Толерантность в контексте православной гуманитарной парадигмы

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • dr.kondratiev
    Участник

    • 08 February 2010
    • 2

    #1

    Толерантность в контексте православной гуманитарной парадигмы

    Социальные и политические изменения в обществе иногда приводят к тому, что какое-либо явление приобретает форму модной проблемы. На нее обращают внимание политики, ученые, практические работники. Вокруг нее образуется своеобразный «бум» разного рода исследований. Затем мода проходит, а проблема остается. Примером такой проблемы на сегодня выступает толерантность.
    Толерантность, являясь сложным и неоднозначно понимаемым феноменом, не имеет в современной отечественной философии мировоззренческих, а в науке методологических оснований. Однако понятие толерантности активно внедряется в русский язык в понятийный аппарат различных гуманитарных наук и философии. Это понятие используется при построении обучающих программ, проектов, тренингов, в том числе и по психологии. Сегодня говорят о толерантности учителя, социального работника, психолога, формируют толерантность как личностное качество у учащихся общеобразовательной и профессиональной школы. Но в то же время возникают противоречия между пониманием толерантности как нравственно ориентированного личностного качества и принятием толерантности как моральной нормы поведения человека в обыденной жизни. Разрешение этого противоречия от части может быть достигнуто в результате разработки научной психологической концепции толерантности.
    С определенной долей условности на сегодняшний день можно выделить два взаимоисключающих друг друга подходов к пониманию толерантности. С точки зрения первого подхода толерантность величайшее благо, абсолютная общечеловеческая ценность, реализуемая в нравственно ориентированном поведении. С позиций второго подхода толерантность носит относительный характер по своей направленности и имеет привязанность к национальным культурным традициям.
    В первом подходе имеет место либерально-гуманистический взгляд на человека и его жизненные ориентиры. Толерантность здесь означает уважение, принятие богатого многообразия мировых культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Она мыслится неотъемлемо от личностной свободы человека. Такое понимание толерантности уходит своими корнями в гуманизм «эпохи Классицизма» (Ж.Ж.Руссо, Вольтер, Р.Декарт и др.), получило свое развитие в атеистической экзистенциальной философии ХХ века (Ж.П.Сартер, А.Камю, М.Хайдегер и др.) и гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Человек здесь возводится к «Абсолюту», заменяет собой Бога. Отсюда возникает необходимость уважать чужую свободу, принимать личность как таковую в целостности эгодоминантности и т.д.
    Во втором подходе понимание толерантности согласуют с пониманием нравственных норм поведения человека в обществе. Отсюда возникают ограничения, связанные с нарушением нравственных принципов. В этом случае толерантность рассматривается как проявление терпимости к самобытности личности, но лишь в той мере, в которой это не выходит за рамки национальной культуры, морали, традиций и обычаев. Для второго подхода также характерно выделения в качестве смыслообразующей жизненной ориентации стремление человека к Богу. В этой связи толерантность трактуется, в том числе, и как «терпимость ко греху», а это нарушает смыслообразующую систему человеческой жизни и толерантность несет в себе глубокую безнравственность.
    Как бы это не выглядело парадоксально, но оба подхода к пониманию толерантности схожи между собой в недифференцированности отношений к человеку и его поведению (так сказать к объекту и его функциям). Такая дифференциация прослеживается в принципе христианской морали: «любите грешника и ненавидьте грех». Действительно возникает вопрос: насколько Господь Иисус Христос был толерантен, изгоняя торговцев из храма?1 В ответе на данный вопрос является очевидным, что по отношению к торгующим людям Иисус Христос испытывал чувство любви, а к тому, что они из «Храма Господня» организовали «вертеп разбойников», «дом торговли» эмоцию гнева («ревность по доме Твоем снедает меня» [Иоанн, 2,17]). Другими словами, имеет место различия отношений к человеку и его поступкам, можно сказать, что по отношению к торгующим людям Иисус Христос был толерантен, а по отношению к их деятельности интолерантен. Выше сказанное, может выступить одним из методологических оснований в построении психологической концепции толерантности с позиций гуманитарной православной парадигмы.
    Говоря об отечественной психологической концепции толерантности, выстроенной с позиций гуманитарной православной парадигмы, следует выделить более близкое понятие к понятию «толерантность» ­ терпимость. При этом следует отметить, что в современной отечественной психологии соотношение понятий толерантность и терпимость не всегда однозначное. Так, например, толерантность рассматривается в иерархии с терпимостью: либо как общая категория по отношению к терпимости (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, А.В.Петрицкий и др.), либо как составляющая терпимости (А.А.Реан, В.Ю.Клепцова и др.), либо они рассматриваются как одноуровневые понятия почти синонимы (Д.В.Колесов, С.К.Бондырева и др.). Наиболее приемлемым, с точки зрения гуманитарной парадигмы, является последний подход к пониманию толерантности и терпимости. Однако следует иметь в виду, многоаспектность толерантности. Так можно говорить об организмическом и диспозициональном в толерантности. ______________________________________
    1 Евангелие: от Матфея, 21, 13; от Марка, 11, 15; От Луки, 19, 45; от Иоанна, 2, 15.
