http://zhurnal.lib.ru/a/abdulla_p_g/propovedipropovedi.shtml
Гурбанов Абдулла Панах оглы
В самом деле: вытекает ли из "слепоты" воли ее свобода?
Шопенгауеровская "слепая воля" (эта идея) была подхвачена со стороны Ницше и развита в уже чисто ницшевскую дилемму "воля к власти".
Нам представляется что объяснение мира как вечная воля к власти - наиболее точная (из всех существовавших до сегодняшнего дня) формулировка понятия "мир" (универсиум): так как саму основу мироздания, закон всемирного тяготения, можно понимать как примитивнейшее проявление этой воли. Жизнь, я думаю, зарождается вследствие вечного движения, которое, в свою очередь, является вечным следствием вечного тяготения, иными словами - воли к власти: Следовательно - все сущее (имеющее значение) следствие какой-то властной воли. Но разногласие Ницше с Шопенгауером - лишь в недоработке. Воля к жизни неразумных существ (инстинкты) действительно слепа. Именно из этой слепоты эволюционно возникает строгая закономерность (законы зверья; борьба за выживание, естественный отбор, приспособленчество). Звериная воля несвободна. То, что человеком не получившим религиозного воспитания воспринимается как свобода действий (самостоятельность в принятии решений относительно выбора методов в борьбе за выживания), на самом деле является ничем иным, как отголоском той самой несвободы звериной воли.
Шопенгауер крайне нигилистичен, не видит просвета; Ницше сделал огромный шаг в перед, к научной религиозности. О заслугах второго перед Богом мы еще скажем.
Попробуем порассуждать следующим образом: из хаоса, под воздействием тяготения, образовался порядок (звездные системы), строжайшее подчинение законам физики (полнейшая несвобода); из длительного движения на земле (по тому же закону тяготения) возникла жизнь, то есть материя стала импровизировать в своих действиях, стала организовываться и пользуясь приобретенной, относительной свободой - эволюционировать (относительная свобода); и в человеке, в существе разумном, воля стала познавать себя и подчинять себя Божьему Закону- (полная свобода?) Но как же можно быть свободным и в то же время подчиненным чему-то? Нельзя! Следовательно свободы воли нет ни в коем случае (служишь ли Богу или дьяволу). Но можно уточнить научно следующий вопрос: в каком отношении свободна воля неразумная и в каком уразумевшая?
Неразумная жизнь развивалась небесцельно! Дарвин и последователи эволюционизма показали причины, сам механизм эволюционного развития - но не цель этого развития. Целю всего значимого (имеющего отношение к жизни) является служение абсолютной цели - вечности жизни. Все миллиарды лет эволюции - всего лишь предыстория возникновения разума и волевого перехода от эволюционного развития к творческому (так как задачу глобального выживания, то есть, ухода от катастрофы конца солнечного света, может решить только научно-технический прогресс, результат творческого, а не эволюционного развития). Но мы намеревались выяснить разность и степени свободы неразумной и уразумевшей воли: так вот - звериная воля свободна от ориентира, осознании цели, то есть пусть и слепой но, все же, общей направленности своей; воля уразумевшая свободна, можно сказать, от свободы неразумности.
Конец первой проповеди
Гурбанов Абдулла Панах оглы
Проповеди
Проповедь первая
Существует ли свобода воли?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним как понимал волю и ее свободу Артур Шопенгауер; согласно его мнению, мир - это целиком и полностью слепая воля с одной, и целиком и полностью представление о нем (о мире) с другой стороны. С "представлением" все понятно. Нас эта сторона (это понимание мира) вопроса в данный момент не интересует. "Слепая воля" же в разработке Шопенгауера и есть то ценное, что он дал науке. О том, что эта слепая воля свободна - Шопенгауер не говорит. Видимо считал это само собой разумеющимся и ничего хорошего в этой свободе не видел. В самом деле: вытекает ли из "слепоты" воли ее свобода?
Шопенгауеровская "слепая воля" (эта идея) была подхвачена со стороны Ницше и развита в уже чисто ницшевскую дилемму "воля к власти".
Нам представляется что объяснение мира как вечная воля к власти - наиболее точная (из всех существовавших до сегодняшнего дня) формулировка понятия "мир" (универсиум): так как саму основу мироздания, закон всемирного тяготения, можно понимать как примитивнейшее проявление этой воли. Жизнь, я думаю, зарождается вследствие вечного движения, которое, в свою очередь, является вечным следствием вечного тяготения, иными словами - воли к власти: Следовательно - все сущее (имеющее значение) следствие какой-то властной воли. Но разногласие Ницше с Шопенгауером - лишь в недоработке. Воля к жизни неразумных существ (инстинкты) действительно слепа. Именно из этой слепоты эволюционно возникает строгая закономерность (законы зверья; борьба за выживание, естественный отбор, приспособленчество). Звериная воля несвободна. То, что человеком не получившим религиозного воспитания воспринимается как свобода действий (самостоятельность в принятии решений относительно выбора методов в борьбе за выживания), на самом деле является ничем иным, как отголоском той самой несвободы звериной воли.
Шопенгауер крайне нигилистичен, не видит просвета; Ницше сделал огромный шаг в перед, к научной религиозности. О заслугах второго перед Богом мы еще скажем.
Попробуем порассуждать следующим образом: из хаоса, под воздействием тяготения, образовался порядок (звездные системы), строжайшее подчинение законам физики (полнейшая несвобода); из длительного движения на земле (по тому же закону тяготения) возникла жизнь, то есть материя стала импровизировать в своих действиях, стала организовываться и пользуясь приобретенной, относительной свободой - эволюционировать (относительная свобода); и в человеке, в существе разумном, воля стала познавать себя и подчинять себя Божьему Закону- (полная свобода?) Но как же можно быть свободным и в то же время подчиненным чему-то? Нельзя! Следовательно свободы воли нет ни в коем случае (служишь ли Богу или дьяволу). Но можно уточнить научно следующий вопрос: в каком отношении свободна воля неразумная и в каком уразумевшая?
Неразумная жизнь развивалась небесцельно! Дарвин и последователи эволюционизма показали причины, сам механизм эволюционного развития - но не цель этого развития. Целю всего значимого (имеющего отношение к жизни) является служение абсолютной цели - вечности жизни. Все миллиарды лет эволюции - всего лишь предыстория возникновения разума и волевого перехода от эволюционного развития к творческому (так как задачу глобального выживания, то есть, ухода от катастрофы конца солнечного света, может решить только научно-технический прогресс, результат творческого, а не эволюционного развития). Но мы намеревались выяснить разность и степени свободы неразумной и уразумевшей воли: так вот - звериная воля свободна от ориентира, осознании цели, то есть пусть и слепой но, все же, общей направленности своей; воля уразумевшая свободна, можно сказать, от свободы неразумности.
Конец первой проповеди
Комментарий