Закон Божий говорит, что в том случае, если вы рассердились на ближнего по причине его, как вам представляется, греховного поведения, то следует не гневаться на него втайне, а открыто высказать ближнему, что вы думаете о его поведении.
Причина этого состоит в том, что затаенный гнев затмевает разум человека и может привести того к преступлению. Поэтому не следует гневаться, чтобы не причинить вред ближнему. Иисус Христос и апостол Иоанн указывают на гнев как на причину преступлений:
Но в каких случаях, кого и как следует обличать?
Мы можем выделить три типа ситуаций, когда возникает потребность в обличении:
1)когда грех совершен против нас самих;
2)когда грех совершен против других людей;
3)когда грех совершается человеком в отношении самого себя.
Если грех совершен против нас самих, то следует поговорить об этом с ближним наедине, чтобы не опозорить его перед другими людьми и не навлечь на себя неприязнь с его стороны. Если он покается, то следует примириться с ним и простить его.
Если он не покается, то следует обратиться в суд. В случае, если ближний осужден за совершенный против вас грех, но все равно не покаялся и не собирается мириться, то следует прекратить с ним дальнейшее общение.
В то же время следует отказаться от мести и простить ему его грех. Это можно сделать и без судебного разбирательства.
В случае, если грех совершен против других людей, и согрешивший не раскаялся после предупреждения, совершенного наедине, то обращение к суду властей является обязательным долгом каждого человека.
Если ближний совершает грех против самого себя, не причиняя вреда другим людям, включая вас самих, то вопрос о том, следует ли обличать его или нет, зависит прежде всего от того, умный это человек ли глупый. Если это человек умный, то он поймет наставление, будет благодарен вам за дружеский совет и станет еще мудрее.
Более того, дать совет разумному человеку является нашим долгом, потому что наша обязанность уберечь ближнего от греха. Это является проявлением любви.
Если же ближний не отличается умом и сообразительностью, то обличение будет напрасным и даже вредным, потому что не только не спасет обличаемого, который все равно пренебрежет советом, но и вызовет вражду между ним и обличающим.
Однако всякий, кто хочет обличить ближнего, должен помнить, что он сам такой же грешный и несовершенный человек, как и его ближний, и может ошибаться.
Поэтому человек должен воздерживаться от обличительства, тщательно взвешивая свои слова.
Поэтому обличение не должно становиться хобби, «любимым занятием», как это происходит у ханжей, которые, сохраняя показную набожность, лицемерно и назойливо требуют от других много того, что сами не делают или что вообще и не нужно делать, и осуждают их за невыполнение этих требований.
Обличение следует отличать от осуждения. Во-первых, обличение имеет предметом поступки, а осуждение личность того, кто их совершает. Во-вторых, по форме обличение представляет собой братский совет, тогда как осуждение приговор судьи преступнику.
Обличение не должно превращаться в осуждение. Во-первых, это неразумно, потому что тогда и нас Господь будет судить по всей строгости Закона, без снисхождения.
Во-вторых, не следует осуждать ближних, потому что мы сами не лучше и не имеем морального права осуждать кого-то. Это право принадлежит только Господу, ибо Он один абсолютно праведен. Прежде, чем обличать других, следует обратить внимание на себя и свои собственные поступки.
Цитата из Библии:
Причина этого состоит в том, что затаенный гнев затмевает разум человека и может привести того к преступлению. Поэтому не следует гневаться, чтобы не причинить вред ближнему. Иисус Христос и апостол Иоанн указывают на гнев как на причину преступлений:
Цитата из Библии:
Но в каких случаях, кого и как следует обличать?
Мы можем выделить три типа ситуаций, когда возникает потребность в обличении:
1)когда грех совершен против нас самих;
2)когда грех совершен против других людей;
3)когда грех совершается человеком в отношении самого себя.
Если грех совершен против нас самих, то следует поговорить об этом с ближним наедине, чтобы не опозорить его перед другими людьми и не навлечь на себя неприязнь с его стороны. Если он покается, то следует примириться с ним и простить его.
Цитата из Библии:
Если он не покается, то следует обратиться в суд. В случае, если ближний осужден за совершенный против вас грех, но все равно не покаялся и не собирается мириться, то следует прекратить с ним дальнейшее общение.
Цитата из Библии:
В то же время следует отказаться от мести и простить ему его грех. Это можно сделать и без судебного разбирательства.
Цитата из Библии:
В случае, если грех совершен против других людей, и согрешивший не раскаялся после предупреждения, совершенного наедине, то обращение к суду властей является обязательным долгом каждого человека.
Цитата из Библии:
Если ближний совершает грех против самого себя, не причиняя вреда другим людям, включая вас самих, то вопрос о том, следует ли обличать его или нет, зависит прежде всего от того, умный это человек ли глупый. Если это человек умный, то он поймет наставление, будет благодарен вам за дружеский совет и станет еще мудрее.
Цитата из Библии:
Более того, дать совет разумному человеку является нашим долгом, потому что наша обязанность уберечь ближнего от греха. Это является проявлением любви.
Цитата из Библии:
Если же ближний не отличается умом и сообразительностью, то обличение будет напрасным и даже вредным, потому что не только не спасет обличаемого, который все равно пренебрежет советом, но и вызовет вражду между ним и обличающим.
Цитата из Библии:
Однако всякий, кто хочет обличить ближнего, должен помнить, что он сам такой же грешный и несовершенный человек, как и его ближний, и может ошибаться.
Цитата из Библии:
Поэтому человек должен воздерживаться от обличительства, тщательно взвешивая свои слова.
Цитата из Библии:
Поэтому обличение не должно становиться хобби, «любимым занятием», как это происходит у ханжей, которые, сохраняя показную набожность, лицемерно и назойливо требуют от других много того, что сами не делают или что вообще и не нужно делать, и осуждают их за невыполнение этих требований.
Цитата из Библии:
Обличение следует отличать от осуждения. Во-первых, обличение имеет предметом поступки, а осуждение личность того, кто их совершает. Во-вторых, по форме обличение представляет собой братский совет, тогда как осуждение приговор судьи преступнику.
Обличение не должно превращаться в осуждение. Во-первых, это неразумно, потому что тогда и нас Господь будет судить по всей строгости Закона, без снисхождения.
Цитата из Библии:
Во-вторых, не следует осуждать ближних, потому что мы сами не лучше и не имеем морального права осуждать кого-то. Это право принадлежит только Господу, ибо Он один абсолютно праведен. Прежде, чем обличать других, следует обратить внимание на себя и свои собственные поступки.
Цитата из Библии: