Думаю, нет на земле человека, который хоть раз в жизни не слышал бы притчу Иисуса Христа о блудном сыне. К ней на протяжении многих веков обращались и до сих пор обращаются богословы и художники, писатели и артисты Притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту и преизбыток жизни. Притча описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда, блудный сын в сокрушении сердца избирает, наконец, послушание
Сегодня я хочу поразмышлять о современных блудных сыновьях и дочерях О детях наших: учениках, студентах, рабочей молодежи Кому из родителей-христиан, не хотелось бы, чтобы их наследие благоговейно предстояло перед Господом? Чтобы имя Творца было начертано на разуме и сердце каждого ребенка? Думаю, таковых среди нас нет. Однако очень часто я задаюсь такими вопросами: как объяснить факт, что дети, выросшие в христианских семьях, не все становятся верующими? И виноваты ли в этом родители? Почему горящие любовью к Богу детские сердца в одночасье становятся холодными и неприступными?
Я не являюсь верующей с детства. К Господу пришла в зрелом возрасте, имея дочь-подростка. Благодарю Бога, что Он нашел нас с дочуркой в свое время. Девочка выросла. Сама теперь имеет детей. И мы обе славим Господа в наших сердцах Да и сыночек мой, шестиклассник, вроде бы с Богом. Вроде бы Я не могу закрывать глаза и равнодушно относиться к тому, что время от времени сын подвергается влиянию со стороны своих неверующих одноклассников, компьютера, телевизионных передач Каждый день я ставлю сына перед выбором: как ему поступать. Пока что результаты воспитания меня радуют, сын слушается меня. Ну а как будет дальше? Я не могу сказать наверняка. В поисках ответа на этот вопрос ни кому из нас, родителей, не стоит забывать, что, во-первых, спасение, которое предлагает Господь Иисус Христос, это Божий дар. Его нельзя ни купить, ни заслужить, ни унаследовать от своих родителей. Бог никогда ни к чему не принуждает. Каждому предоставлено право выбора: принять спасение или отказаться от него. Во-вторых, каждый человек, будь-то взрослый или ребенок, несет личную ответственность перед Богом. И если он сеет что-то недоброе в своей жизни, он обязательно пожнет его в будущем. В-третьих, несмотря на то, что каждый ребенок сам отвечает за свое решение последовать за Богом или отвергнуть Его, на его выбор большое влияние оказывает атмосфера в семье. Пример искреннего родительского упования на Бога в повседневной жизни может оказать положительное влияние на духовную жизнь ребенка, несоответствие же слов и поступков вполне может от Бога его отвернуть
В последнее время все чаще слышу от верующих друзей и знакомых, что их дети охладевают к церкви, прельщаются ценностями века сего. Кто-то из них вовлекается в бурную школьную и студенческую жизнь, полную «неизведанных до селе переживаний», другие, «благодаря» внезапно обрушившемуся на их головы потоку научной информации, вовсе «отбиваются» от отчего дома Перестают общаться с родителями (ведь они у них оказывается такие «простачки»!), снимают квартиры, поближе к учебному заведению или переходят жить в общежития, чтоб не дай Бог, однокурсники не познакомились с их «богомолами-родителями». А есть и такие детки, которые откровенно пускаются в блуд, называя свой грех гражданским браком. А результат один: ребята отказываются идти путем веры, вступают в самостоятельную жизнь без Бога, публично распинают Христа
Возвращусь снова к библейской притче. В ней, как ни в одном другом библейском рассказе, раскрывается природа греха во всей его разрушительной силе. У человека было два сына. И вот младший требует от отца свою долю наследства немедленно. Я очень серьезно задумалась над тем, что же означает подобное требование и, знаете, меня охватил ужас! Простые слова: Отче, дай мне... означают: «Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты мне мешаешь. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени меня уже не будут так привлекать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь!» И вот, получив все богатство, которым одарила его «смерть» отца, даже не оглянувшись, со свойственным молодости легкомыслием, младший сын покидает надоевшую ему безопасность родительского крова и с легким сердцем устремляется в края, где отныне уже ничто не будет стеснять его свободы. Отделавшись от отцовской опеки, от всех моральных ограничений, он теперь может безраздельно отдаться всем прихотям своенравного сердца. Прошлого больше нет, существует только настоящее, полное многообещающей привлекательности, а впереди безграничная ширь будущего. Он окружен друзьями, он центр вселенной! Жизнь радужна и беспечна, однако парень еще не подозревает, что она не. Он полагает, что новые друзья льнут к нему бескорыстно; на самом же деле они относятся к нему точно так же, как поступил по отношению к отцу он сам: блудный сын интересен своим приятелям лишь постольку, поскольку они могут попользоваться его мотовством. «Друзья» едят, пьют и веселятся; блудный сын полон радости А впереди жатва. И грозное предупреждение: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8).
