Есть материя, есть духовность и есть Божественность.
Материя и духовность являются понятиями тварными; Божественность нетварна.
Природа всякой твари ограничена, она не вездесуща, Божественная природа вездесуща.
Материя и духовность не имеют жизни в себе самой, ибо жизнедеятельными энергиями потребляются от Божественности. Божественность же ни от кого независима и имеет жизнь Сама в Себе.
Физическое око не может видеть ни Божественного Образа, ни духовного, ибо физическому оку доступно видеть лишь только себе подобное, физическое. Вещественными глазами можно созерцать лишь мир вещественный. Мир духовный, Ангельский вне природы материи. И уж тем более, Божественная природа недоступна материи.
Так и духовное око не может зреть Божественного Образа. Хотя духовное тело намного утонченнее за тело физическое, но и Ангельская природа не может видеть то, что превыше ее. Божественное невидимо для духовного также, как невидимо духовное для физического.
Чтобы видеть Божественное - необходимо обладать Божественной природой, ибо подобное познается лишь только подобным.
Бога не видел никто и никогда. Ни человекам, ни Ангелам не дано зреть Того, Кто вне их природы.
И все же сказано, что «мы Им живем, движемся и существуем» (Дн.17:28). Каким образом эти жизнедеятельные энергии, что исходят от Того, Кто Сам в Себе имеет жизнь вечную, передаются тем, кто своей природой отличен от Божественной природы? Где та точка соприкосновения между тварью и Творцом?
Чтобы живительные энергии могли излиться от Первоисточника к твари необходим некий посреднический мостик, который бы соединил Творца с миром тварным (как духовным, так и физическим). Этот посреднический мостик должен обладать в себе обеими совершенными природами, как Божественной вездесущей (чтобы видеть Отца), так и тварной ограниченной (чтобы быть доступным для ограниченной твари). При упразднении хотя бы одной из этих двух природ в этом посредническом мостике соединение твари с Творцом становиться просто невозможным. А разъединение же твари с Тем, Кто является автономной энергией Жизни, приводит к тому, что она лишается Жизни Вечной.
Именно таким посредническим мостиком между тварью и Творцом является Божий Сын. Еще прежде сотворения мира Единородный Божий Сын воспринял тварное подобие; не переставая обладать Своей Божественной, совечной Отцу, природой, Он умалил Себя, уничижил некой ограниченностью, став первой духовной личностью (Плоть тогда Им еще не была воспринята! Плоть Он воспринял уже позже, при Своем воплощении через Деву Марию!). Таким образом Божий Сын стал началом творения Божия, не переставая при этом оставаться истинным Богом! Неограниченный ограничился; Божественный и вездесущий воспринял в Себя и в Себе не вездесущее тварное духовное тело. Прежде бытия мира Триединый Бог «проложил» из Самого Себя посреднический мостик, через который и начал изливать живительные энергии. «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1:3); «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:1-4). Тот , Которого никто никогда не видел и не увидит, - ибо невидимое Его есть вечная сила и Божество (Рим. 1:20), - засвидетельствовал о Самом Себе в Сыне, чрез Которого впоследствии и сотворил мир, видимый и невидимый.
Не проложив этого посреднического мостика, Бог никогда не смог бы сотворить тварного мира. Божественным живительным и созидательным энергиям просто невозможно было б излиться в тварь; да и сама тварь никогда б не смогла прийти в свое бытие из небытия, не будь этого посреднического мостика.
Придя из небытия в бытие весь духовный мир сразу же почтил Того, Кому обязан был своим появлением на свет. Перед Кем же преклонились все Ангелы? Перед Отцом или перед Сыном? В буквальном смысле все духовные существа преклонились именно перед Тем, Кого могла увидеть их духовная природа перед Сыном. А почтив Сына, они преклонились и перед Тем, Кто извечно пребывает в тайне т.е. перед Отцом. Ибо никто не может прийти к Отцу, как только через Сына. Никто никогда не видел Отца, кроме Сына и Святого Духа. А видевший Сына видел Отца! Почтивший Сына почтил Отца!
Если кто станет утверждать, что можно почтить Отца напрямую, без посреднического мостика, т.е. без Сына тот лжец и находиться в состоянии духовного прельщения. Тварь не может видеть Творца напрямую. А кто не преклоняется перед Сыном, тот не чтит и Отца.
