В своей жизни я непрестанно наблюдаю тот самый печальный и непреложный закон противления плоти и духа, о котором свидетельствовал еще апостол Павел, с той лишь определяющей разницей, что ему таки удалось опытно явить торжество духа над тлением. Многим из нас это в лучшем случае предстоит осуществить в жизни, о худшем же нечего и говорить. С одной стороны, плоду жизни, дабы вызреть, нужно время, с другой если наш плод своевременно не поспеет, другой возможности у него уже не будет, и на смену ему придут другие, более достойные.
Так, Христос проклял бесплодную смоковницу не потому, что на ней не было спелых плодов (ибо «было еще не время собирать смоквы»), но за отсутствие даже намека на них, даже малейших завязей, способных в принципе утолить голод. Так что если тот, пусть незрелый плод, который к настоящему времени нашей жизни должен был сформироваться, отсутствует с нами может случиться то же, что и с незадачливой смоковницей. Аналогичным образом с нами поступят и в том случае, если в день сбора урожая наш плод окажется зеленым, несъедобным и оттого негодным к употреблению. Иными словами, состояние плода должно соответствовать определенному этапу нашей духовной жизни и никак иначе.
Впадая в обратную крайность и силясь выдавить из себя спелый плод раньше срока, мы рискуем духовно надорваться и потерять всякую способность к дальнейшему плодоношению. К примеру, чтобы учить других, необходимо прежде научиться самому, а чтобы как следует научиться, нужно достаточно продолжительное время учиться, а этого большинство из нас как раз не желает. Мы хотим сразу быть учителями (быть, а не стать!), и в результате терпим «кораблекрушение в вере» - не сумев с наскока стать учителями, мы заодно утрачиваем и способность слушать, учиться.
С некоторых пор я замечаю три основные вещи, на которых базируется духовная жизнь. Первое само по себе недостаточное, но жизненно необходимое условие для роста и укрепления в вере это понимание или правильное разумение основополагающих истин. Не имея этого, заблуждаясь разумом и следуя лжеучениям о Боге и вере, человек не способен правильно развиваться духовно. Очень часто мы придерживаемся ложных взглядов по ключевым вопросам и, как следствие, буксуем в своем внутреннем развитии. Так что прежде, чем переходить к остальному, нам необходимо разобраться как, во что, в кого, и зачем мы верим, и верим ли вообще. Особенно чревато усвоение ложных взглядов на раннем этапе становления, когда мы, будучи по сути не рожденными младенцами, еще только формируемся в утробе. Тогда любая несоответствующая нашему состоянию пища, всевозможные духовные суррогаты и винегреты, усвоенные нами, могут привести к духовному уродству, часто необратимому.
Когда же базовые христианские истины нами в общих чертах усвоены, и мы в основном представляем, что необходимо делать для дальнейшего совершенствования в вере, перед нами нередко встает следующая дилемма. Понимать-то мы понимаем, и верить вроде бы веруем, и знаем, как нужно жить в соответствии с тем, что нам открыто, но не имеем достаточно желания, целеустремленности. Или имеем, но недостаточно, по крайней мере, меньше, чем стремления добиться мирских благ. И выходит так, что вроде бы и веруем право (умом), но сердце наше отстоит далеко от Христа. До тех же пор, пока наше сердечное желание не будет приведено в соответствие с нашим пониманием, с символом нашей веры, мы не сможем двигаться дальше. Необходимо возгревать в себе духовные чувства о том же, как именно это делать, достаточно сказано и в Писании, и у учителей Церкви.
Впрочем, как правило, я обнаруживаю в себе «желание доброго», но вот «чтобы делать оное, того не нахожу». И пусть мы совершенны познанием и имеем стремление жить по вере, до тех пор пока наше внутреннее умно-сердечное состояние не найдет выражения в действии, в конкретных плодах, наша жизнь будет по большому счету бесплодной, непродуктивной. Если понимание прежде всего включает в себя разум и веру, желание сердце и любовь (ко Христу), то действие сферу духа и воли. Таким образом, имея все три компонента в активном взаимодействии, мы тем самым исполняем заповедь Божью, к которой сводится весь Закон и пророки: «возлюби Бога всем сердцем, всем разумением и всей крепостью (силами) твоими». Таким образом, триединство человека, включающее тело, душу и дух, оказывается всецело освящено и посвящено Богу.