Вспоминаю те тяжелые дни своей жизни, когда попросту оказалась «у разбитого корыта». Второй муж «не оправдал» моих надежд на то, что уж теперь, после стольких лет страданий и унижений, мы с дочкой обретем тихое счастье в новой семье. Тогда мы не знали Бога и думали, что сможем сделать для себя опорой человека Но так не вышло Как же изменилась наша жизнь, когда мы с дочерью познали Христа! В марте 1996 года мы заново родились, заключив завет с Господом. И стали ровесницами: 14-летняя дочка и 37-летняя мама. Моя дочь в одночасье из унылого и закомплексованного ребенка превратилась в успешную студентку архитектурно-строительного техникума и, одновременно, в студентку библейского колледжа «Христос для народов». Утром занятия в техникуме, вечерами в колледже. У дочки появилось много прекрасных друзей-верующих. А главное, она нашла себя в Боге. Через некоторое время Господь из Своей щедрой руки усмотрел ей прекрасного мужа, а после и двоих чудесных деток Дочка теперь взрослая, и она хорошо понимает какую цену заплатил за ее счастье Христос. Ну а мой сын? Понимает ли он, что есть жертва Христа лично для него? Он еще маленький. И, видимо, долгое время придется мне еще стоять в молитвенном проломе за его нравственный выбор
Никто не станет отрицать, что в основу воспитания Бог поставил отношение детей к родителям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3). Если воспитание детей строится не на этом краеугольном камне, тогда оно строится на песке. Господь недаром отвел детству так много времени. Тем самым он предоставил родителям возможность формировать будущее ребенка, направлять и вести его по путям Господним, увлекая примером личного хождения перед Богом и повиновения Его воле. Я счастлива, что сегодня являюсь учительницей воскресной школы, которую посещает мой одиннадцатилетний сын. У меня еще есть время для того, чтобы воспитывать его твердой, но вместе с тем и любящей рукой. При этом я отлично понимаю, что и сама должна отличаться неизменной справедливостью к своему ребенку, бережно охраняя его индивидуальность и не ломая его детскую волю в угоду себе. Я четко уяснила, что наказывая сына в минуты гнева никогда не достигаю желаемой цели, не утверждаю принцип послушания, не меняю характера моего ребенка, но напротив, оставляю в его сознании чувство обиды, несправедливости, ответной злобы и жажды мести. Когда я раздражена, как правило, я стараюсь куда-нибудь уйти, потому что знаю, что не сдержусь. И наговорю ему кучу обидных слов. А недобрые чувства, вызванные в моем сыне наказанием в пылу материнского гнева, долго потом не умирают. И если я буду продолжать такое «воспитание», вполне возможно, что эти чувства «затаятся» в его сердце вплоть до того часа, когда он почувствует себя взрослым и независимым. И вот тогда уже начнется жатва в обратную сторону
Но что же делать, если несмотря ни на какие старания родителей ребенок все же уходит из отчего дома? Ответ на этот вопрос можно снова найти в притче. Что сказал отец сыну в ответ на его кощунственное заявление? Каковы были его действия после того, как он отдал сыну просимое? Отец скорбел об его уходе. Но, не нарушая сыновнего достоинства и сыновней свободы, он ждал, пока сын, познав всю горечь зла и, вспомнив о былой жизни в отцовском доме, сам затоскует об этом доме и откроет душу для отцовской любви В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, где под образом отца подразумевается Отец Небесный, едва ли не главное место занимает поведение отца, его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к нему блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его», говорит нам Евангелие, а это значит, что отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и, побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему договорить. Он уже все простил и забыл, и принял распутного голодного свинопаса как любимого сына. Отец не стал требовать доказательств покаяния потому, что видел: его сын преодолел стыд и страх, и вернулся домой.
Что можно посоветовать тем опечаленным родителям, которые в праведности, с усердием и молитвой старались учить своих непослушных детей? Думаю только одно: «Добрый Пастырь присматривает за ними». Бог знает и понимает глубокое горе тех христиан, чьи дети сегодня ушли «в мир». Всегда есть надежда. И она не постыжает. Продолжайте молиться за своих блудных сыновей и дочерей, друзья, и всегда помните слова пророка Иеремии: «есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской» (Иер. 31:16).