    Организмическое в толерантности проявляется в ослаблении реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Таким образом, имеет место психофизиологическую выраженность толерантности. Она характеризуется устойчивостью к какому-то неблагоприятному фактору. Диспозициональность в толерантности проявляется в совокупности отношений личности к действительности. Основу диспозициональной толерантности составляют социальные установки и аттитюды, определяющие индивидуальную мораль личности. Отсюда диспозициональная толерантность определяет нравственное развитие личности. И та и другая разновидность толерантности входят в ценностнообразующую систему воспитания человека на основе христианских добродетелей.
    Говоря о толерантности в отношениях к человеку с позиции гуманитарной православной парадигмы, следует отметить ее содержательную взаимосвязь со всеми христианскими добродетелями (воздержанием, кротостью, отзывчивостью, заботливостью, бескорыстием, любовью к людям и Богу, ответственностью, смирением, благодарностью и благоговением к Богу, состраданием и т.д.). Особенно следует отметить взаимосвязь терпимости и великодушия.
    Великодушие представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся способностью и готовностью человека бескорыстно жертвовать своими интересами во благо людей. Оно основывается на глубоком понимании другого человека, знании его особенностей, «сильных» и «слабых» сторон, способности к сочувствию и сопереживанию, умении прощать. В этом качестве проявляется сила духа человека, его доброта. Таким образом, оно неотделимо от доброжелательности, миролюбия, дружелюбия, отзывчивости, незлопамятности, добросердечности и др. Здесь присутствует внимательность к нуждам другого человека, готовность прийти на помощь, стремление не обидеть и т.д. Терпимость и великодушие предполагают понимание слабостей и затруднений окружающих людей, умение прощать. Они исключают злопамятность и зависть. Все это есть проявление силы человеческого духа, вершинным уровнем чего является ЛЮБОВЬ.
    Таким образом, толерантность в отношении к человеку не возможна вне вершинного духовного чувства любви. Причем любви в том понимании, содержании и форме, как это было сказано Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будьте сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».2 В этой заповеди скрыта тайна бытия человека в Боге. Она скрыта в Крестной казни Иисуса Христа. Эта тайна мучительного
    ____________________________________________
    2 Евангелие: от Матфея, 5, 44-45.
    сострадания Бога к людям, страдания и смерти Бога за людей, ради любви ко всем людям. Эта тайна несет в себе Царство Божие, которое проникло в суетный человеческий мир. Оно не просто «приблизилось» после Крестный казни и Воскресения Иисуса Христа, оно проникло внутрь самих людей, вверивших свои сердца Благой Вести об их реальном, а не только желаемом спасении. Через таинство Крещения в Христианской Церкви, Царство Божие становиться доступным человеку и делает его своим гражданином. По словам Апостола Павла, христианин является одновременно гражданином «государства в небесах» и гражданином земного государства. Человек принимает «гражданство» в Царстве Божьим через веру, покаяние и крещение. В этом Царстве любовь и свобода. Но одновременно с этим любой христианин является гражданином земного царства, в котором властвует «князь мира сего» (или как его еще там называют?). В этом царстве суета, государственные законы и т.д. В каждом из этих «царств» своя мораль, свои нормы которые человек должен соблюдать. Но нельзя служить одновременно «двум господам» и человек вынужден выбирать одно из этих «царств». В том случае, если человек является «настоящим» христианином он выбирает Божье Царство и соблюдает заповеди Бога, которые и являют собой основу морали бытия человека в Боге. В последнем случае толерантность в отношении к людям выступает одной таких моральных норм.
    Толерантность относительно поведения (деятельности, общения и т.д.) человека раскрывает функциональную сторону терпимости, и находит свое отображение в христианском нравоучении. Об этом говорится в Священном Благовествовании: «претерпевший же до конца спасется»3, «терпением вашим спасаете души ваши».4 На формирование терпимости в христианском воспитании обращают внимание Святые Отцы Православной Церкви. Например, Святитель Феофан Затворник (Вышенский) пишет: «Господь ведет Вас к очищению, а враг встречает в Вас сильную соперницу. Стойте же крепко на своем. Несправедливостями и напраслинами нечего смущаться. Кто их причиняет, тому судит Бог, а кому их причиняют , тому должно терпеть их благодушно и Бога благодарить».5 Или, характеризуя жизнь «христианских мучеников», отмечает «Уж как их не тиранили? А Господь что? Он тут же был, видимо являлся им, утешал их, облегчал страдания, но все же оставлял их в муках ­ терпеть до конца, чтобы увенчаться полным венцом. Так и всякая неправда, и всякая напраслина венец готовит. Но тому, на кого они падают, перетерпеть их надо».6 Блаженный памяти старец Никодим Святогорец, рассматривая путь приобретения добродетели на примере терпения, говорит о том, что нельзя вдруг пожелать себе напраслин,
    ________________________________
    3 Евангелие: от Матфея, 24, 13.
    4 Евангелие: от Луки 21, 19.
    5 Феофан Затворник, св . Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. ­ М.: «Отчий дом», 2006 ­ С.286.
    6 Там же
    обид и других неприятностей, и радоваться им ­ это высшая степень терпения. Для этого надлежит пройти низшие: смиренное самоуничижение, считающее себя заслуживающим всякие оскорбления, неприятие всякой мысли об отмщении.7
    Рассматривая толерантность относительно поведения человека, задаешься вопросам: где границы такой толерантности, что является критерием толерантного отношения к действиям и поступкам человека? Со времен Дж.Локка толерантность увязывалась с терпимостью к чужому вероисповеданию.
  • dr.kondratiev
    Участник