Именно в том, как наилучшим образом достичь подобного состояния, заключается, на мой взгляд, вся христианская жизнь. Для начала познать, проникнуть в суть вещей, затем возжелать любви Христовой превыше всего, и, наконец, исполнить благое намерение в действии. Примечательно, что при отсутствии одного из этих трех взаимосвязанных компонентов, мы непременно теряем и остальные. К примеру, если у нас есть верное понимание, подкрепленное соответствующими действиями, но нет любви, нет сердечной глубины, мы становимся бездушными фарисеями, не прилагающими сердца к делам. Если же есть желание и действие, но отсутствует должное разумение, мы опять-таки превращаемся в «имеющих ревность по Боге, но не по рассуждению».
Когда Христос обращался к людям (впрочем, Он и сейчас обращается, это мы не хотим «обратиться» от злых дел своих), человек должен был, во-первых, поверить Ему, во-вторых, полюбить (в пределе больше жизни) и, в-третьих, последовать за Ним. Много Им сказано о семени, попадающем в разную сердечную почву. Случалось, что человек видел, что Христос говорит правду, но, тем не менее, не принимал ее всерьез, до конца, поскольку не желал менять собственную жизнь. И в тот самый миг, когда сердце человека отвергало правду Божию, изначально принятую умом, и в результате ожесточалось, его разум, который был фактически готов признать в Иисусе Христа, внезапно помрачался, и человек вдруг начинал видеть вещи в их извращенном свете. Тогда Христос становился в глазах такого человека не Провозвестником правды, но проповедником лжи.
Вот это и составляет хулу на Духа Святого когда мы видим явное действие Божье в нашей жизни и поначалу даже признаем его, но впоследствии, из-за нашего нежелания следовать за Христом, подчинять Ему жизнь, мы с готовностью, достойной лучшего применения, признаем действие Божье за действие духа заблуждения, и начинаем верить наветам на Христа, считая их распространение служением Богу. Впрочем, и в этом, хотя и непросто, все же не невозможно покаяться по милости Божьей.
На первый взгляд, все мы слишком слабы и грешны, чтобы в нашей жизни исполнилось вышеописанное... чудо. Складывается стойкое ощущение, что мы палец о палец не можем, не желаем ударить ради Христа, точь-в-точь как те фарисеи. Более того, не снискав истинной праведности, идущей от веры, мы заметно уступаем в законной праведности тем же фарисеям, и таким образом, не превзойдя последних святостью жизни, мы также не входим в Царствие Божие, по крайней мере, при жизни. С другой стороны, разве Тот, Кто призвал нас к святости и послушанию, не знает о нашей крайней испорченности и неспособности ни к какому добру? Не только знает, но именно потому и призвал, что нет для нас иного пути спасения. И пусть нередко мы расписываемся в полном бессилии и несостоятельности, все же не это, хотя и плачевное, есть самое страшное и главное.
Главное же заключается в том, чтобы, несмотря на собственные падения и неверность, иметь не оскудевающую, но крепнущую веру и упование на милость Божью. Ведь если мы призваны в житейских заботах всецело уповать на Христа, то тем более в заботах духовных о достижении праведности и избавлении от уз греха. Тот же, Кто не только более нас, к нашему стыду, заинтересован в нашем спасении, и к тому же имеет необходимую для этого силу, по множеству молений наших и неотступности наших воздыханий, «подаст нам защиту вскоре, хотя и медлит подавать ее». Господь испытывает нас, дает время, чтобы мы осознали, действительно ли мы ищем и желаем того, о чем просим, и насколько тверд и окончателен наш выбор в пользу Христа. Ему, конечно, и без того известно содержимое наших сердец, так что «время испытания» нужно исключительно нам дабы окончательно определиться и утвердиться в принятом решении, исправить наши двоедушные сердца.