Сегодня я хочу поразмышлять о современных блудных сыновьях и дочерях О детях наших: учениках, студентах, рабочей молодежи Кому из родителей-христиан, не хотелось бы, чтобы их наследие благоговейно предстояло перед Господом? Чтобы имя Творца было начертано на разуме и сердце каждого ребенка? Думаю, таковых среди нас нет. Однако очень часто я задаюсь такими вопросами: как объяснить факт, что дети, выросшие в христианских семьях, не все становятся верующими? И виноваты ли в этом родители? Почему горящие любовью к Богу детские сердца в одночасье становятся холодными и неприступными?
Я не являюсь верующей с детства. К Господу пришла в зрелом возрасте, имея дочь-подростка. Благодарю Бога, что Он нашел нас с дочуркой в свое время. Девочка выросла. Сама теперь имеет детей. И мы обе славим Господа в наших сердцах Да и сыночек мой, шестиклассник, вроде бы с Богом. Вроде бы Я не могу закрывать глаза и равнодушно относиться к тому, что время от времени сын подвергается влиянию со стороны своих неверующих одноклассников, компьютера, телевизионных передач Каждый день я ставлю сына перед выбором: как ему поступать. Пока что результаты воспитания меня радуют, сын слушается меня. Ну а как будет дальше? Я не могу сказать наверняка. В поисках ответа на этот вопрос ни кому из нас, родителей, не стоит забывать, что, во-первых, спасение, которое предлагает Господь Иисус Христос, это Божий дар. Его нельзя ни купить, ни заслужить, ни унаследовать от своих родителей. Бог никогда ни к чему не принуждает. Каждому предоставлено право выбора: принять спасение или отказаться от него. Во-вторых, каждый человек, будь-то взрослый или ребенок, несет личную ответственность перед Богом. И если он сеет что-то недоброе в своей жизни, он обязательно пожнет его в будущем. В-третьих, несмотря на то, что каждый ребенок сам отвечает за свое решение последовать за Богом или отвергнуть Его, на его выбор большое влияние оказывает атмосфера в семье. Пример искреннего родительского упования на Бога в повседневной жизни может оказать положительное влияние на духовную жизнь ребенка, несоответствие же слов и поступков вполне может от Бога его отвернуть
В последнее время все чаще слышу от верующих друзей и знакомых, что их дети охладевают к церкви, прельщаются ценностями века сего. Кто-то из них вовлекается в бурную школьную и студенческую жизнь, полную «неизведанных до селе переживаний», другие, «благодаря» внезапно обрушившемуся на их головы потоку научной информации, вовсе «отбиваются» от отчего дома Перестают общаться с родителями (ведь они у них оказывается такие «простачки»!), снимают квартиры, поближе к учебному заведению или переходят жить в общежития, чтоб не дай Бог, однокурсники не познакомились с их «богомолами-родителями». А есть и такие детки, которые откровенно пускаются в блуд, называя свой грех гражданским браком. А результат один: ребята отказываются идти путем веры, вступают в самостоятельную жизнь без Бога, публично распинают Христа
Возвращусь снова к библейской притче. В ней, как ни в одном другом библейском рассказе, раскрывается природа греха во всей его разрушительной силе. У человека было два сына. И вот младший требует от отца свою долю наследства немедленно. Я очень серьезно задумалась над тем, что же означает подобное требование и, знаете, меня охватил ужас! Простые слова: Отче, дай мне... означают: «Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты мне мешаешь. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени меня уже не будут так привлекать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь!» И вот, получив все богатство, которым одарила его «смерть» отца, даже не оглянувшись, со свойственным молодости легкомыслием, младший сын покидает надоевшую ему безопасность родительского крова и с легким сердцем устремляется в края, где отныне уже ничто не будет стеснять его свободы. Отделавшись от отцовской опеки, от всех моральных ограничений, он теперь может безраздельно отдаться всем прихотям своенравного сердца. Прошлого больше нет, существует только настоящее, полное многообещающей привлекательности, а впереди безграничная ширь будущего. Он окружен друзьями, он центр вселенной! Жизнь радужна и беспечна, однако парень еще не подозревает, что она не. Он полагает, что новые друзья льнут к нему бескорыстно; на самом же деле они относятся к нему точно так же, как поступил по отношению к отцу он сам: блудный сын интересен своим приятелям лишь постольку, поскольку они могут попользоваться его мотовством. «Друзья» едят, пьют и веселятся; блудный сын полон радости А впереди жатва. И грозное предупреждение: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8).