    • 08 February 2010
    • 2

    #2
    Как призывал Ф.Шиллер в оде «К радости»: «Обнимитесь, миллионы! Этот поцелую всему миру!»8 Но до каких границ можно быть толерантным к «чужой» вере и не потерять свою? Когда женщина язычница (сирофиникиянка) обратилась к Иисусу Христу с тем, чтобы он изгнал беса из ее дочери, Господь сказал ей: «Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить их псам».9 Однако он помог этой женщины, вылечил ее дочь. Почему? Да потому, что она верила в Господа. Ответ на вопрос толерантности к поведению особенно ярко прослеживается на примере встречи Савла (будущего Апостола Павла) с Господом в пустыни, когда Савл приближался к Дамаску.10 Отсюда следует вывод: только искренняя и глубокая любовь к Богу может быть обоснованием толерантности к поведению человека.
    Особенно актуальным понимание толерантности к чужому вероисповеданию становиться в настоящее время в условиях постиндустриального общества. Не только в развитых странах Западной Европы и Америки, но и в нашей стране зачастую люди пытаются скрывать свое мировоззрение, свою Христианскую веру, чтобы не обидеть иноверцев. Примером является широкое празднование Рождества Христова разными людьми, и чтобы не обидеть иноверцев начинают широко использовать термин «Зимний праздник». Но не обижают ли этим христиан? Это, прежде всего, праздник всех христиан всего мира. Если его хотят праздновать представители другого вероисповедания, ­ пожалуйста, но при этом они должны уважать религиозные чувства христиан.
    Говоря о толерантности к поведению человека, следует выделять четкие критерии оценки принятия или отчуждения тех или иных действий и поступков. Это достаточно сложно, поскольку каждый человек, являясь носителем определенного мировоззрения, реализует его в моральных и нравственных нормах поведения, применительно к своему жизненному опыту. Другими словами, имеет место репрезентирование мировоззрения, морали и нравственности в индивидуальном ментальном опыте. Это касается и христиан. Осуществляя свой духовный путь, человек не застрахован от __________________________________
    7 Никодим Святогорец Невидимая брань. ­ М., 1912.
    8 Шиллер Ф. Коварство и любовь ­ М.: «Эксмо», 2005 ­ С.612-615.
    9 Евангелие: от Марка, 7,25-27.
    10 Деяния Апостолов,.9, 1-9

    иллюзии принятия своего опыта как нечто Абсолютного, как критерий «правды и неправды». В этом случае он, зачастую, перестает видеть различия между своей «относительной тварностью» и «Абсолютностью Бога», он начинает видеть себя как постигшего истину. Это заблуждение приводит к тому, что человек начинает судить других людей, относительно себя как «абсолютного истинного критерия». Однако такое заблуждение можно избежать, если рефлексировать свой опыт, осуществляя духовное восхождение переходить на трансцендентный уровень. В последнем случае критерий оценивания окружающих людей человек выносит за границы собственного «Я». Он не только принимает свою «греховную отегащенность», но и понимает свою ограниченность как представителя относительного тварного мира в сравнении с Абсолютностью своего творца ­ Бога.
    В соответствии со сказанным, понимание толерантного отношения к поведению человека с позиции гуманитарной православной парадигмы может осуществлять исключительно христоцентрично. Только принимая в качестве нравственного критерия личность Иисуса Христа можно принимать и отвергать те или иные поступки и действия человека, проявлять толерантность или интолерантность.
    Подводя итоги, следует сказать, что представленный выше анализ проблемы толерантности не коим образом не претендует на разработанность психологической концепции толерантности с позиций гуманитарной православной парадигмы. Здесь можно говорить лишь о постановки вопроса. Сама же проблема является очень сложной и требует обширного и глубоко научного исследования.

    Комментарий

    Обработка...