Таким образом, на всех без исключения жизненных этапах от нас требуется одно учиться открывать ключами веры замок собственной души, т.е. нашей с вами жизни, ведь именно жизнь есть та самая трудная, но посильная задача, которую призван лично решить каждый христианин. И от результата решения задачи жизни зависит то продолжение, которое эта жизнь в конечном итоге возымеет.
12.01.2010
Так, Христос проклял бесплодную смоковницу не потому, что на ней не было спелых плодов (ибо «было еще не время собирать смоквы»), но за отсутствие даже намека на них, даже малейших завязей, способных в принципе утолить голод. Так что если тот, пусть незрелый плод, который к настоящему времени нашей жизни должен был сформироваться, отсутствует с нами может случиться то же, что и с незадачливой смоковницей. Аналогичным образом с нами поступят и в том случае, если в день сбора урожая наш плод окажется зеленым, несъедобным и оттого негодным к употреблению. Иными словами, состояние плода должно соответствовать определенному этапу нашей духовной жизни и никак иначе.
Впадая в обратную крайность и силясь выдавить из себя спелый плод раньше срока, мы рискуем духовно надорваться и потерять всякую способность к дальнейшему плодоношению. К примеру, чтобы учить других, необходимо прежде научиться самому, а чтобы как следует научиться, нужно достаточно продолжительное время учиться, а этого большинство из нас как раз не желает. Мы хотим сразу быть учителями (быть, а не стать!), и в результате терпим «кораблекрушение в вере» - не сумев с наскока стать учителями, мы заодно утрачиваем и способность слушать, учиться.
С некоторых пор я замечаю три основные вещи, на которых базируется духовная жизнь. Первое само по себе недостаточное, но жизненно необходимое условие для роста и укрепления в вере это понимание или правильное разумение основополагающих истин. Не имея этого, заблуждаясь разумом и следуя лжеучениям о Боге и вере, человек не способен правильно развиваться духовно. Очень часто мы придерживаемся ложных взглядов по ключевым вопросам и, как следствие, буксуем в своем внутреннем развитии. Так что прежде, чем переходить к остальному, нам необходимо разобраться как, во что, в кого, и зачем мы верим, и верим ли вообще. Особенно чревато усвоение ложных взглядов на раннем этапе становления, когда мы, будучи по сути не рожденными младенцами, еще только формируемся в утробе. Тогда любая несоответствующая нашему состоянию пища, всевозможные духовные суррогаты и винегреты, усвоенные нами, могут привести к духовному уродству, часто необратимому.
Когда же базовые христианские истины нами в общих чертах усвоены, и мы в основном представляем, что необходимо делать для дальнейшего совершенствования в вере, перед нами нередко встает следующая дилемма. Понимать-то мы понимаем, и верить вроде бы веруем, и знаем, как нужно жить в соответствии с тем, что нам открыто, но не имеем достаточно желания, целеустремленности. Или имеем, но недостаточно, по крайней мере, меньше, чем стремления добиться мирских благ. И выходит так, что вроде бы и веруем право (умом), но сердце наше отстоит далеко от Христа. До тех же пор, пока наше сердечное желание не будет приведено в соответствие с нашим пониманием, с символом нашей веры, мы не сможем двигаться дальше. Необходимо возгревать в себе духовные чувства о том же, как именно это делать, достаточно сказано и в Писании, и у учителей Церкви.
Впрочем, как правило, я обнаруживаю в себе «желание доброго», но вот «чтобы делать оное, того не нахожу». И пусть мы совершенны познанием и имеем стремление жить по вере, до тех пор пока наше внутреннее умно-сердечное состояние не найдет выражения в действии, в конкретных плодах, наша жизнь будет по большому счету бесплодной, непродуктивной. Если понимание прежде всего включает в себя разум и веру, желание сердце и любовь (ко Христу), то действие сферу духа и воли. Таким образом, имея все три компонента в активном взаимодействии, мы тем самым исполняем заповедь Божью, к которой сводится весь Закон и пророки: «возлюби Бога всем сердцем, всем разумением и всей крепостью (силами) твоими». Таким образом, триединство человека, включающее тело, душу и дух, оказывается всецело освящено и посвящено Богу.