Вспоминаю те тяжелые дни своей жизни, когда попросту оказалась «у разбитого корыта». Второй муж «не оправдал» моих надежд на то, что уж теперь, после стольких лет страданий и унижений, мы с дочкой обретем тихое счастье в новой семье. Тогда мы не знали Бога и думали, что сможем сделать для себя опорой человека Но так не вышло Как же изменилась наша жизнь, когда мы с дочерью познали Христа! В марте 1996 года мы заново родились, заключив завет с Господом. И стали ровесницами: 14-летняя дочка и 37-летняя мама. Моя дочь в одночасье из унылого и закомплексованного ребенка превратилась в успешную студентку архитектурно-строительного техникума и, одновременно, в студентку библейского колледжа «Христос для народов». Утром занятия в техникуме, вечерами в колледже. У дочки появилось много прекрасных друзей-верующих. А главное, она нашла себя в Боге. Через некоторое время Господь из Своей щедрой руки усмотрел ей прекрасного мужа, а после и двоих чудесных деток Дочка теперь взрослая, и она хорошо понимает какую цену заплатил за ее счастье Христос. Ну а мой сын? Понимает ли он, что есть жертва Христа лично для него? Он еще маленький. И, видимо, долгое время придется мне еще стоять в молитвенном проломе за его нравственный выбор
Никто не станет отрицать, что в основу воспитания Бог поставил отношение детей к родителям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3). Если воспитание детей строится не на этом краеугольном камне, тогда оно строится на песке. Господь недаром отвел детству так много времени. Тем самым он предоставил родителям возможность формировать будущее ребенка, направлять и вести его по путям Господним, увлекая примером личного хождения перед Богом и повиновения Его воле. Я счастлива, что сегодня являюсь учительницей воскресной школы, которую посещает мой одиннадцатилетний сын. У меня еще есть время для того, чтобы воспитывать его твердой, но вместе с тем и любящей рукой. При этом я отлично понимаю, что и сама должна отличаться неизменной справедливостью к своему ребенку, бережно охраняя его индивидуальность и не ломая его детскую волю в угоду себе. Я четко уяснила, что наказывая сына в минуты гнева никогда не достигаю желаемой цели, не утверждаю принцип послушания, не меняю характера моего ребенка, но напротив, оставляю в его сознании чувство обиды, несправедливости, ответной злобы и жажды мести. Когда я раздражена, как правило, я стараюсь куда-нибудь уйти, потому что знаю, что не сдержусь. И наговорю ему кучу обидных слов. А недобрые чувства, вызванные в моем сыне наказанием в пылу материнского гнева, долго потом не умирают. И если я буду продолжать такое «воспитание», вполне возможно, что эти чувства «затаятся» в его сердце вплоть до того часа, когда он почувствует себя взрослым и независимым. И вот тогда уже начнется жатва в обратную сторону
Но что же делать, если несмотря ни на какие старания родителей ребенок все же уходит из отчего дома? Ответ на этот вопрос можно снова найти в притче. Что сказал отец сыну в ответ на его кощунственное заявление? Каковы были его действия после того, как он отдал сыну просимое? Отец скорбел об его уходе. Но, не нарушая сыновнего достоинства и сыновней свободы, он ждал, пока сын, познав всю горечь зла и, вспомнив о былой жизни в отцовском доме, сам затоскует об этом доме и откроет душу для отцовской любви В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, где под образом отца подразумевается Отец Небесный, едва ли не главное место занимает поведение отца, его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к нему блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его», говорит нам Евангелие, а это значит, что отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и, побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему договорить. Он уже все простил и забыл, и принял распутного голодного свинопаса как любимого сына. Отец не стал требовать доказательств покаяния потому, что видел: его сын преодолел стыд и страх, и вернулся домой.
Что можно посоветовать тем опечаленным родителям, которые в праведности, с усердием и молитвой старались учить своих непослушных детей? Думаю только одно: «Добрый Пастырь присматривает за ними». Бог знает и понимает глубокое горе тех христиан, чьи дети сегодня ушли «в мир». Всегда есть надежда. И она не постыжает. Продолжайте молиться за своих блудных сыновей и дочерей, друзья, и всегда помните слова пророка Иеремии: «есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской» (Иер. 31:16).
Комментарий