Если же кто говорит, что он чтит Сына только как духовное существо, как первого Ангела, т.е. как обычную тварь, а Божественной природы в Сыне не усматривает тот также лжец и находиться в состоянии духовного прельщения. Ибо если Сын только лишь тварь, то таковая личность никогда не сможет привести кого-либо к Тому, у Кого источник вечной жизни. Более того, таковая одноприродная личность (которая не имеет в себе двух природ одновременно Божественной и тварной) может привести своих последователей только лишь к почитанию себе подобной твари, т.е. к идолопоклонству. Ибо как тварь может привести к Творцу? Какой Ангел, Архангел, Херувим, Серафим и пр. духовные Силы могут утверждать, что они видели иноприродного им Отца?
Если бы кто из Ангелов мог видеть напрямую своими тварными глазами нетварного Отца, то Сын никогда бы не был назван «Единородным». Более того, если бы обычный Ангел мог привести человеков к Богу, то тогда какая нужда была посылать в мир на страдания Божьего Сына? Миссию воплощения через зачатие от Девы Марии вполне достаточно было бы возложить на одного из Ангелов, или Архангелов!
Но вот вопрос: если бы воплотился не Бог, а обычное тварное духовное существо, т.е. обычный Ангел, то соединилось ли б тогда человечество с Богом? Конечно же нет!
Человечество как было отделено от Источника жизни вечной, так вне этой жизни и осталось бы.
Нет, не просто духовное существо явилось в мир через воплощение, ни Архангел Михаил, ни Гавриил, ни какое другое тварное создание, но Богодуховное существо стало плотью. Бог явился во плоти (1Тим.3:16). Бог очеловечился, чтобы человечество обожилось. Господь наш Иисус Христос даровал Своим искупленным власть быть чадами Божиими (1Ин.3:1). Те, которые Его, стали по благодати причастниками Божеского естества.
Божеское естество нам даровала благодать Духа Святого; ибо кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
Если же кто станет утверждать, что имеет Духа Святого и, при этом, не признает во Христе двух природ (Божественной и тварной), тот лжец. Ибо каким образом благодать Святого Духа могла излиться на того, кто не признает законного подателя этой благодати? Никакой иной лжехристос (т.е. какая-либо личность, выдающая себя за подлинного Христа, однако не имеющая в себе двух природ) не может одарить кого-либо даром Божественного усыновления. Ибо Дух Святой, который извечно от Отца исходит, в мир изливается только через Сына; как и написано: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин.14:26); и еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин.15:26); и еще: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам Не от Себя (Он) говорить будет, но будет говорить, что услышит Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:7-15).
Жизнь вечная от Отца исходит чрез Сына в Духе Святом. Таков непреложный закон духа жизни. Вне этого троичного излияния единой энергии жизни невозможно стать причастником вечного блаженства; ибо Сии три суть едины.
Кто попытается дерзнуть и самовольно нарушить этот духовный закон, кто каким-либо образом упразднит это единство в Трех и тройственность в Единстве, тот сам себя отделит от жизни вечной, тот сам себя сделает причастником иного духовного закона, отделенного от вечного блаженства. Это подобно тому, как есть родник, есть живительный ключ, который исходит из первоисточника этого родника, и есть само течение водное, вытекающее из этого ключа. Отними у родника ключ, закупорь его чем-либо и ты никогда не напьешься воды из этого родника. То же самое произойдет и в том случае, если кто «закупорит» в посредническом мостике служения Сына Божия хотя бы одну из двух природ. Лиши Сына тварности, начни утверждать об одной лишь Божественной Его природе, и тогда для твари Он недоступен; тварь, как и прежде, вне благодати Божией. Лиши Сына Божественности, начни утверждать об одной лишь Его тварности, наличие в Нем одной лишь Ангельской, духовной природы и снова между Богом и творением непреодолимая пропасть. В результате этой пропасти Благодать Духа Святого не в силах оживотворить сердец твари.
На протяжении всей истории Церкви враг человеческий неустанно стремился (и стремится!) разорить Церковь всевозможными еретическими учениями. И хотя все эти ереси имеют очень разнообразную форму, однако, в то же время, все они выражают одну общую интуицию, наклонность. Цель всех ересей разрушить посреднический мостик между тварью и Творцом, лишить человечество той, неописуемой словами человеческими и не до конца постижимой ограниченным тварным разумом, точки соприкосновения между начальным и Безначальным, между тварным и Нетварным, видимым (как физическими глазами, так и духовными) и вечно невидимым для твари. Сатана знает куда метит. Лишив человечество этой точки соприкосновения мир лишается благодати...
