывают чистой тканью.
Молитва для хлеба: "Барух ата Яуэй элохейну мелек хаолам хамотси лехем мин хаэретц.". Перевод: "Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, кто позволяет хлебу(злакам) произрастать из земли." Каждый член семьи затем отламывает себе кусочек от хлеба с пониманием что это дар Всевышнего и мы благодарны за Его провизию: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,» (2 Кор 9:10). Щепотка соли на хлеб напоминает, что нам стоит труда и пота добывать свой хлеб в согласии с обещанием Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3:19). Теперь каждый может съесть свои кусочек.
Затем глава семьи подзывает к себе детей и благословляет каждого из них словами из Чис. 6:24-26 "да благословит тебя Г-сподь и сохранит тебя! да призрит на тебя Г-сподь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Г-сподь лице Свое на тебя и даст тебе мир!". Для мальчиков добавляет "да уподобит тебя Г-сподь Ефрему и Манасии", для девочек "да уподобит тебя Г-сподь Саре, Ревекке, Рахили и Леи". Затем он благословляет жену и зачитывает Притчи 31 перед всей семьей чтобы все понимали место матери и как Г-сподь чтит ее.
Теперь все усаживаются за праздичным столом, глава семьи благодарит Творца за еду, и теперь все могут есть шаббатний ужин включая ХАЛЛУ. Что самое интересное благодарность Б-гу за пир в еврейской традиции также говорится в конце трапезы в соотсветсвии с Втрз. 8:10 «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Г-спода, Б-га твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.»
Я понимаю что некоторые из нас сейчас не живут в Израиле и государственных условиях созданных для соблюдения Шаббата. И не у каждого есть возможность хорошо подготовится к субботе, самое главное тут это честность с Отцом и собой, делайте что позволяет ваша ситуация. Б-г смотрит на сердце и готовность послушания, и Он обещал что Он лично создаст условия для соблюдения, так что у нас не будет оправдания. Вы сами увидите как жизнь начнет меняться и происходить события когда вы серьезно отнесетесь к соблюдению Шаббата.
Пример подготовки к субботе можно найти в истории с манной небесной(Исх 16:13-36). В пятницу собирали двойную порцию манны, так что хватало и на субботу. ЯХВЕ обеспечил провизию быть готовым к этому еженедельному празднику и отдыхать на него от бытовых дел, сфокусировавшись на духовном.
Следующий этап это начало либо открытие Шаббата. Это как "заглавная буква в начале предложения" (8, в то время как подготовка это как "отступ в начале нового параграфа". За не имением аналога в христианстве(так как там и не чтили субботы) тут полезно и практично перенять красивые и поучительные элементы еврейской традиции (никак не противоречещие письменной Торе).
Как вы уже узнали, день на календаре Творца начинается с заката солнца, а не в полночь (что уходит корнями в древний Вавилон). Так можно семьей наблюдать закат, и по еврейской традиции чтобы убедится что солнце действительно село они еще ждут появление по меньшей мере трех звезд. Это обычно поручают детям. И потом чтобы объявить это событие (начало Шаббата) трубят в шофар (бараний рог) - трубный звук которого оповещает все в округе о начале субботы.
Потом все собираются вместе около двух шаббатних свечей. По традиции левая свеча называется Шамор - "соблюдай" и другая Захор - "помни". Это опять же не лишнее напоминание соблюдать и не забывать заповеди Всевышнего.
Почет зажигать свечи отдается матери, старшей женщине в семье. Традиция так сложилось потому что Хава(Ева) согрешила первой, но теперь же она возвращает свет миру во тьме греха символично зажигая свечи. Но мы, как мессиане, еще знаем что Мошиях Йешуа - Свет миру - был рожден и подарен миру через Мириям, б-гопослушной и б-гобоязненной женщиной, верной женой и любящей матерью.
Также в мессианском значении, левая свеча значит Творение и правая Искупление. ТаНаХ("Старый" Завет) и Брит Хадаша ("Новый" Завте) - вместе Вечный Завет. Закон и Благодать - вместе их гармонию. Представьте как в эту эру до электрического освещения, темными ночами свечи ассоциировались со светом. Из за лампочек мы сейчас воспринимаем свечи как антиквариат, чем как необходимость. Тогда же это было, как сейчас в темную ночь в лесу и без фонарика. Это позволит вам глубже ощутить символизм свечей.
Сначала мать зажигает левую свечу потом правую. Символично три раза делает круговые движения руками над свечами как бы собирая их свет на себя. Потом закрывает глаза ладонями и произносит традиционную молитву начала Шаббата.
Можете выучить молитву на иврите, можете сказать ее перевод на родном языке. Обычно сейчас говорят оба. Также можно сказать молитву своими словами с фокусом на Шаббате, ЯХВЕ и Йешуа: "Барух ата Яуэй(ЯХВЕ) элохейну мелек хаолам ашер киддешану бемицвотав вцивану лехиёт ор легоим внатанлану эт Йешуа мешихейну ор хаолам"
перевод: "Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, который освятил нас Своими Заповедями и призвал нас быть светом всем людям и одарил нас Мессией Йешуа, который есть Свет всему миру."