Именно в том, как наилучшим образом достичь подобного состояния, заключается, на мой взгляд, вся христианская жизнь. Для начала познать, проникнуть в суть вещей, затем возжелать любви Христовой превыше всего, и, наконец, исполнить благое намерение в действии. Примечательно, что при отсутствии одного из этих трех взаимосвязанных компонентов, мы непременно теряем и остальные. К примеру, если у нас есть верное понимание, подкрепленное соответствующими действиями, но нет любви, нет сердечной глубины, мы становимся бездушными фарисеями, не прилагающими сердца к делам. Если же есть желание и действие, но отсутствует должное разумение, мы опять-таки превращаемся в «имеющих ревность по Боге, но не по рассуждению».
Когда Христос обращался к людям (впрочем, Он и сейчас обращается, это мы не хотим «обратиться» от злых дел своих), человек должен был, во-первых, поверить Ему, во-вторых, полюбить (в пределе больше жизни) и, в-третьих, последовать за Ним. Много Им сказано о семени, попадающем в разную сердечную почву. Случалось, что человек видел, что Христос говорит правду, но, тем не менее, не принимал ее всерьез, до конца, поскольку не желал менять собственную жизнь. И в тот самый миг, когда сердце человека отвергало правду Божию, изначально принятую умом, и в результате ожесточалось, его разум, который был фактически готов признать в Иисусе Христа, внезапно помрачался, и человек вдруг начинал видеть вещи в их извращенном свете. Тогда Христос становился в глазах такого человека не Провозвестником правды, но проповедником лжи.
Вот это и составляет хулу на Духа Святого когда мы видим явное действие Божье в нашей жизни и поначалу даже признаем его, но впоследствии, из-за нашего нежелания следовать за Христом, подчинять Ему жизнь, мы с готовностью, достойной лучшего применения, признаем действие Божье за действие духа заблуждения, и начинаем верить наветам на Христа, считая их распространение служением Богу. Впрочем, и в этом, хотя и непросто, все же не невозможно покаяться по милости Божьей.
На первый взгляд, все мы слишком слабы и грешны, чтобы в нашей жизни исполнилось вышеописанное... чудо. Складывается стойкое ощущение, что мы палец о палец не можем, не желаем ударить ради Христа, точь-в-точь как те фарисеи. Более того, не снискав истинной праведности, идущей от веры, мы заметно уступаем в законной праведности тем же фарисеям, и таким образом, не превзойдя последних святостью жизни, мы также не входим в Царствие Божие, по крайней мере, при жизни. С другой стороны, разве Тот, Кто призвал нас к святости и послушанию, не знает о нашей крайней испорченности и неспособности ни к какому добру? Не только знает, но именно потому и призвал, что нет для нас иного пути спасения. И пусть нередко мы расписываемся в полном бессилии и несостоятельности, все же не это, хотя и плачевное, есть самое страшное и главное.
Главное же заключается в том, чтобы, несмотря на собственные падения и неверность, иметь не оскудевающую, но крепнущую веру и упование на милость Божью. Ведь если мы призваны в житейских заботах всецело уповать на Христа, то тем более в заботах духовных о достижении праведности и избавлении от уз греха. Тот же, Кто не только более нас, к нашему стыду, заинтересован в нашем спасении, и к тому же имеет необходимую для этого силу, по множеству молений наших и неотступности наших воздыханий, «подаст нам защиту вскоре, хотя и медлит подавать ее». Господь испытывает нас, дает время, чтобы мы осознали, действительно ли мы ищем и желаем того, о чем просим, и насколько тверд и окончателен наш выбор в пользу Христа. Ему, конечно, и без того известно содержимое наших сердец, так что «время испытания» нужно исключительно нам дабы окончательно определиться и утвердиться в принятом решении, исправить наши двоедушные сердца.
Таким образом, на всех без исключения жизненных этапах от нас требуется одно учиться открывать ключами веры замок собственной души, т.е. нашей с вами жизни, ведь именно жизнь есть та самая трудная, но посильная задача, которую призван лично решить каждый христианин. И от результата решения задачи жизни зависит то продолжение, которое эта жизнь в конечном итоге возымеет.
12.01.2010
Комментарий