Материя и духовность являются понятиями тварными; Божественность нетварна.
Природа всякой твари ограничена, она не вездесуща, Божественная природа вездесуща.
Материя и духовность не имеют жизни в себе самой, ибо жизнедеятельными энергиями потребляются от Божественности. Божественность же ни от кого независима и имеет жизнь Сама в Себе.
Физическое око не может видеть ни Божественного Образа, ни духовного, ибо физическому оку доступно видеть лишь только себе подобное, физическое. Вещественными глазами можно созерцать лишь мир вещественный. Мир духовный, Ангельский вне природы материи. И уж тем более, Божественная природа недоступна материи.
Так и духовное око не может зреть Божественного Образа. Хотя духовное тело намного утонченнее за тело физическое, но и Ангельская природа не может видеть то, что превыше ее. Божественное невидимо для духовного также, как невидимо духовное для физического.
Чтобы видеть Божественное - необходимо обладать Божественной природой, ибо подобное познается лишь только подобным.
Бога не видел никто и никогда. Ни человекам, ни Ангелам не дано зреть Того, Кто вне их природы.
И все же сказано, что «мы Им живем, движемся и существуем» (Дн.17:28). Каким образом эти жизнедеятельные энергии, что исходят от Того, Кто Сам в Себе имеет жизнь вечную, передаются тем, кто своей природой отличен от Божественной природы? Где та точка соприкосновения между тварью и Творцом?
Чтобы живительные энергии могли излиться от Первоисточника к твари необходим некий посреднический мостик, который бы соединил Творца с миром тварным (как духовным, так и физическим). Этот посреднический мостик должен обладать в себе обеими совершенными природами, как Божественной вездесущей (чтобы видеть Отца), так и тварной ограниченной (чтобы быть доступным для ограниченной твари). При упразднении хотя бы одной из этих двух природ в этом посредническом мостике соединение твари с Творцом становиться просто невозможным. А разъединение же твари с Тем, Кто является автономной энергией Жизни, приводит к тому, что она лишается Жизни Вечной.
Именно таким посредническим мостиком между тварью и Творцом является Божий Сын. Еще прежде сотворения мира Единородный Божий Сын воспринял тварное подобие; не переставая обладать Своей Божественной, совечной Отцу, природой, Он умалил Себя, уничижил некой ограниченностью, став первой духовной личностью (Плоть тогда Им еще не была воспринята! Плоть Он воспринял уже позже, при Своем воплощении через Деву Марию!). Таким образом Божий Сын стал началом творения Божия, не переставая при этом оставаться истинным Богом! Неограниченный ограничился; Божественный и вездесущий воспринял в Себя и в Себе не вездесущее тварное духовное тело. Прежде бытия мира Триединый Бог «проложил» из Самого Себя посреднический мостик, через который и начал изливать живительные энергии. «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1:3); «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:1-4). Тот , Которого никто никогда не видел и не увидит, - ибо невидимое Его есть вечная сила и Божество (Рим. 1:20), - засвидетельствовал о Самом Себе в Сыне, чрез Которого впоследствии и сотворил мир, видимый и невидимый.
Не проложив этого посреднического мостика, Бог никогда не смог бы сотворить тварного мира. Божественным живительным и созидательным энергиям просто невозможно было б излиться в тварь; да и сама тварь никогда б не смогла прийти в свое бытие из небытия, не будь этого посреднического мостика.
Придя из небытия в бытие весь духовный мир сразу же почтил Того, Кому обязан был своим появлением на свет. Перед Кем же преклонились все Ангелы? Перед Отцом или перед Сыном? В буквальном смысле все духовные существа преклонились именно перед Тем, Кого могла увидеть их духовная природа перед Сыном. А почтив Сына, они преклонились и перед Тем, Кто извечно пребывает в тайне т.е. перед Отцом. Ибо никто не может прийти к Отцу, как только через Сына. Никто никогда не видел Отца, кроме Сына и Святого Духа. А видевший Сына видел Отца! Почтивший Сына почтил Отца!
Если кто станет утверждать, что можно почтить Отца напрямую, без посреднического мостика, т.е. без Сына тот лжец и находиться в состоянии духовного прельщения. Тварь не может видеть Творца напрямую. А кто не преклоняется перед Сыном, тот не чтит и Отца.