Затем она убирает ладони с глаз. Это означает прозревание от нашей слепоты в мире без Света Творца и истины его Слова и заповедей направляющих наши стопы. Также и Йешуа сказал: "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы."(Ин 9:39)
Следующий шаг молитва освящения чаши кошерного вина (или виноградного сока) - КИДДУШ. Наливается либо одна чаша для всех либо отдельно для каждого и ставится около горящих шаббатних свечей. Глава семьи, муж, произносит этот Киддуш: "Барух ата Яуэй(ЯХВЕ) элохейну мелек хаолам борей пери хагАфен.". Перевод: "Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы."
После кубка идет умывание рук. Этот обычай уберег многих евреев в средние века от чумы. Сразу уточню что Йешуа не был против самого умывания рук (Мтф 15), Он был против неправильного отношения к этому, против замены заповеди Отца заповедью человеческой. Фаресеи того времени учили что, если не умоешь рук специально как этого требует традиция, то осквернишься и на тебе будет грех: «это оскверняет человека; а есть неумытыми руками--не оскверняет человека.»(Мтф 15:20). Нигде в Торе такого нет, есть только указ священникам мыть руки перед служением в Храме. Мошиях отрезвил всех и объяснил что осквернение начинается в сердце человека, когда тот поддается искушению пойти против заповеди и потом согрешает. Подробно об этом я писал в теме о «Диете Творца». В упрощенном виде это красивая и практичная традиция, но вы можете просто помыть руки перед едой. Это между вами, вашей семьей и Отцом Небесным.
Йешуа наш Первосвященник в Небесном Храме и мы его священники (Евр 3-8). Мы служим в Его Новом Храме, Теле Христовом («церкви», а еще лучше нации Израиля). Поэтому мытие рук это хорошее напоминание нашей роли как священников, нашего служения и держать не только руки, но и помыслы чистыми постоянно находясь в присутсвии Святого Духа наполняющего нас. «и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в Скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Г-споду, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.»(Ис 30:20-21)
Глава семьи берет кувшин с водой и произносит следующую молитву: «Барух ата Яуэй элохейну мелек хаолам ашер киддешану бемицвотав вецивану коганим ал нетилат ядайм.» Перевод: «Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, который освятил нас Своими Заповедями и приказал нам, священникам, умывать руки.»
Сначала жена берет кувшин и муж моет руки, потом он берет кувшин и жена и дети моют руки. Вытирают их о чистое белое полотенце. После того как все умыли свои руки, их возносят к Г-споду во свидетельство их чистоты. Очень важно за этим риуалом видеть чистоту в сердце и хождение в святости: «Приблизьтесь к Б-гу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.»(Ик 4:8), «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;» (1 Тим 2:8).
Испокон веков хлеб и вино были неотъемлемой частью «и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, --он был священник Б-га Всевышнего,» (Быт 14:18).Ведь наше тело нуждается не только в жидкости но и в твердой пище. Также и наш дух нуждается в «вине» и «хлебе» Духа и Истины Слова Всевышнего. Не зря эти символы использовал Йешуа, когда говорил о Себе и об Учении.
Теперь перейдем к субботнему хлебу ХАЛЛА. В Торе халла упоминается как хлеб, посвященный ритуальным целям , то есть халла это любой вид хлеба, который едят во время тех или иных праздничных церемоний и ритуальных действий. В контексте Шаббата это две специально испеченные булки, напоминание о хлебе приношения. Рецепт можете найти на любом мессианском сайте . Они указывают на двойную порцию небесной манны, которую Израиль собирал по пятницам (6-ой день недели) во время скитаний в пустыне, так как в субботу манна не посылалась. Этот «трюк» Г-спода на практике приучал Израиль соблюдать Шаббат. Также они означают два заквашенных дома Израиля Дом Иуды и Дом Ефрема, т.е. Южное и Северное Царства. Их кладут рядом со свечами и накрывают чистой тканью.
Молитва для хлеба: "Барух ата Яуэй элохейну мелек хаолам хамотси лехем мин хаэретц.". Перевод: "Благословен Ты ЯХВЕ наш Б-г Царь вселенной, кто позволяет хлебу(злакам) произрастать из земли." Каждый член семьи затем отламывает себе кусочек от хлеба с пониманием что это дар Всевышнего и мы благодарны за Его провизию: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,» (2 Кор 9:10). Щепотка соли на хлеб напоминает, что нам стоит труда и пота добывать свой хлеб в согласии с обещанием Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3:19). Теперь каждый может съесть свои кусочек.
Затем глава семьи подзывает к себе детей и благословляет каждого из них словами из Чис. 6:24-26 "да благословит тебя Г-сподь и сохранит тебя! да призрит на тебя Г-сподь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Г-сподь лице Свое на тебя и даст тебе мир!". Для мальчиков добавляет "да уподобит тебя Г-сподь Ефрему и Манасии", для девочек "да уподобит тебя Г-сподь Саре, Ревекке, Рахили и Леи". Затем он благословляет жену и зачитывает Притчи 31 перед всей семьей чтобы все понимали место матери и как Г-сподь чтит ее.
Теперь все усаживаются за праздичным столом, глава семьи благодарит Творца за еду, и теперь все могут есть шаббатний ужин включая ХАЛЛУ. Что самое интересное благодарность Б-гу за пир в еврейской традиции также говорится в конце трапезы в соотсветсвии с Втрз. 8:10 «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Г-спода, Б-га твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.»

Комментарий