Если же кто говорит, что он чтит Сына только как духовное существо, как первого Ангела, т.е. как обычную тварь, а Божественной природы в Сыне не усматривает тот также лжец и находиться в состоянии духовного прельщения. Ибо если Сын только лишь тварь, то таковая личность никогда не сможет привести кого-либо к Тому, у Кого источник вечной жизни. Более того, таковая одноприродная личность (которая не имеет в себе двух природ одновременно Божественной и тварной) может привести своих последователей только лишь к почитанию себе подобной твари, т.е. к идолопоклонству. Ибо как тварь может привести к Творцу? Какой Ангел, Архангел, Херувим, Серафим и пр. духовные Силы могут утверждать, что они видели иноприродного им Отца?
Если бы кто из Ангелов мог видеть напрямую своими тварными глазами нетварного Отца, то Сын никогда бы не был назван «Единородным». Более того, если бы обычный Ангел мог привести человеков к Богу, то тогда какая нужда была посылать в мир на страдания Божьего Сына? Миссию воплощения через зачатие от Девы Марии вполне достаточно было бы возложить на одного из Ангелов, или Архангелов!
Но вот вопрос: если бы воплотился не Бог, а обычное тварное духовное существо, т.е. обычный Ангел, то соединилось ли б тогда человечество с Богом? Конечно же нет!
Человечество как было отделено от Источника жизни вечной, так вне этой жизни и осталось бы.
Нет, не просто духовное существо явилось в мир через воплощение, ни Архангел Михаил, ни Гавриил, ни какое другое тварное создание, но Богодуховное существо стало плотью. Бог явился во плоти (1Тим.3:16). Бог очеловечился, чтобы человечество обожилось. Господь наш Иисус Христос даровал Своим искупленным власть быть чадами Божиими (1Ин.3:1). Те, которые Его, стали по благодати причастниками Божеского естества.
Божеское естество нам даровала благодать Духа Святого; ибо кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
Если же кто станет утверждать, что имеет Духа Святого и, при этом, не признает во Христе двух природ (Божественной и тварной), тот лжец. Ибо каким образом благодать Святого Духа могла излиться на того, кто не признает законного подателя этой благодати? Никакой иной лжехристос (т.е. какая-либо личность, выдающая себя за подлинного Христа, однако не имеющая в себе двух природ) не может одарить кого-либо даром Божественного усыновления. Ибо Дух Святой, который извечно от Отца исходит, в мир изливается только через Сына; как и написано: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин.14:26); и еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин.15:26); и еще: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам Не от Себя (Он) говорить будет, но будет говорить, что услышит Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:7-15).
Жизнь вечная от Отца исходит чрез Сына в Духе Святом. Таков непреложный закон духа жизни. Вне этого троичного излияния единой энергии жизни невозможно стать причастником вечного блаженства; ибо Сии три суть едины.
Кто попытается дерзнуть и самовольно нарушить этот духовный закон, кто каким-либо образом упразднит это единство в Трех и тройственность в Единстве, тот сам себя отделит от жизни вечной, тот сам себя сделает причастником иного духовного закона, отделенного от вечного блаженства. Это подобно тому, как есть родник, есть живительный ключ, который исходит из первоисточника этого родника, и есть само течение водное, вытекающее из этого ключа. Отними у родника ключ, закупорь его чем-либо и ты никогда не напьешься воды из этого родника. То же самое произойдет и в том случае, если кто «закупорит» в посредническом мостике служения Сына Божия хотя бы одну из двух природ. Лиши Сына тварности, начни утверждать об одной лишь Божественной Его природе, и тогда для твари Он недоступен; тварь, как и прежде, вне благодати Божией. Лиши Сына Божественности, начни утверждать об одной лишь Его тварности, наличие в Нем одной лишь Ангельской, духовной природы и снова между Богом и творением непреодолимая пропасть. В результате этой пропасти Благодать Духа Святого не в силах оживотворить сердец твари.
На протяжении всей истории Церкви враг человеческий неустанно стремился (и стремится!) разорить Церковь всевозможными еретическими учениями. И хотя все эти ереси имеют очень разнообразную форму, однако, в то же время, все они выражают одну общую интуицию, наклонность. Цель всех ересей разрушить посреднический мостик между тварью и Творцом, лишить человечество той, неописуемой словами человеческими и не до конца постижимой ограниченным тварным разумом, точки соприкосновения между начальным и Безначальным, между тварным и Нетварным, видимым (как физическими глазами, так и духовными) и вечно невидимым для твари. Сатана знает куда метит. Лишив человечество этой точки соприкосновения мир лишается благодати...
Комментарий